Ведущие научные школы государственного управления





Скачать 387.18 Kb.
НазваниеВедущие научные школы государственного управления
страница1/3
Дата публикации05.08.2013
Размер387.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


ВЕДУЩИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В СТРАНАХ ЗАПАДА


  1. Американская школа государственного управления


Сегодня в теории государственного управ­ления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.

Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудиви­тельно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию. О преимуще­ствах эмпиризма в политической теории говорили и говорят многие ее представители. Профессор Дж.Дрижек из Орегонско­го университета подчеркивает, что любой прогресс в научных ис­следованиях «может быть охарактеризован как возрастающая способность науки справляться со случайностью в эмпириче­ских проблемах».

Еще более категоричен Дж.Ганнелл. «Наивно или претенциозно рассчитывать, - пишет он, - что перестройка политической жизни, государственного управления может произойти на основе проникновения в суть экзистенциализма, феномено­логии, лингвистического анализа, герменевтики, критической теории и метаэтики». Дж.Ганнелл полагает, что только на ос­нове обобщения практики политической жизни, политического и государственного управления может плодотворно развиваться теоретическая мысль.

Идеи Дж.Ганнелла полностью разделяет известный американский политолог Ю.Меен: «Наилучшая стратегия для полити­ческих наук, - подчеркивает он, - состоит в том, чтобы в мак­симальной степени быть строго эмпиричным».

Несколько в другом аспекте рассматривает проблему эмпиризма в политических науках Р.Лейн. Он полагает, что в условиях научно-технической революции происходит широкое вторжение «научных критериев и научного знания» в сферу практической политики, государственного управления: «Дебаты, еще остают­ся оценочными и партийными, но сфера идеологии сокращает­ся под влиянием господства знания». Сама теория адми­нистративно-государственного управления необходима для того, чтобы сделать практику государственного управления более раци­ональной.

Уже на начальных этапах развития американской школы го­сударственного администрирования многие ее выдающиеся пред­ставители были не только теоретиками, но и практиками. Профессор Л. Уайт, который по праву считается одним из осно­воположников классического направления в американской шко­ле, вел большую практическую деятельность в качестве члена Ко­миссии по делам гражданской службы. Его фундаментальная теоретическая работа «Введение в науку государственного управ­ления» (1926 г.) во многом является обобщением практики го­сударственного администрирования в США.

В теоретическом плане Л.Уайт во многом опирался на рабо­ты Ф.Тейлора, Г.Гантта, Ф. и Л. Гилбретов, занимавшихся орга­низацией управления в бизнесе. Вслед за Ф.Тейлором Л.Уайт ут­верждал, что оптимизация использования средств в адми­нистративно-государственном управлении должна быть ориентирова­на на достижение поставленных целей с максимальной эффек­тивностью при минимальных затратах. Основными принципами искусства государственного администрирования он считал спе­циализацию, единство распоряжений, сокращение числа подчи­ненных, делегирование ответственности, централизацию, корпоративный дух (гармонию персонала).

Л.Уайт полагал, что ученые должны ориентироваться на изучение самих административно-государственных институтов с целью оптимизации их функционирования и развития. Основ­ное внимание в своих работах он уделял разработке рациональ­ной структуры государственного администрирования как иерархи­ческой организации. При этом Л.Уайт рассматривал государствен­ное администрирование в качестве универсального процесса, со­стоящего из нескольких взаимосвязанных функций. Главными функциями среди них он считал планирование и организацию.

Однако классическая школа в административно-государствен­ном управлении недооценивала влияние человеческого фактора на развитие управленческого процесса. Поэтому достижения со­циальной психологии и социологии в 20-30-х годах во многом поставили под сомнение универсальность классических принци­пов, претендующих на всеобщность. Представители движения за человеческие отношения (или «школа человеческих отноше­ний» попытались объяснить реальное функционирование адми­нистративных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Наиболее известными учеными этого направ­ления в США в 20-50-е годы были Мери Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. Именно мисс Фоллет была первой, кто определил научное управление как «обеспечение работы с помо­щью других лиц». Она обратила внимание, что четко разрабо­танные административные структуры и хорошая заработная плата сотрудников не всегда вели к повышению производитель­ности труда, как это утверждали сторонники классического направления. Силы, возникавшие в ходе работы между служа­щими, иногда превосходили усилия руководителей повернуть процесс управления в нужную сторону5.

Исследования, проведенные А.Маслоу, во многом позволили понять причины этого явления. Он разработал иерархию потреб­ностей, которая вошла во все учебники по научному управлению6. В соответствии с его концепцией мотивами поступков людей яв­ляются в основном потребности не экономические (как полага­ли «классики»), а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, и др., которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Ос­новываясь на этих выводах, А.Маслоу рекомендовал использо­вать приемы управления человеческими отношениями, включа­ющие создание благоприятного психологического климата в коллективе, консультации со служащими и предоставление им более широких возможностей для реализации своего творческого потенциала в работе. В 50-е годы в США возникает новое направление в теории ад­министративно-государственного управления - поведенче­ский подход. В отличие от школы человеческих отношений, сосредоточившей внимание на методах налаживания межлично­стных отношений, в основу нового подхода положено стремле­ние в большей степени раскрыть возможности человека в управ­ленческом процессе, применяя концепции поведенческих наук к государственному администрированию.

Дискуссии вокруг поведенческого подхода продолжались на протяжении всей истории «public administration» в США. За это время очень изменился сам подход и даже модифицировалось на­звание: из бихевиоризма оно превратилось в бихевиорализм. Методологическое значение поведенческого под­хода состояло не в тех или иных конкретных выводах или предложениях, а в общей ориентации на превращение теории адми­нистративно-государственного управления в «точную» науку. Первоначально формулировка критерия «точности» была заим­ствована из психологической концепции бихевиоризма (создан­ной Дж.Уотсоном).

Известный американский политолог Д.Истон указывает в своей статье, посвященной эволюции бихевиоризма, что смысл психологического бихевиоризма состоит в стремлении исключить из научных исследований все субъективные факторы: цели, на­мерения, желания, идеи - и оставить лишь данные верифицируе­мых наблюдений. Но даже в психологии первоначальная парадиг­ма «стимул - реакция» со временем уступила место другой - «стимул - организм - реакция», «что позволяет учесть в ка­честве потенциально полезных чувств, мотивизации и прочие аспекты субъективного восприятия данных и реакции организ­ма»7.

Однако в теории административно-государственного управле­ния никогда столь решительно не устранялись субъективные дан­ные. Поэтому появление в 40-е годы термина «бихевиорализм» и постепенное исчезновение из словаря американских политоло­гов слова «бихевиоризм» связаны со стремлением подчеркнуть специфику поведенческого подхода к теории административно-государственного управления (и в других политических науках). Д.Истон считает, что смысл бихевиорального подхода состоит не просто в стремлении к точности, а в надежде на то, что «в конечном счете будут найдены, какие-то общие переменные, ко­торые могут лечь в основу теории, способствующей лучшему пониманию поведения человека во всех областях»8.

В русле поведенческого подхода разработано немало единиц анализа, которые успешно применяются в государственном ад­министрировании. Г.Саймон ввел понятие «решение» и разработал возможности его использования как в чисто теорети­ческом, так и в эмпирическом плане. В настоящее время парадиг­ма «принятия решений» признана в качестве наиболее общей кон­цепции при исследовании управленческих процессов в теории ад­министративно-государственного управления.

Д.Трумэн предложил концепцию «группы интересов», которая используется для аналитических целей в государственном адми­нистрировании. Это группы «с общими ценностями и установ­ками, которые выдвигают свои требования через государственные институты или, напротив, предъявляют требования к по­следним"9. К.Дейч предложил в качестве единицы анализа со­общение, а также каналы его распространения.

Д.Истон систематизировал основные идеи бихевиорализма, опираясь на работы Р.Даля, Ч.Хайнемана, Д.Уолдо, Д.Трумэна. Он предложил восемь основных принципов бихевиоральной ме­тодологии. Применительно к теории административно-госу­дарственного управления они могут быть сведены к следующему.

