Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу





Скачать 269.05 Kb.
НазваниеСовершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу
страница1/2
Дата публикации31.07.2013
Размер269.05 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи
Зарубин Николай Николаевич

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
Специальность 12.00.14 – Административное право; административный процесс

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

юридических наук

Люберцы – 2013

Работа выполнена в государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
Научный руководитель – Шумилов Александр Юльевич, доктор юридических наук, профессор.
Официальные оппоненты:

Фатьянов Алексей Александрович, доктор юридических наук, профессор, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества;
Кокорев Александр Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел.
Ведущая организация – Федеральное государственное казенное учреждение высшего профессионального образования «Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

Защита диссертации состоится «05» июня 2013 г. в 16 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 310.001.02 при государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: г. Люберцы Московской области, Комсомольский проспект, д. 4, ауд. 233 (зал заседаний Ученого совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».

Автореферат разослан «24» апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент И.В. Глазунова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.1), а также за недекларирование или недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2).

Доля вышеуказанных правонарушений в общем количестве нарушений таможенных правил, по данным ФТС России за 2006 – 2012 г., составляет 30 – 40%1, что, учитывая массовость и существенный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административной ответственности за указанные правонарушения.

В то же время сущность административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу на теоретическом уровне недостаточно исследована, а нормативное регулирование привлечения лиц к ответственности и мер такой ответственности нуждается в совершенствовании. Это стало очевидно после вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому признана утратившей силу ст. 188 «Контрабанда» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Данные обстоятельства порождают в правоприменительной деятельности таможенных органов затруднения, связанные, например, с различиями в толковании норм ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами.

Вступление Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан в таможенный союз предполагает в качестве одной из организационных мер унификацию таможенного законодательства, а также законодательства об административной ответственности за нарушения таможенных правил, что, в свою очередь, обусловливает актуальность научного исследования административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу.

Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования». «Дорожная карта» представляет собой поэтапный план действий, направленных на улучшение деятельности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по совершению таможенных операций.

Одним из пунктов данного плана является внесение изменений в законодательство об административной ответственности за нарушение таможенных правил2.

Таким образом, выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в настоящее время является весьма актуальной задачей, стоящей перед наукой административного права. Представляется, что решение этой задачи будет способствовать усилению правопорядка при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров как физическими, так и юридическими лицами.

Степень разработанности темы исследования. Различные проблемные вопросы административной ответственности в своих трудах рассматривали такие ученые, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Б.М. Лазарев, М.Я. Масленников, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.П. Шергин, О.М. Якуба и др.

Ранее вопросами выяснения сущности контрабанды с позиций уголовного права занимались такие ученые как, Д.И. Богданов В.И. Михайлов, Т.Л. Стукалова, А.В. Федоров, А.Ю. Шумилов и др.

Вместе с тем, декриминализация состава преступления, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ, предполагает необходимость исследования контрабанды с позиций административного права.

Следует отметить, что ранее исследованиями нарушений таможенных правил как отдельным видом административных правонарушений занимались: С.А. Косицина, Г.В. Матвиенко, С.А. Мустафина, Е.В. Трунина и другие. Анализ работ названных авторов показывает, что в них исследуется ряд вопросов, которые так или иначе могут быть связаны с административной ответственностью за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, однако комплексных исследований вопросов такой ответственности на современном этапе развития науки, законодательства РФ и складывающейся правоприменительной практики до настоящего времени предпринято не было.

Научная задача исследования заключается в разработке теоретических положений для формулирования практических рекомендаций, направленных на совершенствование норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Объектом исследования выступает административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и практика их применения таможенными органами.

Цель исследования состоит в изучении административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, определении проблемных аспектов административной ответственности за указанные правонарушения и разработке предложений по ее совершенствованию.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- исследовано становление и развитие законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;

- выработано и сформулировано понятие административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и дана его общая характеристика;

- исследована административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан;

- проведен юридический анализ составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ;

- разработаны рекомендации по совершенствованию отдельных норм законодательства Российской Федерации, устанавливающего административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;

- выработаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу.

Научная новизна исследования заключается в том, что соискателем выявлены пробелы нормативного правового регулирования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, а также выработаны научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства РФ об административной ответственности за данное правонарушение.

В частности, соискателем сформулированы научные дефиниции отдельных понятий, таких как «административная контрабанда», «административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу», «установление административной ответственности». Разработана периодизация развития российского законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Выявлены и определены основные признаки административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, разработанные соискателем, развивают положения науки административного права и способствуют определению перспективных направлений последующих научных исследований в данной области.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по совершенствованию правовых норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования законодательства РФ об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, для разработки и совершенствования нормативных правовых актов ФТС России, а также для совершенствования правоприменительной практики таможенных органов.

Материалы диссертации могут использоваться в качестве источника при чтении лекций, проведении практических занятий в высших образовательных учреждениях по дисциплинам «Административное право», «Таможенное право», «Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов».

Методология и методы исследования. Методологической основой научного исследования является диалектический метод и базирующаяся на нем система общенаучных и частных научных методов. В работе использовались:

- логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов);

- исторический метод (в параграфе 1.1 гл. 1) при исследовании истории развития российского законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;

- метод системного анализа (в параграфе 2.2 гл. II) при исследовании составов административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, содержащихся в действующем законодательстве РФ;

- сравнительно-правовой метод (в параграфе 2.1 гл. 2) при проведении сравнительного исследования законодательного регулирования ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан;

- метод контент-анализа (в гл. 3) в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных актов, статистических данных, научной литературы и др.

