Скачать 127.27 Kb.
|
Программа по Закону Божию для детей среднего и старшего возраста. Тема курса: «Евангелие в нашей жизни». За основу взяты следующие учебники и пособия: 1. Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Иллюстрированное издание в 2-х томах. Издательство «Ковчег», «Схолия», Москва, 2004. 2. Священник Алексий Мороз, кандидат педагогических наук, член Союза писателей; Берсенева Тамара Анатольевна, кандидат педагогических наук. «Уроки добротолюбия». Учебное пособие для среднего школьного возраста. Издательство «САТИСЪ», Санкт – Петербург, 2004. 3. Роман Янушкевичюс, Ольга Янушкявичене «Основы нравственности» Учебное пособие для школьников и студентов. Издательство «ПРО – ПРЕСС», 2002. 4. Программа по предмету «Закон Божий». Мурманская епархия, 1998. Введение. Программа рассчитана на 36 часов, из расчета 1 занятие в неделю. Цель создание программы: Помочь преподавателям воскресных школ в религиозном просвещении и нравственном образовании детей. Задачи программы: - вложить в сердце ребёнка, в его сознание, во всё его существо веру, любящую Бога, веру благоговейную, светящую миру любовью и истиной; - воспитать внутренний дух церковности; дать детям понятие исполнения заповедей Христа (ребёнком, юношей, девушкой) в современных условиях. - дать ребёнку знания так, чтобы эти знания были бы нужны ему в реальной жизни. Актуальность. Закон Божий является самым важным предметом, который человек должен усвоить. Он не только учит нас о Господе Боге, молитве, но и о том, как жить честно и порядочно, как каждый грех вредит людям и как бумеранг возвращается обратно к грешнику. Учение Закона Божия нам даёт ясное понимание что добро, а что зло; что грех, а что добродетель; что можно, а что нельзя; что созидает, а что разрушает. Если этого не знать, то можно наделать в жизни много ошибок. Можно ли жить без Бога? Атеисты и неверующие утверждают, что можно жить без Бога. Да, до поры, до времени, можно жить без Бога. Можно, когда человек молодой, здоровый, работа есть и всё идёт как по маслу. Но Бог нам особенно нужен, когда есть трудности. У каждого человека на пути встречаются затруднения, проблемы, а иногда трагедии. Бывают болезни тяжёлые, неизлечимые; разводы, смерть родных и близких нам людей, и т. д. Всё это трудно переживать без помощи Божией. Вот небольшой пример. Отец и маленький мальчик идут по аллее в парке, притом малыш держит отца за руку. Мальчик чувствует себя уверенно, отпускает руку отца и бежит вперёд. Вдруг вдали видно, что бежит к ним на встречу большая собака. Что делает ребёнок? Он бежит обратно к отцу и хватает его за руку. Этот пример показывает, что когда всё гладко, то можно жить и без Бога. Но, когда появляются трудности, то человек всегда возвращается к Нему, своему Создателю. Этаже самая мысль высказана Самим Господом Иисусом Христом в «Притче о благоразумном строителе» (Матфея 7:24 – 27). Из всего этого нужно сделать вывод, что жизнь нужно строить на прочном основании, которым и является Закон Божий. Мудрость Закона Божия. Закон Божий содержит мудрость от Господа Бога и накопленную веками Церковью и людьми. Это учение о жизни, как жить, как общаться, как любить, какие отношения строить, какую строить семью, какую выбрать жену или мужа, каких иметь друзей, какую выбирать профессию и т. д. Отклонение от христианских начал в жизни ведёт к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество, в конце концов, в кризисное состояние, тупик и развал. Поэтому нам нужно помнить, что наши ученики – это будущие взрослые люди: папы и мамы, мужья и жёны, верующие работники во всех сферах жизни. Они встретятся с трудностями в жизни и должны суметь их правильно разрешить. Также они должны правильно воспитать и поставить на ноги своих детей. Всё в нашей жизни должно быть согласовано с учением Христа и двумя основными заповедями любить Бога и всех людей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твои»6 сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея: 22:37 – 40). Нравственный элемент. В обществе прелюбодеяние, как и аборт, не считается чем – то предосудительным. Оно пропагандируется с экранов телевизоров, в прессе, в книгах. Вот от этого нужно ограждать наших детей и подростков, нашу молодёжь, нужно воспитывать в них душевную и телесную чистоту. В наше время, когда всюду проталкивается разврат и нужно обратить особенное внимание на нравственное учение Церкви. Оно находится в Десяти Заповедях, Заповедях Блаженства, Нагорной проповеди, притчах Господа Иисуса Христа, Притчах Соломона, псалмах царя Давида и других местах Ветхого и Нового Заветов. Проповедь о христианской нравственности должна быть живой и наряду с примерами из Священной истории и житий святых содержать примеры из близких нам поколений. Образы человеческие обладают учительной силой. Истинность любого нравственного учения можно и нужно доказать на практических примерах. «Наставь юношу при пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч 22:6) – вот девиз наставников воскресных школ, гимназий и духовников окормляющих молодёжь», - говорит протоиерей Глеб Каледа. / «Отцы, матери, дети». Православное воспитание и современный мир. Издательство Московского подворья Троице – Сергиевой лавры. Москва, 2001./ Заключение. Очень важно дать детям положительное и здоровое мировоззрение. Если мы не занимаемся активно мировоззренческим воспитанием ребёнка, то он постепенно впитывает дух окружения: СМИ, друзья, школа, музыка, реклама и так далее. Поэтому, основы Закона Божия очень важно передать детям. Православие не есть только какая-то особенная вера и молитва, а это ещё и ключ к здоровой, честной и порядочной жизни для детей, их будущих семейств и их детей. Более 1000 лет русский человек воспитывался в духе Православия. Темы занятий и ключевые вопросы программы. Урок 1. Введение Тема: Евангелие – книга радости и спасения. - Евангелие - это добрая, радостная весть об Иисусе Христе нашем Спасителе, о Его воскресении и о нашем спасении. - Устная проповедь Евангелия и запись Евангельской проповеди четырьмя апостолами – евангелистами (Четвероевангелие). -Евангелие Иисуса Христа (Евангелие Христово) – радостная весть Иисуса Христа людям об их спасении: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,15). -Заповедь Иисуса Христа апостолам проповедовать Евангелие по всему миру, всей твари, всем народам (Мк. 16, 15; Мф. 28,19). - Что значит веровать в Евангелие, проповедовать Евангелие? Это свидетельство не только словом, но и всей жизнью. - Объяснение наименований: «Евангелие Господа нашего Иисуса Христа», «Святое благовествование от Матфея». На богослужении: «От Матфея Святаго Евангелия чтение» («греч. – по Матфею). - Церковь Христова хранит Евангелие (благую, радостную и спасительную весть) Иисуса Христа. - Родственные слова: «Ангел» (вестник Божий); «Евангелие» (благая весть); («ев» - благо (греч.); «Благовещение» (праздник церковный); «благовест» (радостная весть – призыв церковного колокола), «Благовест» (имя у болгар). - Показ различных изданий Евангелия на церковно – славянском и русском языках, различных форматов, с древнерусскими миниатюрами. Если занятие проводит священник, то следует показать богослужебное Евангелие. - Благоговейное отношение к Евангелию. Урок 2. Тема: Евангелие и церковное богослужение. - Где мы всего чаще слышим Евангелие? - Где в православном храме постоянно находится эта святая Книга? Как и когда выносится Евангелие для чтения? Значение малого входа на литургии, вынос Евангелия на амвон и на середину храма. - Молитва перед чтением Евангелия. Поведение христианина во время чтения Евангелия. Смысл преднесения светильника перед Евангелием. - торжественное шествие с Евангелием на крестном ходе, крестообразное осенение молящихся Евангелием, целование Евангелия. - Икона Воскресения Христова на богослужебных Евангелиях. Пасхальная песнь после чтения Евангелия о воскресении Иисуса Христа: «Воскресение Христово видевше…» Урок 3. Тема: Евангелие – спутник христианина». -Преподобный Серафим Саровский как пример любви к чтению Святого Евангелия. Он еженедельно полностью прочитывал четыре Евангелия и все послания апостольские. Это настолько просвещало его ум и сердце, что он постоянно светился любовью к людям, всех называл «радость моя». -Блаженный Иероним советовал одной матери в отношении воспитания её дочери: «Пусть каждый день она прочитывает с тобою несколько страниц из Евангелия и Писаний апостольских и таким образом подносит тебе букет из цветов, собранных ею в Священных книгах. Пусть это будет самой главной заботой её, самым привычным делом…» - Чтение Евангелия – это общение с Самим Богом. Благодать Божия сходит в наши сердца, мы учимся мыслить и поступать согласно заповедям Божиим. Попробуйте ответить на вопросы: - Какое место сейчас занимает Евангелие среди других моих книг? (В домашней библиотечке, в круге чтения). - Что более всего запомнилось мне из Евангелия? Какие Евангельские слова я помню наизусть? Урок 4. Тема: Молитвы из Евангелия. - Церковные молитвы и песнопения, текст которых находится в Евангелии: а) Рождественское славословие ангелов (Лк. 2, 13 – 14); б) молитва Господня (Мф. 6, 9 – 13 и Лк. 11, 2 - 4); в) песнь праведного Симеона Богоприимца (Лк. 2, 29 - 33); г) песнь Богородицы (Лк. 1, 46 – 56); е) заповеди Блаженства (Мф. 5, 2 – 12 и Лк. 6, 20 – 23); ж) молитва благоразумного разбойника (Лк. 23, 42) (обычно предшествует чтению или пению Блаженств); з) молитва мытаря (Лк. 18, 13) (ею удобно начинать всякую молитву). - Составные молитвы Евангелия: «Богородице Дево, радуйся!» (составлена из благовещенских приветствий архангела Гавриила и праведной Елисаветы). «Господи, помилуй!» молитва Иисусова. - Чтение молитв наизусть, чтение по тексту Евангелия этих молитв. - Краткие комментарии: а) у какого евангелиста (из какой главы) записаны эти молитвы; б) когда и на каких службах читаются и поются эти евангельские молитвы; в) какие из них мы знаем наизусть; г) какие можем сами найти в евангельском тексте? Урок 5. Тема: Состав и содержание Евангелия. - Евангелие – Новый Завет – Библия. (Евангелие – часть Священного Писания Нового Завета; Священные книги Нового Завета – часть Библии). Примечание: желательно показать издания Библии, Нового Завета, Четвероевангелия, отдельные издания евангелистов. - Значение слов (если дети знают, значит повторить): «Библия», «Завет», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Писание». Что означает слово «Писание» в пятом члене Символе веры: «…воскресшего в третий день по Писанием»? Т.е. воскрес по – писаному пророками, или по Писанием. Примечание: Особенно ясны предсказания не словом, а делом пророка Ионы (см.: Иона 2,1.), который пробыл три дня во чреве морского чудовища. - Из каких книг состоит Библия? (Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета). - Священные писатели Библии: пророки и апостолы. - Какие книги содержит Новый Завет? Евангелие, Деяния святых апостолов (первоначальная история Церкви), Послания (письма) апостольские и Откровение святого Иоанна Богослова (таинственное свидетельство о грядущих судьбах Церкви и мира). - Четвероевангелие. Достоверность Евангелия. (Евангельские рукописи были записаны очевидцами событий при жизни других очевидцев в разных местах, в разное время, для христиан разных народов и на разных языках и повествуют об одной и той же действительно бывшей истории). - Состав четвероевангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Символы евангелистов в иконографической традиции (Матфей изображается как ангел, Марк как лев, Лука как телец, Иоанн как орёл – и всех их с крыльями), их значение для понимания Евангелия как Книги Спасения. - Сходство трёх первых евангелий между собой (события в Галилее, притчи) и особенность содержания Евангелия от Иоанна (события в Иерусалиме, беседы с учениками и народом). Содержание Четвероевангелия. Свидетельства Евангелия: а) о Рождестве и земной жизни Господа Иисуса Христа; б) об учении Иисуса Христа (притчи, заповеди, обетования); в) о чудесах Христовых; г) о страданиях, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа. Урок 6. Тема: Порядок церковных Евангельских чтений. - Разделение Евангелия на главы и зачала. (Зачало – отрывок из Евангелия для чтения на конкретном богослужении). Кол – во глав и зачал у каждого евангелиста. Условно - сокращённое обозначение на письме каждого Евангелия (Мф., Мк., Лк., Ин.). - Пасха – начало Евангельских чтений (Евангелие от Иоанна). - «Тетр» и «Апракос». «Тетр» - обычное издание Четвероевангелия. «Апракос» (недельный) – богослужебное Евангелие, где чтения расположены не по обычному порядку евангелистов, а по порядку (уставу) церковных чтений от Пасхи. - Главы Евангелия, содержащие свидетельства о Воскресении Иисуса Христа: Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20 и 21. Одиннадцать Евангельских воскресных чтений в течение всего года. -Какие Евангельские зачала (кроме 11воскресных) мы чаще всего слышим в храме? а). В праздники в честь Пресвятой Богородицы: (Лк. 1; 39-49, 56 /зач. 4/ и Лк. 10, 38-42; 11,27-28 /зач. 54/). б). В Праздники в честь святителей: (Ин. 9, 39 – 10, 9 /зач.35/ и Ин. 10, 9-16 /зач. 36/. в). Праздники в честь преподобных: (Мф. 11, 27-30 /зач. 43/ и Лк. 6. 17-23 /зач. 24/. г). Праздники в честь мучеников: (Ин. 15,9-16 /зач. 51/. Чтение Евангельских зачал на богослужении. Нахождение Евангельского чтения на указанный день по церковному календарю. Урок 7. Тема: Земная жизнь Иисуса Христа. Знакомство с основными событиями земной жизни Иисуса Христа: (как и когда это событие вспоминается на богослужении; чтение нужного зачала в Евангелии; пересказ с использованием обетований, пророчеств и прообразов из книг Ветхого и Нового Завета). Если это церковный праздник, то вспоминаем (глядя на икону) дату празднования, тропарь праздника и кондак. Урок 8. Тема: «Учение Христа о спасении в притчах». - Определение слова «притча». Евангельская притча (изъяснение какой -нибудь духовно – нравственной истины с помощью сравнения). Восточный обычай преподавать нравоучение, как бы отвечая на вопрос «а на что это похоже?» - У каких Евангелистов много притчевых сказаний? (Матфей, Марк). У какого Евангелиста содержится ряд притч, не имеющихся у других? (Лука). Отдельные занятия по теме «Притчи»: 1. Кто мой ближний? (по притче о милосердном самарянине). 2. Сколько раз прощать? (Притча о двух должниках). 3. Возвращение к жизни. (Притча о блудном сыне). 4. Евангельская справедливость. (Притча о работниках в винограднике). 5. Таланты. ( Притча о талантах). 6. Достоинство человека. (Притча о мытаре и фарисее). 7. Доброе семя. (Притча о сеятеле и семени). Чтение притчи по тексту Евангелия; пересказ и обсуждение притчи с точки зрения современности и важности для каждого из нас этой притчи. Урок 9. Тема: «Заповеди и обетования Иисуса Христа». Царствие Божие в учении Иисуса Христа. Молитва о пришествии Небесного Царствия («Да придет Царствие Твое …» - просьба народа, чтобы Бог в полноте осуществил то, что Он начал, и явил это всему миру). Притчи о Царствии Божием. «Царство Божие не от мира сего» (Ин. 18,36). Это означает, что источник и сущность этого Царства происходят не от реальностей и сил этого мира, а от Бога. Используемые притчи о Царствии Божием: - притча о работниках в винограднике (Мф. 20, 1-16) /Царствие Божие даруется от Бога/; - притчи о сокрытом сокровище и драгоценной жемчужине (Мф. 13, 44 - 45) /Царствие Божие драгоценно и приобретается путём жертвы/; - притчи о горчичном зерне и закваске (Лк. 13, 18-21) /Царствие Божие приходит незаметно, но его распространение стремительно/; -притча о сеятеле (Мк. 4, 3-20) /Царствие Божие даёт много плодов, когда его встречают с усердием и ответственностью/; - притча о злых виноградарях (Мк. 12, 1-9) /Царствие Божие распространяется, несмотря на сопротивления, и ничто не может остановить его/; - притча о мудрых и неразумных девах (Мф. 25, 1-13) /Царствие Божие требует от людей готовности и бодрствования/; -притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 30-37) /Царствие Божие устанавливает своим важнейшим законом деятельную любовь к тому, кто испытывает потребность в помощи/; - притча о званных и избранных (Мф. 22,1-14) /Царствие Божие это великий праздник радости, на который приглашаются все