1. Закономерности. Объектом исследования должны быть не столько сами институты и формальные моменты государственно­го управления, сколько действия людей, направленные на дости­жение оптимального управления. В поведении людей в управлен­ческом процессе можно выявить элементы повторяемости, под­дающиеся обобщению и систематизации в рамках теории пове­дения, что имеет объяснительную и прогностическую ценность.

2.Верификация. Достоверность обобщений такого рода, в принципе, может быть проведена путем наблюдения за соот­ветствующим поведением.

3.Методика. Способы получения и интерпретации данных не могут приниматься на веру, а должны использоваться в ка­честве гипотетических — их следует критически изучать, уточ­нять и отбирать, чтобы в итоге прийти к строгим методам наблю­дения, фиксирования и анализа.

4. Количественные методы. Использование количе­ственных методов не должно быть самоцелью: их следует приме­нять лишь там, где это может дать практический эффект.

5. Ценности. Моральная оценка и эмпирическое объясне­ние связаны с двумя различными типами суждений, которые в интересах науки должны аналитически разделяться. Однако ис­следователь поведения в управленческом процессе вправе выска­зывать суждения обоего рода вместе или порознь при условии, что он не принимает одно за другое.

6. Систематичность. Исследования должны быть сис­тематичными, т.е. теоретическое и эмпирическое следует рас­сматривать как взаимосвязанные части конкретного и упорядо­ченного знания.

7. Чистая наука. Понимание и объяснение поведения в управленческом процессе логически предшествует выработке рекомендации для решения актуальных проблем административ­но-государственного управления.

8. Интеграция. Поскольку государственное администрирование связано с различными сторонами человеческой деятельности, недопустимо игнорировать в исследованиях выводы других общественных наук. Признание этой взаимозависимос­ти должно способствовать интеграции теории административно-государственного управления с философией, социологией, пси­хологией, политологией10.

Наиболее интересными концепциями управления, разработан­ными в рамках поведенческого подхода, являются теории Х и У Д.Макгрегора и теория мотивационной гигиены Ф.Герцберга.

Д.Макгрегор полагал, что стратегия управления базируется на том, как управляющий представляет свою роль по отношению к рядовым служащим. Теория Х получила название статиче­ской стратегии управления. Ее основные постулаты сводятся к следующему:

• средний служащий в силу своей природы не любит работать и при возможности стремится избежать труда;

• вследствие прирожденной неприязни к труду большую часть служащих необходимо принуждать, контролировать, направлять или угрожать им наказанием, чтобы они работали напряженно для достижения целей организации;

• средний служащий предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолю­бив и более всего предпочитает собственную безопасность.

Д.Макгрегор считал, что в этих положениях содержится большая доля истины, но их не стоит преувеличивать, и пред­лагал соглашаться с ними только при наличии надежных дока­зательств их справедливости в каждом отдельном случае. Одна­ко более гибкой и эффективной концепцией управления он счи­тал теорию У, которая получила название динамической стратегии управления. Вот ее основные положения:

• затраты физических и умственных усилий в процессе труда также естественны, как в играх или на отдыхе;

• внешний контроль и угроза наказания не являются един­ственными средствами для ориентации усилий людей на дости­жение целей организации. Служащий способен и будет сам се­бя контролировать, если он стремится к целям, в достижении ко­торых он заинтересован;

• усилия, прилагаемые служащим к достижению поставлен­ных перед ним целей, пропорциональны ожидаемому вознаграж­дению за их осуществление;

• средний служащий при соответствующей подготовке и ус­ловиях не только принимает на себя ответственность, но и стре­мится к ней;

-«способности ярко проявлять творческую фантазию, изобрета­тельность и творческий подход к решению проблем организации свойственны скорее широкому, а не узкому кругу людей;

• интеллектуальные способности среднего чиновника исполь­зуются далеко не полностью в системе управления.

Ниже приведены основные различия теорий Х и У Д.Макгрегора.

