Скачать 82.86 Kb.
|
Информационная карта передового педагогического опыта
7. Уровень опыта по степени новизны:
8. Цель опыта: создание условий для эффективного использования информационно-педагогической технологии мультимедийных обобщающих уроков биологии по обобщению, систематизации, расширению и углублению знаний учащихся с технологическими картами, листом контроля учащегося. 9. Краткое описание опыта: решаются основные противоречия: использование информационно-коммуникативных технологий существенно не влияют на повышение качества биологического образования и на личностно-ориентированное обучение школьников. Основными компонентами системы работы является: - создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в преподавании биологии; - организация мониторинга эффективного использования информационных технологий в преподавании биологии; - создание комплекса обобщающих уроков теоретических или практических самостоятельных работ исследовательского типа по биологии; - постановка проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения; - разработка методических пособий и рекомендаций для учителей по подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии; - выпуск сборника авторских уроков по биологии с использованием информационных технологий. Принцип тезауруса является основным, содержательным стержнем урока, имеющим такие признаки как системность, целостность видения изучаемого. Работа с системой понятий позволяет распределять изучаемые понятия по таким разделам таблицы как «категория», «понятия», «признаки», «отношения», «методы», «законы», что даёт возможность системного и целостного познания живой природы в совместном информационном взаимодействии учителя и учащегося. Система понятий является инструментом, который помогает формировать знания о признаках и свойствах живого; клетка как биологическая система; организм как биологическая система; биосфера - глобальная экосистема. Можно говорить о создании структуры учебного модуля преподавания уроков биологии, куда могут войти: - тезаурус по изучаемой теме; - целеполагание для учителя и ученика; - педагогические техники, формы и виды учебной работы по теме, систематизация по параметрам учебного успеха ученика для обеспечения возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Приём педагогической техники «Настроение» позволяет учителю установить обратную связь с учащимися в начале занятия и по его завершению, а педагогическая техника «Сжатая информация», помогает учащимся с первой минуты включиться в информационный поиск, что повышает интерес к учению. Закрепляются знания о биологических признаках с помощью использования таких приемов педагогических техник как «Каркасные схемы», «Утверждение», «Ералаш», «Соответствие». Необычная форма организации физкультминутки «Информационная зарядка» позволяет проводить релаксацию с повторением пройденного материала. Применение знаний в новой ситуации проводится через прием педагогической техники «Свои примеры», «Пресс – конференция», «Идеальное задание», «Творчество работает на будущее».
Отрабатывается авторская технологическая карта обобщающего урока биологии, где объединены на одном листе целеполагание учителя и ученика с логической структурой занятия, что является наиболее рациональным сочетанием учебной деятельности на изменяющиеся условия.
10. Эффективность опыта: наибольшей эффективности в своей деятельности учитель достигает благодаря высокому уровню владения информационными технологиями. Показателями результативности передового педагогического опыта является новое качество образования, модель педагогической деятельности в условиях информатизации образования и эффективного использования информационных технологий. Обобщён опыт учителя РИМЦ по темам: - разработка авторской технологической карты обобщающего урока биологии. - методика разработки мультимедийных обобщающих уроков биологии на основе принципов информационного взаимодействия. Проводится распространение опыта при подготовке и проведении районных семинаров для учителей биологии; участия в работе научно-практических конференций с докладами по теме исследования в АГПУ и педагогических чтений, организуемых АФ ККИДППО; публикаций научных статей и сценариев, обобщающих и интегрированных уроков по биологии; выступлений на краевом семинаре тьюторов по биологии с докладом по теме исследования; участия в региональных и краевых конкурсах Фестиваля мультимедийных уроков; участия в Российской сети творческих учителей ВиЭксМ-2008, ВиЭксМ-2009, где по результатам конкурса награждена Дипломом II степени за активное участие в работе Виртуальной-Экспозиции-Мастерской мультимедийных уроков и занятий. Работа в составе группы Федеральной опытно - экспериментальной площадки по теме: «Информационно-педагогическая технология обобщающего урока», экспериментальной площадки ЗАО «Новый диск» и творческой лаборатории информационно – педагогических технологий. 11. Экспертное заключение: .Зоя Васильевна с 2002 года занимается опытно-исследовательской деятельностью в рамках работы ОЭП по информатизации образования. Опыт работы творческой группы, членом которой является Зоя Васильевна, обобщен и внесен в краевой банк передового педагогического опыта по теме «Формирование нового качества образования средствами информационных технологий». В рамках эксперимента учителем освоены и успешно используются на уроках и во внеурочной деятельности средства ИКТ: компьютеры, мультимедийный проектор, цифровая фото и видео-техника, интерактивная доска, ноут - буки, сайты сети Интернет, электронные учебники. Учитель владеет технологией развивающего, проблемного обучения, а также информационными и здоровьесберегающими технологиями. В рамках работы МОЭП занимается исследованием по теме «Конструирование урока биологии с использованием принципов информационного взаимодействия как условие понимания целостности биосистемы». Зоя Васильевна работает по созданию авторской информационно-педагогической технологии обобщающего урока. Ею разработаны технологические карты обобщающих уроков с мультимедийной поддержкой, по теме эксперимента, за что имеет Диплом и сертификат. Показателями результативности передового педагогического опыта является новое качество образования, модель педагогической деятельности в условиях информатизации образования и эффективного использования информационных технологий. Преимущество данного опыта заключается в эффективном использовании информационных технологий в преподавании учебных предметов и позволяет: - внести системные изменения в организацию образовательного процесса; - расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся; - сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса. Зоей Васильевной проведены на высоком методическом уровне районные семинары учителей предметников естественно-математического цикла, в том числе биологии, мастер-класс с демонстрацией продуктивных технологий на основе принципов информационного взаимодействия на районных МО и краевых курсах тьюторов. Учителем разработаны:
Положительные отзывы учителей биологии на краевых курсах-тьюторов в г. Краснодаре, на которых учителям биологам Краснодарского края была представлена технологическя карта и мультимедийный урок по теме «Развитие опорно-двигательной системе». Такой же отзыв был получен районным методическим объединением учителей биологов Новокубанского района и районном семинаре, где были представлены мультимедийные уроки «Многообразие грибов» и «Развитие опорно-двигательной систем». Мультимедийный урок и технологическая карта по теме «Многообразие и значение грибов» стали призёрами зонального и краевого конкурсов мультимедийных уроков. С распространением опыта участвует в межрегиональных и региональных научно-практических конференциях. Её опыт представлен в 4 публикациях в тематических сборниках Армавирского Филиала ККИДППО, в сборниках статей АГПУ. Опыт исследовательской деятельности, учителя-тьютора и РМО в рамках обмена опытом, ею был представлен дважды на курсах в г. Краснодаре по теме «Методическое сопровождение ЕГЭ по биологии», «Совершенствование деятельности тьюторов по повышению качества подготовки выпускников к ЕГЭ». 12. Последователи: Лабинский район ст. Вознесенская МОУСШ №28, учителя химии Новокубанского района, учителя-предметники кафедры естественно-математического цикла школы. Учителя МОУСОШ № 9: Торбина Ж.В., - учитель истории, Зимин А.А., -учитель физики, Гришина И.В.,- учитель географии, Кишинец З.Д.,- учитель русского языка и литературы, Максименко Н.П.,- учитель химии. 13. Кто и когда изучал: кафедра практической педагогики, кафедра естественно-математического цикла, кабинеты практической психологии и новых технологий и ТСО Армавирского филиала АФ ККИДПО, методический кабинет УО Новокубанского района с 2002 по 2008 год. 14. Выводы и рекомендации: информационно-педагогическая технология обобщающего урока с использованием компьютерных технологий, элементов интернет-технологий, мультимедийного сопровождения, проектной деятельности, использование различных информационно-коммуникационных средств позволяет модернизировать образовательный процесс таким образом, что совершенствуется профессиональное мастерство учителя, следствием чего является повышение мотивации к учению и качества образования учащегося. В совместном творчестве учителя и ученика решаются образовательные задачи по созданию условий улучшения качества образовательного процесса. Перспективы применения актуального опыта в практике позволит: - внести системные изменения в организацию образовательного процесса; - расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся; - сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса. Рекомендации: организация мониторинга эффективного использования информационно- педагогической технологии обобщающего урока в преподавании биологии. |