Нормативную правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, решения Комиссии таможенного союза (Евразийской экономической комиссии), Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы, а также нормативные правовые акты государств – членов Таможенного союза, в частности КоАП Республики Беларусь, КоАП Республики Казахстан;

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа правовых актов, информационно-аналитические обзоры правоохранительной деятельности таможенных органов за 2006 – 2012 гг.; результаты экспертного опроса 106 сотрудников подразделений административных расследований таможенных органов3; результаты изучения постановлений таможенных органов по 85 делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, а также с постановлениями судов по 49 делам об административных правонарушениях, возбужденных по названным статьям КоАП РФ4.

Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в трудах отечественных ученых по общей теории государства и права, отраслевым юридическим наукам (административному, таможенному, уголовному праву), общетеоретическая и специальная литература, связанная с объектом и предметом диссертационного исследования, а также научные публикации по вопросам, связанным с исследуемой проблематикой.

Существенное влияние на научную позицию соискателя, отразившуюся в работе, оказали труды таких ученых-юристов, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Б.М. Лазарев, М.Я. Масленников, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.П. Шергин, А.С. Дугенец, С.С. Алексеев и др.

При написании диссертации использовались труды С.А. Косициной, Г.В. Матвиенко, С.А. Мустафиной, Е.В. Труниной, Ю.Г. Кисловского, Б.А. Рыбакова, А.Ф. Епифанова, Д.А. Толстого, П.П. Серпкова, В.М. Фаттахова, посвященные различным аспектам исследуемой проблематики, и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Вывод о том, что законодательство, устанавливающее ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, прошло следующие этапы становления и развития:

- доимперский период (середина IX – начало XVIII в.);

- имперский период (начало XVIII в. – 1917 г.);

- советский период (1917 г. – август 1991 г.);

- постсоветский период (август 1991 г. – настоящее время).

До 1917 года в российском законодательстве не выделялась административная контрабанда, а имелись лишь нормы об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. В советский период отечественное законодательство предусматривало административную ответственность за простую контрабанду, и уголовную ответственность за квалифицированную. Однако с завершением данного периода понятие административной ответственности за контрабанду исчезло из российского законодательства.

2. Авторское определение административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В число правонарушений, которые предлагается именовать административной контрабандой, следует включить ст. 16.1 КоАП РФ – «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки» и ст. 16.2 КоАП РФ – «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Предлагается выделить следующие основные признаки административной контрабанды:

- представляет собой вид административного правонарушения, т. е. общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие);

- посягает на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования (основной объект), на экономическую безопасность (дополнительный объект).

3. Авторское определение административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу как вида юридической ответственности, выражающегося в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, незаконно переместившему товары через таможенную границу.

4. Предложение об освобождении от административной ответственности участника внешнеэкономической деятельности, обратившегося в таможенный орган для устранения последствий заявления недостоверных сведений в таможенной декларации, в связи с чем дополнить ст. 16.2 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «Лицо, обратившееся в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары до момента выявления таможенным органом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 настоящей статьи, а также с заявлением об отзыве декларации на товары до выпуска товаров и/или обнаружения таможенным органом данных административных правонарушений, освобождается от административной ответственности за указанные правонарушения».

5. Предложения по внесению изменений и дополнений в КоАП РФ:

- предлагается изложить диспозицию ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сокрытие товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме, определенной международными договорами государств – членов Таможенного союза, путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при проведении в отношении таких товаров таможенного контроля до выпуска товаров»;

- предлагается изложить ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двухкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- предлагается изложить диспозицию ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconРеферат на тему «Перемещение через таможенную границу Республики...
«Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств»
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconОтдел по связям с общественностью сзту
Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся ответственности за противоправные деяния, связанные с уклонением...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconСтатья 188 ук РФ (Контрабанда) устанавливает, что незаконное перемещение...
Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран,...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПояснительная записка к проекту Закона Тюменской области «О внесении...
Ений ряда статей действующего Кодекса Тюменской области об административной ответственности, а также упорядочения привлечения к административной...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продвижение товара через границу – основные понятия, документы, таможенное оформление
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconСоглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного...
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу icon1. «Таможенное дело и таможенная политика в Российской Федерации»
Российской Федерации, в методах и средствах таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств при перемещении...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПроблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке
Транспортные средства занимают значительное место во внешней торговле Российской Федерации, а при перемещении транспортных средств...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу icon1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является: -изучение порядка классификации по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сначала цена товара повысилась на 12%, а через год новая цена товара понизилась на 12%. Стал товар дешевле или дороже его первоначальной...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Миллионы граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств регулярно пересекают таможенную границу. В этих условиях чрезвычайную...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconЧто продавать через Интернет?
Интернет. Просматривая сайты в поисках товара или услуги можно заметить, что через Интернет продается практически все. Даже дорогостоящие...
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconИзвещение о проведении запроса котировок
В цену товара включаются все расходы, которые поставщик данного товара несет по его доставке
Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу iconСамостоятельная работа студентов по подготовке к занятию 5 часов....
«Расширение начал диспозитивности в уголовном процессе и недостатки законодательной регламентации института досудебного соглашения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск