Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке





Скачать 102.46 Kb.
НазваниеПроблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке
Дата публикации01.03.2016
Размер102.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы

УДК 658.62 : 62


ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА И ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЫНКЕ

Жильцова А. С.

Научный руководитель канд. техн. наук., доцент Демакова Е.А.

Сибирский федеральный университет, юридический институт

Транспортные средства занимают значительное место во внешней торговле Российской Федерации, а при перемещении транспортных средств через таможенную границу нередко возникают следующие проблемы их идентификации и товароведной оценки стоимости:

  1. не правильно заявленный код в соответствии с ТН ВЭД;

  2. занижение мощности двигателя и года выпуска;

  3. автомобили, которые предназначены для перевозки людей, ввозят в страну под видом фургонов;

  4. технологические проблемы таможенного оформления (сложности таможенных процедур и все мероприятия таможенных операций).

Все транспортные средства должны идентифицироваться в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза (ст. 109). Идентификация представляет собой применяемый таможенными органами комплекс мер, направленных на установление соответствия товаров, и транспортных средств, помещаемых под выбранную таможенную процедуру. Идентификация производится следующим путем:

  • установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию;

  • исследование маркировочных обозначений и других идентификационных данных на транспортных средствах в целях расшифровки информации о транспортном средстве;

  • установление соответствия установленных идентификационных данных записям в сопровождающей документации и характеристикам транспортных средств.

Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться, в том числе заменяться. Данный процесс могут исполнять только таможенные органы или с их разрешения. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Идентификация товаров осуществляется при проведении таможенного контроля, когда осуществляется проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Под идентификацией транспортного средства подразумевается проверка соответствия маркировки, которая нанесёна на узлы, агрегаты и детали данным, содержащимся в предоставленных документах на транспортное средство. Проверке, как правило, подлежат:

  • номер кузова;

  • номер двигателя;

  • номерной регистрационный знак;

  • идентификационный номер транспортного средства (VIN);

  • табличка завода изготовителя;

  • цвет лакокрасочного покрытия (ЛКП);

  • тип и размер шин и др.

Структура и содержание VIN (Vehicle Identification Number) определена Международным стандартом ISO 3779-1983 «Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура». В соответствии с этим стандартом VIN состоит из 17 знаков, условно разделённых на 3 части.

Каждый завод-производитель вправе сам решать, какие данные будут заноситься в идентификационную табличку, кроме тех данных, которые должны быть указаны в соответствии с международными стандартами. Бывают случаи, когда какая-либо страна не следует стандартам и из-за этого возникают проблемы с идентификацией транспортных средств, а таможенные органы вынуждены отправлять транспортное средство на экспертизу. К примеру, в Китае многие автомобильные компании периодически не следуют международным стандартам. Часто бывают случаи, когда на идентификационной табличке выбивают ту информацию, которую запросит покупатель. Такие ситуации вызывают определенные трудности у таможенных органов, поскольку производители наносят не ясные обозначения, и тогда таможенные органы отправляют транспортные средства на экспертизу. Помимо подобных проблем, существует так же целый ряд проблем, связанных с идентификацией транспортных средств.

Российский автомобильный рынок в 2014 году, по разным оценкам, сократился на 10-15 %. Продажи снизились в среднем на 12 %, в натуральном выражении это – 2,3 млн. штук против 2,61 млн. в 2013 году. При этом импорт автомобилей, попадающий в зону риска, составил от 659 до 690 тыс. штук, а продажи иномарок российской сборки – 1,24-1,27 млн. автомобилей1. Сильнее всего – до 20% – сократились продажи импортных машин. Связано это с девальвацией рубля, которая влияет на импорт сильнее утилизационного сбора.

Проанализируем импорт автомобилей из стран дальнего зарубежья и СНГ в 2014 и в январе 2015 года (таблица 1). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-декабре 2014 года приходилось 50,5% (в январе-декабре 2013 года – 50,8%). Стоимостной объем импорта этой продукции по сравнению с январем-декабрем 2013 года снизился на 8,7%, в том числе: средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 21,0 %. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился  на 17,9 %, грузовых автомобилей – на 30,7 %.2

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2014 года доля машин и оборудования составила 25,3 % (в январе-декабре 2013 года – 32,0 %). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2013 года сократился на 34,4 %, в том числе: средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 37,7 %. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 57,9 % и 41,5 % соответственно3.
Таблица 1 – Импорт автомобилей в РФ в 2014 г.

