Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона





Скачать 141.46 Kb.
НазваниеРекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона
Дата публикации31.07.2013
Размер141.46 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний

"Практика применения Федерального закона

"Об опеке и попечительстве": год со дня вступления в силу"

(утверждены решением Комитета от 15.12.2009 г . № 3.6 -12/71 )
Участники парламентских слушаний – депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти 53 субъектов Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Общественного Совета Центрального федерального округа, Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения, Союза "Гражданское общество – детям", Национального конгресса матерей России и других общественных объединений, а также ученые и специалисты в области защиты прав детей, обсудив вопросы, связанные с правоприменительной практикой законодательства об опеке и попечительстве, отмечают:

1. Федеральный закон от 24.04.2008 г № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" вступил в силу 1 сентября 2008 года. Во исполнение указанного Федерального закона и Федерального закона от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Правительством Российской Федерации приняты :

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432, которым утверждены Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Приказами Министра образования и науки Российской Федерации: от 12 ноября 2008 г. № 347 утвержден Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

от 18 июня 2009 г. № 212 утвержден перечень форм, необходимых для осуществления временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан постоянно-проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.07.2009 года № 169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) или оставленного ребенка) урегулирован вопрос государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документ, удостоверяющий ее личность, в медицинской организации, в которой мать находилась во время родов или находится ребенок.

2. Анализ информации о практике реализации Федерального закона "Об опеке и попечительстве", поступившей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по запросу Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, а также результаты "Мониторинга развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году и первом полугодии 2009 года" позволяют отметить следующее:

1) в субъектах Российской Федерации осуществляется процесс приведения нормативной правовой базы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствие с федеральным законодательством об опеке и попечительстве;

2) разрабатываются и реализуются региональные целевые программы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) совершенствуется деятельность межведомственных и координационных советов с участием представителей общественности и экспертов;

4) в систему межведомственных и ведомственных показателей эффективности работы муниципальных образований включаются показатели по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) проводятся мониторинги эффективности развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и научные исследования;

6) формируются госзаказы на подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в данной сфере.

3. Мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона "Об опеке и попечительстве", проведенный Столичной финансово-гуманитарной академией в рамках проектов Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, позволяет выявить следующие тенденции:

1) наблюдается сокращение общей численности вновь выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, численность которых в 2008 г. составила 115627человек, что по сравнению с 2007 г. меньше на 7 %;

2) наиболее активно развивающейся формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является институт приемной семьи. В течение 2008 года в приемную семью было устроено в 2,5 раза больше детей, чем в 2006 году;

3) сокращается число детей, переданных на патронатное воспитание (в 2008 году – на 32%);

4) в ряде регионов происходит принципиальное изменение структуры семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пользу усыновления. Так в Белгородской области доля усыновленных детей составляет 23%, Владимирской области – 21%, Московской области – 20% при общероссийском показателе 10,6%. Благодаря особому вниманию региональных органов государственной власти данных регионов усыновление детей стало приоритетной формой устройства детей. Например, в Белгородской области выплачивается пособие на содержание ребенка, равное половине стоимости содержания ребенка в детском доме, а нуждающимся семьям предоставляются квартиры; в Москве введены специальные медицинские сертификаты для детей, переданных на воспитание в семьи граждан; в Московской области введены ежемесячные выплаты на усыновленного ребенка, даже если он переезжает со своей семьей в другой регион;

5) продолжается процесс реструктуризации и перепрофилирования сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 г. было закрыто около 100 интернатных учреждений. В ходе мониторинга 2008 г. 41 субъектом Российской Федерации было заявлено о наличии конкретных планов по реструктуризации/перепрофилированию системы учреждений для детей-сирот, в том числе в среднесрочной перспективе – в 34-х.

6) развивается сеть специализированных служб сопровождения семей, принявших детей на воспитание. В 2008 г. подобные службы созданы в 49 регионах России, в 26 регионах находятся в процессе формирования. В настоящее время в России функционирует 861 служба сопровождения, в т.ч созданная на базе: домов ребенка (21), детских домов и школ-интернатов (227), психологических центров (199). В них работает 5547 специалистов. Услуги получают 86743 семей, что составляет 24% от общей численности семей, принявших детей на воспитание;

7) отмечается целенаправленное вовлечение институтов гражданского общества в развитие семейных форм устройства детей-сирот. Большое признание в обществе получила деятельность в этом направлении Общественного Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, ряда крупных фондов и некоммерческих организаций («Родительский мост», «Виктория», «Надежда», «Фонд защиты детей от жестокого обращения» и др.), а также региональных и городских общественных организаций. Проводятся различные акции с участием населения. Например, «Вместе в школу», «Подари каникулы ребенку».

4. Результаты мониторинга позволили выявить целый ряд проблем, требующих принятия неотложных мер и совершенствования законодательства об опеке и попечительстве:

4.1 В практике работы социальных служб, органов опеки и попечительства по-прежнему главный акцент делается не на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства и оказании своевременной помощи семьям, а на вмешательство, когда ситуация требует немедленного отобрания ребенка у родителей. В 2008 году 5154 российских граждан были ограничены в родительских правах, 63096 – лишены родительских прав, из них 11545 – в связи с жестоким обращением с детьми. Механизмы лишения и ограничения родительских прав не выполняют в настоящее время ни задач наказания (перевоспитания) родителей, ни функций защиты детей и требуют законодательного совершенствования, что предполагает необходимость уточнения критериев и оснований для применения тех или иных мер воздействия.

4.2 В связи с неопределенностью правового статуса патронатного воспитания, начиная с сентября 2008 года, его сохранение находится под угрозой. Всего в Российской Федерации в 2008г. на долгосрочном патронате находилось 5 326 детей, на краткосрочном или гостевом - 4168 детей и в семейных воспитательных группах - 3 067 детей. Мониторинг выявил следующую ситуацию: в одних регионах ранее созданные патронатные семьи продолжают функционировать, но новые не создаются; в других - отменяются нормативные правовые акты о патронатном воспитании и патронатные семьи переводятся на иные формы семейного устройства детей.

Организации, реализующие патронатное воспитание, потеряли имевшиеся ранее полномочия по работе, направленной на передачу воспитанников в семьи. При этом семьи и дети лишаются гарантированной помощи специалистов патронатных учреждений, с которыми был налажен контакт, что может повлечь повышение рисков возврата детей в учреждения.

Закрытие или реорганизация учреждений, предоставлявших ранее патронатное воспитание, ведет к утрате кадров специалистов по устройству детей на воспитание в семью, а также эффективных технологий подготовки, подбора и сопровождения замещающих семей.

Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" допускается установление опеки или попечительства по договору о патронатной семье в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Такое право у субъектов имелось и ранее: в 46 из них были приняли соответствующие законы. Однако до настоящего времени патронатное воспитание фактически лишено федеральной поддержки, в том числе финансовой.

В обращениях руководителей исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в связи с подготовкой настоящих парламентских слушаний, особо подчеркивается, что неурегулированность данной проблемы весьма опасна и может обернуться непоправимыми последствиями для значительного числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно для детей старше 5-ти лет и детей с особенностями развития

4.3 Не обеспечено системное решение проблем возвращения ребенка в родную семью. Организация профилактической и реабилитационной работы с такими семьями не является функционалом ни одной социальной службы. В регионах практически отсутствуют банки данных на родителей, ограниченных в правах и лишенных родительских прав, а эффективные технологии такой работы, применяемые в Вологодской, Московской, Ивановской областях, Пермском крае, не получили широкого распространения.

4.4 Возрастает число случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Так, в 2008 г. оно составило 6366 человек, что на 13 % больше, чем в 2007 г.

4.5 Не урегулированы вопросы, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. В 2008 г. жилые помещения получили всего 9802 человека. На начало 2009г. численность нуждающихся составляла 65 383 человек. Большинство из них временно проживают в общежитиях, в постинтернатных блоках при образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, социальных гостиницах. Более 20% выпускников 2008 г, вынуждены были возвращаться в закрепленное за ними жилое помещение, непригодное для проживания.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно с этой проблемой не справляются. Средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение жильем данной категории граждан (в 2008 – 1035,0млн. рублей, 2009 – 1105,38 млн. рублей), недостаточно. По мнению руководителей субъектов Российской Федерации, необходима разработка комплекса дополнительных мер по решению данной проблемы.

4.6 Необходимо совершенствование законодательства по обеспечению системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период; развитие соответствующей инфраструктуры их адаптации, создание института индивидуальных наставников, а также разработка модельных положений о центрах постинтернатного сопровождения.

5. Обсудив вопросы правоприменительной практики реализации Федерального закона "Об опеке и попечительстве", участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

5.1 Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить скорейшее принятие проекта федерального закона № 98945-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" (по вопросу о переходном периоде действия Федерального закона "Об опеке и попечительстве"), внесенного депутатами Государственной Думы Е.Б.Мизулиной, Н.Н.Карпович, Е.А.Вторыгиной, С.С.Журовой, М.А.Мукабеновой, А.В.Бедновым, Н.А.Останиной.

5.2 Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:

5.2.1 Разработать проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства в части распоряжения денежными средствами, причитающимися, несовершеннолетним гражданам (включая суммы алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат), в том числе в случаях, когда денежные средства внесены в кредитные учреждения на счета, открытые на имя несовершеннолетних.

5.2.2 Подготовить предложения по внесению изменений:

а) в Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", предусматривающие:

установление правовых основ патронатного воспитания как самостоятельной формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, и введение понятия "социальный патронат", как необходимого основания для профилактической работы с семьей на ранней стадии ее неблагополучия;

установление полномочия органа опеки и попечительства по обследованию условий жизни и воспитания детей, переданных на воспитание в семьи, осуществлению психолого-педагогического сопровождения таких детей и семей (статья 6);

осуществление отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями по сопровождению семей, принявших детей на воспитание (статьи 6 и 14).

предоставление права единственному родителю на оформление заявления о назначении его ребенку опекуна или попечителя (статья 13);

уточнение процедуры принятия имущества подопечного, если опекуном становится администрация организации, а также в случаях смены опекуна. (статья 18);

упрощение формы отчетности опекунов об использовании денежных средств, перечисляемых им на содержание ребенка, и отмену требования применения к данного видам расходам государственного бюджета норм законодательства о бухгалтерском учете;

определение условий временного пребывания ребенка в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также механизма назначения ребенку временного представителя;

исключение возможности выплаты вознаграждения за счет доходов несовершеннолетнего;

расширение полномочий образовательных, медицинских и иных организаций, оказывающих социальные услуги, в части осуществления психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей, переданных на воспитание в семьи граждан (статьи 6 и 14);

установление общественного контроля за детскими учреждениями, где воспитываются или находятся дети-сироты, в том числе создание института "общественных инспекторов", попечительских советов;

изменение норм, устанавливающих формы государственной поддержки опеки и попечительства, в части передачи опекуну или попечителю права на получение денежных средств, выплачиваемых на содержание несовершеннолетнего подопечного ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (статья 31);

б) в Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части распространения на патронатного воспитателя права получения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

в) в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации в части:

уточнения терминов «закрепленное жилое помещение», «ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения» и включения в число последних лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его не пригодным для проживания;

установления ответственности за сохранение и предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

освобождения детей, оставшихся без попечения родителей, от внесения платы за жилое помещение, закрепленное за ними;

г) в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" в части распространения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на приемных родителей, воспитавших 5 и более детей.

д) в Семейный кодекс Российской Федерации в части: предоставления опекуну или попечителю права на получение денежных средств, выплачиваемых на содержание несовершеннолетнего подопечного ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (пункт 3 статьи 148).
5.3. Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации:

5.3.1. совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с участием общественных организаций разработать дополнительные меры, направленные:

на профилактику социального сиротства и повышение эффективности работы уполномоченных органов с семьями, находящимися в социально опасном положении;

обеспечение обязательной специальной подготовки граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) приемными родителями;

защиту детей от жестокого обращения в семье и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5.3.2 внести в Правительство Российской Федерации предложения по дополнительным мерам, направленным на обеспечение гарантий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

5.4. Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации разработать систему продвижения лучшего опыта субъектов Российской Федерации по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, активизировать работу по привлечению граждан и организаций к благотворительной и добровольческой деятельной в указанной области.

5.5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.5.1 завершить работу по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

5.5.2 обеспечить необходимый объем финансирования мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5.5.3 создать систему независимой проверки соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, и учреждениях разных ведомств с привлечением институтов гражданского общества;

5.5.4 разработать и реализовать комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей в целях профилактики возвратов детей в учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения;

5.5.5 обеспечить систему профилактики социального сиротства, основанную на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, технологиях раннего вмешательства в семью в целях сохранения семьи для ребенка;

5.5.6 развивать систему кризисных служб и центров для беременных и кормящих женщин, оказавшихся в ситуации, угрожающей матери и ребенку, для защиты женщин и детей от жестокого обращения и насилия;

5.5.7 обеспечить внедрение автоматизированной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

5.5.8 совместно с институтами гражданского общества и средствами массовой информации обеспечить проведение информационных кампаний, направленных на пропаганду семейных ценностей, а также на разработку и реализацию мер по формированию мотивации граждан к участию в семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно детей из многодетных семей и детей с ограниченными возможностями развития;

5.5.9 развивать и поддерживать волонтерское движение по оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Председатель Комитета Е.Б.Мизулина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПрактика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Практическое пособие
Федерации осуществляется по нормам упк РФ (исключение составляет глава 48, которая введена в действие с 1 января 2003 г.). Практика...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПоложение о регламенте работы в сети Интернет педагогических работников...
«Об авторском праве и смежных правах» №5351-I; федерального закона «О связи» №15-фз; федерального закона «Об информации, информатизации...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconДоклад Министра энергетики А. В. Новака на парламентских слушаниях...
Доклад Министра энергетики А. В. Новака на парламентских слушаниях в Государственной Думе. 06. 11. 2013
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона icon«Управление твердыми бытовыми отходами в центральной экологической...
Материалы слушаний «Управление твердыми бытовыми отходами в центральной экологической зоне озера Байкал»
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconВиталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство...
Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие....
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами, ведущими к открытию закона всемирного тяготения, изучить области применения...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практика применения дипломатического...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconНастоящие Правила разработаны на основе Федерального закона от 29....
Федерального закона от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», областного закона «О защите прав ребенка»,...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconМ. И. Власова положение о смотре-конкурс
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПротокол публичных слушаний место проведения: 09 ноября 2011г
Публичные слушания назначены в соответствии с постановлением главы города Долгопрудный от 25. 10. 2011г. №94-пг «О назначении публичных...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПротокол публичных слушаний место проведения: 09 ноября 2011г
Публичные слушания назначены в соответствии с постановлением главы города Долгопрудный от 25. 10. 2011г. №92-пг «О назначении публичных...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПротокол публичных слушаний место проведения: 09 ноября 2011г
Публичные слушания назначены в соответствии с постановлением главы города Долгопрудный от 25. 10. 2011г. №91-пг «О назначении публичных...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconКонспект театрализованной игры
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconК проекту федерального закона
Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее – законопроект) отвечает...
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconРабочая программа составлена для учащихся 10 класса на основе: Федерального...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29 декабря 2012 года
Рекомендации парламентских слушаний Практика применения Федерального закона iconПрограмма межвузовского научно-практического семинара «Практика применения...
Программа межвузовского научно-практического семинара «Практика применения dlp-систем в государственных и частных организациях»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск