Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации





Скачать 272.97 Kb.
НазваниеАдминистративно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации
Дата публикации31.07.2013
Размер272.97 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат


АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

МВД РОССИИ
На правах рукописи


ШИЕНКОВА Анна Сергеевна



АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Специальность 12.00.14. - административное право,

финансовое право, информационное право




Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва - 2007
Диссертация выполнена на кафедре административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России
Научный руководитель: заслуженный юрист России,

кандидат юридических наук, профессор

Ширяев Василий Николаевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Бойко Виктор Николаевич
кандидат юридических наук

Старкова Ирина Валентиновна
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
Защита диссертации состоится « »___________2007 г. в ________час. на заседании диссертационного совета К 203.002.01. в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в зале ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России

Автореферат разослан « »__________2007 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, профессор В.И. Старков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется особой ролью государственной службы Российской Федерации как института административного права, призванного регулировать общественные отношения в различных областях, в том числе в правоохранительной сфере. Государственные служебные отношения в органах внутренних дел находятся в стадии становления и только начинают рассматриваться с позиции науки административного права.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном посла­нии к Федеральному Собранию отметил, что в настоящее время назрела необ­ходимость общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уро­вень преступности в стране, консолидировать усилия, направленные на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств1.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел России должна быть четко организованной и эффективной. Эффективная организация правоохранительной службы в органах внутренних дел – ключевой фактор обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, успешной борьбы с преступностью. Эти отправные идеи должны находить отражение в процессе становления и дальнейшего развития государственных служебных отношений в органах внутренних дел Российской Федерации.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел является разновидностью федеральной государственной службы. Наряду с признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации.

Организация правоохранительной службы в органах внутренних дел, ее кадровая основа в настоящее время не в полной мере соответствуют целям и задачам социально-экономического развития страны. Последствия такого состояния проявляются практически во всех областях жизни: во внутренней, в межнациональной и международной политике, в экономике и в сфере безопасности.

Такое положение во многом обусловлено слабой проработкой задач, функций, принципов организации и функционирования правоохранительной службы в органах внутренних дел, недостаточным профессионализмом и компетентностью сотрудников органов внутренних дел.

Формирование современной и эффективной правоохранительной службы в системе Министерства внутренних дел России относится к приоритетным направлениям преобразований, происходящих в административно-политической сфере.

Все вышеуказанное и определило актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы современной государственной службы нашли отражение в работах многих ученых-административистов: сущность государственной службы, историю ее развития в России и за рубежом исследовали Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотский, Ю.Н. Старилов; право государственного служащего на продвижение по службе, формы подбора и расстановки кадров, организацию труда государственных служащих анализировали А.А. Гришковец, М.И. Пискотин, Ю.А. Розенбаум, Л.А.Сергиенко, В.И. Шкатулла, В.А Юсупов; юридическую ответственность государственных служащих изучали Ю.С. Адушкин, Б.Н. Габричидзе; функции государственного управления рассматривали И.Л. Бачило, В.Д. Граждан, Ю.М. Козлов, Ю.А. Тихомиров.

Значительный вклад в развитие теории и практики государственной службы в органах внутренних дел внесли ученые, работающие или работавшие в системе МВД России: научные основы реализации кадровой функции в органах внутренних дел, методы изучения и оценки персонала органов внутренних дел исследовали В.Н. Бушкевич, Л.М. Колодкин, Г.А. Туманов, А.А. Фатула; механизм совершенствования системы управления органами внутренних дел разрабатывали В.З. Веселый, В.Д. Малков, А.В. Ольшевский, В.С. Чернявский; историю развития органов внутренних дел изучали А.О. Костылев, Р.С. Мулукаев; правовой статус сотрудников органов внутренних дел анализировали В.Н. Бойко, С.С. Козлов, М.И. Никулин; профессиональную подготовку сотрудников, организационные основы деятельности руководителей горрайонорганов внутренних дел, воспитательную работу изучали И.В. Будило, А.Ф. Майдыков, Г.М. Мякишев, А.Н. Роша, X.X. Лойт, В.М. Шамаров; общие аспекты прохождения службы в органах внутренних дел анализировали В.Б. Гайдов, П.П. Сергун, В.В. Черников, Ю.П. Соловей; эффективность деятельности органов внутренних дел, социальные и правовые вопросы функционирования органов внутренних дел рассматривали Ю.Е. Аврутин, И.Н. Зубов, В.Я. Кикоть и другие.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел в научной литературе рассматривается в историческом, психологическом, правовом, организационном, социальном аспектах, настоящая же диссертация является продолжением комплексных исследований современной правоохранительной службы в органах внутренних дел.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, теоретико-правовые основы ее прохождения.

Предметом научного исследования являются нормативные правовые акты и отдельные правовые нормы, регулирующие правоохранительную службу в органах внутренних дел Российской Федерации, практика их применения, научная литература, посвященная исследуемой проблеме.

Цели и задачи исследования. Актуальность вопросов правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации и уровень научной разработанности этого правового института определили цели диссертационного исследования - теоретическое осмысление, разработка и обоснование концептуальных подходов к определению места правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в системе государственной службы России и выдвижение предложений правового характера, направленных на оптимизацию и совершенствование организации и функционирования правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Для достижения целей исследования диссертантом ставились следующие задачи:

  • определение понятия правоохранительной службы в органах внутренних дел, анализ ее задач, функций, принципов, рассмотрение ее места в общей системе государственных служебных отношений Российской Федерации;

  • исследование административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел как государственного служащего;

  • анализ деонтологической составляющей профессиональной этики сотрудников правоохранительной службы органов внутренних дел;

  • исследование проблем правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел, а также перспектив его совершенствования;

  • изучение организационно-правовых способов замещения государственных должностей в органах внутренних дел и выявление наиболее эффективного способа;

  • выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства о правоохранительной службе в органах внутренних дел.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные положения теории познания, теории административного права, социологии, общей теории управления.

Исследования проводились с использованием частных методов научного познания (наблюдение, изучение документов, статистического и практического материала), предполагающих реализацию возможностей сравнительно-правового, конкретно-социологического, исторического и логического анализа.

Анализировались нормы федерального законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы МВД России, статистические данные Министерства внутренних дел России.

Научная новизна заключается в том, что в рамках диссертации на обширном теоретическом и нормативном материале осуществлена комплексная разработка проблем административно-правового регулирования правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, предложены пути их решения, выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области государственно-служебных отношений в системе органов внутренних дел. Проведен научный анализ понятийного аппарата в сфере правоохранительной службы в органах внутренних дел. Оценены основные тенденции развития государственно-служебных отношений в системе Министерства внутренних дел России. Выявлены противоречия между федеральным законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел России и внесены соответствующие предложения по преодолению коллизий норм. При работе над диссертацией во главу угла ставилась идея объективной оценки состояния государственно-служебных отношений в органах внутренних дел.

Положения выносимые на защиту:

  1. Правоохранительная служба в органах внутренних дел – это основанное на действующем законодательстве организационно-структурное построение части государственного аппарата и профессиональная служебная деятельность сотрудников, замещающих государственные должности по исполнению функций государственного управления в целях обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод личности.

  2. Авторское определение понятий «административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел», «прохождение правоохранительной службы в органах внутренних дел», «контракт о службе в органах внутренних дел».

  3. Основные особенности государственной службы в органах внутренних дел, в том числе наличие трех видов государственной службы в органах внутренних дел; наделение сотрудников органов внутренних дел специфическим административно-правовым статусом; особый порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

  4. Профессиональная служебная деятельность сотрудников правоохранительной службы органов внутренних дел должна осуществляться в соответствии с должностным регламентом, являющимся составной частью административного регламента органа внутренних дел.

