Конспект урока
Перспектива, 4 класс
Тема урока: ПРАВА РЕБЁНКА.
Основная цель: - дать первоначальные представления о правах ребёнка.
Задачи урока:
образовательные:
работа над понятием «права человека», «права ребенка» «конвенция»
знакомство детей с Конвенцией прав ребёнка;
знакомство детей с их правами и обязанностями.
развивающие:
способствовать развитию логического и критического мышления, речи;
расширить кругозор;
развивать способы взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности;
воспитательные:
воспитывать чувства человеческого достоинства;
формировать у учащихся чувство ответственности за свои поступки;
воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
знать права ребёнка;
приводить конкретные примеры прав ребёнка;
объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления;
приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость соблюдения десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН;
употреблять специальную лексику соответствующих документов.
Метапредметные результаты:
получать информацию из текста;
правильно строить речевое высказывание (ответ на вопрос);
составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям;
соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в культуре народов России (в том числе по материалам учебника 3 класса).
Личностные результаты:
понимать, осознавать ценность нравственного отношения к детям в процессе рассмотрения внутреннего смысла статей закона о правах ребенка;
осознавать свои права в соответствии с законом о правах ребёнка.
Литература:
Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год),
Рассказ А.Усачёва « Приключения маленького человечка»,
Оборудование урока:
для учителя:
Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.: ил. – (Перспектива).
кукла Мальчик-помощник;
плакат «Я-человек»
книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год),
Рассказ А.Усачёва « Приключения маленького человечка»,
Мультимедийная установка, компьютер, диск «Игры и задачи», раздел «Окружающий мир», тема «Какие правила приняты а жизни людей?».
Схема для подведения итогов « Я,……»
для учащихся:
Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь В 2- х ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.: ил. – (Перспектива).
комплект из трёх кружков для самостоятельной оценки каждым уровня своей работы.
толковые словари 15 шт.,
книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год)- 15 шт.
шаблоны- заготовки голубей, черновики для синквейна,
План урока:
№ п/п
| Этапы урока
| Время
(минуты)
| 1.
| Организационный момент.
| 1
| 2.
| Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
| 5
| 3
| Сообщение темы и целей урока
| 1
| 4.
| Усвоение новых знаний.
| 10
| 5.
| ФИЗМИНУТКА.
| 1
| 6.
| Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
| 10
| 7.
| Систематизация и обобщение знаний.
| 10
| 8.
| Подведение итогов.
| 5
| 9.
| Домашнее задание
| 1
| 10.
| Организационный момент.
| 1
|
Ход урока:
Речь и деятельность учителя
| Речь и деятельность учащихся
| 1. Организационный: подготовка учащихся к работе.
| Проверим готовность к уроку. Что должно лежать на парте?
- Кто готов к уроку?
| Перечисляют необходимые предметы.
| 2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:
подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).
| - Вспомните тему прошлого урока.
- Откройте учебники. Ответим на вопросы из раздела «Вспомним»:
- Как называется основной закон Российской Федерации? - Какие права и свободы человека он гарантирует гражданам России?
- Каковы обязанности гражданина России?
| - открывают учебник. Отвечают на вопросы.
| 3.Сообщение темы урока
| - Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.
- Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).
- А ещё нас объединяют права. Сегодня на уроке мы поговорим не просто о правах, а о правах ребёнка. Узнаем, какие права есть у ребёнка.На доске появляется плакат.
- Какие ассоциации возникают со словом «права»? (Ответы детей записываются на доске).
|
Дети высказывают разные мнения.
| 4. Усвоение новых знаний:
формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях
| - где более точно можно узнать значение этого слова?
- Найдите это слово в словаре, работая в парах. Прочитайте его значение.
- Как сказано в словаре, что такое права? -Как давно появилось право? Какую функцию они выполняли?
- Ребята, послушайте небольшой отрывок из рассказа
А. Усачёва «Приключения маленького человечка».
Потом вы скажете, похоже ли на реальную жизнь то, что придумал писатель? Давайте пока представим, что речь в книге идёт о нашем знакомом.
Учитель сажает на стол куклу-помощника и читает отрывок из рассказа А. Усачёва «Приключения маленького человечка» до слов «…Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ, но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ...»
- Что похоже на реальную жизнь? А что больше кажется фантазией автора?
