Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности





НазваниеОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
страница1/8
Дата публикации14.10.2013
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8





Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Согласно Лицензии Министерства образования РФ № 166902 (серия А) от 09.11.2006 г. ИГУ имеет право ведения образовательной деятельности по специальности 031801 «Религиоведение» с квалификацией «Религиовед. Преподаватель».

Приказом ректора ИГУ от 05.07.2007 г. № 184 в 2007 г. было создано отделение политологии и религиоведения (ОПИР), которому и было вменено обеспечивать набор и подготовку специалистов-религиоведов в формате заочного обучения. В сентябре 2009 г. было сформировано самостоятельное отделение религиоведения как структурная часть факультета психологии ИГУ.

В июне 2010 г. был осуществлен первый выпуск специалистов в количестве 20 человек. В июле 2010 г. специальность получила государственную аккредитацию.

Образовательная деятельность отделения религиоведения строится на требованиях и нормах ГОС, Устава ИГУ, решениях Ученого Совета ИГУ и Ученого Совета факультета психологии ИГУ. Вся нормативная и организационно-распорядительная документация соответствует действующему законодательству и Уставу ИГУ.

Специализация «Основные конфессии Восточной Сибири» утверждена на заседании Ученого совета ГОУ ВПО ИГУ протоколом № 2 от 29 октября 2010 года.

Учебный процесс по специальности 031801.65 «Религиоведение» в основном обеспечивает кафедра философии, религиоведения и теологии (зав. каф. проф. Ю.Ф. Абрамов).


  1. Структура подготовки специалистов


Обучение на отделении религиоведения осуществляется по заочной форме со сроками: 3 года на базе высшего образования и 5 лет на базе среднего полного (общего) образования. Бюджетными местами отделение не располагает.

Общий контингент студентов на период самообследования (декабрь 2010 г.) составляет 99 человек. Все студенты учатся на условиях полного возмещения затрат на обучение.

В 2010 г. состоялся первый выпуск специалистов в количестве 20 человек. Это была группа студентов, обучавшихся на базе высшего образования.

В 2011 г. планируется выпустить 6 человек. Как и в 2010 г., это студенты, получающие второе высшее образование.



  1. Содержание подготовки специалистов

3.1. Прием абитуриентов

Поскольку специальность «Религиоведение» является практически новой как для страны в целом, так и для ИГУ, в частности, на начальном этапе существовали определенные сложности с приемом абитуриентов. Так, в 2008 г. было принято всего 6 человек в группу на базе высшего образования. Благодаря энергично принятым мерам, набор в последующие годы вырос. В 2010 г. в группу на базе среднего образования было набрано 23 чел., а в группу на базе высшего образования – 16 чел.

В 2010 г. был заключен Договор о сотрудничестве с Иркутской епархией РПЦ, которая стала одним из основных поставщиков абитуриентов. Другой долговременный и весьма перспективный партнер в этом плане – система школьного и среднего специального образования. С приходом в ближайшем будущем в среднюю школу курса «Основы религиозных культур и светской этики» потребность в школьных учителях этого курса существенно возрастет, большинство из них – наши потенциальные абитуриенты. Этому должны способствовать и двусторонние договоренности о подготовке и повышении квалификации учителей по религиоведению с органами управления образованием в Иркутске и некоторых районах – Черемховский, Тулунский, город Ангарск – Иркутской области. В 2011 г. планируется принять на 1 курс по направлению бакалавр религиоведения до 40 человек. Прогнозируется, что большинство абитуриентов будет представлено именно школьными учителями.
3.2. Организация учебного процесса

Учебный процесс на отделении религиоведения строится на основе Учебного плана, успешно прошедшего в 2010 г. государственную экспертизу в г. Шахты. В соответствии с требованиями ГОС учебный план включает 4 блока дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специализации.

Особенность обучения религиоведению состоит в том, что наряду с дисциплинами чисто научными, учебный план включает в себя – в основном в цикле дисциплин специализации - и дисциплины духовно-религиозного содержания. Точнее говоря, ряд дисциплин учебного плана никогда или почти никогда не входил в сферу собственно научного познания. Среди таких дисциплин можно выделить каноническое право, христианскую теологию, догматическое богословие и некоторые другие. Поэтому к преподаванию привлекаются некоторые священнослужители Иркутской епархии РПЦ, имеющие высшее светское образование. На сегодняшний день их 6 чел.: В.В. Пушкарев, Мануйлов К.К., Макаров С.Г. и др.

Преподавание дисциплин других циклов осуществляют в первую очередь доценты и профессора кафедры философии, религиоведения и теологии, а также других университетских кафедр.

Учебный процесс строится на основании ежегодно утверждаемого первым проректором, проректором по учебной работе ИГУ графика учебного процесса. В свою очередь, график составляется на основании требований ГОС и прошедшего государственную экспертизу Учебного плана.

В процессе обучения все без исключения студенты выполняют все предусмотренные виды учебной работы, сдают необходимые зачеты и экзамены, выполняют курсовые работы, проходят практику. По всем видам и формам учебного процесса отделением разработаны детальные положения, одобренные УМК факультета и утвержденные Ученым Советом факультета психологии.

По окончанию обучения студенты сдают итоговый междисциплинарный экзамен по специальности и защищают выпускную квалификационную (дипломную) работу.
3.3. Учебные планы и необходимая учебно-методическая документация

Подготовка специалистов на отделении религиоведения осуществляется на основе учебного плана, утвержденного Ученым советом университета 29.12.2006 г., протокол № 4.

По всем дисциплинам, предусмотренным Учебным планом, преподавателями разработаны учебно-методические комплексы, рассмотренные и утвержденные УМК факультета в 2009-2010 гг. Как уже указывалось выше, по всем видам и формам учебного процесса созданы, рассмотрены и утверждены соответствующие положения: Положение о практике, Положение о курсовой работе, Положение об выпускной квалификационной (дипломной) работе, Положение об итоговой государственной аттестации.
3.4. Контроль знаний студентов

Контроль знаний студентов – важнейшая составная часть организации учебного процесса. Особую важность контроль знаний студентов приобретает при заочной форме обучения.

Прежде всего, контроль знаний студентов осуществляется через систему зачетов и экзаменов. Эта форма работы осуществляется в основном традиционно. Вопросы к зачету/экзамену в обязательном порядке прописаны в УМКД, и студенты знают их заранее, что позволяет им готовиться организованно и целенаправленно.

Все студенты с первого дня занятий составляют словарь основных религиоведческих понятий и терминов, что позволяет овладеть достаточно специфическим и обширным понятийным аппаратом религиоведения.

Учитывая обращенность религиоведения к мировоззрению, размышления о котором трудно, если вообще возможно формализовать, тестирование как метод контроля используется не очень часто. Хотя некоторые дисциплины позволяют делать это. Это касается дисциплин, обращенных к истории: История религии, например, или История РПЦ, когда надо проверить знание студентами дат, имен, событий и т.п.

Студенты-религиоведы-заочники пишут много конспектов, планов-конспектов, рефератов, в которых анализируют наиболее важные научные произведения по той или иной теме. На отделении принято организовывать дискуссии и конференции по наиболее важным вопросам. В этих конференциях принимают участие все студенты, готовясь к ним по специальному плану-заданию в межсессионный период.

В конечном итоге контроль знаний студентов осуществляется в рамках ГАК и ГЭК. Подготовка осуществляется на основе индивидуальной работы преподавателя - научного руководителя и студента-выпускника. Вопрос о ходе подготовки к итоговому экзамену и защите диплома слушается на заседании кафедры философии, религиоведения и теологии, по крайней мере, 2 раза в год.
3.5. Организация практик

Организация практики на отделении религиоведения строится на основании требований ГОС и «Положения о практике», одобренного УМК факультета и утвержденного Ученым Советом факультета психологии.