Теория Х

  1. Статистическая стратегия управления

  2. Дальнейшее совершенствование способностей чиновника невозможно

  3. Единоличный полный контроль

  4. Активность чиновника ограничена в силу самой природы человека

  5. Неэффективная работа организации обусловлена природой людей, которыми необходимо руководить


Теория У

  1. Динамическая стратегия управления

  2. Дальнейшее совершенствование способностей чиновника возможно

  3. Признается наличие у чиновника потребности в селективной адаптации

  4. Активность чиновника ограничена способностью управляющих к руководству

  5. Неэффективная работа организации обусловлена плохим управлением


Д.Макгрегор понимал, что предпосылки теории У легко принять, но трудно провести в жизнь. Он также подчеркивал, что теория У - это только комплекс гипотез, а не истин в по­следней инстанции. Ее гораздо легче применять по отношению к управленческому персоналу среднего и высшего звеньев, чем к рядовым служащим, так как управляющие в силу занимаемо­го положения обязаны принимать решения.

Применение теории У для мотивации управляющих - это, по сути дела, обогащение содержания их труда, расширение их обязанностей при соответствующем увеличении прав. В то же вре­мя применение теории У к рядовым служащим не только уве­личивает их роль в управлении, но изменяет содержание их роли, поскольку они, традиционно не имевшие права принимать реше­ния, получают такие права, а ответственность их не возрастает.

Однако привлечение подчиненных к управлению часто себя не оправдывает: не потому, что теория У неверна, а потому, что ее трудно реализовать на практике. Прибегающие к ней управ­ляющие часто просто не обладают необходимыми для этого спо­собностями либо позволяют своим служащим принимать решения только по несущественным вопросам (например, выбор ме­стоположения стоянки автомобилей или буфета), либо просят их совета, а потом пренебрегают им. Подобные управляющие могут быть уверены, что пользуются методами коллегиального руко­водства, но это не так. Д.Макгрегор предупреждал: если вы по­пытаетесь применить теорию У на такой искусственной основе, вам и вашим подчиненным будет легче жить, если вы переклю­читесь на теорию X. Лучше эффективно применять теорию
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ведущие научные школы государственного управления iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
Ведущие научные школы государственного управления iconОсновные научные направления (научные школы) Литературного института им. А. М. Горького
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Ведущие научные школы государственного управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные научные направления (научные школы) факультета и показатели результативности работы
Ведущие научные школы государственного управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аспирантура на кафедре Отечественной истории Сыктгу была открыта в 1991 году. Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют...
Ведущие научные школы государственного управления iconУрок срывает «дикий»
На фоне тихо звучащей инструментальной музыки на сцену выходят ведущие •— Он и Она. Звучит песня (сначала без слов, а затем и со...
Ведущие научные школы государственного управления iconРеферат по зарубежному опыту (семестр 2) Данный реферат (5-7 источников) включает
Содержание реферата должно отражать зарубежный опыт государственного или муниципального управления, государственной политики по теме...
Ведущие научные школы государственного управления iconРабочая программа по дисциплине б 13 История государственного управления в России
Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Ведущие научные школы государственного управления iconЗаседание I. Стенты и клинические результаты (09: 20-10: 20). Ведущие
Ведущие: Грегг Стоун (сша), Сергей Абугов (Россия), Эберхард Грубе (Германия), Карло Ди Марио (Великобритания), Гари Минц (сша),...
Ведущие научные школы государственного управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления
Ведущие научные школы государственного управления iconУчебно-методический комплекс по модулю кв3 «Делопроизводство в системе...
Составитель: кандидат юридических наук Крайнов В. И., доцент кафедры государственного управления, административного и муниципального...
Ведущие научные школы государственного управления iconУчебно-научные
Утверждено на заседании Научно-методического совета Коми республиканской академии государственной службы и управления
Ведущие научные школы государственного управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ведущие научные школы государственного управления iconПрограмма дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»
Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного...
Ведущие научные школы государственного управления iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Научные исследования...
Целью нис является интеграция образовательного процесса с развитием сферы государственного и муниципального управления Российской...
Ведущие научные школы государственного управления iconСовершенствование процесса управления развитием малого бизнеса на...
Диссертация выполнена на кафедре менеджмента и государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и...
Ведущие научные школы государственного управления iconСтатья 110 Налоговые доходы
Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск