МКОУ «Вершино-Рыбинская средняя общеобразовательная школа имени Н.Я.Бизюкова»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю
педагогического совета зам.директора по УВР директор школы:
Протокол № _______ ___________Е.С. Крупкина __________ В.Н.Матвеева
«_____»_________20___г. «_____»_________20___г. «_____»_________20___г.
Приказ № _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По природоведению Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 5
Общее количество часов по плану 68 Количество часов в неделю 2
«_____»_________20___г. ______________________
(подпись учителя) Составитель: Чурикова Н.А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г), и учебным планом на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению 5 класс и программе для общеобразовательных учреждений по природоведению, биологии и экологии 5-11 классы Т.С.Суховой, В.И.Строгановой, И.Н.Пономаревой и др. (Допущено Министерством образования Российской Федерации. М. 2008.)
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа». Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.
Структура документа
Рабочая программа по природоведению включает: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс, поурочное планирование.
Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Основная задача курса – формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от микромира до макромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе.
Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Дидактическое построение учебного материала создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.
Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 224 с.: ил.
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 112 с.
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.: ил.
Учебно-тематический план ТЕМА
| Количество уроков
| Практические работы
| Лабораторные работы
| Экскурсии
| Тесты
| 1. Введение. Что тебя окружает
| 6
| -
| -
| 1
| -
| 2. Явления природы
| 44
| 4
| 8
| 4
| 6
| 3. Движение в сферах планеты Земля и в космосе
| 9
| 2
| 1
| -
| 1
| 4. Освоение природы человеком
| 3
| 2
| -
| -
| -
| 5. Задание на лето
| 1
| -
| -
| -
|
| Повторение
| 5
| -
| -
| -
| 1
| Итого:
| 68
| 8
| 9
| 5
| 8
|
Содержание учебного курса
1. Введение (6 ч)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.
Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей.
Экскурсия №1. Живая и неживая природа.
2. Явления природы (35/9* ч)
Многообразие природных явлений (1/1 * ч)
Понятие о физических, химических и биологических явлениях.
Человек как биосоциальное явление.
Физические и химические явления в живой и неживой природе (10/2* ч)
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.
Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.
Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.
Лабораторная работа. № 1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
Практическая работа. №1. Прослушивание записей звукового общения животных.
Экскурсия№2. Звуки в живой природе.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
Биологические явления. Особенности живого организма (24/6* ч)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.
Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы. № 2. Изучение устройства микроскопа. № 3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. № 4. Изучение строения семени фасоли. № 5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. № 6. Рассматривание корней растений. № 7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. № 8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Практические работы. №2. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. №3. Уход за комнатными растениями и аквариумом. №4. Подкормка птиц.
Экскурсии. № 3. Распространение плодов и семян. №4. Живые организмы зимой. №5. Живые организмы весной.
3. Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч)
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере.
Движение вод в биосфере.
Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа. № 9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Практические работы. №5. Определение по карте основных океанических движений, течений. №6. Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.
4. Освоение человеком природы (2/1* ч)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы. №7. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридора. №8. Наблюдение .и расходованием воды и электроэнергии.
5. Задания на лето (1 ч)
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Повторение (5 ч)
Резервное время (2 ч).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.
Печатные пособия:
Увеличительные приборы.
Демонстрационный материал по биологии. Растения.
Лабораторное оборудование:
Микроскоп учебный
Коллекции
Шишек, плодов семян деревьев и кустарников
Семян.
Минералы и горные породы (1-3 ч)
Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов (1и2 ч) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ (литература для учителя и для ученика, СД диски, обучающие компьютерные программы, Интернет ресурсы).
Учебно-методические материалы:
Программа: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. М. Константинов, В. С. Кучменко, А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш, Н. М. Чернова, Л. В. Симонова, И. М. Швец, М. З. Федорова, Г. А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 176 с.
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 224 с.: ил.
Сухова Т. С., Строганов В. И. Природоведение: 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.: ил.
Природоведение: 5 класс: методическое пособие / Т.С.Сухова, В.И.Строганов. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Литература для учителя:
Ежемесячный научно – методический журнал «Биология в школе».
Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002. – 159 с.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / под общ. Ред. Н.И. Сонина. – М.: Айрис-пресс, 2003. (Поурочные планы).
СД диски:
Библиотека электронных наглядных пособий. Природоведение. Разработчик - компания «ФИЗИКОН», издательский дом «Дрофа»
Природоведение 5 класс. Плешаков А.А., Сонин Н.И. (1, 2, 3, 4 четверти)
Естествознание 5 класс. Сухова Т.С., Строганов В.И. (1, 2, 3, 4 четверти)
Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс.
Учащиеся должны знать:
Положение о том, что всё в природе находится в движении: движение – форма существования материи;
Положение об относительности движения и покоя;
Сущность понятий «вещество» и «тело»;
Примеры и основные признаки химических реакций;
Основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
Основные процессы, происходящие в живых организмах;
Примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения и вулканизм);
Причины изменения поверхности Земли;
Причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
Движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать различные явления, делать выводы;
Проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
Пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
Использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;
Выявлять взаимосвязи организмов и среды;
Составлять схемы пищевых цепей;
Находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
Объяснять причины изменения поверхности Земли;
Объяснять причины смены дня и ночи, времён года.
Календарно-тематическое планирование (приложение). |