Наименование

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

товара

тыс.

млн.

тыс.

млн.

тыс.

млн.

 

шт

долл.

шт

долл.

шт

долл.

Всего:

-

285 982,2

-

253 948,2

-

32 034,0

Автомобили легковые

703,3

13 154,6

671,3

12 906,6

32,0

248,0

Автомобили грузовые

61,3

2 045,8

58,9

1 707,3

2,4

338,5


В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2015 года приходилось 45,9 % (в январе 2014 года – 49,6 %). Стоимостной  объем  импорта этой продукции  снизился по сравнению с январем 2014 года  на 45,0 %, физический – на 34,5 %. Сократился физический объем ввоза легковых автомобилей – на 41,7 %, грузовых – на 52,7 %.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2015 года доля машин и оборудования составила 20,1 % (в январе 2014 года – 22,1 %). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2014 года сократился на 47,7%. Физические объемы ввоза легковых автомобилей сократились на 39,0%, а грузовых – увеличились на 8,5%4.

Несмотря на то, что аналитики не ожидают скорого восстановления рынка, Россия по-прежнему привлекательна для европейских автопроизводителей, в частности для немецких, которые на своем рынке (2,95 млн. проданных автомобилей в 2013 году) так же сталкиваются с отрицательной динамикой. В прошлом году немецкие автопроизводители реализовали в России 585,8 тыс. автомобилей (всего произвели 14 млн.), 132,4 тыс. из которых были импортированы. Доля России в мировых продажах Volkswagen достигла 3,3 %, у Mercedes – 3 %, BMW – 2,7 %, Audi – 2,3 %, Porsche – 2,3 %.

Тем не менее, большинство немецких производителей локализовали производство в России, что в сегодняшней ситуации страхует их риски. В этой связи можно утверждать, что «автомобильные санкции» России не коснутся промышленной («отверточной») сборки на территории страны. Также под запрет не попадет импорт автокомпонентов, так как глубина локализации далека от самодостаточного производства и иногда не превышает 50 %5.

По приведенным данным статистики на отечественный рынок поступает большой поток транспортных средств, и при пересечении транспортных средств через границу у сотрудников таможни возникают некоторые проблемы.

Главная задача, которая стоит перед таможенными органами – поверка подлинности и достоверности предоставляемых сведений. Бывают случаи, когда таможенные органы визуально не могут сопоставить достоверность поданных сведений и транспортного средства. В таком случае таможенные органы имеют право назначить таможенную экспертизу. Во время экспертизы проверяют заявленные сведения и сравнивают их со сведениями, представленные в идентификационной табличке.

В 2013 году наблюдалось большое повышение в сравнении с 2009 годом количества экспертиз в отношении моторных средств, предназначенных для перевозки грузов. Данная ситуация связана с тем, что возрос импорт данной техники в Россию. А в 2014 году количество экспертиз еще больше возросло из-за роста потока грузовой техники из-за рубежа. Результаты экспертизы играют важную роль для сотрудников таможенных органов, ведь в зависимости от них формируется размер таможенных платежей.

Одним из самых распространенных случаев недостоверного декларирования является неправильно заявленный код в соответствии с ТН ВЭД. Так же бывают случаи намеренного неправильно заявленного кода участником ВЭД. Ставки таможенных пошлин разные, а поэтому можно заявить код, который экономически выгоден. Разобраться в правильности заявленного кода порой бывает очень сложно. Вот, например заявление товарной позиции 8704 ТН ВЭД (моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов) в позицию 8705 ТН ВЭД (моторные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов и пассажиров).

В товарную позицию 8705 ТН ВЭД входят моторные транспортные средства, специально сконструированные для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определённые нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка грузов. При оформлении в таможенном отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов товарной позиции 8704 ТН ВЭД России под видом, к примеру, автобетономешалок представленных к таможенному оформлению незакреплённой к раме автомобиля бетономешалкой или закреплённой способом, не предусмотренным заводом-изготовителем существует вероятность недоплаты таможенных платежей.

При этом установка оборудования кустарным способом выгодна участнику ВЭД только на момент пересечения таможенной границы РФ для предъявления ввозимого товара к таможенному оформлению, так как грузовой автомобиль старше 5 лет (каковыми являются практически все импортируемые ТС) имеют высокую ставку пошлины. В таких случаях дальнейшая эксплуатация такого транспортного средства в качестве автобетономешалки не предусмотрена и осуществляться не может.

Еще один распространенный способ недостоверного декларирования – занижение мощности двигателя и года выпуска.6 Но в настоящее время с помощью данных в сети интернет существует каталог транспортных средств. В этом каталоге по модели транспортного средства можно точно узнать мощность двигателя его марку.

Существует проблема, связанная с перевозкой фургонов. Часто бывают случаи, когда автомобили, которые предназначены для перевозки людей (товарная позиция 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили») ввозят в страну под видом фургонов (товарная позиция 8704 «Моторные транспортные средства для перевозки грузов»). Грузовые автофургоны изготавливают на базе легковых автомобилей и микроавтобусов, а так же они имеют единое внутреннее пространство салона. Поэтому существует возможность неверного определения кода ТН ВЭД.7 Помимо этого существуют случаи, когда недобросовестные участники ВЭД переоборудуют микроавтобусы под фургоны, снимая сидения, ремни безопасности и прочие элементы. Но благодаря таможенной экспертизе можно выявить точные данные о транспортном средстве.

Классификация товаров и транспортных средств является единственной возможностью правильно идентифицировать товары. Правильно классифицировать товар достаточно сложно даже эксперту с высокой квалификацией, а также с большим опытом работы в данной сфере. Решением данной проблемы может быть разработка более подробных примечаний в ТН ВЭД к тем группам, в которых проще всего допустить ошибку в определении классификационного кода.

Решение проблем идентификации транспортных средств можно обеспечить путем тесного взаимодействия таможенных органов с заводами-производителями для получения достоверной информации о транспортном средстве. Это можно осуществить с помощью создания совместной электронно-информационной базы данных. К примеру, при затруднении таможенного контроля или недостаточности информации о транспортном средстве в заявленных документах таможенные органы могли бы выслать запрос на завод-производитель и оперативно получить необходимую достоверную информацию.


1 http://www.customs.ru/ - сайт Федеральной таможенной службы.

2 http://vch.ru/ - сайт виртуальной таможни;

3 http://www.customs.ru/ - сайт Федеральной таможенной службы;

4 http://www.tamognia.ru/ - информационно-аналитический портал.

5 http://vch.ru/ - сайт виртуальной таможни.

6 Право ру. Арбитражный суд. http://docs.pravo.ru/document/view/16908929/14392407/

7 Материалы Второй Международной молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых» 22-24 апреля 2009. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconПрименение электронного декларирования товаров и транспортных средств
Целью данной программы является повышение эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconГранта/конкурса
Основной целью конкурса является пропаганда маркетинга в качестве практического инструмента работы на отечественном рынке
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconИнформационные технологии в таможенной сфере Выпускная работа по...
Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconНефтяное хозяйство
Журнал «Нефть России» — ведущее издание по нефтяной тематике на отечественном информационном рынке. Он адресован тем, кто интересуется...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconВыпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства
...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconОоо «Авто-Евразия»
Автосервис «Авто-Евразия» занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей иностранного и отечественного производства,...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные термины и понятия: Таможенное право; Предмет и метод таможенного права; Источники таможенного права; Таможенная норма; Таможенные...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconПо данным фтс россии
В январе-июле 2012 г импорт цемента в РФ составил 2331,1 тыс т, что на 129,5% больше чем в январе-июле 2011 г. Крупнейшими импортерами...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconРабочая программа по дисциплине с 16. Экономика таможенного дела...
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов в приобретении теоретических знаний в области экономики таможенного дела,...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconТехническое задание оказание услуг по техническому обслуживанию и...
Для сравнительного анализа ценовых параметров, необходимо направить в наш адрес коммерческое предложение, в котором указать стоимость...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрена история компании bmw, история создания первого массового автомобиля, место автомобильной компании в...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconКурсовой проект по технической эксплуатации автомобилей ставит своей...
Статистическая обработка экспериментальных данных по законам нормальному и Вейбулла 9
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Техническое обслуживание пожарных автомобилей и аварийно-спасательных автомобилей в различное время года. Обязанности личного состава...
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconАннотация к рабочим программам архитектурных дисциплин кафедры «архитектуры...
Многоэтажный гараж-стоянка для легковых автомобилей хранения и ежедневного обслуживания 300 легковых автомобилей
Проблемы импорта и таможенного декларирования автомобилей на отечественном рынке iconКонтрольные вопросы Вопросы к теме 1
Цели таможенного регулирования и цели осуществления таможенного дела в Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск