Скачать 2.66 Mb.
|
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Гимназия № 1541 на 2011/2014 учебный год Москва 2011 Образовательная программа ГОУ Гимназия № 1541 является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику гимназии, определяющим общее содержание и организацию образовательного процесса в гимназии и одновременно служит практическим материалом для целенаправленной системной работы коллектива гимназии. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
а также с учётом собственного опыта, опыта разработки программ другими образовательными учреждениями и рекомендаций Городской аттестационной службы по результатам аттестации гимназии в 2009 году. Программа утверждена педагогическим советом ГОУ Гимназия № 1541 29.08.2011г. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГИМНАЗИИ № 1541
ПРИНЦИПОВ ЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОУ Гимназия № 1541 получила статус и номер в 1994 году в результате государственной аттестации школы № 1213(41) с углубленным изучением французского языка Западного округа города Москвы. Статус: Государственное образовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 1541, ассоциированная школа ЮНЕСКО (Лицензия на образовательную деятельность): серия А №004305, регистрационный № 017434 от 22.12.2004 г.) Адрес: 119415 Москва, проспект Вернадского, д.55 Телефон (факс): 432-9084 Е-mail: gym1541@rambler.ru Web-Сайт: http://gym1541.ru Директор гимназии Филолеева Татьяна Ивановна, Заслуженный учитель Российской федерации. Педагогический коллектив гимназии всегда отличали поиск в работе, творчество, связь с наукой, и поэтому еще в 1988 году школа начала работать по авторскому учебному плану. Уже тогда в учебный план были включены такие предметы, как второй иностранный (английский) язык, элементы лингвистики, техника перевода и другие нетрадиционные учебные дисциплины. С 17 июля 1991 года школа № 1213(41) функционировала как школа-гимназия с практическим и теоретическим углублением изучения иностранных языков, а также с целью отработки взаимодействия средней и высшей школы в системе непрерывного образования, возрождения русской интеллектуальной элиты. После аттестации в 1994 году, наше образовательное учреждение, уже в статусе гимназии, вступило в следующий период своего развития - период создания авторской инновационной модели организации обучения, воспитания и развития учащихся в условиях гимназии гуманитарно-лингвистической направленности. В 1999 и в 2004 году гимназия успешно прошла вторую и третью аттестации, показывая высокий уровень качества образования. С 1991 года гимназия поддерживает связи с научными учреждениями системы образования, работает в творческом режиме, участвует в экспериментальной и исследовательской деятельности, имеет устойчивые международные связи. В 1995 – 1998 годах включительно гимназия являлась дипломантом Всероссийского конкурса "Школа года", а в 2006 году стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, который проводился в рамках национального проекта «Образование». C 2004 года гимназия является ассоциированной школой ЮНЕСКО. Выбор основных направлений развития гимназии осуществлен с учетом образовательных запросов учащихся и их родителей, с учетом кадровых и материально-технических ресурсов. Все выпускники гимназии ориентируются на продолжение образования в высших учебных заведениях города, например: МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО, РГГУ, МГЛУ, МИРЭА, МЭСИ, ГУВШЭ, РУДН, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина и в других столичных ВУЗах. Отсюда и требования к обучению в гимназии, т.е. соответствующий социальный заказ. Наши учащиеся в основном из семей, для которых характерен "культ образования". Родители очень небезразличны к результатам обучения, к качеству знаний своих детей. Это задает тон в работе педагогического коллектива, во многом определяет содержание образования, уровень знаний и умений, которыми должен владеть выпускник, а также способствует формированию качеств личности, отвечающих современным требованиям к уровню компетентности и социальному статусу каждого человека:
Гуманитарное образование – основа гимназического компонента Учебного плана гимназии. В соответствии с Положением о гимназии в городе Москве и Уставом ОУ в гимназии преподаются два иностранных языка – французский и английский. Первый иностранный язык (французский или английский) изучается углубленно. Программный материал по русскому языку и литературе расширяет базовые знания гимназистов. Подход к языку как к универсальному инструменту познания мира позволяет расширить сферу применения лингвистической компетенции гимназистов в области гуманитарных дисциплин, а также помогает освоению языков-ключей химии, физики, биологии, математики, информатики и т.