люди/; - притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) /Царствие Божие это отчизна любви для всех без предпочтения, но особенно для раскаявшихся в грехах/. Царствие Божие в жизни человека. - Нагорная проповедь и заповеди Блаженств. (В начале Нагорной проповеди Иисуса Христа мы находим описание того, какие люди достойны Царствия Божия и какова их миссия в мире (Мф. 5, 3-16)). Таких людей Христос называет «блаженными». - Богослужение как проявление Царства Божиего в жизни. (Приобщение через таинство Евхаристии (Причащения)). Начало Божественной Литургии словами «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Во время «Великого входа» священник молится: «Вас и всех православных христиан да помянет господь Бог во Царствии Своем». - Заповеди и обетования о Небесном Царстве Христовом: о почитании родителей (Мф. 19,19); о прощении обид (Мф. 6,14); о несении креста своего (Мф. 10,38; 16, 24); о Причащении Святых Христовых Таин (Ин. 6, 54,56). Обетования по всем этим заповедям о Небесном Царствии Христовом. Урок 10. Тема: «Чудеса Иисуса Христа». В чудесах, которые совершил Христос, мы видим, как Царствие Божие начинает проявляться и действовать. Чудеса непосредственно связаны с притчами и со всей проповедью Христа о Царствии Божием. Они являют собой его близость и присутствие в жизни людей, влияют на отношения между собой. Спасительная цель и спасительный характер всех чудес Христовых: верующие во Христа люди получают прощение; больные исцеляются и голодные насыщаются; находящиеся в плену злых сил освобождаются; сила стихий природы преодолевается; мертвым даруется жизнь. - Чудо, описанное всеми Евангелистами: (Мф. 14,13-21; Мк. 6. 31-44; Лк. 9, 11-17; Ин.6, 1-14). /Насыщение 5000 пятью хлебами прообраз причащения/. Воскресение Христово – чудо из чудес! И т.д. Отличие чудес Христовых от чудес современных «целителей» и различных суеверов. Урок 11. Тема: «Жизнь по Евангелию». Жизнь по Евангелию – жизнь во Христе. Трудно ли жить по Евангелию? Как проверить, живёте ли вы по Евангелию (например, прощение обид, терпение). Цель христианской жизни – стяжание Святаго Духа Божия (преподобный Серафим Саровский). Чтение и слушание Евангелия Христова, как благодатное средство стяжания Святаго Духа. Свидетельство святого Иоанна Богослова о Евангелии (Ин. 20,31). |
Программа по закону божию (для внешкольного обучения) предисловие Целью настоящей брошюры и является познакомить читателей с программами и методами занятий по Закону Божию, практикуемыми или предлагаемыми... | Отчёт по воспитательной работе за 1 полугодие 2013-2014 учебного года «Воспитание здоровой, творчески – активной личности с твёрдой гражданской позицией» и воспитательной проблеме школы: «Воспитание... | ||
Конспект развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Педиатрия для студентов VI курса Темы рефератов по циклу «Патология детей старшего возраста» Роль участкового педиатра в выявлении групп риска детей и подростков с высокой вероятностью развития артериальной гипертензии | ||
Конспект по Закону Божию. 1989 г. Новый Завет с иллюстрациями. 1994 г | Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | Рудольф Штайнер Матфея-Евангелие Цикл из двенадцати докладов, прочитанный... Вот уже в третий раз нам представляется возможность говорить в Швейцарии об основном событии в истории Земли и человечества. В первый... | ||
Программа дополнительного образования художественная мастерская «затейники»... Таким образом, из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие... | Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Тетрадь по чтению к... Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия | ||
Сценарий проведения дня здоровья для детей старшего возраста тема : «спортландия» Цели: развитие навыков устной речи и навыков аудирования с целью извлечения необходимой информации | Реферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми... ... | ||
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Современный танец» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической... |