Педагогическая практика сроком 2 недели проводится на курсе, предшествующем выпускному. В процессе данного вида практики студенты знакомятся с работой государственных органов, надзирающих за деятельностью религиозных организаций и объединений в Иркутске и Иркутской области; изучают законодательство, регулирующее государственно-конфессиональные отношения, и практику его применения; знакомятся с различными сторонами – организация, вероисповедание, культ, психология - деятельности религиозных организаций, зарегистрированных в Иркутске.

Этот вид практики полностью вписывается в структуру и логику утвержденной специализации «Основные конфессии Восточной Сибири». Студенты встречаются с представителями ислама, Тибетского буддизма, католицизма, протестантизма, с кришнаитами, бахаистами и представителями других вероисповеданий и религиозных организаций. Практика позволяет студентам выработать реальное понимание сущности многоконфессиональности, приобрести навыки ведения межконфессионального диалога, учиться социальной и религиозной терпимости и уважительного отношения к альтернативным религиозным мировоззрениям, что является чрезвычайно важным для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны.

Педагогическая практика сроком 8 недель проводится на выпускном курсе. Ей предшествует семестровый курс лекций "Методика преподавания религиоведения", в котором обсуждаются следующие вопросы: различные способы построения курса религиоведения в высших, средних и средних специальных учебных заведениях; учет специфики учебных учреждений в курсе религиоведения; трудности в преподавании отдельных тем курса, подготовка и проведение лекций и семинарских занятий в различных их формах; использование литературы при подготовке к лекциям и семинарам; методика проведения консультаций, экзаменов, зачетов; контрольных работ и оценки знаний студентов; этика поведения преподавателя.

Практика предоставляет возможности каждому студенту освоить соответствующую образовательно-профессиональную программу педагогического профиля. Для прохождения практики каждому студенту выделяется руководитель. В течение практики каждый студент проводит под контролем руководителя не менее 4-х самостоятельных уроков (семинарских занятий). Результаты педагогической практики обсуждаются на кафедре философии, религиоведения и теологии. Проводится заключительная конференция и проставляется итоговая оценка.

Традиционно педагогическая практика студентов-религиоведов проводится в ГОУ СПО Иркутский педагогический колледж № 1, Иркутский педагогический колледж № 3, Черемховский педагогический колледж, НОУ Женская православная гимназия г. Иркутска. По согласованию с отделением некоторые студенты проходят педагогическую практику в средних школах и средних специальных учебных заведениях по месту жительства.
3.6. Методическая работа: учебники и учебные пособия

Как уже отмечалось, специальность «Религиоведение» в нашей стране находится в данный исторический момент в стадии становления. Специальность хотя и внедряется в образовательное пространство страны, но учебных и учебно-методических материалов наработано крайне мало, по некоторым дисциплинам нет практически ничего, например, по «Религиозной этике», «Религиозной философии» или «Религиозной антропологии». В ряде специализированных Советов, например, в Читинском государственном университете принимаются к защите диссертации по религиоведению, но реальных работ на защиту практически нет. В этих условиях вопрос об учебниках и учебных пособиях приобретает особое значение и становится одним из наиболее важных вопросов образовательной деятельности по этой специальности.

Отделение религиоведения понимает всю важность этой проблемы и необходимость ее скорейшего разрешения. Вопросы по организации этой работы находятся в постоянном поле зрения и отделения, и кафедры философии, религиоведения и теологии. Разработан и утвержден план публикаций на 2011 г. Следует понять, что такая работа не делается в один присест, написание учебника – сложный, порой мучительный, длительный процесс. Но такая работа началась. После того как преподаватели подготовили все УМКД, набрались опыта преподавания религиоведческих дисциплин, появляется реальная возможность для написания более фундаментальных учебных и учебно-методических пособий. Первые издания такого рода пособий ожидаются уже в мае 2011 г.

