Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка»





Скачать 63.05 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка»
Дата публикации19.08.2014
Размер63.05 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка
Методическая разработка

урока-игры на тему: «Права ребенка».

Автор: учитель истории и права МКОУ «СОШ №3»

г. Ревда Свердловской области

Грамолина Любовь Ильинична.

Пока не будет должной заботы о детях,

не разрешится ни одна из насущных

проблем, над которыми бьётся человечество.

ЮНИСЕФ

«От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа».
Локк
Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Задача школы и взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития. И главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной культуры, где права человека и права ребенка являются базовой ценностью.

Цели, которые я ставлю перед собой, как учитель обществознания и права, это: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободам человека. Для создания оптимальных условий по совершенствованию учащихся включаю их в разнообразные виды и формы деятельности во внеурочное время. В школе под моим началом организован кружок «Юный правовед», который посещают учащиеся 9 - 11 классов, увлекающиеся правовыми вопросами. При кружке действуют лекторские группы, которые выходят выступлениями в 1-10 классы. Молодые лекторы в доступной форме, используя мультимедийные презентации, рассказывают учащимся об уставе школы, о правах ребенка, о трудовой деятельности подростков, об избирательных правах граждан РФ и т.д. С их участием ежегодно проводятся правовые чтения, гражданские форумы среди учащихся 7-11 классов, недели правовой безопасности «Правовой компас».
Данную тему можно предложить по учебному плану курса «Основы правовых знаний» в главе «Право и человек» в 8-м классе. Так же этот урок можно применить как внеклассное мероприятие в начальной школе (3-4 кл.) и средней ступени (5-7 кл.).

Список литературы:

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Семейный кодекс РФ.

  • Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 классов. М., 2003 год.

  • Отрывки из сказок.

Материалы и оборудование:

  • Техническое оборудование для мультимедийных презентаций.

  • Некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.

  • Карточки с заданиями и тексты с пропусками.

  • Бумага формата А3, маркеры и фломастеры.


Цель урока: формирование представлений учащихся о правах и обязанностях детей; продолжение знакомства с международными документами (Декларация 1959 года и Конвенция 1989 г.), Семейным кодексом РФ и как защищены права несовершеннолетних в этих документах.

Основные понятия: права ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, органы опеки и попечительства, лица, заменяющие родителей, несовершеннолетние дети по ГК РФ.
План урока:

  1. Презентация «Пусть всегда будут дети».

  2. Литературно-правовая викторина.

  3. Ситуативный разбор.

  4. Работа текстом с пропусками.

  5. Конкурс «Транспарант».


Учитель: Приветствую вас на уроке (внеклассном мероприятии), посвященном «Правам детей». Всем вам известно, что правам детей посвящена Декларация прав ребенка 1959 г. (10 статей) и Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В начале урока нам молодые лекторы расскажут о правах и обязанностях ребенка.


  1. Показ презентации «Пусть всегда будут дети» и комментарии лекторов из 10 класса.

Небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией (предлагаются карточки с рядом статей для каждого ученика) находится на партах. По ГК РФ несовершеннолетние – от 14 до 18 лет, малолетние – от 6 до 14 лет.


  1. Литературно-правовая викторина.

Учитель: Вам предлагается ответить на вопрос, обоснованием которого служит статья вашей карточки. Ответьте на вопрос и зачитайте статью.

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно ст. 1 Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста.).

  2. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если подобное происходило в наши дни? (Ст. 31 признает право ребенка на отдых и досуг, право участия в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

  3. В сказке «Гуси-лебеди» гуси уносят Иванушку из родного дома помимо воли его и его родных. Какая статья Конвенции нарушена? (Ст. 9 обеспечивает, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию).

  4. В сказке «Три поросенка» волк уничтожил домики маленьких поросят? Какую статью он нарушил? (Ст. 16 гласит «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь и неприкосновенность жилища»).

  5. Маугли не умеет говорить человеческим языком, он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? (Ст. 23 – каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство).

  6. Карабас Барабас не давал возможности своим куклам учиться и заставлял их работать, получая денежную прибыль. Какая статья нарушена? (Ст. 32 признает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может служить препятствием в получении им образования).

  7. Какое право можно найти в следующих строках сказки Чуковского «Айболит»:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит. (Право на медицинскую помощь)

  1. В сказке А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» царица приказала Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу. На какое право она посягнула? (На личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)


  1. Ситуативный разбор (работа по группам: по 4 человека).

Учитель: Продолжим работу. Сейчас я прошу вас объединить все карточки со статьями Конвенции и вместе выполнить следующее задание. Двое учащихся из группы будут выполнять роли (даны на карточках). Остальные участники внимательно смотрят сценку, в конце выносят свои пояснения ситуации, основываясь на одну из статей Конвенции. Пока артисты готовятся, еще раз ознакомьтесь со статьями.

Разыгрывается ситуация:

Мама: Доченька, я ухожу на работу, приберись, помой за собой посуду, сходи в магазин.

Дочь: Мама, у меня же завтра контрольная по математике. Мне надо повторить некоторые темы.

Мама: Да успеешь ещё подготовиться! Нельзя же оставлять в доме бардак. Я не успеваю.

Дочь: Конвенцией по правам ребенка я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Учитель (задание для групп): Как вы разрешите подобную ситуацию? Выполнение работы по дому не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 Конвенции речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.


  1. Задание «Вставьте пропущенное слово».

Учитель: Вашему вниманию предложен текст, в котором пропущены слова. Попробуйте вставить нужные слова в тексте.

Конвенция о правах ребенка принята (…) в (…). В Конвенции о правах ребенка читаем: «Ребёнок – это лицо, не достигшие возраста (…)».Родители, воспитывающие ребенка, несут (….) за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, обязателен с (…). Согласно Конвенции о правах ребенка (…) должно быть бесплатным и обязательным. Согласно Российскому законодательству обязательно …. образование. Дети имеют право на (…) и гражданство. Для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении….
Учитель: Давайте зачитаем текст и проверим, какие правильные слова вы прописали в тексте? Спасибо за работу, я увидела, что вы в достаточной степени владеете знаниями о правах ребенка.


  1. Конкурс «Транспарант». Создать группы из 3-4 человек.

Учитель: Мы, взрослые, должны защищать права наших детей. Давайте представим, что вам необходимо выйти на демонстрацию по защите прав детей, с каким транспарантом вы пойдете (нарисуйте плакат или напишите лозунг). Каждая группа должна защитить свою работу.
Учитель: Надеюсь, что урок-игра не только дала возможность проверить и закрепить ваши правовые знания, но и еще поднять уровень методического мастерства. Предлагаю каждому высказать свое мнение и обобщить материал урока.

Домашнее задание: найти русские народные сказки, в которых нарушаются права героев.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация»
Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconЯнуш Корчак Как любить ребенка
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова»

Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка открытого урока по истории на тему «Мы вместе....
Оснащение урока: презентация, проектор, интерактивная доска, плакаты с фотографиями о митинге в г. Махачкала
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка Конспект интегрированного урока физической...
Тема: Олимпийские Игры. Символика и атрибутика. Эстафета Олимпийского огня «Сочи-2014»
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока истории "В афинских школах и гимнасиях"
Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка На тему: «Использование игровых технологий...
На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока в 4 классе по курсу «оркм и сэ» на тему: «Священные сооружения»
Сформировать понятие «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора»
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка» iconКонспект подгруппового логопедического занятия На тему: «Звуки [л], [лʼ] и буква л л»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск