Скачать 104.52 Kb.
|
Методическая разработкаурока истории "В афинских школах и гимнасиях"Задачи урока:
Тип урока: комбинированнный. Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры. Вступительное слово учителяУчитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой. Работа с картой. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. Здесь же, на юге, находятся Афины – один из крупнейших полисов Греции. Эта информация нам сегодня нужна и важна, так как урок мы проведем в форме путешествия. Я надеюсь, что вы будете любознательными путешественниками, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках. И сегодня нас ждут новые открытия. Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Наукой историей ведала богиня КЛИО. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты. Итак, в добрый путь! Колесо истории поможет нам попасть на много тысячелетий назад – в IV век до н.э.: Колесо истории влево повернись, Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь Про эпохи, войны, про борьбу за власть, Как сумели многие в историю попасть? Изучение нового материала1. Главная задача греческой культуры. Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека. Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие. К воспитанию именно такого человека и стремились греки. 2. Древнегреческий алфавит, письменность. Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний. Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага) Греки в древности писали на папирусе, а также на покрытых воском дощечках. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль. В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы. Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница? На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги. 3. Учебные заведения Древней Греции. В Греции было несколько типов учебных заведений. А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школы, ПТУ, школа-комплекс). Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях) Заранее подготовленные дети дают определения терминам. Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую). Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости. Какие из этих учебных заведений вам знакомы? Слово “школа” греческого происхождения. А чем она отличается от наших школ? А слово “гимнасий” вам что-нибудь напоминает? В нашей школе есть гимназические классы, где вы изучаете углубленно некоторые предметы. Учитель беседует с учениками, выявляя черты сходства и отличия греческих и российских школ. Раз у нас сегодня урок-путешествие, давайте по пути заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий. ШколаМы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья. Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки. Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили? Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. Приготовьте свои дощечки и стили. Раздаточный материал. У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором. Греческий алфавит 1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история. Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях) Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески. В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов. Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте. Это были основные школьные предметы. ПалестраПутешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета. Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта. Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса. Задание классу: рассмотрите рисунки на доске и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро! 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым). 2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало). 3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль). Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы! А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий. ГимнасийВ гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила! Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение. Вызываю двух учеников к доске. Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени. После окончания поединка и подведения итогов даю задание на дом: Ребята! Попытайтесь дома письменно разработать “Правила ораторского искусства”. Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые. Вывешиваю на доску таблички с их именами, кратко комментирую, а дети делают записи в тетрадях. Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле. Завершится наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции посещением медицинской академии - это разновидность гимнисия. Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров. Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной: Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет! По учению Гиппократа врач должен был не изгонять болезнь из организма, а помогать организму преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях – это был крупный вклад в развитие медицины. ЗакреплениеСегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке. I. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему? а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка; б) Гиппократ, Геродот, Перикл. II. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте: Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам. Заключительное словоНаше путешествие заканчивается, пора в обратный путь. Колесо истории и весь шар, народ Движет непрестанно вправо и вперед. День за днем события, где – то снова войны, “Нет” - кровопролитию, мы за мир без бойни! (Связать с современными политическими событиями) Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства. Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Давайте поблагодарим за это богиню КЛИО, которая вам сегодня хорошо помогала и открыла некоторые свои тайны. Тест по теме: «В греческих школах и гимнасиях» 5 класс 1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу? а. вавилонский, б. египетский, в.финикийский 2.Какие учебные заведения посещали афинские мальчики? а палестру, б библиотеку Ашшурбанапала, в школы писцов. 3 Что называлось стилем в Древней Греции? а палочка для письма, б манера разговора, в манера ношения одежды. 4 Особенностью древнегреческого письма не является? а передача согласных звуков буквами, б рисунчатый облик греческих букв, в передача гласных звуков отдельными буквами. 5 Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась а Ликей, б Академия, в палестра. 6 Греческий ученый, прозванный «отцом истории» а Геродот, б Софокл, в Гомер. 7 На чем писали ученики афинских школ в 5 в.до н. э.? а на пергаменте, б на дощечках, натертых воском, в на бумаге. 8 Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника а бесстрашного воина, б всесторонне развитого гражданина, в хитроумного купца. 9 Где обучались афинские девочки? а в палестрах б дома, в в гимнасиях. 10 В афинских школах обучались а сыновья афинских граждан, б все дети жителей города, в сыновья и дочери афинских граждан. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема: "В афинских школах и гимнасиях" (Использование игровых технологий) Бухтеева Н.Ю., учитель истории и обществознания п. Биокомбината 2011 |
Тема: «В афинских школах и гимнасиях» Цель: интеграция олимпийского знания в образовательную систему школы, для полного представления об Олимпийском движении | Моу гимназия №9 «В афинских школах и гимнасиях» Кызыл -2011 г Оборудование: карта Республики Башкортостан, иллюстрации флага, герба рб, аудиозапись гимна, ноутбук, проектор, экран, рисунки животных,... | ||
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» Оборудование: карта Республики Башкортостан, иллюстрации флага, герба рб, аудиозапись гимна, ноутбук, проектор, экран, рисунки животных,... | Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения... Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории.... | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Методическая разработка урока-презентации «Счет лет в истории», 5 класс Цель урока: сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование... | Методическая разработка открытого урока по истории на тему «Мы вместе.... Оснащение урока: презентация, проектор, интерактивная доска, плакаты с фотографиями о митинге в г. Махачкала | ||
Список электронных публикаций Методическая разработка урока про княгиню Ольгу элективного курса по истории "Светочи России" | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,воспитание уважения... | Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года |