д. Способствует применению гуманитарных знаний в любой области жизни и деятельности. Помимо традиционных дисциплин, в учебный план гимназии включен предмет «Лингвистика», который преподается в 5 – 6 классах. За счет формирования более высокого уровня лингвистической компетенции школьников, курс языкознания способствует повышению эффективности обучения языкам как родному, так и изучаемым иностранным языкам. Более полно реализовать образовательную программу позволяет внедрение в учебный план гимназии для 10-11 классов предметов по выбору (элективных курсов), являющихся средством построения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, что обеспечивает возможность старшеклассникам углублять и расширять свои знания в выбранных ими предметных областях, реализовать индивидуальные образовательные интересы, формировать навыки исследовательского труда. Содержание образования в гимназии совершенствуется за счет уточнения предметного наполнения областей знаний, введения интегрированных курсов, интеграции ИКТ в предметные области. Учебные программы гимназии имеют логическое продолжение в программах дополнительного образования и решают задачу создания условий для развития личности учащихся, для реализации их творческих и интеллектуальных возможностей. Под руководством научно-методического совета гимназии целенаправленно осуществляется научно-методическая деятельность учителей. Ежегодно от 37-58% учителей выполняют научно-методические работы и являются учителями-экспериментаторами. В 2008-2011 учебных годах учителями гимназии были разработаны методические материалы в области подготовки обучающихся к итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, по английскому языку, математике и физике (Никифорова Л.М., Егорова Е.С., Носова О.Л., Сергеева О.В., Хламова И.В.). Продолжается разработка методики преподавания и дидактического оснащения элективных курсов и кружковых занятий по лингвистике, французскому языку, биологии, математике. В рамках ГЭП «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» осуществляют научно-методическую деятельность учителя как гуманитарных, так и естественнонаучных предметов (Дроздова О.Е., Артамошкина Е.А., Шаповал С.А., Иванова Е.В., Титова Е.Н., Марина Н.И., Балакина Н.А.). Над методикой использования в образовательной деятельности мультимедийного оборудования и информационных технологий работали учителя химии, информатики и ИКТ, биологии, (Рыбников А.В., Колесниченко И.А., Березкина А.Г., Балакина Н.А.). Область методики преподавания, дидактического оснащения учебных курсов разрабатывали учителя истории и обществознания, МХК, математики, физики, химии, английского языка (Титова Е.Н., Березкина А.Г., Марина Н.И., Рыбников А.В., Фролова Т.Д., Жукова Т.Л.). Основным продуктом научно-методической деятельности педагогов гимназии являются публикации, которыми могут воспользоваться учителя других школ. Всего за 2008-2011 г.г. учителями гимназии № 1541 было опубликовано более 40 статей и пособий в журналах: «Русский язык в школе», «Иностранные языки в школе», «Лицейское и гимназическое образование», «Мир русского слова», «Русский язык за рубежом», «Математика в школе», «Психологическая наука и образование», «Вопросы психологии», а также в приложениях к методической газете «Первое сентября»: «Русский язык», «Английский язык», «Французский язык», «Школьный психолог», «Здоровье детей», «Управление школой». Особое место в образовательной деятельности гимназии отводится исследовательской и проектной деятельности обучающихся, так как она является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения. Проектно-исследовательская работа – это активный личностно-ориентированный вид познавательной деятельности. Исследовательская позиция учащегося предполагает владение методологией научного исследования и практику проектной деятельности, которые делают гимназиста исследователем в самом широком понимании этого слова, молодежной интеллектуальной элитой, нацеленной на дальнейшее продолжение образования. Ежегодно около 50 обучающихся являются исполнителями проектов и исследовательских работ. Руководят проектами сотрудники гимназии, учителя кафедр гуманитарных дисциплин, иностранных языков и кафедры предметов естественно-математического цикла, а также преподаватели ВУЗов. Защита проектов осуществляется:
Одним из критериев оценки работы гимназии по данному направлению служит результативность участия учеников гимназии в исследовательской и проектной деятельности. Итоговые результаты показывают, что примерно 50% исполнителей индивидуальных ученических проектов становятся победителями и призерами конференций, конкурсов проектных и исследовательских работ окружного, городского, всероссийского и международного уровней. Особенно высокие результаты были достигнуты учениками, выбравшими темы своих исследований в области информационных технологий и языкознания. Лучшие языковедческие доклады гимназистов, подготовленные под руководством Шаповал С.А., Дроздовой О.Е., Андриянкиной Л.М., были опубликованы в сборниках:
Реализация образовательного потенциала, индивидуальных способностей обучающихся осуществляется и во внеурочной деятельности, через участие учеников в интеллектуальных марафонах и предметных олимпиадах различных уровней. Этому предшествует индивидуализированная работа с обучающимися в различных формах дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, например:
Эффективность обучения гимназистов достигается за счет совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса, выражающегося в широком использовании возможностей науки, за счет анализа и обобщения передового российского и зарубежного опыта, внедрения современных педагогических и информационных технологий, участия в работе городских экспериментальных площадок. С 2009 года гимназия работает в рамках двух ГЭП: 1. Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников. Цель: разработка содержания и методических рекомендаций по выделению и реализации лингвистического компонента школьного обучения, способствующего формированию ключевых компетентностей школьников. 2. Разработка модели взаимодействия Ассоциированных школ ЮНЕСКО на основе реализации международных образовательных проектов Школы будущего, подпроект гимназии 1541 "Лингвокультурные коммуникации сквозь призму времени». Цель: личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие школьников в рамках создания модели взаимодействия школьников в образовательной среде разных уровней: гимназия - сеть АШ ЮНЕСКО региона Москва - сеть АШ ЮНЕСКО РФ - международное сообщество. Работа в рамках первой ГЭП получила подтверждение социальной значимости в масштабе московского образовательного пространства: приказом 1015 Департамента образования города Москвы от 26.05.2010 гимназии 1541 присвоен статус городского ресурсного центра с 01.09.2010. Учителями, работающими в рамках ГЭП «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» только в 2010-2011 уч.году были опубликованы следующие статьи:
В нем опубликованы 5 статей сотрудников гимназии № 1541:
Одним из критериев результативности экспериментальной работы гимназии является степень активности участия учителей гимназии в семинарах, конференциях по языковому образованию. В 2008-2011 г.г. гимназии № 1541 организовали и провели 6 городских круглых столов и семинаров, а также XIII, XIV и XV Международную научно-практическую конференцию школьников «Языкознание для всех» (в сотрудничестве с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина). На конференции 2011 г., общая тема которой была «Образование в зеркале языка», На 10 секциях представили 125 докладов 164 школьника из Москвы и Московской области, а также 26 докладов – 28 школьников из стран СНГ и Балтии (Украины, Белоруссии, Молдовы, Латвии). Учителя гимназии №1541 принимают участие в городских, всероссийских и международных конференциях и семинарах, например:
Языковая работа, которая проводится в гимназии, высоко оценивается Департаментом образования города Москвы. Гимназия неоднократно являлась базовой школой профессионального конкурса «Учитель года Москвы». В последние годы новый импульс приобретает международная работа гимназии, связанная с языковым развитием школьников. На базе гимназии открыт Ресурсный центр по развитию русского языка в рамках программы «Соотечественники» Правительства Москвы, где гимназия знакомит со своим опытом работы учителей русского языка из стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. В 2010 году на базе гимназии открыт городской ресурсный центр «Лингвистический компонент обучения в средней школе». С 2006 года на базе гимназии работает научно-методическая лаборатория «Языкознание для всех» кафедры филологического образования МИОО. |
Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы Принципы организации образовательной политики и характеристика образовательного учреждения | Основная образовательная программа основного общего образования образовательного... Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | ||
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного... Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | Образовательная программа моу №60 сформирована, исходя из положений... «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,... | ||
Основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | Основная образовательная программа мбоу сош №5 г о. Щербинка Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | ||
Образовательная программа государственного бюджетного образовательного... Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы средней общеобразовательной школы... | Бразовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения ... | ||
Образовательная программа государственного бюджетного специального... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Москвы от 19 октября 2004 г. №724-пп об участии органов исполнительной... Профессионального училища №12, Государственного образовательного учреждения Профессионального училища №27, Государственного образовательного... | ||
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения... Образовательная программа – долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа | Публичный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения кши №11 принят общим собранием трудового коллектива школы (протокол... | ||
Основная образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» | Образовательная программа состоит из следующих элементов П) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный... | ||
Образовательная программа гбоу цо №1861 на 2011-2016 учебный год Образовательная программа Государственного образовательного учреждения Центра образования №1861 «загорье» Южного административного... | Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения Цели и задачи школы по обновлению содержания образования в предшествующем учебном году, уровень их достижения |