Педагог подчёркивает в обсуждении, что представленная ситуация не может быть правдой во всём, прежде всего потому, что не бывает, чтобы все люди были равнодушными, безразличными, высокомерными. И в услышанном, конечно, использован художественный приём преувеличения.
- Кого вы представляете на месте Маленького Человека и как ему можно помочь? Что следует сделать для его защиты?
- Для охраны ребёнка, попавшего в беду, и для защиты любого из детей существует специальный закон. Какой? Чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к тексту учебника. - Прочитайте текст учебника на с. 16—17.
-С какого возраста гражданин России может пользоваться правами и свободами и исполнять обязанности в соответствии с Конституцией РФ?
- Как называется закон о правах ребёнка, принятый в России?
- Что значит слово «конвенция»? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря. Когда была принята? Где? -Каковы права ребёнка в России мы узнаем, поработав в четвёрках. Знакомство с Декларацией.
Работа в четвёрках с книгой «Ваши права».
- Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения).
- Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №. Статьи
Затем обсуждается вопрос об обязанностях детей, предложенный в рубрике «Обсудим».
| - В толковом словаре.
- Работают в парах с толковыми словарями. - Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. - Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.
Дети слушают отрывок из рассказа.
- Дети обсуждают с учителем услышанное.
При обсуждении дети приходят к выводу, что в каких-то ситуациях на месте героя книги может оказаться и ребёнок.
- Дети рассматривают фотографии на с. 17 и по ним рассказывают о правах ребёнка.
(Дети могут ответить, а могут и не ответить.)- Специально для охраны прав детей – Конвенция о правах ребенка. - Самостоятельно читают текст учебника на с. 16—17 и отвечают на вопросы учителя.
Конвенция о правах ребенка Работают в парах с толковыми словарями.
- Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990 году. - Работа в четвёрках с книгой «Ваши права».
-Зачитывают статьи из книги.
ВЫВОД: Все статьи главные.
| 5. Физминутка
| 6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
| Учитель читает текст на с. 18—19.
Учитель проводит собеседование по вопросам рубрики «Подумаем!»
-Прочитайте самостоятельно текст вывода учебника.
- Чтобы вы дополнили по результатам работы над вопросами рубрик «Обсудим», «Подумаем».
Работа с диском «Игры и задачи», раздел «Окружающий мир», тема «Какие правила приняты а жизни людей?».
| Дети заглядывают на «Странички Умного Совёнка».
| - Сейчас каждый попробует написать синквейн на листочках. Вспомните, что такое синквейн? Правила написания синквейна?
Какое слово будет первым? (права или конвенция, по выбору детей). Работа в парах.
Пример синквейна:
Права.
Необходимые, равные. Даются, регулируют, защищают. Надо уважать права другого. Конвенция.
Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.
Составляется новый синквейн (в паре).
- Зачем нам нужны права?
- Кто знает, какая птица является символом мира? Запишите ваши синквейны на заготовках (голубя).
.
| Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
1. – тема существительное,
2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
3. – три глагола по теме,
4. – осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
- Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.
- Голубь. Дети записывают синквейн на голубях.
Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.
| 8. Подведение итогов: анализ успешности образовательной деятельности
|
- Подведём итоги. Расскажите по схеме о своих результатах.
- Оцените, достаточны ли результаты вашей работы для полноты вывода по данной теме, подняв соответствующий по цвету кружок из своего комплекта.
- Вы можете дополнить свои знания из предложенной литературы (Выставка книг)
| Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились. Поднимают соответствующие сигнальные кружки.
| 9. Домашнее задание
| - Подобрать в творчестве народов вашего края пословицы, сказки, притчи и другие произведения, в которых выражено представление о том, что необходимо для счастливого детства.
- выполнить задание 2 в рабочей тетради (с. 13).
- По желанию: составить внутрисемейную «Декларацию прав и обязанностей», к которой можно будет обращаться в спорных ситуациях.
|
Записывают задание в дневник.
| 10. Организационное завершение урока
| Спасибо за работу! Урок закончен.
|
|
Оформление доски (выставка книг).
Андрей Усачев. Приключения маленького человечка В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.
Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что всё вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!
Огорчало Маленького Человека только то, ЧТО большим людям всё это казалось маленьким: и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими…
А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.
— Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожалуйста, будьте внимательны…
Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.
«Странно, — думал Маленький Человек. — Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ, но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ…» |