  5. Классификация основных элементов административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

  6. Деонтологическая составляющая профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел представляет собой совокупность актов ненормативного характера, закрепляющих обязательные для сотрудников правила поведения этического характера

  7. Предложения по совершенствованию правового регулирования прохождения правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации:

  • заменить термин «испытательный срок», указывающий только на период времени, в течение которого устанавливается соответствие гражданина занимаемой должности, на термин «испытание» как более точно раскрывающий сущность этого явления;

  • установить продолжительность испытания в пределах трех-шести месяцев;

  • закрепить в качестве обязательного условия приема на правоохранительную службу прохождение испытания для лиц, впервые поступающих в органы внутренних дел;

  • установить общее правило заключения контракта о правоохранительной службе в органах внутренних дел на неопределенный срок, предоставив в строго указанных случаях возможность заключения контракта на определенный срок (например, на период отсутствия сотрудника в связи с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; замещения должности, на которой ранее состоял сотрудник, избранный депутатом представительного органа).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что настоящая диссертация является продолжением комплексных исследований в области правоохранительной службы в системе Министерства внутренних дел России. В диссертации нашли свое отражение теоретико-правовые аспекты государственно-служебных отношений в органах внутренних дел России в условиях функционирования нового федерального законодательства о государственной службе Российской Федерации, например, диссертантом обозначены проблемы, оказывающие существенное влияние на состояние государственно-служебных отношений в системе Министерства внутренних дел России как правового института, и предложены пути их разрешения; разработаны отдельные элементы государственно-служебных отношений, представляющие ценность не только дня науки административного права, но и общей теории права; разработано содержание должностного регламента; выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства о правоохранительной службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, разработанные автором положения позволяют обогатить теорию института государственной службы Российской Федерации, административно-правовую и административно-процессуальную науку, оказать помощь в дальнейших научных поисках в административно-правовой и административно-процессуальной сферах.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что выдвигаемые диссертантом конкретные предложения могут способствовать дальнейшему совершенствованию правового регулирования правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на занятиях по изучению сотрудниками органов внутренних дел вопросов правового регулирования прохождения службы в системе Министерства внутренних дел России, а также при преподавании курсов административного права и административной деятельности органов внутренних дел в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации; при проведении занятий в системе служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Отдельные положения диссертации могут быть полезными при разработке учебной дисциплины «Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации».

Практическая значимость диссертационного исследования также проявляется в возможности использовать научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию правоохранительной службы в органах внутренних дел в практической деятельности кадровых аппаратов органов внутренних дел, при разработке законов и иных нормативных правовых актов по вопросам прохождения правоохранительной службы в органах внутренних дел России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования достигнуты использованием утвердившихся в науке методологических положений по исследуемой проблеме, комплексным характером исследования, изучением соответствующего эмпирического материала, а также апробацией результатов исследования.

Диссертантом проводились социологические опросы на основе авторских анкет по изучению эффективности контрактной системы замещения должностей в органах внутренних дел; изучалась практика заключения и перезаключения контрактов о службе в органах внутренних дел2. Анализировались личные дела сотрудников УВД по Хабаровскому краю и Главного управления внутренних дел по Дальневосточному федеральному округу по вопросам своевременности, четкости и правильности фиксирования информации о прохождении службы в органах внутренних дел3.

Автором изучено международное, советское и действующее российское законодательство, относящиеся к предмету исследования; специальная и научная литература по конституционному, административному и трудовому праву, а также науке управления и социологии права.

Выводы и рекомендации основаны на материалах анализа практики деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел по Хабаровскому краю, Главного управления внутренних дел по Дальневосточному федеральному округу, а также статистических данных ГИАЦ МВД России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел России. Материалы и результаты проведенного исследования используются в образовательном процессе и научно-исследовательской работе Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел России. По теме диссертации опубликованы восемь научных статей, научно-аналитический обзор «Контракт как способ замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», учебное пособие «Служба в органах внутренних дел Российской Федерации как вид федеральной государственно службы».

Отдельные аспекты исследования легли в основу выступлений и сообщений автора на международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2004 г.), на международном симпозиуме «Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии» (Хабаровск, 2005 г.), на международных межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2005 г.), «Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихооке-анского региона по противодействию преступности» (Хабаровск, 2006 г.), «Актуальные проблемы теории и практики борьбы с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Хабаровск, 2007 г.). Результаты диссертационного исследования положены в основу создания и функционирования Хабаровской научной общественной организации «Харизма», ставящей перед собой цели повышения престижа службы в органах внутренних дел, осуществления научно-исследовательской деятельности, создания положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел.

Структура и объем диссертации определялись целью и задачами исследования, а также требованиями, предъявляемыми к диссертационным исследованиям. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная и практическая значимость, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрываются методология и эмпирическая база работы, характеризуются новизна и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и о внедрении научных результатов.

Первая глава «Правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: понятие, сущность, состояние» посвящена комплексному анализу правоохранительной службы в органах внутренних дел: выявлению взаимосвязи признаков государственной службы России и специфических признаков правоохранительной службы в органах внутренних дел; исследованию задач, функций и принципов государственных служебных отношений в органах внутренних дел; определению места правоохранительной службы в органах внутренних дел в системе государственных служебных отношений; изучению особенностей административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел и разработке должностного регламента в системе государственно-служебных отношений правоохранительной службы органов внутренних дел; исследованию деонтологической составляющей профессиональной этики сотрудников правоохранительной службы органов внутренних дел.

Сегодня заложены основы правового регулирования государственных служебных отношений в нашем обществе, приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правоохранительная служба в органах внутренних дел России в диссертационном исследовании изучалась во взаимосвязи с общим состоянием и функционированием государственно-служебных отношений в Российской Федерации.

Понятие «правоохранительная служба в органах внутренних дел» диссертантом исследуется в трех смысловых контурах: как правовой институт, как часть аппарат государства, как вид деятельности.

В качестве правового института правоохранительная служба в органах внутренних дел представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений.

Как часть государственного аппарата, на который возложено выполнение исполнительных и распорядительных функций, правоохранительная служба в органах внутренних дел представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых для реализации возложенных на него задач.

Как вид деятельности правоохранительная служба в органах внутренних дел, во-первых, является одним из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра органов внутренних дел в целях выполнения задач государства в правоохранительной сфере; во-вторых, может быть рассмотрена как повседневная оперативно-служебная деятельность личного состава органов внутренних дел.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел России занимает самостоятельное место в системе государственной службы Российской Федерации, и это во многом обусловлено особыми задачами и функциями органов внутренних дел, которые были всесторонне исследованы в рамках диссертации.

Для организации и функционирования государственно-служебных отношений в органах внутренних дел немаловажное значение имеют принципы. Они были систематизированы диссертантом следующим образом:

  1. организационные принципы определяют структуру службы в органах внутренних дел, порядок ее функционирования (верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов; единство системы органов внутренних дел Российской Федерации; единоначалие);

  2. статусные принципы устанавливают содержание государственных служебных отношений (равный доступ граждан к службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; профессионализм и компетентность сотрудников органов внутренних дел; ответственность сотрудников органов внутренних дел за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел);

  3. деонтологические принципы составляют основополагающие идеи, обусловливающие нравственные качества лица, находящегося на правоохранительной службе в органах внутренних дел (политическая нейтральность; соблюдение чести и достоинства личности; сочетание гласности и служебной конфиденциальности).

Изучение особенностей правоохранительной службы в органах внутренних дел позволило диссертанту сформулировать понятие административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Административно-правовой статус сотрудника правоохранительной службы органов внутренних дел – это установленный государством, комплекс нормативных положений, определяющих место сотрудника в должностной иерархии, права и обязанности сотрудника по реализации возложенных на него функций, а также правоограничений по службе и ответственности по закону.

В настоящее время вопрос о том, является ли ответственность сотрудника органов внутренних дел структурным элементом его административно-правового статуса, остается спорным. Диссертант придерживается позиций тех ученых-административистов, которые считают ответственность сотрудника органов внутренних дел самостоятельным элементом его административно-правового статуса, так как она имеет значительные отличия в части, касающейся привлечения сотрудника к дисциплинарной, административной и материальной ответственности.

Проанализировав особенности осуществления сотрудниками профессиональной служебной деятельности, автор пришел к выводу о необходимости введения института должностного регламента в правоохранительную службу органов внутренних дел.

Профессиональная служебная деятельность сотрудников правоохранительной службы органов внутренних дел должна осуществляться в соответствии с должностным регламентом, являющимся составной частью административного регламента органа внутренних дел.

Должностной регламент подлежит утверждению начальником органов внутренних дел и должен включать в себя:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к сотруднику правоохранительной службы органов внутренних дел, а также к образованию, стажу службы;

2) должностные обязанности, права и ответственность сотрудника за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом органа внутренних дел, задачами и функциями структурного подразделения, функциональными особенностями замещаемой в нем должности правоохранительной службы органов внутренних дел;

3) перечень вопросов, по которым сотрудник вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) порядок служебного взаимодействия сотрудника в связи с исполнением им должностных обязанностей с иными лицами;

5) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности сотрудника.

Однако профессиональная служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел не ограничивается только рамками правовых предписаний, она базируется также на нормах, принципах и требованиях нравственности, опирается на сформировавшиеся в обществе представления о справедливости и порядочности.

Морально-нравственная состав­ляющая регламентации деятельно­сти сотрудника органов внутренних дел находится в особом положении: с одной стороны, она должна быть стержневой основой его личности, на которую «нанизываются» про­фессиональные качества, с другой стороны, эту составляющую слож­нее всего формализовать в виде оп­ределенного свода нормативных требований, так как личность сотрудника гораздо шире его профессиональных обязанностей и ин­тересов.

На наш взгляд, деонтологическая составляющая профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел представляет собой совокупность актов ненормативного характера, закрепляющих обязательные для сотрудников правила поведения этического характера.

Во второй главе «Государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации» исследуются государственные служебные правоотношения в органах внутренних дел, предлагается их классификация и системно-структурный анализ; рассматриваются основные этапы прохождения службы в органах внутренних дел, анализируются проблемы правового регулирования прохождения правоохранительной службы в органах внутренних дел; разрабатывается концепция развития правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

На основе детального анализа нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы в органах внутренних дел, автор приходит к выводу, что в условиях становления российской государственности особенно остро возникает необходимость решения вопросов, связанных с совершенствованием порядка прохождения правоохранительной службы в органах внутренних дел.

Прохождение правоохранительной службы в органах внутренних дел диссертант определяет как длящийся процесс, охватывающий возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений, вызванный изданием индивидуального акта и зафиксированный в личном деле сотрудника органов внутренних дел по поводу его поступления на службу, продвижения по службе, служебной дисциплины, условий службы и прекращения службы.

В диссертации исследованы проблемы комплектования должностей органов внутренних дел, прохождения испытательного срока при поступлении на службу, государственной проверки квалификации сотрудника, организационно-правовые способы замещения должностей в системе правоохранительной службы органов внутренних дел, основание и порядок прекращения государственно-служебных отношений в органах внутренних дел.

В ходе диссертационного исследования автором изучалась правовая природа контракта о службе в органах внутренних дел, проводился сравнительно-правовой анализ трудового договора, административного договора и контракта о службе в органах внутренних.

Контракт – это инновационная форма в процессе замещения должностей в системе органов внутренних дел. Служба по контракту в органах внутренних дел представляет собой институт, состоящий из правовых норм, являющихся юридически исходным правовым средством в системе построения государственной службы в органах внутренних дел России. Тщательный анализ правовой базы и научной литературы позволил диссертанту предложить следующее определение контракта.

Контракт о службе в органах внутренних дел - это заключаемое в письменной форме соглашение о прохождении службы в органах внутренних дел, в течение определенного срока или бессрочно, между гражданином РФ и МВД России в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, по которому гражданин обязуется проходить службу по определенной в контракте должности, выполняя обязанности в соответствии с должностной инструкцией, подчиняться внутреннему распорядку; а МВД России обязуется обеспечивать ему своевременное предоставление всех видов довольствия, прав, льгот и гарантий и создавать условия для службы, предусмотренные действующим законодательством, устанавливающее юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.

В целях совершенствования контрактных отношений диссертантом разработана форма контракта о службе в органах внутренних дел, которая позволяет отразить его административно-правовую сущность.

Правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел осуществляется значительным по объему правовым массивом, в котором ведущая роль принадлежит Положению о службе в органах внутренних дел и Федеральному закону «О милиции». Вместе с тем, по мнению автора, существуют определенные сложности в применении отдельных норм этих нормативных правовых актов. Нередко это связано с тем, что нормы, регулирующие порядок прохождения службы в органах внутренних дел, находят свое отражение и в других нормативных актах, причем эти разрозненные нормы часто дублируют друг друга или не согласуются, а подчас противоречат друг другу. Поэтому актуальным остается вопрос о разработке концепции развития государственных служебных отношений в правоохранительной службе органов внутренних дел и принятие на ее основе нормативного правового акта, в котором максимально полно регулировался бы процесс поступления, прохождения и прекращения государственной службы в органах внутренних дел России.

В заключении в обобщенном виде формулируются основные выводы и результаты диссертационного исследования, излагаются предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной службе в органах внутренних дел.

Как показывает исследование, вся система государственных служебных отношений в органах внутренних дел России нуждается в современной организации и в повседневном научно обоснованном управлении, которое должно быть концептуально выверенным, комплексным, всесторонне обеспеченным, непрерывным и эффективным.

Рассматривая службу в органах внутренних дел как вид федеральной государственной службы диссертант пришел к выводу, что в системе органов внутренних дел осуществляется государственная служба трех видов: федеральная государственная гражданская служба (в Федеральной миграционной службе Российской Федерации), военная служба (во внутренних войсках системы МВД России) и правоохранительная служба (служба в милиции, юстиции и в подразделениях внутренний службы). Все эти виды государственной службы в системе органов внутренних дел имеют свои особенности, но в то же время входят в единую, взаимосвязанную систему государственных служебных отношений.

Диссертанту удалось определить место правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений Российской Федерации. Было отмечено, что правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации, будучи самостоятельным правовым явлением, одновременно является частью комплексного правового института - государственной службы России.

В процессе исследования автор пришел к убеждению, что реформирование государственной службы в правоохранительной сфере Российской Федерации должно включать следующие мероприятия:

1) обновление правой базы;

2) закрепление особенностей административно-правового статуса федерального государственного служащего – сотрудника органов внутренних дел;

3) систематизацию и унификацию процесса прохождения правоохранительной службы;

4) формирование единой системы правоохранительной службы Российской Федерации;

5) формирование системы управления правоохранительной службой органов внутренних дел России.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел России как особый вид государственно-служебной деятельности должна развиваться и обеспечиваться согласованной государственной политикой и внутренне непротиворечивой системой норм, последовательно регламентирующих различные элементы служебных отношений.

Это означает, что оптимальная модель современной правоохранительной службы в системе Министерства внутренних дел России предполагает определение места, задач, целей и функций правоохранительной службы в органах внутренних дел в системе государственной службы; установление административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел, реализующего полномочия государства в правоохранительной сфере; ведение административного и должностного регламента в правоохранительную службу органов внутренних дел; создание благоприятной кадровой ситуации в органах внутренних дел.

Много внимания в исследовании было уделено не только состоянию теоретических аспектов правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, но и анализу законодательной базы в этой области. Это позволило автору внести ряд предложений по совершенствованию законодательства, имеющих прямое отношение к государственно-служебным отношениям органов внутренних дел Российской Федерации.

Несомненно, отдельные положения диссертации будут способствовать развитию правовых институтов в общей теории права и отраслевых юридических науках. Ряд выводов и положений диссертации послужат основанием для дальнейшей теоретической разработки вопросов в области правоохранительной службы органов внутренних дел Российской Федерации.

Можно считать, что основная цель диссертационного исследования достигнута. Правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации показана с позиции современного функционирования российского общества. Одновременно было отмечено то, что ее объединяет с другими видами государственной службы Российской Федерации, и показаны те особенности, которые определяют ее автономность в государственных служебных отношениях Российской Федерации. Таким образом, правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации представлена как качественное состояние, обладающее новыми характеристиками.

Разумеется, работа не претендует на исчерпывающее освещение узловых аспектов государственных служебных отношений в органах внутренних дел Российской Федерации. Отдельные положения носят характер дискуссионности и требуют обсуждения.

Работа имеет завершенность и внутреннее единство, носит характер научной, самостоятельной, комплексной, квалифицированной работы, в которой на основании выполненных исследований осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное государственное, правовое, политическое значение для современного периода становления, функционирования и совершенствования государственно-служебных отношений не только в органах внутренних дел Российской Федерации, но и в целом для государственно-служебных отношений Российской Федерации.

Основные положения диссертации опубликованы в 10 работах,

общим объемом 8,6 п.л.:

Научные статьи, опубликованные в журналах,

рекомендованных перечнем ВАК:


  1. Шиенкова А.С. Организация связей с общественностью как одно из направлений формирования авторитета ОВД /А.С. Шиенкова, Т.А. Бондаренко // «Юристъ-правовед». – 2007. - № 2. (0,2 п.л.) (соавторство не разделено).

  2. Шиенкова А.С. Проблемы этических начал в функционировании государственных служебных отношений в органах внутренних дел / А.С. Шиенкова // Власть и управление на Востоке России. – 2007. - № 2. (0,6 п.л.)

Учебные пособия и научные статьи,

опубликованные в иных изданиях:


  1. Шиенкова А.С. Служба в органах внутренних дел Российской Федерации как вид федеральной государственной службы: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2005. (5,5 п.л.).

  2. Шиенкова А.С. Контракт как способ замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: Научно-аналитический обзор. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2006.(1 п.л.).

  3. Шиенкова А.С. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в правоохранительной сфере / А.С. Шиенкова, Т.А. Бондаренко // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном регионе: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 18-19 мая 2005 г. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2005.(0,2 п.л.) (соавторство не разделено).

  4. Шиенкова А.С. Антитеррористическая деятельность органов внутренних дел Дальнего Востока / А.С. Шиенкова, Т.А. Бондаренко // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: Материалы международного симпозиума 18-19 мая 2005 г. - Хабаровск: ДВГУПС, 2005. (0,1 п.л.) (соавторство не разделено).

  5. Шиенкова А.С. Подготовка кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта / А.С. Шиенкова //Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 18-19 мая 2006 г. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2006.(0,3 п.л.).

  6. Шиенкова А.С. К проблеме определения правовой природы служебного контракта в системе государственной службы Российской Федерации / А.С. Шиенкова //Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2006. Выпуск 10. – Хабаровск: НОУ ВПО «Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права», 2006. (0,2 п.л.).

  7. Шиенкова А.С. Пути совершенствования контрактной системы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации /А.С. Шиенкова //Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2006. Выпуск 10. – Хабаровск: НОУ ВПО «Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права», 2006. (0,2 п.л.).

  8. Шиенкова А.С. Контракт о службе в органах внутренних дел России, административный и трудовой договоры: сравнительно-правовой анализ /А.С. Шиенкова //Актуальные проблемы теории и практики борьбы с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 18-19 мая 2007 г. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2007.(0,3 п.л.).



Шиенкова Анна Сергеевна



Административно-правовое регулирование

правоохранительной службы

в органах внутренних дел Российской Федерации

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


________________________________________________________________________________

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано в типографии

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации. Российская газета. 2006.12 мая.

2 Всего опрошено 624 сотрудника УВД по Хабаровскому краю, из них 46 сотрудников отдела кадров.

3 Всего проанализировано 1024 личных дела сотрудников ГУВД по Дальневосточному федеральному округу.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconКонкурс не проводится в случаях, установленных частью 2 статьи 25...
Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconМинистерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150
Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconРасширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской...
Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины...
Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconМетодические рекомендации для слушателей по подготовке и защите рефератов...
Настоящие рекомендации имеют цель оказать помощь курсантам 4-х курсов очной формы обучения факультета следователей по написанию рефератов...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconПравовое регулирование военной службы в российской федерации
Охватывает миллионы граждан Российской Федерации
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconПоложение об организации учебного процесса в федеральном государственном...
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации2, а также Уставом Института, утвержденным приказом Министерства...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconОтчет о деятельности общественных советов при умвд россии по Чукотскому...
В органах внутренних дел Чукотки с начала года организовано 30 мероприятий с участием членов общественных советов
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства...
Оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации1 в 2012 году осуществлялась в условиях совершенствования...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование...
Программа учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» 3
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconФедеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего...
«ростовский юридический институт министерства внутренних дел российской федерации»
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ от 19 декабря...
Ноо, Программы Министерства образования и науки рф: ноо, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconРабочая учебная программа по дисциплине «Правовое регулирование процедуры...
Правовое регулирование процедуры банкротства в Российской Федерации [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»....
Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел российской федерации iconГражданской службы саратовской области в органах
В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск