Выдержка из правил заполнения исходных опросных форм
Если по конкретному аспекту деятельности (подкритерию или его составляющей) ОУ удовлетворяет всем требованиям рассматриваемого «уровня совершенства», то рассматриваемому подкритерию присваивается наивысшая оценка для данного уровня – четная (для 1-го – 2, для 2-го – 4, для 3-го – 6 и т. д.).
Если по конкретному аспекту деятельности (подкритерию или его составляющей) ОУ удовлетворяет только нескольким требованиям (менее половины) рассматриваемого «уровня совершенства», то рассматриваемому подкритерию присваивается низшая оценка для данного уровня – нечетная (для 1-го – 1, для 2-го – 3, для 3-го – 5 и т. д.).
Каждый респондент должен дать свою собственную оценку составляющих критериев, которые закреплены за ним.
В процессе заполнения опросных форм экспертам рекомендуется записывать в ТАБЛИЦУ свои аргументы, которые являются основанием для поставленной оценки. Эти комментарии являются важной информацией при обсуждении оценок в процессе их согласования и выработки консенсуса.
№
| Критерии, подкритерии и составляющие модели
| Шкала оценки
| 1
| Лидирующая роль руководства
| 1.1
| Личное участие руководства ОУ в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества
| № уровня
| Описание уровней совершенства составляющих модели
| 1
| Руководство имеет собственное видение на качество рабочих процессов, качество содержания и организации образовательного процесса, качество научной деятельности и принимает необходимые решения. Это видение охватывает основные аспекты качества рабочих процессов ОУ и широко с персоналом не обсуждается. Миссия, видение, основные ценности и политика в области качества четко не сформулированы и не документированы.
| 1
| 2
| 2
| Руководство распространяет свое видение на персонал ОУ и рассматривает другие мнения. Вопросы миссии, видения, основных ценностей, политики, целей и задач в области качества обсуждаются с персоналом на разных уровнях, разрабатываются проекты соответствующих документов. Уделяется внимание различным аспектам в области качества и их влиянию на деятельность ОУ и ее результаты.
| 3
| 4
| 3
| Руководство является инициатором широкого обсуждения с персоналом миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества, которые касаются всех аспектов и процессов образовательной деятельности и научной деятельности ОУ. Миссия, видение, основные ценности, политика и стратегия утверждены внутренними документами ОУ. Систематически собирается информация, используемая для коррекции политики и стратегии.
| 5
| 6
| 4
| Программные документы ОУ в области качества нашли отражение в стратегическом плане развития ОУ и формируют основу для внешней и внутренней деятельности. По инициативе Руководства для развития и обновления стратегии и политики в области качества привлекаются все заинтересованные стороны (персонал, студенты, предприятия-работодатели, школы и др.). Руководство является инициатором постоянного анализа и совершенствования стратегии и политики в области качества и сравнивает их с достижениями аналогичных ОУ.
| 7
| 8
| 5
| Документированные миссия, видение, политика и стратегия ОУ в области качества основаны на анализе общих тенденций развития общества. Видение содержит чёткий сценарий на будущее, оценку места и роли ОУ в обществе. Руководство постоянно анализирует, совершенствует и сравнивает миссию, видение, политику и стратегию с ведущими ОУ в стране и за рубежом. Руководство признано лидером в вопросах качества на региональном или национальном уровне.
| 9
| 10
| Квалиметрические шкалы «уровней совершенства» составляющих Модели совершенствования деятельности
№
п/п
| Критерии, подкритерии и составляющие модели
| Шкала оценки
| 1.2
| Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества (СК) ОУ
| № уровня
| Описание уровней совершенства составляющих модели
| 1
| Руководство ОУ уделяет внимание контролю качества образовательного процесса и научной деятельности, который осуществляется на базе функциональных принципов и методов управления соответствующими структурными подразделениями.
| 1
| 2
| 2
| Наряду с применением функциональных принципов управления, руководство осознало важность работ по внедрению современных принципов и методов менеджмента качества и осуществляет вовлечение персонала ОУ в эту работу. Вопросы, связанные с менеджментом качества, периодически рассматриваются на заседаниях Советов ОУ и факультетов.
| 3
| 4
| 3
| Руководство демонстрирует свою приверженность вопросам качества и инициирует конкретные действия для построения и внедрения СК ОУ. Для этой работы выделяются финансовые и материальные ресурсы. Руководство является инициатором разработки и обсуждения политики в области качества и плана создания СК ОУ.
| 5
| 6
| 4
| Руководство является лидером в вопросах качества. Для построения СК ОУ выделяются достаточные финансовые и материальные ресурсы. Руководство ОУ систематически проводит анализ создаваемой СК и предпринимает необходимые корректирующие действия для ее улучшения. Результаты сравниваются с результатами аналогичных ОУ и обсуждаются на Совете ОУ.
| 7
| 8
| 5
| Руководство является неоспоримым лидером в вопросах качества. Для поддержания и постоянного развития СК ОУ выделяются достаточные финансовые и материальные ресурсы. Руководство систематически проводит анализ состояния СК и предпринимает меры для постоянного его улучшения. Результаты сравниваются с ведущими ОУ в стране и за рубежом.
| 9
| 10
|
№
п/п
| Критерии, подкритерии и составляющие модели
| Шкала оценки
| 1.3
| Личное участие руководства ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.)
| № уровня
| Описание уровней совершенства составляющих модели
| 1
| Руководства эпизодически взаимодействует с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.) в основном по инициативе этих сторон. Систематической работы с внешними заинтересованными сторонами не проводится.
| 1
| 2
| 2
| Внешние стороны, заинтересованные в деятельности ОУ, идентифицированы. Руководство проводит систематическую работу с внешними заинтересованными сторонами и стимулирует внешнюю деятельность, осуществляемую персоналом ОУ.
| 3
| 4
| 3
| Работа с внешними заинтересованными сторонами систематизирована. В ОУ назначены ответственные за внешнюю деятельность. Внешняя деятельность рассматривается, как способ донести до общества миссию, видение, политику и стратегию и сформировать положительный имидж ОУ. Руководство пользуется заслуженным авторитетом на местном уровне.
| 5
| 6
| 4
| Работа с внешними заинтересованными сторонами планируется в соответствии с политикой ОУ, его миссией и видением. Внешняя деятельность направлена на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон. Руководство пользуется заслуженным авторитетом на региональном уровне.
| 7
| 8
| 5
| Внешняя деятельность ОУ направлена на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон и общества в целом. ОУ рассматривает себя в качестве равноправного партнера при работе со всеми заинтересованными сторонами. Руководство пользуется заслуженным авторитетом на национальном и международном уровнях.
| 9
| 10
|
№
п/п
| Критерии, подкритерии и составляющие модели
| Шкала оценки
| 1.4
| Личное участие руководства ОУ в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности
| № уровня
| Описание уровней совершенства составляющих модели
| 1
| Руководство ОУ выделяет время (приемные часы) для решения вопросов персонала. Эти встречи лишь изредка используются руководством для улучшения своей деятельности и работы ОУ в целом.
| 1
| 2
| 2
| Руководство систематически использует обратную связь с руководителями структурных подразделений по вопросам улучшения деятельности. Результаты рассматриваются руководством как источник улучшения своей деятельности и работы ОУ в целом.
| 3
| 4
| 3
| Руководство систематически использует обратную связь с персоналом различных уровней. Получаемая информация анализируется и используется для постоянного улучшения своей деятельности и работы ОУ в целом. Создается система обеспечения регулярной обратной связи с персоналом, включая анкетирование.
| 5
| 6
| 4
| Создана система обеспечения регулярной обратной связи с персоналом разного уровня, включая анкетирование. Руководство систематически получает информацию о качестве своей работы, анализирует эту информацию и регулирует свою деятельность. Руководство постоянно сравнивает свою работу с работой руководства аналогичных ОУ.
| 7
| 8
| 5
| Создана и непрерывно совершенствуется система обеспечения регулярной обратной связи с персоналом ОУ, включая различные формы конференций, семинаров, опросов, проведение анкетирования и т.д. Деятельность руководства строится с учетом обратной связи с общественными организациями и структурами. Руководство постоянно сравнивает свою деятельность с деятельностью руководства лучших ОУ в стране и за рубежом.
| 9
| 10
| |