Скачать 122.54 Kb.
|
Разработка урока-симпозиума "Осанка. Предупреждение плоскостопия" Учитель биологии второй квалификационной категории Воробьева Надежда Александровна Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья, выявить причины и разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки. Задачи урока:
Оборудование: презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Плоскостопие”, лист самоанализа (Приложение 1), карточки с видами искривлений позвоночника (Приложение 2, для каждого ученика), карточки “Признаки правильной осанки” (Приложение 3, для каждого ученика). Тип урока - урок применения знаний, навыков и умений в форме урока- памятки. Вид урока - урок-симпозиум. Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков. Ход урока Слово учителя: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас. Сегодня мы с вами проведем урок в виде биологического симпозиума по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья. Беседа. Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”. Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем. Приложение 3 Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой. При правильной осанке:
Объяснение учителя (использование презентации “Виды искривления позвоночника”. Приложение 2). Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника. Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения). Эксперт-теоретик: Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка». В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ». При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди. У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 55 человек или 6,2% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.(Слайд презентации ) Эксперт –практик: Определение сколиозов. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. Эксперт- теоретик: Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. На экране вы можете видеть симптомы лордоза – это голова выдвинута вперед, грудная клетка плоская, выдвинут вперед поясничный отдел, живот выпячен вперед, колени разведены. Эксперт –практик: Определение лордозов. Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена. Эксперт- теоретик: Кифоз – развивается в виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом. На экране в можете видеть симптомы кифоза – это грудная клетка впалая, увеличение изгиба грудного отдела, живот выпячен вперед, колени полусогнуты. Эксперт-практик: Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние со стороны груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз. Эксперт- теоретик: Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров. Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена. Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить всю жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему? Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано). Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины). Ситуация. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач? Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника? Что поможет избежать такого искривления? Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов (советы демонстрируются на одном из учеников):
Задачи осанки: (промежуточные выводы)
Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.) Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как правильно сидеть”). Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:
Сейчас мы проведем физкультминутку ( мне поможет физорг класса).
Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши? Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды? Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа. Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 55 человек или 6, 2 % учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков. Диаграмму за последние 4 года можно видеть на экране. Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой. Инструктивная карта:
Профилактика плоскостопия:
Комплекс упражнений для физкультминутки:
– ходить по валику босиком; – поднимать с пола карандаш пальцами ног; – катать мяч подошвами ног; – делать массаж ступней. Подведение итогов урока. Работа нашего симпозиума прошла очень плодотворно. В качестве домашнего задания каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы. В заключении работы мы с вами составим синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме. 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово. 3 строка – три глагола, показывающих действие понятия. 4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие. 5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Большое спасибо за работу на нашем симпозиуме. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:
|
Учебник по Всеобщей истории 7-8 классы, компьютерная презентация... Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа... | Урока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов.... Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока | ||
Презентация PowerPoint. Приложение 1 Цели: познакомиться с решением задач на нахождение числа по его части; закрепить умение решать задачи разного вида с предварительным... | Примерная памятка для самоанализа урока учителем Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками? | ||
Урока информатики в 8 классе по теме «Характеристика основных устройств компьютера» Цель самоанализа: выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на ход урока | Дата: Приложение 1 Рабочий лист по теме «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | ||
Урока Организационный момент Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2) | Приложение Оценочный лист по теме Авторская песня. Игорь Тальков Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике | ||
Реферат Тема: «Плоскостопие» Плоскостопие (pes planus; синоним плоская стопа) — деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Уплощение продольного... | Урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника» Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока... | ||
Урок по теме "Математическая культура". 7-й класс Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение) | Конспект и презентация урока по теме "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Урока Проценты Тип урока урок закрепления пройденного материала Оборудование и материалы к уроку: презентация, составленная к уроку в программе PowerPoint, компьютер с проектором, экран, лист оценивания,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |