Рабочая программа По природоведению





Скачать 151.78 Kb.
НазваниеРабочая программа По природоведению
Дата публикации29.08.2014
Размер151.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МКОУ «Вершино-Рыбинская средняя общеобразовательная школа имени Н.Я.Бизюкова»


Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

педагогического совета зам.директора по УВР директор школы:

Протокол № _______ ___________Е.С. Крупкина __________ В.Н.Матвеева

«_____»_________20___г. «_____»_________20___г. «_____»_________20___г.

Приказ № _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По природоведению
Год составления: 2013 – 2014 учебный год
Класс 5

Общее количество часов по плану 68
Количество часов в неделю 2


«_____»_________20___г. ______________________

(подпись учителя)
Составитель: Чурикова Н.А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г), и учебным планом на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению 5 класс и программе для общеобразовательных учреждений по природоведению, биологии и экологии 5-11 классы Т.С.Суховой, В.И.Строгановой, И.Н.Пономаревой и др. (Допущено Министерством образования Российской Федерации. М. 2008.)

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа». Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.

Структура документа

Рабочая программа по природоведению включает: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс, поурочное планирование.

Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Основная задача курса – формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от микромира до макромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Дидактическое построение учебного материала создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 224 с.: ил.

Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 112 с.

Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.: ил.

Учебно-тематический план

ТЕМА

Количество уроков

Практические работы

Лабораторные работы

Экскурсии

Тесты

1. Введение. Что тебя окружает

6

-

-

1

-

2. Явления природы

44

4

8

4

6

3. Движение в сферах планеты Земля и в космосе

9

2

1

-

1

4. Освоение природы человеком

3

2

-

-

-

5. Задание на лето

1

-

-

-




Повторение

5

-

-

-

1

Итого:

68

8

9

5

8


Содержание учебного курса

1. Введение (6 ч)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации. Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.

Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей.

Экскурсия №1. Живая и неживая природа.

2. Явления природы (35/9* ч)

Многообразие природных явлений (1/1 * ч)

Понятие о физических, химических и биологических явлениях.

Человек как биосоциальное явление.

Физические и химические явления в живой и неживой природе (10/2* ч)

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа. № 1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Практическая работа. №1. Прослушивание записей звукового общения животных.

Экскурсия№2. Звуки в живой природе.

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

Биологические явления. Особенности живого организма (24/6* ч)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы. № 2. Изучение устройства микроскопа. № 3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. № 4. Изучение строения семени фасоли. № 5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. № 6. Рассматривание корней растений. № 7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. № 8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Практические работы. №2. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. №3. Уход за комнатными растениями и аквариумом. №4. Подкормка птиц.

Экскурсии. № 3. Распространение плодов и семян. №4. Живые организмы зимой. №5. Живые организмы весной.

3. Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч)

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение вод в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа. № 9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Практические работы. №5. Определение по карте основных океанических движений, течений. №6. Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.

4. Освоение человеком природы (2/1* ч)

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Практические работы. №7. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридора. №8. Наблюдение .и расходованием воды и электроэнергии.

5. Задания на лето (1 ч)

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.

Повторение (5 ч)

Резервное время (2 ч).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.

  1. Печатные пособия:

Увеличительные приборы.

Демонстрационный материал по биологии. Растения.

  1. Лабораторное оборудование:

Микроскоп учебный

  1. Коллекции

Шишек, плодов семян деревьев и кустарников

Семян.

Минералы и горные породы (1-3 ч)

Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов (1и2 ч)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ (литература для учителя и для ученика, СД диски, обучающие компьютерные программы, Интернет ресурсы).

Учебно-методические материалы:

  1. Программа: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. М. Константинов, В. С. Кучменко, А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш, Н. М. Чернова, Л. В. Симонова, И. М. Швец, М. З. Федорова, Г. А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 176 с.

  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 224 с.: ил.

  3. Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.: ил.

  4. Природоведение: 5 класс: методическое пособие / Т.С.Сухова, В.И.Строганов. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Литература для учителя:

  1. Ежемесячный научно – методический журнал «Биология в школе».

  2. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002. – 159 с.

  3. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / под общ. Ред. Н.И. Сонина. – М.: Айрис-пресс, 2003. (Поурочные планы).

СД диски:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Природоведение. Разработчик - компания «ФИЗИКОН», издательский дом «Дрофа»

  2. Природоведение 5 класс. Плешаков А.А., Сонин Н.И. (1, 2, 3, 4 четверти)

  3. Естествознание 5 класс. Сухова Т.С., Строганов В.И. (1, 2, 3, 4 четверти)



Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс.

Учащиеся должны знать:

  • Положение о том, что всё в природе находится в движении: движение – форма существования материи;

  • Положение об относительности движения и покоя;

  • Сущность понятий «вещество» и «тело»;

  • Примеры и основные признаки химических реакций;

  • Основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

  • Основные процессы, происходящие в живых организмах;

  • Примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения и вулканизм);

  • Причины изменения поверхности Земли;

  • Причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

  • Движение Земли (суточное, вокруг Солнца).

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать различные явления, делать выводы;

  • Проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  • Пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  • Использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

  • Выявлять взаимосвязи организмов и среды;

  • Составлять схемы пищевых цепей;

  • Находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

  • Объяснять причины изменения поверхности Земли;

  • Объяснять причины смены дня и ночи, времён года.



Календарно-тематическое планирование (приложение).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа По природоведению iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа По природоведению icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Пример­ной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании Федерального Государственного стандарта общего образования (базовый уровень)-2004...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа По природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск