Скачать 247.64 Kb.
|
Государственный университет- Высшая школа экономики Факультет Государственного и муниципального управления Утверждена Ученым советом факультета “03” марта 2010 г. Декан факультета_______________ (подпись) А.Г. Барабашев (фамилия, инициалы) Программаитогового междисциплинарного экзамена «Менеджмент» по направлению 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Москва, 2010 г. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол № 8 от «26» ноября 2004 г.), к итоговому междисциплинарному экзамену, входящему в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ и успешно прошедшее все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» представляет собой итоговое испытание по профессионально-ориентированным междисциплинарным проблемам, устанавливающее соответствие подготовленности выпускников требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки студентов. I. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» проводится в устной форме. Студенты получают экзаменационные билеты, содержащие три вопроса, составленные в соответствии с программой экзамена. При подготовке к ответу студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарём экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом факультета. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы сдаются ими экзаменационной комиссии и подшиваются в личные дела студентов. На подготовку к ответу первому студенту предоставляется до 40 минут, остальные сменяются и отвечают в порядке очерёдности. В процессе ответа и после его завершения членами экзаменационной комиссии могут быть заданы студенту уточняющие и дополнительные вопросы в пределах программы итогового междисциплинарного экзамена. После завершения ответа студента на все вопросы и объявления окончания опроса экзаменуемого, члены экзаменационной комиссии фиксируют в своих записях оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и предварительную результирующую оценку. По завершении итогового междисциплинарного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента и выставляет каждому студенту согласованную итоговую оценку в соответствии с утвержденными критериями оценивания. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, поставленных каждым членом комиссии в отдельности, решение экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель) обладает правом решающего голоса. Итоговая оценка за итоговый междисциплинарный экзамен по пятибалльной и десятибалльной системам оценивания сообщается студенту в день экзамена, проставляется в протокол экзамена и зачётную книжку студента. II. Темы, включенные в итоговый междисциплинарный экзамен 1. Теория и практика государственного управления Функции и услуги государственных органов исполнительной власти. Типы государственных функций и виды органов исполнительной власти. Основные вехи развития теории государственного управления: становление науки государственного управления («Классическая дихотомия» В. Вильсона – Ф. Гуднау, «Идеальная бюрократия» М. Вебера, проч.), классическая школа и школа человеческих отношений, поведенческий подход, системный подход и ситуационный подход, «максимизирующий бюрократ» В. Нисканена, Новое государственное управление. Законодательство Российской Федерации о порядке разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Конституционно-правовые основы делегирования государственных полномочий. Функции и типы органов исполнительной власти. Оптимизация административных процессов: содержание и основные подходы (реинжиниринг, системы управления качеством, административные регламенты). Стандартизация государственных услуг: международный опыт и российская практика. Структура стандарта государственной услуги. Концепция управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации. Определение и основные элементы процесса планирования. Система стратегических плановых документов в Российской Федерации. Бюджетирование по результатам. Технологии обоснования расходов бюджетов: постатейное бюджетирование, нулевое бюджетирование, результативное бюджетирование, планово-программное бюджетирование. Действующие и вновь принимаемые бюджетные обязательства. Планирование новых обязательств и бюджетные ограничения. Государственное задание. Понятия информационного общества и электронного правительства. Основные положения теории партнерства государства и бизнеса в современной экономике. Определения ГЧП и его базовые принципы. 2. Правовые основы государственного управления Конституционное развитие России в ХХ веке. Конституция РФ 1993 г.: прогресс и преемственность. Конституционно-правовой статус российского государства. Конституционно-правовые реформы 90-х годов: концепции и действительность. Публичное право в системе российского права. Частное право в системе российского права. Конституционные личные права и свободы гражданина. Конституционные политические (общественно-политические) права и свободы гражданина. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Юридическая ответственность: понятие и виды. Административно – правовые формы и методы государственного управления. Конституционно – правовой статус Президента РФ. Законодательная функция Федерального Собрания РФ. Функции и полномочия Правительства РФ. Конституционно – правовой статус судебной системы в РФ. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Конституционный Суд РФ. Прокуратура в РФ. Правовой статус Центрального банка РФ. Министерства РФ: классификация, правовой статус и фактическое положение. Государственные комитеты РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: классификация, правовой статус и фактическое положение. Государственная служба в РФ: понятие, правовое регулирование, статус государственных служащих. Организационно-правовые основы государственного управления экономикой. Юридические лица. Договоры в российском праве. Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Правовой мониторинг. 3. Экономические основы государственного управления. Управление государственными и региональными финансами Государственное и рыночное регулирование экономики. Изъяны рынка как основной мотив деятельности государства в экономике. Экономическая организация государства и его экономические функции: распределение, перераспределение, стабилизация. Экономические функции государства. Эффективность и социальная справедливость. Критерии Парето и Калдора-Хикса. Утилитаризм, либерализм и эгалитаризм о социальной роли государства. Финансовая система и финансовая политика государства. Государственные финансы и их роль в государственном устройстве. Бюджетное обеспечение расходов на государственное управление. Бюджетное устройство и его типы. Институт бюджета и его основные агенты. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные. Проблемы накопления бюджетных ресурсов и бюджетные расходы (дефицит, профицит, баланс). Бюджетный процесс. Этапы бюджетного процесса. Бюджетный процесс в федеральном устройстве. Бюджетный федерализм. Проблемы межбюджетных отношений. Особенности бюджетного процесса на региональном и местном уровнях. Исполнение бюджета. Роль банков и Федерального казначейства.. Полномочия Федерального собрания и Правительства РФ, функции Счетной палаты РФ. Реформы бюджетного процесса. Организация эффективного государственного финансового контроля. Экономическое содержание доходов бюджета. Бюджетные доходы и их источники. Налоги, их природа, виды и функции. Неналоговые доходы. Государственные займы и их виды. Государственный кредит. Основные направления использования бюджетных средств. Формы и методы представления бюджетных средств. Дефицит государственного бюджета и оценка его уровня. Государственный внутренний долг. Государственный внешний долг. Управление государственным кредитом. Меры государства по борьбе с инфляцией. Внебюджетные институты: государственные внебюджетные фонды. Социально–экономическая сущность внебюджетных фондов. Специальные фонды в финансовой системе Российской Федерации и в других странах. 4. Политическая среда государственного управления Соотношение политики и управления. Политический режим и государственное управление. Социальная и политико-культурная динамика российского общества и новые тенденции в сфере управления. Политико-административная элита. Политическая модернизация современной России. Политический анализ как анализ решений государственных органов. Суммирующие, оценивающие (еx-post) и прогнозирующие, планирующие (ex-ante) подходы. Аналитическая дифференциация типовых этапов политико-управленческого цикла (policy-cycle). Политические факторы выполнения государственных программ. Использование программно-целевого подхода к реализации политики в России: федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, национальные проекты и пр. Федеральные целевые программы: приоритеты, структура, опыт реализации и оценки. Государственные программы: особенности, опыт реализации и оценки. Аудит эффективности. Показатели программы: экономичность, результативность, эффективность, производительность, полезность, отзывчивость, соответствие. Профессиональные стандарты. Выбор схемы построения программной оценки. Программная оценка как инструмент государственного управления. Оценка результатов. Выявление и сравнение альтернатив. Анализ "затраты-выгода". Анализ "затраты-эффективность". Особенности проведения оценочных исследований в отдельных отраслях и секторах (техническое регулирование, наука и инновации и т.д.) «Просачивание» информации, концепций и аргументов в процесс принятия политических решений. Политическое (управленческое) консультирование. Государственная экспертиза. Роли и типы консультантов. Этические и технологические аспекты взаимоотношений клиента и консультанта. Стадии консультирования. 5. Бюрократия и государственная служба Основные теоретические концепции бюрократии: М. Вебера, «имперская» модель, нового управления (NPM), их главные черты и различия. Марксистская и нео-марксистская критика бюрократии. Понятия и основные характеристики бюрократии и бюрократизма. Традиционные и модернизированные бюрократические структуры. Понятия государственной службы, госаппарата, кадров служащих. Различные системы рекрутирования служащих: патронаж, spoils и merit системы. Карьерные служащие и политические назначенцы. Принцип прозрачности. Открытая и закрытая системы государственной службы. Англо-саксонская модель и ее эволюция в Англии и США. Квалификационные экзамены как инструмент кадровой политики. Принцип аполитичности чиновничества и его эволюция. Континентальная модель государственной службы на примерах Франции и Германии. Институт административной юстиции. Идеология «постбюрократической революции» и реформы государственной службы в конце ХХ - начале ХХI вв. Развитие этических начал регулирования поведения государственных служащих: причины и механизмы. Государственная бюрократия в переходных обществах (Китай, Казахстан, страны Латинской Америки.) Историческая специфика и эволюция российской бюрократии. Табель о рангах и борьба вокруг ее отмены. Советское чиновничество и принцип номенклатуры. Формирование современной российской государственной службы: принципы, этапы и трудности реформирования. Современная система государственной службы Российской Федерации и управления ею. Основные черты законодательства о государственной службе. Правовое положение государственных гражданских служащих. Поступление на государственную службу и особенности ее прохождения. Формирование кадрового состава государственной службы. Должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Государственные гарантии на государственной службе. Этико-правовое регулирование поведения служащих. Экономика государственной и муниципальной службы. Оплата труда государственных служащих. Системы управления и бюджетирования по результатам на государственной и муниципальной службе. Коррупция в органах государственного управления. Ее экономические, политические, организационные причины. Правовые и морально-этические способы борьбы с коррупцией. Социальная ответственность и этика государственного служащего. Роль профессиональных кодексов. 6. Основы местного самоуправления Социально-политические предпосылки и причины развития местного самоуправления во второй половине 20 в. Европейская хартия местного самоуправления. Политико-правовые основания становления местного самоуправления в современной России. Конституционные основы осуществления местного самоуправления. Принципы функционирования трёхуровневой системы власти. Основные принципы формирования системы местного самоуправления (комплементарность, субсидиарность, демократизм, департаментализация). Принципы осуществления местного самоуправления. Выборность представительных органов власти. Наличие коммунальной собственности. Отказ от иерархизации в системе управления. Договорная основа отношений между представительной властью и населением. Удовлетворение муниципальных потребностей за счет собственных доходных источников. Специализация местного самоуправления в социальной сфере. Сочетание представительных функций и форм прямой демократии. Конкурсная система замещения должностей муниципальных служащих и работ в муниципальной сфере. Самостоятельность в принятии решений. Типы местного самоуправления. Территориальное самоуправление. Коммунитарное (социально-групповое) самоуправление. Профессиональное самоуправление. Гражданское самоуправление. Территориальное общественное самоуправление. Функции местного самоуправления в обществе (властные, общественные, экономические). Сфера компетенции местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления (собственные и отдельные государственные). Содержание понятия “муниципальное образование” и его границы. Защита административно-территориальных границ муниципального образования. Изменение границ и упразднение муниципального образования. Отношение муниципального образования с государством. Типы взаимоотношений между центральными и местными властями. Вопросы местного значения. Содержание понятия «орган местного самоуправления». Структура органов местного самоуправления. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления. Условия осуществления полномочий на местном уровне. Представительный орган местного самоуправления. Статус выборного лица местного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления. Формы непосредственного волеизъявления граждан. Муниципальные выборы. Местный референдум. Понятие устава муниципального образования. Экономическая деятельность муниципального образования. Муниципальная собственность. Местные налоги и сборы. Местный бюджет. Понятие муниципального хозяйства. Структура муниципального хозяйства. Виды муниципального хозяйства. Проблема муниципального обслуживания. Ресурсы муниципалитета. 7. Городское муниципальное управление Основные цели и направления муниципальной социально-экономической политики. Управление городскими муниципальными финансами. Управление городскими земельными ресурсами. Управление жилищной сферой и городская жилищная политика. Управление коммунальной сферой. Градорегулирование. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи на местном уровне. Инвестиционная политика органов местного самоуправления в городах. Моделирование роста и развития экономики города. Система документов планирования муниципального экономического развития. 8. Управление государственными и муниципальными заказами Основные принципы и процессы государственных и муниципальных закупок. Методы осуществления процедур размещения заказов на практике: планирование размещения государственных и муниципальных заказов, выбор способа размещения заказа, экономические особенности процедур размещения заказа, порядок проведения конкурсов, аукционов, размещения заказа способом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Содержание и структура документации о торгах, порядок ее предоставления, внесения в нее изменений, работы с конкурсной документацией; порядок и требования к составлению технического задания. Права и обязанности заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации при размещении заказа. Права, обязанность и ответственность комиссии по размещению заказа (конкурсной, аукционной, котировочной). Отбор поставщика: условия допуска к проведению торгов участников размещения заказа, критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, котировочных заявок участников размещения заказа. 9. Управление наукой и инновациями Основные понятия, связанные с экономикой и управлением наукой и инновационной деятельностью. Затраты и результаты научной и инновационной деятельности Индикаторы затрат и результатов в науке и инновациях.. Классификация инноваций. Свойства науки как общественного блага длительного пользования. Свойства инновации как товара. Провалы рынка в инновационной деятельности. Механизмы государственной поддержки науки: прямые и косвенные методы, их эффективность и применимость в развитых странах. Бюджет науки, виды финансирования, их сравнительная эффективность. Ассигнования на гражданскую науку в РФ: тенденции динамики. Особенности представления секторов научной деятельности. Типы инновационных систем: развитых стран Особенности национальной инновационной системы России, унаследованные от НИС СССР. Направления реформирования инновационной системы цели и задачи реформ. Реформирование науки и инновационной сферы в период 90ых гг. Тенденции экономики науки начала 21 в. Принятые законы. Противоречия в законодательстве о науке. Концептуальные документы в научной сфере. Проблемы научных кадров. Направления реформирования организации фундаментальных исследований.. Мобильность кадров, утечка умов. Мероприятия по поддержке науки и совершенствованию структуры научных кадров. 10. Управление и экономика здравоохранения Принципы организации российской системы здравоохранения. Реформирование здравоохранения России в последние два десятилетия. Основные принципы организации системы обязательного медицинского страхования. Разделение полномочий органов власти в сфере здравоохранения. Провалы рынка в сфере здравоохранения. Провалы рынка в медицинском страховании. Роль государства в организации и финансировании здравоохранения. Системы финансирования здравоохранения: особенности бюджетной и страховых систем. Механизмы формирования средств в системах финансирования здравоохранения. Механизмы объединения средств в системах финансирования здравоохранения Покупка медицинской помощи, оказываемой населению в соответствии с обязательствами государства или страховщика. Мотивационные механизмы в здравоохранении: характеристики основных методов оплаты медицинской помощи. 11. Разработка и принятие государственных решений Процесс организационных коммуникаций и эффективность управления. Значение информации для эффективного функционирования организации. Методы сбора, переработки, хранения и использования информации. Методы принятия решений для "жестких" и "мягких" проблем. Запрограммированные и не запрограммированные решения. Методы и уровни планирования. Управленческое моделирование. Типы моделей и сферы их применения. Задачи и методы стратегического планирования. Управление реализацией стратегического плана. Планирование ресурсов и бюджета. Многоуровневой характер принятия государственных решений. Политический уровень принятия решений. Макроэкономический уровень. Административный уровень. Противоречивость процесса принятия решений. Этапы принятия решений. Критерии процесса дифференциации принятия решений. Подготовительный этап. Этап принятия решений. Методы принятия решений. Этап реализации решений. Прогнозирование, планирование и программирование в принятии решений. Модели оценки эффективности принятых решений. Идентификация проблем. Выбор и оценка альтернатив. Нецелевое планирование. Идентификация лица, принимающего решение (ЛПР). Риск в принятии решений и приемы снижения вероятности негативных последствий. Информационное обеспечение принятия решений. Офисные системы и их роль в деятельности управленца. 12. Теории организаций и организационное и поведение Теория организаций как базовая комплексная управленческая теория: ее предмет, проблематика и место в системе управленческого знания. Типы организаций. Специфика государственных организаций. Внешняя и внутренняя среда организации. Модели организации как открытой, закрытой, избирательно открытой системы; модели организации как искусственной и естественной системы. Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации: понятие, основные параметры, типология. Понятие о социальной организации. Формальная и неформальная подсистема регуляции поведения и деятельности. Нормативистcкая и антинормативистcкая методология при изучении организаций. Классическая школа о природе организаций (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер). Модель организации как общины Э. Мэйо. Проблемы и принципы школы социальных систем (Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Этциони). Социотехнический подход в изучении организаций. Понятие и типы власти. Природа и источники власти. Власть и авторитет. Распределение власти в организации. Делегирование полномочий в организации. Организационные коммуникации: понятие, направления, средства. Нормативная структура коммуникативного процесса. Типология коммуникаций. Основные проблемы коммуникации в организации. Проблема конфликта в социологии организаций. Типология организационных конфликтов. Проблема управления межгрупповыми конфликтами в организации. Организационное поведение как базовая управленческая наука. Междисциплинарный характер науки об организационном поведении. Предмет и цели организационного поведения. Роль индивидуально-психологических особенностей личности («Большая пятерка» личностных качеств, внутренний и внешний локусы контроля) в понимании вариативности поведения людей в организации. Значение установок для теории организационного поведения. Три компонента установок (эмоциональный, информационный и поведенческий) и способы изменения установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок. Социальное восприятие и его роль в понимании поведения человека в организации. Внешние и внутренние факторы, влияющие на избирательность восприятия. Стереотипы восприятия и их влияние на оценку людей в организациях. Мотивация трудового поведения персонала организации. Мотивирование поведения работников посредством удовлетворения потребностей. Применение содержательных теорий в практике управления. Мотивирование работников посредством изменения ожиданий: основные элементы теории ожидания В. Врума. Мотивирование к труду, основанное на принципе социального сравнения: теория равенства Адамса. Специфика мотивации и стимулирования в государственных организациях. Руководство и лидерство в организации. Две основные формы лидерского поведения: ориентированное на человека и ориентированное на производительность. Ситуационный подход: модель эффективного лидерства Фидлера, ее оценка и применение. Руководство и лидерство в государственных организациях. Корпоративная (организационная) культура как базовый элемент организационного поведения. Понятие «организационная культура», основные характеристики организационной культуры. Функции организационной культуры. Методы формирования и поддержания организационной культуры. 13. Новые информационные технологии Понятие прикладного программного обеспечения. Офисные технологии. Электронные таблицы: назначение, сфера применения, типы решаемых задач. Программы подготовки презентаций. Компьютерные сети: основные понятия и принципы использования. Корпоративная работа в сети. Интранет. Программы управления документооборотом. Порталы. Маркетинг в Интернете. Задачи и функции информационного менеджмента в организации. Программы планирования работами и управления проектами. III. Рекомендуемая литература
IV. Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена (по пятибалльной и десятибалльной системам оценивания) "отлично" (10) -
"отлично" (8, 9) -
"хорошо" (6,7) -
"удовлетворительно" (4,5) -
"неудовлетворительно" (1,2, 3) –
В качестве вспомогательного критерия при оценивании ответа может быть учтена средняя оценка за весь период обучения. |
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | Каналы распространения рекламы Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама | ||
Доклад о ходе реализации «Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный... | Государственный университет высшая школа экономики По выполнению выпускных квалификационных работ на базовой кафедре информационных бизнес-систем (ibs) | ||
Философия брендинга потенциал, перспективы развития Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама | Государственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | Государственный университет- высшая школа экономики «Регионоведение» и первого курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Задача этого... | ||
Программа учебного спецкурса «горное право» Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 |