Несколько учебных и учебно-методических пособий, широко используемых в практической работе, уже подготовлено. Так, в 2007 г. вышло в издательстве ИГУ учебное пособие по религиоведению Е.В. Щербакова, пособие Н.В. Бенчаровой. В 2010 изданы пособия П.Л. Попова, С.В. Штумпф, Ю.Ф. Абрамова.
3.7. Аспирантура, докторантура

Подготовка кандидатов и докторов наук кафедрой философии, религиоведения и теологии осуществляется на протяжении десятков лет. За период с 2006 г. по настоящее время в аспирантуру было принято 5 чел., в докторантуру – 3 чел. В 2009 г. была защищена 1 докт. диссертация, еще одна защита планируется на 2011 г.

Следует отметить, что политика отделения религиоведения направлена на то, чтобы кандидатские и докторские диссертации готовились по направлениям, близким специальности. В 2010 г. приняты докторанты П.Л. Попов с проблематикой по научному статусу религиоведения и Н.К. Барсукова с темой «Религиозные и научные картины мира».

Кафедра философии, религиоведения и теологии в настоящее время работает по вопросу открытия Специализированного Совета по защите докторских диссертаций по философским специальностям.
3.10. Инновационные методы обучения

Вопрос о методах обучения в высшей школе вообще, по заочной форме обучения – в особенности является вопросом дискуссионным. Если учесть еще и мировоззренческую специфику религиоведения, вопрос о методах становится и сложным, и трудноуловимым. Религиоведение в совокупности дисциплин преподается в основном дипломированными специалистами - доцентами и кандидатами наук, обладающими достаточно большим опытом работы, постоянно повышающими квалификацию. То есть, априори считается, что в процессе обучения применяются самые передовые методы.

Под инновационными мы понимаем, прежде всего, такие методы обучения, которые используют новые технологии, связанные, с возможностями компьютера, Интернета и т.п.

Конечно, современный образовательный процесс не мыслим без опоры на компьютерные технологии. Не является исключением и учебный процесс на отделении религиоведения. Все учебно-методические материалы дисциплин специальности, включая сюда УМКД, опорные вопросы по курсам, рекомендации по самостоятельной работе, некоторые учебные пособия, вопросы к экзаменам и зачетам и т.д. имеются в фонде отделения в электронном виде. Отсюда, кстати, и требование ко всем преподавателям и студентам иметь навыки пользователя ПК.

Важнейшее место в процессе обучения и тем более по заочной форме занимает процесс формирования навыков и умений поиска информации через Интернет. Поэтому по всем дисциплинам проводится соответствующая работа, студенты знакомятся со спецификой нужных сайтов и т.п.

Практически у каждого студента имеется электронная почта, и появляется возможность связи с любым студентов в любой момент.

Вместе с тем, специфика обучения на отделении предполагает развитие навыков коммуникации, диалога в старом, добром сократовском смысле. Здесь особую важность приобретает слово, изустное живое слово. Лекции по религиоведению, по определению, носят проблемный дискуссионный характер, т.е. характер диалога. Семинары чаще всего проходят в форме конференций и включают в себя все ее атрибуты – дискуссии, поиски аргументов и доказательств в условиях дефицита времени, обобщения и т. п.

Таким образом, отделение ориентируется в отборе методов обучения на синтез и диалектику старого и нового, традиционного и инновационного, живого устного и электронного.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconОбщие сведения об образовательной организации
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconОбщие сведения о специальности. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Структура подготовки кадров по основной профессиональной образовательной программе
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconО результатах самообследования
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности филиала Твгту в г. Торжке
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconОбщая характеристика
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности гаоу спо «Балашовское медицинское училище»
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconОтчет государственного бюджетного образовательного учреждения
Историческая справка. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconПротокол №4/09 «утверждено»
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности гаоу спо «Балашовское медицинское училище»
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности icon1 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям и направлениям
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconСодержание Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Директор муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Общие параметры, специфика и результативность организации учебно-воспитательного процесса
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconПояснительная записка к образовательной программе школы. Нормативно правовая база
Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средняя общеобразовательная школа №2036
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности icon1. Организационно-правовое обеспечение деятельности техникума
Сведения об основной профессиональной образовательной программе 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности iconВведение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Москва, ул. Кедрова, д. 8, корп. 2 тел.: +7 (495) 648-62-26, 8-800-700-33-04 (доб. 4869)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск