Скачать 306.36 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 22 УТВЕРЖДЕНО Заведующий детским садом № 22 _______________Г.С.Кукушкина на педагогическом совете «____»________________20___года ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ «ЗАТЕЙНИКИ» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) Срок реализации программы: 3 года воспитатель Паульман М.И. город Рыбинск 2011 год ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
образовательной программы…………………………………….……….….8
образовательной программы………………………………..……………...19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это означает, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. То, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить своему ребенку вместо ботинок со шнурками обувь на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или тех же липучках. Таким образом, из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - говорил Джордано Бруно. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Зачастую, без эмоциональной жестикуляции становится невозможным описать происшедшие события, пластика рук помогает нам в полной мере выразить свои мысли. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов – и вы убедитесь, что без помощи рук он это сделать не сможет. Считая, ребенок непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. По определению педагога Нечаевой В.Г. «ручной труд – это один из видов трудовой деятельности дошкольника, уточняющий представления дошкольника об окружающем мире, развивающий психические свойства и процессы, конструкторские и творческие способности, дающий полезные практические навыки». Различные виды деятельности в ходе ручного труда являются прекрасным средством умственного развития, так как значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения. На занятиях дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы, учатся намечать последовательность ее выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними. Ручной труд развивает конструкторские способности (ориентировку в пространстве, зрительную оценку размера, расположение деталей и частей предмета по отношению к другим предметам – все эти качества развиваются в любом виде ручного труда, особенно оригами). Занятия по ручному труду имеют и большое воспитательное значение. Они способствуют формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели, развивают творческое воображение. Работа над каждой поделкой требует усидчивости, терпения, концентрации силы воли. Такого рода занятия таят огромные, часто не полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них педагог воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к своей работе. Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на занятиях. Как правило, эти изделия должны иметь определенную практическую и эстетическую ценность, приносить пользу самим детям и другим людям. Когда ребенок знает, что результатом его труда будут пользоваться другие люди и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает проявлять повышенные требования к качеству своей работы, старается трудиться так, что бы не стыдно было показать свою работу. Ребенок на собственном опыте начинает понимать, что тот, кто получит небрежно, некрасиво и непрочно сделанную вещь будет огорчен тем, что получил изделие, сделанное без старания, плохо. Уверенность детей в том, что из их рук выходят красивые, приносящие радость другим вещи, вызывают у дошкольников чувство удовлетворения, желание хорошо работать, на основе чего и формируется любовь к труду. Почти все работы детей выполняются как сувениры, что способствует воспитанию у них доброжелательности и отзывчивости; а украшение поделками интерьера, да и сам процесс изготовления красивых вещей, помогают решению задач эстетического воспитания. Ребенок более внимательно начинает присматриваться к окружающему миру, к природе, начинает замечать необычную окраску, форму листьев, цветов, камней, веточек, что в свою очередь положительно влияет на развитие воображения. Малыш учится видеть в простом листочке фигурку рыбки, хвост лисы, ухо зайца, то есть ребенок превращается в творца, замечающего красоту и способного ее создавать. Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия по ручному труду способствуют всестороннему развитию личности дошкольника и, стало быть, работа в данном направлении будет актуальна во все времена. ЦЕЛЬ: - Развитие мелкой моторики руки посредством разнообразных видов творческой продуктивной деятельности (оригами, аппликация (ткань, бумага) и конструирование, вышивка, бумагопластика, вязание крючком, бисероплетение). ЗАДАЧИ: -Познакомить с историей возникновения различных техник рукоделия, с разнообразием необходимых в работе материалов и инструментов. -Развивать мелкую моторику руки через занятия с детьми рукоделием. -Формировать умения и навыки детей в действии с различными материалами и инструментами в творческой деятельности. -Воспитывать устойчивый интерес детей к овладению различными видами продуктивной деятельности, желание проявлять себя творчески. - Способствовать установлению дружеских межличностных отношений между сверстниками. Данная программа разработана для решения проблемы развития моторики у детей дошкольного возраста и, как следствие, целью ее является всестороннее развитие личности ребенка. Она рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста и составлена с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Наибольшая эффективность в работе по программе достигается путем создания на основе группы или детского сада кружка рукоделия, в который дети приглашаются по своему желанию, следуя собственным наклонностям. Методическая разработка предполагает реализацию в течение 3 лет. Первый год обучения разграничен 2 разделами, второй и третий год обучения каждый - 3 разделами. Процесс продуктивной творческой деятельности оформлен в перспективный план работы. Первый год реализации: - аппликация (бумага, ткань) и конструирование (раздел рассчитан на весь учебный год); - оригами (раздел рассчитан на весь учебный год); Второй год реализации: - вязание крючком (раздел рассчитан на весь учебный год); - бумагопластка (раздел рассчитан на первое полугодие); - основы вышивки (раздел рассчитан на второе полугодие). Третий год реализации: - основы вышивки (раздел рассчитан на весь учебный год); - вязание крючком (раздел рассчитан на первое полугодие); - бисероплетение (раздел рассчитан на второе полугодие). Занятия по каждому разделу проводятся поочередно 4 раза в месяц по подгруппам 3-5 человек. Данное планирование позволяет удерживать воспитанников в устойчивой заинтересованности процессом продуктивной творческой деятельности и не позволяет возникнуть усталости от однообразия производимых действий, помогает в установлении дружеских межличностных отношений между детьми. Занятия проводятся в непринужденной форме, без использования излишней дисциплинарности, что позволяет ребенку раскрыться перед педагогом и своими сверстниками в большей мере. Работа по каждому разделу программы проходит в определенной последовательности: - вводная беседа, направленная на ознакомление детей с видом продуктивной творческой деятельности (историей возникновения, особенностями и инструментами), которым они будут заниматься на последующих занятиях; - игровые тренировочные занятия, целью которых является вызвать дальнейший интерес детей к определенному виду деятельности и подготовка руки к дальнейшему овладению конструкторских умений и навыков; - непосредственно занятия, на которых дети овладевают предложенным видом продуктивной творческой деятельности; - итоговое занятие, направленное на проведение совместного с детьми анализа эффективности продуктивной деятельности (выставки, развлечения, открытые занятия и др.). Предварительным и заключительным этапом работы по программе является диагностика по методике О.А.Сафоновой «Экспресс- анализ и оценка детской деятельности», которая позволяет выявить уровень конструктивной умелости (проводится в начале и конце учебного года) и уровень овладения детьми конструктивными навыками (проводится в начале, середине и конце года). Диагностические результаты заносятся в таблицы и анализируются. Полученные данные определяют уровень эффективности деятельности по программе и позволяют наметить дальнейшее направление работы. Анализ диагностики за период с 2008 по 2010 год позволяет говорить о положительной динамике в развитии мелкой моторики руки дошкольников, что доказывает правильность выбранного пути реализации поставленных данной программой образовательных задач. Режим занятий: 1 час в неделю в течение 8 месяцев, длительностью 25-30 минут. Срок обучения: 32 часа в год. Форма подведения итогов: выставка детского творчества. Планируемые результаты:
Зачисление в кружок «Затейники» проводится на основе пожеланий детей, следуя собственным наклонностям. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (второй год обучения)
|
Дополнительная образовательная программа «Русские узоры» -для детей... Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования | "Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки | ||
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | ||
Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед... | ||
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | Четная для 1-го – 2, для 2-го – 4 Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад д. Сизяшур... | ||
Программа курса по бисероплетению Для детей 13 16 лет Срок реализации программы 4 года | Рабочая программа дисциплины Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад д. Сизяшур... | ||
Аналитическая записка «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | Тема дипломного проекта Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад д. Сизяшур... | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правознайка. Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста |