Скачать 133.61 Kb.
|
ГОУ ВПО сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Утверждаю: Проректор по учебной работе _______________С.Ф. Кожухов «___»__________200___г. Факультет Социальных технологий Кафедра политологии рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов специальности 020200 (030203) «Политология» Сургут, 2009 г. Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Политология», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, номер государственной регистрации 49 гум/сп. Составитель программы: к.филос.н. ассистент кафедры связей с общественностью Т.Ю. Денисова Рецензенты программы: к.филос.н., ст.преподаватель кафедры политологии В.В. Мархинин к.и.н., доцент кафедры политологии Д.В. Сердюков Согласование рабочей программы
Программа рассмотрена и одобрена заседанием кафедры политологии «____»__________ 2009 г., протокол №________ Заведующий кафедрой д.полит.н., профессор М.Ю. Мартынов Программа рассмотрена и одобрена заседанием учебно-методической комиссии факультета социальных технологий «___» __________2009 г., протокол № ______ Председатель УМК к.и.н., доцент Г.И. Мартынова 1.Цели и задачи дисциплины Цель курса: Формирование культуры научного мышления и овладение навыками самостоятельного научного исследования. Задачи курса:
2.Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям специалиста: Развитие сферы социальных технологий является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования экономической, политической и социальной жизни общества. Роль теоретических разработок в этой сфере очень велика, во-первых, в силу того факта, что она в нашей стране находится пока в стадии становления; а, во-вторых, в силу широты и многоаспектности этой сферы. Именно поэтому профессиональная подготовка специалистов в области социальных и политических технологий должна включать не только овладение практическими навыками деятельности, но и глубокое освоение принципов, методов и приемов научного исследования в этой области. Согласно Учебному плану дисциплина «Методы научного исследования» преподается студентам специальности «Политология» в VII семестре и призвана помочь им самоопределиться в сфере научных интересов в рамках специальности и оказать практическое содействие при подготовке курсовых работ, а в будущем – при подготовке выпускной квалификационной работы. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины В результате изучения курса «Методы научного исследования» студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
3.Содержание дисциплины Тема 1. Наука как социокультурный феномен и социальный институт Наука как социокультурный феномен. История развития институциональных форм научной деятельности. Эволюция способов трансляции научных знаний. Взаимодействие науки, экономики и политики. Познавательная, практическая, объяснительная, прогностическая и мировоззренческая функции науки. Мировоззренческие ориентации техногенной цивилизации. Перспективные направления научно-исследовательской деятельности в области политического маркетинга.. Тема 2. Специфика научного познания. Этика науки. Специфика научного познания. Критерии научности. Донаучное и вненаучное познание. Ненаука и ее структурные составляющие (квазинаука, паранаука, анормальная наука, антинаука, лженаука). Специфика обыденно-практического, мифологического, художественно-образного и религиозного познания. Понятие ответственности ученого. Значение науки в условиях глобальных проблем. Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее развития. Проблема динамики научного познания. Предпосылки возникновения науки. Развитие науки как системы знаний.Этапы становления науки, закономерности ее постепенного выделения из состава синкретичного нерасчлененного знания, формирования отдельных областей научного знания. Многообразие научных традиций, специфика их формирования и сохранения. Научная революция как перестройка оснований науки. Понятие парадигмы. Глобальные научные революции. Изменение типа научной рациональности в ходе научных революций. Динамика научного знания. Решение проблемы роста знания в концепциях К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда. Тема 4. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Особенности и уровни эмпирического познания. Специфика теоретического познания. Мышление, его основные уровни. Гипотеза, требования в ее формулировке. Понятие научной теории, ее структура и функции. Виды теорий. Классический и неклассический варианты формирования теории. Основные способы построения теорий в современной науке. Понятие научного закона. Законы объективного мира и законы науки. Значение законов науки в теоретической и практической деятельности человека. Понятие закона формальной логики. Характеристика закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания. Тема 5. Методология научного познания. Специфика социально-гуманитарных наук Понятие о методе и методологии. Многообразие методов научного исследования и необходимость их классификации. Классификация методов по их составу: частные, общенаучные методы, комплексные методики исследования. Классификация методов по характеру исследовательской деятельности: эмпирические и теоретические методы. Классификация методов в зависимости от функций исследовательской деятельности: методы накопления фактов, сбора материала, проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов. Общелогические методы и приемы исследования. Особенности системного и структурно-функционального подходов. Сущность герменевтики . Понимающие методики. Сущность объяснения и его основные формы. Теоретическое и практическое значение методов научного исследования. Рациональное построение процесса исследования. Общенаучные методы эмпирического исследования, их применимость в социально-гуманитарных науках. Метод изучения литературных источников. Метод изучения документации и продуктов деятельности. Методы наблюдения и опроса (беседы, интервью, анкетирования, тестирования). Метод создания диагностических ситуаций. Общенаучные методы теоретического познания. Методы осмысления и обобщения собранных фактов. Частные методы теоретического поиска: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация, классификация, моделирование, мысленный эксперимент Общелогические методы и приемы исследования Тема 6. Технология научного исследования. Структура научного исследования. Процесс научного исследования. Этап научного исследования как логически и организационно завершенная часть научной работы. Постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий этапы исследования. Стадии научного исследования. Стадия накопления знаний и фактов, сбора материала. Стадия осмысления, обработки, обобщения материала. Стадия проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов. Содержание и методика работы на постановочном этапе Логическая схема этапа: проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея – гипотеза – задачи.. Обработка и систематизация информации. Методы обработки материалов исследования. Качественная и количественная обработка материалов исследования. Табличный и аналитический способы представления результатов. Математические методы в обработке результатов. Интерпретация и обобщение результатов. Формы объяснения. Выводы и требования к их формулировке. Создание научного текста. Логические основы аргументации Тема 7. Оформление и защита научно-исследовательской работы. Апробация результатов исследования. Способы апробации. Требования к стилистике научной работы. Основные требования к содержанию излагаемого. Правила оформления текстуальной и иллюстративной частей работы. Особенности подготовки к защите письменной работы. Процедура защиты. Культура дискуссии. Способы презентации результатов научного исследования. 4.Тематика семинарских и практических занятий
5 а. Тематический план учебных занятий по дневной форме обучения Курс IV, семестр VII.
Общая трудоемкость по рабочему Учебному плану 43 Аудиторных часов 34 Самостоятельная работа студентов 34 Форма контроля: зачет. 6. Рекомендуемая литература для студентов: - Основная литература
- Дополнительная литература
8. Вопросы к зачету
|
Рабочая программа дисциплины «Теория политики» для студентов специальности 020200 (030201) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020200 (030201) «Политология»,... | Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты... | Программа дисциплины Qualitative and Quantitative Methods of Data... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного... При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям | Рабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» «Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы проведенных исследований: теоретический, эмпирический, сравнительный, экспериментальный. Методика научного исследования. Основные... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”,... | Рабочая программа дисциплины «Политология» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Политология» студентам очно-заочной формы обучения специальности... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... |