Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории





НазваниеМетодическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории
страница1/4
Дата публикации13.10.2013
Размер0.5 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пищевская основная общеобразовательная школа

Шарьинского муниципального района Костромской области


Методическая разработка по истории:

«Нестандартные формы ведения урока»

Подготовил учитель истории

Епифанов Сергей Александрович

д. Пищевка
2012

Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории. Может быть применена для подготовки и проведения уроков истории в 5-9 классах общеобразовательных школ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………………..

Из истории появления нетрадиционных уроков…………………………….4-5

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков………………..5

Творческие принципы нетрадиционных уроков………………………………5

Система нетрадиционных уроков……………………………………………5-24

Заключение……………………………………………………………………….24-25

Приложение ……………………………………………………………………...25-27

Литература………………………………………………………………………….. 27


2


ВВЕДЕНИЕ
«Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н.Скаткин
Выбор темы «Нестандартные формы ведения урока» не случаен. Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

А можно ли избежать идеи рассматривания истории как “поглощения” определенных знаний? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умения анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Ответы на эти разноплановые вопросы я нашел в разнообразных, нестандартных формах преподавания предмета. Проведенное среди учащихся анкетирование подтвердило мою правоту. Только 25% учащихся испытывали интерес к предмету истории до начала системного использования нестандартных форм и приемов работы. Второе анкетирование показало намного возросший интерес к предмету. Для учителя это означает одно - он на верном пути.

Девиз нестандартного урока – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.

Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы истории, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель – дирижер, а дети – ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль “солиста”, в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся.

Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.

Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.


3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками. Главным является пробуждение интереса школьников к учебной работе, нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:

Урок – «погружение»

Урок – деловая игра

Урок – пресс-конференция

Урок – соревнование

Театрализованный урок

Урок с групповыми формами работы

Урок – взаимообучение учеников

Компьютерные игры

Урок-творчество

Урок – консультация

Урок – аукцион

Урок, который ведут школьники

Урок-зачёт

Урок-сомнения

Урок – творческий отчёт

Урок-формула

Урок-конкурс

Бинарный урок

Урок-обобщения

Урок-фантазия

Урок-игра

Урок «суд»

Урок поиска правды

Урок-лекция «Парадоксы»

Урок-концерт

Урок – диалог

Урок «Следствие ведут знатоки»

Урок ролевая игра

Урок-конференция

Урок-семинар

Интегральный урок

Урок «Круговая тренировка»

Межпредметные уроки

У
4
рок – экскурсия

Урок –игра «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».
Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассовые и внеурочные формы организации учебной работы.
ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
1. Подготовительный

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.
2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)

Первый этап

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

Второй этап

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.

  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.

  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.

  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.

  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.

  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.

  • Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.
СИСТЕМА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
В
5
моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков по истории:

  1. Игра «Счастливый случай»

Тема урока: Путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в 5 классе).

Цели урока:

- Систематизация и контроль знаний учащихся по истории Древней Греции.

- Формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

- На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Оборудование: карта «Древняя Греция», изображения греческих богов, плакат с названием игры “Счастливый случай”, исторические картины периодов, музыкальное оформление, мешочек с бочонками от 1 до 10.

Подготовка к игре: Команды должны придумать название команды, девиз. Должны составить вопросы соперникам. В игре участвуют команды из одного класса.

ХОД ИГРЫ

1 Гейм. Разминка (по пять вопросов каждой команде)

1. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.)

2. Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота.)

3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все эллины, кроме женщин.)

4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.)

5. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)
1. Назовите и покажите на карте местонахождение Греции (Балканский полуостров.)

2. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)

3. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)

4. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)

5. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)

2 Гейм. «Заморочки» из бочки

Кто мог бы так сказать:

Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест.)

Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)

Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)

Да по моей вине мой сын стал хромым, но никто не смеет мне перечить…(Зевс.)

Люди любят меня больше всех богов в мою честь они устраивают театральные представления…(Дионис.)

Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое вокруг.. (Артемида.)

3 Гейм. Исторические даты

Кто больше назовет событий по датам, связанным с историей Древней Греции.

4 Гейм. Исторические понятия

Объяснить данные термины:

Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.

Комедия, Акрополь, аристократ, демократия, колония.

5 Гейм. Религия древних греков

Соотнести изображения богов с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались:

Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.

Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.

6
6
Гейм. Мифы древних греков


Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:

Елена, Парис, Гефест, Афродита.

Одиссей, Деметра, Полифем

Тесей, Эгей, Минотавр, Зевс.

Деметра, Персефона, Аид, Дионис.

7 Гейм. Ты мне, я тебе

Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)

8 Гейм. Гонка за лидером

Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов.

Условия возникновения государства?

Где живут греческие боги?

Какая поэма Гомера посвящена Троянской войне?

Почему поэма Гомера называется «Илиада»?

Кто вел в бой войско троянцев?

Кто такой Ахиллес?

Откуда родом Одиссей?

Кто убил Гектора?

Назовите царя города Микены.

Как Одиссей расправился с Полифемом?

Кто из греческих богинь помогал троянцам?

Кто такой гражданин?

Кем по рождению был Солон?

Почему греки верили в существование богов?

Какие подвиги совершил Геракл?

Чьи законы отменил Солон?

Чем занимался совет ареопагитов?

Где находится Спарта?

Где находится Афинское государство?

Кто решал жить или нет маленькому спартанцу?

Учили ли спартанцев грамоте?

Какой должна быть речь спартанца?

Что привозили купцы из Греции в колонию?

Как часто проходили Олимпийские игры?

Как выглядел портик?

Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе?

Как часто собиралось Народное собрание, орган власти в Афинах?

Кого греки называли педагогом?

Какие вазы назывались чернофигурными?

Что такое триера?

Итог урока

Подведение итогов игры, награждение победителей.

  1. Конкурс – путешествие

Тема урока: Путешествие в Древний мир (урок в 5 классе).

Цель: закрепить и повторить полученные знания в течение курса истории древнего мира.

Оборудование урока: настенные карты; карточки, таблички для конкурсных игр; конверты с вопросами; стол, разделённый на секторы; волчок со стрелкой.

Примечание: Урок организуется по образцу телевизионных программ КВН и “Что? Где? Когда?”. Класс делится на две команды, возглавляемые капитанами.

1
7
. Конкурс “Приветствие команд”
(домашнее задание).

Команды в театрализованной форме представляют страну (город-государство), древнего мира, откуда прибыли на состязание (например, Афины и Спарту).

2. Конкурс-разминка

Игра “ Поймай рыбку” проходит в форме эстафеты. Участники команд поочерёдно подбегают к “аквариумам” вылавливают картонных “рыбок”, на обратной стороне которых написаны понятия, термины, даты, имена, и дают ответы. Через несколько минут подсчитывается “ улов” и определяется победитель.

В ходе игры “Найди на карте” представителям команд предлагают вытянуть карточку с именем страны, а затем подобрать связанные с этой страной таблички ( на их написаны названия частей света, горных массивов, рек, городов, перечислены важнейшие события их истории страны). Таблички прикрепляются на соответствующие места настенных карт.

3. Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается назвать авторов крылатых выражений и отгадать исторический ребус.

4. Конкурс “Что? Где? Когда?”

Команды поочерёдно садятся за игровой стол. Побеждает та команда, правильно и полно ответившая на наибольшее количество вопросов. В паузах можно провести обзор художественной литературы и научно - популярных книг по истории древнего мира, представленных на выставке в классе.

Вопросы для игры.

1.Послушайте отрывок из стихотворения Брюсова:

Я - раб царя. С востока до заката

Среди других свершаю тяжкий труд

И кус гнилой - единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут….

Я - раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари, исчезну без следа,

Меня с земли судьба сотрёт, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

О чём идёт речь в этом стихотворении? В каком государстве и в какое время могло происходить описанное автором?

2. Прослушайте фрагменты сочинений китайских писателей:

Зачем на свете люди неравны?

Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест из отрубей

Чем плох бедняк, иль раб господ глупей?..

Эй, господин, вы, не сеяли хлеб, не убирали

Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в стихах.

3. В “Одиссее” такой эпизод: “Утром во дворец царя Приама прибежал вестник и объявил, что враги неожиданно уплыли, оставив на берегу огромного коня”.

Что вы знаете об этом эпизоде Троянской войны? Как поступили Трояны с деревянным конём? К чему это привело?

4
8
. Один афинянин, принеся согражданам о победе над персами, воскликнул: “ Радуйтесь, афиняне, мы победили!”.

После какого сражения произошел этот эпизод? Какое значение имело это сражение для хода войны?

5. Участник Греко- персидских войн поэт Эсхил писал:

Вперёд сыны Эллады!

Спасайте Родину, спасайте жён,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков, бой теперь- за всё.

О каком сражении идёт речь? Кто в нем победил? Почему?

6.В стихотворении “Умирающий гладиатор” М.Ю. Лермонтов писал:

Ликует буйный Рим….

Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он пронзённый в грудь-

безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена….

Кто и как решил судьбу побеждённого гладиатора? Какие выводы о характере зрелищ в Древнем Риме Вы можете сделать?

7. Римский писатель Сенека рассказывает о рабовладельце, который решил казнить раба за разбитую вазу. Другого раба казнили за то, что он забыл в бане бельё своего господина. Император Калигула приказал отдать осуждённых рабов на съеденье голодным зверям в цирке.

Что вы можете объяснить эти факты? Можно ли считать их случайными?

Сделайте выводы о положении рабов в Риме.

8. Победившему Антония Октавиану, сенат оказывал все новые и новые почести. День рождения Октавиана, годовщины его побед были объявлены праздниками . На его двери был повешен венок “За спасение граждан”, а в сенате водружён золотой щит с перечнем заслуг. Октавиану присвоили звания императора, консула, народного трибуна. Сенат назвал императора Августом- Священным.

О каких изменениях в Римском государстве свидетельствуют эти факты?

9.Когда готы во главе с Аларихом вторглись в Италию, послы Рима попытались напугать захватчиков большим числом защитников города. Однако Аларих насмешливо возразил: “ Чем гуще трава, тем легче косить”.

Как Вы понимаете смысл ответа вождя готов римлянам? Как этот эпизод характеризует Алариха?

10.Итальянский писатель Р. Джованьоли вложил в уста главного героя своего исторического романа “Спартак” следующие слова: “Нужно или победить , или умереть… как подобает людям храбрым, одержавшим столько побед над римлянами. Наше дело свято и справедливо и не умрёт с нами. Мужественная и почётная смерть лучше постыдной и гнусной жизни”.

Как эта речь характеризует личность персонажа романа?

В конце урока проводятся итоги, определяется команда - победительница, оценивается работа учеников. Лучшие участники команд награждаются.


  1. Урок зачет – взаимного опроса

Тема: «Домонгольская Русь» (урок в 6 классе)

Цели:

- Углубить знания и представления школьников об особенностях Древней Руси об образовании государства Киевская Русь. Обобщить исторический материал IX – XIII веков.

-
9
Воспитание у ребёнка ответственности, любознательности и целеустремленности в работе над текстом при подготовке вопросов к зачету, тактичности и терпения при знакомстве с ответами на вопросы.

- Развитие у детей умений: самостоятельно повторять изученный материал, подготовить вопросы классу, внимательно исправлять ошибки и анализировать ответы одноклассников.

Основное содержание: Первое упоминание о государстве «Русь», Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир - Красно Солнышко, Святослав. Принятие христианства. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Съезд князей в Любече. Федеральная раздробленность. Правление Владимира Мономаха «Повесть временных лет». Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо, «Слово о полку Игореве». Культура Руси Х – начала ХIII в.

Оборудование урока:

Карты:

1. Киевская Русь в IX в. - начале XIII в.

2. Феодальная раздробленность Руси в XII в. – первой четверти XIII в.

Художественные иллюстрации по теме.

Ход урока:

1 этап. Вводная часть. Объяснение целей и задач урока. Пояснений правил: все фамилии учеников написаны на доске, каждый по порядку задает свой вопрос, а за ответы отвечающий получает 1 балл за полный ответ, за неполный ответ 0, 5 балла.

2 этап. Учитель записывает баллы на доске – все наглядно видят результаты своего труда.

3 этап. Итоги урока подводятся коллективно, все посчитывают свои баллы, каждый знает свою оценку за урок. Учитель благодарит класс за работу.

4 этап. Домашнее задание: Подготовить сообщение об одной исторической личностей этой эпохи.


  1. Урок - семинар

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока истории "В афинских школах и гимнасиях"
Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока-презентации «Счет лет в истории», 5 класс
Цель урока: сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка
Учитель – тимошичева елена ивановна – учитель истории и обществознания мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconСписок электронных публикаций
Методическая разработка урока про княгиню Ольгу элективного курса по истории "Светочи России"
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка открытого урока по истории на тему «Мы вместе....
Оснащение урока: презентация, проектор, интерактивная доска, плакаты с фотографиями о митинге в г. Махачкала
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира»
Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,воспитание уважения...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока «Тональный натюрморт в мягком материале с размывкой» (6 часов)
Знакомство с последовательностью ведения тонального натюрморта в технике сепии с применением размывки
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка итогового урока по истории
Основные понятия: номенклатура, культ личности, «триумвират», «оттепель», диссидент, десталинизация, «кукурузная эпопея», целина,...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconПояснительная записка Автор материала (фио) Медникова Надежда Александровна...
Внеклассное мероприятие, методическая разработка подведения итогов по изучению истории Великой Отечественной войны
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения урока» Подготовил учитель истории iconМетодическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»
Родины. Особенно актуальна эта задача нынче, так как 2012 год объявлен президентом Российской федерации Годом Российской истории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск