Скачать 58.21 Kb.
|
Чернецкая С.Г.,учитель биологии МБОУ СОШ №19 города Сургута, высшая квалификационная категория. Фадеева Т.Н., учитель химии МБОУ СОШ №19 города Сургута, высшая квалификационная категория Интегрированный урок биологии и химии для учащихся 8 классов «Ода позвоночнику». Тема: .Нарушение правильной осанки, плоскостопие. Лабораторная работа №4. Определение нарушений осанки и плоскостопия Цель: формирование культуры здоровья. Задачи: --использование здоровьесберегающих технологий на традиционных уроках -- выработка умений проводить исследования состояния своего здоровья --показать связь биологии с другими науками (химия, математика,…) Перед уроком: Учащимся предложили выбрать кружочки разного цвета соответствующего их настроению. (Существует психологическая структура цветового образа:
1. Повторение материала прошлых уроков. Какие ткани встречаются в опорно-двигательной системе? Остановиться на: а)мышечная состав: орг. и неорг., больше орг., потому что белок. строение: гладкая, поп.-пол. скелетная, поп.-пол. сердечная свойства: возбудимость, растяжимость, сократимость, эластичность б) костная состав: орг. и неорг., больше неорг., так как соли строение: межклеточного много, костные пластинки образуют цилиндры вокруг канальцев. свойства: прочность 2. Химический состав костей. Работа по схеме: Костная ткань ↓ Вещества ↓ Органические Минеральные Вода ↓ ↓ 10% белки соли Ca;Mg;P;O ~ 20% 60-70% - В каком виде металлы входят в состав костной ткани? = В виде ионов Ca2+; Mg2+; - Каков вид связи между ионами металлов и неметаллов? Что вы можете сказать о прочности этой связи? = Связь ионная. Она прочная. - Костная ткань очень прочная. На столах – таблицы «Прочность костной ткани». Проанализируйте данные таблицы. Прочность костной ткани «как строительного материала» скелета человека
= Костная ткань уступает по прочности на сжатие только стали и фарфору, а по прочности на растяжение – только стали. Кости – очень прочный строительный материал, но он может сжиматься и растягиваться. - Какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства? Проведём лабораторный опыт. У вас на столах – 3 кости.
= Она способна гнуться во все стороны. 3 – Пережженная кость. Кость сжигали. Хорошо горят органические вещества. В ней остались только минеральные вещества. Попытайтесь согнуть эту кость. = Кость твёрдая, но хрупкая. Она рассыпается при ударе. = Вывод: органические вещества сообщают кости упругость и эластичность, а минеральные – твёрдость. - Сочетание твёрдости и эластичности придаёт костям прочность. Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину 3:1 – минеральных солей – 60-70%, органических веществ ~ 20%. Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни. С возрастом увеличивается содержание в костях минеральных веществ и уменьшается содержание органических. - Почему у детей часто встречается искривление костей, а у пожилых людей – переломы? = Кости детей содержат больше органических веществ, они более упругие, эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание минеральных солей. В старости кости становятся хрупкими и ломаются даже при небольших травмах. - Кости детей достаточно гибкие. В детском возрасте идёт формирование осанки. Неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Об этом необходимо помнить! 3. Актуализация знаний перед лабораторной работой. а)Особенности скелета человека в отличии от животных: в связи с прямохождением (используя скелет): ---тазовые кости и нижние конечности массивны; ---S- изгиб позвоночника; ---сводчатая стопа; --грудная клетка уплощена б) Что такое осанка? –привычное положение вертикально расположенного тела человека Как соединены позвонки между собой? --полуподвижно Возможно смещение позвонков? 4.Рефлексия на результаты прошлого урока Прежде чем выявить нарушения осанки у каждого, встаньте те у кого на прошлом уроке получилось, что масса соответствует росту. В тетрадях для лабораторных работ выполняем работу № 4 а)совместно с учителем проводят исследование состояния позвоночника по прохождению ладони и кулака у стены кабинета , записи в тетрадях по плану(лежат на партах). В результате: ладонь и кулак проходят между стеной и позвоночником? В выводе: нарушений нет или нарушения есть (в этом случае учащиеся из списка причин, вызывающих нарушения осанки, для себя выбирают возможные причины и записывают в тетради). б)Осанка и походка человека связана с состоянием вашей стопы. Учащиеся должны были принести на урок отпечатки своих мокрых следов. Гипотезу, цель дети формулируют сами. Работу выполняем вместе: на доске рисуется вариант определения плоскостопия по соотношению ширины средней части следа и плюсы в процентах. В выводе: нет плоскостопия или есть (в этом случае выписываются возможные причины из списка). 5. Вывод по актуальности данной темы для всех учащихся и каждого. Встаньте те, у кого рост соответствует массе. Останьтесь стоять те, у кого сегодня в работе не обнаружилось нарушение осанки, нет плоскостопия. Аплодисменты тем, кто здоров! 6.Обобщение. Записываем в рабочих тетрадях (учитель на доске): защита болезни позвоночника опора суставы движение позвоночник пищеварение кроветворение дыхание (следующая тема урока) обмен веществ уверенность утомляемость головная боль характер Сделать вывод о значении позвоночника как основы опорно-двигательной системы человека, предлагая учащимся произнести предложение, начиная «Ты моя…» (для первого столбика) и «О, мои…» (для второго столбика). После урока: Учащиеся вновь выбирали кружочки разного цвета для определения общего настроения после прошедшего урока. |
Презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа Приложение 1 Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья, выявить причины и разъяснить отрицательные... | Эмоционально-психологические настрои на уроке. Развитие правильной... На правильную осанку один из основных моментов в учебном настрое. Мы знаем, что при нарушении осанки ухудшается работоспособность... | ||
Нарушение осанки в детском возрасте Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма... | В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо... В последующем, в старших классах, учителя должны следить за тем, чтобы правильная посадка вошла у учащихся в привычку. Работа над... | ||
П. Товарково, Дзержинского района, Калужской области Гимнастика. «Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры» Формирование правильной осанки | «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия» «Детский сад комбинированного вида №18 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики... | ||
Реферат Тема: «Плоскостопие» Плоскостопие (pes planus; синоним плоская стопа) — деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Уплощение продольного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать навык правильной осанки и повторить упражнения для профилактики плоскостопия | ||
Государственное образовательное учреждение уфимская специальная (коррекционная)... Обучающие – дать комплекс упражнений на формирование и закрепление навыков правильной осанки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формировать мотивацию к занятиям физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и строения правильной осанки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработать комплекс упражнений по формированию правильной осанки у детей младшего школьного возраста | Урок здоровья. Игровой физкультурно-оздоровительный праздник Цель: проверка навыков правильной осанки, освоение упражнений на развитие мышц спины и стопы, профилактика плоскостопия; пропаганда... | ||
Конспект урока по физической культуре "Формирование правильной осанки средствами степ-аэробики" Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Урок корригирующей гимнастики Великолепно преподаватель на уроке работает над формированием навыков правильной осанки, развивает силовую выносливость мышц, стабилизирующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России. Снижаются показатели физического развития, уменьшается количество детей с проявлениями акселерации развития, у каждого четвертого... | Учебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка... Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников |