Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология»





Скачать 133.61 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология»
Дата публикации24.06.2013
Размер133.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
ГОУ ВПО

сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Утверждаю:

Проректор по учебной работе

_______________С.Ф. Кожухов

«___»__________200___г.

Факультет Социальных технологий

Кафедра политологии

рабочая программа
дисциплины
методы научного исследования
для студентов специальности 020200 (030203) «Политология»

Сургут, 2009 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Политология», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, номер государственной регистрации 49 гум/сп.


Составитель программы:

к.филос.н. ассистент кафедры связей с общественностью

Т.Ю. Денисова


Рецензенты программы:

к.филос.н., ст.преподаватель кафедры политологии В.В. Мархинин

к.и.н., доцент кафедры политологии Д.В. Сердюков

Согласование рабочей программы


Кафедра (факультет)

Дата согласования

Фамилия, И.О. и подпись

зав. кафедрой (декана)

Кафедра политологии
Факультет социальных технологий





М.Ю. Мартынов
Е.В. Иванчихина


Программа рассмотрена и одобрена заседанием кафедры политологии

«____»__________ 2009 г., протокол №________


Заведующий кафедрой д.полит.н., профессор М.Ю. Мартынов
Программа рассмотрена и одобрена заседанием учебно-методической комиссии

факультета социальных технологий «___» __________2009 г., протокол № ______


Председатель УМК к.и.н., доцент Г.И. Мартынова

1.Цели и задачи дисциплины
Цель курса:

Формирование культуры научного мышления и овладение навыками самостоятельного научного исследования.

Задачи курса:

  1. Показать роль научного исследования в сфере политического маркетинга и политического управления;

  2. Сформировать представление о сущности научного мышления и научной картины мира;

  3. Помочь студентам практически овладеть методологией и технологией разработки, оформления и представления результатов научных исследований.


2.Место дисциплины в учебном процессе

и требования к знаниям и умениям специалиста:
Развитие сферы социальных технологий является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования экономической, политической и социальной жизни общества. Роль теоретических разработок в этой сфере очень велика, во-первых, в силу того факта, что она в нашей стране находится пока в стадии становления; а, во-вторых, в силу широты и многоаспектности этой сферы. Именно поэтому профессиональная подготовка специалистов в области социальных и политических технологий должна включать не только овладение практическими навыками деятельности, но и глубокое освоение принципов, методов и приемов научного исследования в этой области.

Согласно Учебному плану дисциплина «Методы научного исследования» преподается студентам специальности «Политология» в VII семестре и призвана помочь им самоопределиться в сфере научных интересов в рамках специальности и оказать практическое содействие при подготовке курсовых работ, а в будущем – при подготовке выпускной квалификационной работы.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «Методы научного исследования» студенты должны знать:

  1. Закономерности развития научного познания и формирования научной картины мира;

  2. Сущность приемов и методов научного исследования, принципиальной значимости их выбора;

  3. Специфику эмпирического и теоретического познания, природу их взаимодействия и необходимость взаимодополнительности;

Студенты должны уметь:

  1. Формулировать научную проблему, цели и задачи исследования;

  2. Определять объект и предмет исследования;

  3. Выдвигать гипотезу и грамотно осуществлять ее доказательство;

  4. Владеть методиками обработки материалов исследования;

  5. Излагать материал в соответствии с требованиями к стилю научной работы;

  6. Владеть навыками оформления библиографической, текстуальной и иллюстративной частей работы.


3.Содержание дисциплины
Тема 1. Наука как социокультурный феномен и социальный институт

Наука как социокультурный феномен. История развития институциональных форм научной деятельности. Эволюция способов трансляции научных знаний. Взаимодействие науки, экономики и политики. Познавательная, практическая, объяснительная, прогностическая и мировоззренческая функции науки. Мировоззренческие ориентации техногенной цивилизации. Перспективные направления научно-исследовательской деятельности в области политического маркетинга..

Тема 2. Специфика научного познания. Этика науки.

Специфика научного познания. Критерии научности. Донаучное и вненаучное познание. Ненаука и ее структурные составляющие (квазинаука, паранаука, анормальная наука, антинаука, лженаука). Специфика обыденно-практического, мифологического, художественно-образного и религиозного познания. Понятие ответственности ученого. Значение науки в условиях глобальных проблем.

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее развития. Проблема динамики научного познания.

Предпосылки возникновения науки. Развитие науки как системы знаний.Этапы становления науки, закономерности ее постепенного выделения из состава синкретичного нерасчлененного знания, формирования отдельных областей научного знания. Многообразие научных традиций, специфика их формирования и сохранения. Научная революция как перестройка оснований науки. Понятие парадигмы. Глобальные научные революции. Изменение типа научной рациональности в ходе научных революций. Динамика научного знания. Решение проблемы роста знания в концепциях К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда.

Тема 4. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.

Особенности и уровни эмпирического познания. Специфика теоретического познания. Мышление, его основные уровни. Гипотеза, требования в ее формулировке. Понятие научной теории, ее структура и функции. Виды теорий. Классический и неклассический варианты формирования теории.

Основные способы построения теорий в современной науке. Понятие научного закона. Законы объективного мира и законы науки. Значение законов науки в теоретической и практической деятельности человека. Понятие закона формальной логики. Характеристика закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания.

Тема 5. Методология научного познания. Специфика социально-гуманитарных наук

Понятие о методе и методологии. Многообразие методов научного исследования и необходимость их классификации. Классификация методов по их составу: частные, общенаучные методы, комплексные методики исследования. Классификация методов по характеру исследовательской деятельности: эмпирические и теоретические методы. Классификация методов в зависимости от функций исследовательской деятельности: методы накопления фактов, сбора материала, проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов. Общелогические методы и приемы исследования. Особенности системного и структурно-функционального подходов. Сущность герменевтики . Понимающие методики. Сущность объяснения и его основные формы. Теоретическое и практическое значение методов научного исследования. Рациональное построение процесса исследования.

Общенаучные методы эмпирического исследования, их применимость в социально-гуманитарных науках. Метод изучения литературных источников. Метод изучения документации и продуктов деятельности. Методы наблюдения и опроса (беседы, интервью, анкетирования, тестирования). Метод создания диагностических ситуаций.

Общенаучные методы теоретического познания. Методы осмысления и обобщения собранных фактов. Частные методы теоретического поиска: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация, классификация, моделирование, мысленный эксперимент

Общелогические методы и приемы исследования

Тема 6. Технология научного исследования.

Структура научного исследования. Процесс научного исследования. Этап научного исследования как логически и организационно завершенная часть научной работы. Постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий этапы исследования. Стадии научного исследования. Стадия накопления знаний и фактов, сбора материала. Стадия осмысления, обработки, обобщения материала. Стадия проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов.

Содержание и методика работы на постановочном этапе

Логическая схема этапа: проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея – гипотеза – задачи..

Обработка и систематизация информации. Методы обработки материалов исследования. Качественная и количественная обработка материалов исследования. Табличный и аналитический способы представления результатов. Математические методы в обработке результатов. Интерпретация и обобщение результатов. Формы объяснения. Выводы и требования к их формулировке. Создание научного текста. Логические основы аргументации

Тема 7. Оформление и защита научно-исследовательской работы.

Апробация результатов исследования. Способы апробации. Требования к стилистике научной работы. Основные требования к содержанию излагаемого. Правила оформления текстуальной и иллюстративной частей работы. Особенности подготовки к защите письменной работы. Процедура защиты. Культура дискуссии. Способы презентации результатов научного исследования.
4.Тематика семинарских и практических занятий




Тема

Содержание

1

Наука как социокультурный феномен и социальный институт




2

Специфика научного познания. Этика науки.

Рассмотрение сущности мышления, его основных уровней и приемов. Выявление особенностей и форм эмпирического (чувственного) и теоретического (рационального) познания. Применение на практике приемов мышления (сравнение, аналогия, абстрагирование, идеализация, обобщение, ограничение). Анализ особенностей научного познания и критериев научности. Специфика мифологического и религиозного, обыденно-практического и художественно-образного познания, определение вида познания на конкретных примерах. Этические требования к научной деятельности.

3

Возникновение науки и основные стадии ее развития. Проблема динамики научного познания.

Становление науки в античном полисе. Развитие научного мышления в средневековых университетах. Становление опытной науки в Европе в Новое время. Формирование науки как профессиональной деятельности в ХХ веке. Особенности современной науки. Эволюционные и революционные изменения научного знания. Глобальные научные революции. Проблема преемственности научного знания и научной традиции.

4

Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.

Последовательность этапов научного познания. Особенности эмпирического и теоретического уровней познания, их диалектическая взаимосвязь. Различение проблемной ситуации, проблемы в науке и затруднительной ситуации в обыденной жизни. Формулирование и проверка гипотезы. Понятие научного факта и его роль в познании. Проблема объективности научного познания. Личностное знание. Практикум по формулированию научной проблемы и гипотезы.

5

Методология научного познания. Специфика социально-гуманитарных наук

Понятие о методе и методологии. Классификация методов по их составу (частные, общенаучные методы, комплексные методики исследования), по характеру исследовательской деятельности (эмпирические и теоретические), в зависимости от функций исследовательской деятельности (методы накопления фактов, сбора материала, проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов). Общелогические методы и приемы исследования. Особенности системного и структурно-функционального подходов. Практикум по определению методологической базы исследования, адекватному выбору методов для решения конкретной проблемной ситуации. Специфика социального познания. Понимание, объяснение и предвидение в социально-гуманитарных науках. Специальные методы, используемые в социально-гуманитарных исследованиях. Взаимосвязь науки и искусства, науки и религии.

6

Технология научного исследования

Понятие о структуре научного исследования. Методы и принципы работы с информацией: сбор, сворачивание, обработка, систематизация. Практикум по сворачиванию и обработке информации. Методы обработки материалов исследования и способы их представления. Практикум по применению различных методов обработки и представления информации.

7

Оформление и защита научно-исследовательской работы

Требования к содержанию, логической последовательности и стилистике научного текста. Практикум по созданию компилятивного и оригинального текста. Процесс защиты письменной научной работы. Культура дискуссии. Способы презентации результатов исследования. Учебная конференция как практикум по применению навыков исследования и представления его результатов.


5 а. Тематический план учебных занятий

по дневной форме обучения
Курс IV, семестр VII.




Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

лекций

Семинаров и практических работ

1

Наука как социокультурный феномен и социальный институт

2

2




2

Специфика научного познания. Этика науки.

4

2

2

3

Возникновение науки и основные стадии ее развития. Проблема динамики научного познания.

4

2

2

4

Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.

4

2

2

5

Методология научного познания. Специфика социально-гуманитарных наук

8

4

4

6

Технология научного исследования

8

4

4

7

Оформление и защита научно-исследовательской работы

4

1

3




итого

34

17

17


Общая трудоемкость по рабочему Учебному плану 43

Аудиторных часов 34

Самостоятельная работа студентов 34

Форма контроля: зачет.

6. Рекомендуемая литература для студентов:
- Основная литература

  1. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности / Г.И. Андреев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 294 с.

  2. Берков В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004. – 335 с.

  3. Кохановский В.П. Философия науки /В.П. Кохановский – Ростов н/Д: Март, 2006. – 492 с.

  4. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М.: Акад. проект, 2006.- 316 с.

  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для студ. вузов /В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 595 с.


- Дополнительная литература

  1. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений / Н.П. Абовский. - М.: СИНТЕГ, 1998. – 294 с.

  2. Андреев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные, диссертационные работы / А.Ф. Андреев . – М.: Ось-89, 2004.

  3. Завгородний А.И. Социология: Методика прикладных исследований / А.И. Завгородний, Н.В.Шахматова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. – СПб: Соц.-психол. Центр, 1996. – 391 с.


8. Вопросы к зачету


  1. Содержание понятий «знание», «понимание», «познание», «наука».

  2. Критерии научности.

  3. Научное знание и вненаучные формы знания, их специфика.

  4. Классификация наук.

  5. Функции науки, их специфика.

  6. Этапы развития науки, их основное содержание.

  7. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук и их методов.

  8. Динамика научного знания. Модели развития науки.

  9. Научные традиции и научные революции.

  10. Мышление, его основные уровни.

  11. Особенности эмпирического мышления.

  12. Эмпирические методы исследования.

  13. Специфика теоретического познания.

  14. Общенаучные методы теоретического познания.

  15. Диалектический и метафизический методы научного исследования.

  16. Научная картина мира, ее составляющие и процесс ее становления.

  17. Общелогические методы и приемы исследования.

  18. Методы предвидения и прогнозирования.

  19. Особенности социального познания и специфика его методов.

  20. Понятие научного факта. Научные факты и их обобщение.

  21. Постановка и разработка научных проблем.

  22. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез.

  23. Понятие научной теории. Механизм формирования научной теории

  24. Понятие научного закона. Процесс формирования научных законов.

  25. Общая характеристика постановочного этапа научного исследования.

  26. Содержание собственно исследовательского этапа научного исследования.

  27. Содержание оформительско-внедренческого этапа научного исследования.

  28. Требования к оформлению письменных работ.

  29. Стили научного изложения.

  30. Описание и объяснение в научном исследовании.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconРабочая программа дисциплины «Теория политики» для студентов специальности 020200 (030201)
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020200 (030201) «Политология»,...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconПрограмма дисциплины Qualitative and Quantitative Methods of Data...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconРабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы проведенных исследований: теоретический, эмпирический, сравнительный, экспериментальный. Методика научного исследования. Основные...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconРич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова
Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”,...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconРабочая программа дисциплины «Политология»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Политология» студентам очно-заочной формы обучения специальности...
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск