Скачать 161.4 Kb.
|
Драгомирецкая Н.М. д.н. государственного управления, профессор Одесского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины odessanatalia@mail.ru, nataliaodessa@ukr.net НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА УКРАИНЕ Сегодня на Украине существует несколько научно-практических направлений, которые касаются проблем построения электронных взаимоотношений, в частности на региональном уровне. Есть некоторые особенности использования категориального аппарата, как научными работниками, так и специалистами-практиками. Чаще всего используется термин «е-урядування», который более соответствует русскоязычным словосочетаниям: «электронное упорядочение», «электронное управление», «электронное взаимодействие». Тем не менее, в украинской практике этот термин используется в понимании системы электронных взаимоотношений власти и населения, где составляющей выступает (помимо прочих элементов) и электронное правительство.1 Научные и научно-практические исследования по проблемам развития на Украине электронных взаимоотношений можно сгруппировать следующим образом. Первая группа исследований объединяет вопросы информационного права, информационного законодательства, формирования электронно-цифрового законодательства и кодификации норм, которые регулируют общественные информационные отношения, построения электронной модели общественного строя, использования информационного оружия в информационных войнах, противодействия компьютерной преступности и содействия правоохранительной деятельности в информационной сфере. Вторая группа – это изучение информационных потоков, моделирования динамики информационных потоков. Третья группа включает проблемы использования межотраслевого подхода в контексте интегрированного развития информационных функций государства и права как важного фактора преобразования современного украинского государства в информационное. Отдельную группу представляют исследования относительно новой модели государственного управления, направленного на построение взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, а также с гражданами и бизнесом при помощи современных информационно-коммуникационных технологий: современной управленческой технологии и одновременно идеологии осуществления управления делами общества; концепции реформирования публичного демократического управления; системы и совокупности обоснованных мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления развитием информационного общества.1 В то же время, можно выделить несколько основных проблем, которым мало уделяется внимания в науке и практике развития электронных взаимоотношений: культура государственных служащих по отношению к восприятию системы электронных взаимоотношений; организационная культура; уровень подготовки к работе в новой системе взаимоотношений; техническая оснащенность органов государственной власти; их формальные характеристики в аспекте теории организации. Последняя характеризуется, как известно, прежде всего, ориентацией на удовлетворение главных, основных потребностей своих членов, без чего невозможна их включенность в организацию, а также более высоких потребностей. В нашем случае эти потребности касаются внедрения инновационных технологий, которые способствуют интенсификации труда или повышению его результативности. Именно в рамках результативности труда возможности государственных служащих достаточно ограничены, поскольку внедрение инноваций носит в большей степени личностный характер и зависит не только от инициативности и ответственности руководителей и исполнителей, а и от неформального функционирования коллектива. При развитии или внедрении электронного взаимодействия его результат характеризуется степенью организации труда в рамках формальной структуры коллектива и касается настроенности коммуникаций, специализации и координации функций, оперативных графиков, автоматизации обработки информации и принятия решений, систематизации контроля, организации нормирования труда и т.п. Фактически, введение новой системы взаимоотношений приводит к формированию новой социальной нормы для государственных служащих, которая имеет внешний характер и может быть актуальной не для всех руководителей и исполнителей. Это формирует диапазон принятого поведения в категориях «ожидаемого» или «идеального», что определяется ценностью или нормой. К «ожидаемому» в данном случае относится сфера интересов органов государственной власти в зоне внутреннего менеджмента:
К «идеальному» - формирование ценностей государственных служащих в аспекте электронных взаимоотношений. Это в свою очередь зависит от формальных основ организации работы государственных служащих:
Вышеизложенная краткая характеристика аспектов построения электронных взаимоотношений на Украине, на наш взгляд, дает представление об ограниченности и «негармонизированности» (термин используется на Украине) инструментов их реализации (рис. 1). Рис. 1. Инструменты построения электронных взаимоотношений на уровне региона с учетом возрастных категорий Интернет-аудитории. Можно выделить еще один аспект развития электронных взаимоотношений на Украине: построение связей между разработчиками (IT-специалистами) и заказчиками (органами государственной власти и др.). В данном случае самым важным является понимание того, что является приоритетом: решение инженерной, проектной задачи или эффективное функционирование организационной структуры; обеспечение деятельности системы в целом или самореализация разработчиков; доминирование задач организации и системы или мнение разработчиков по поводу ее деятельности. Сложность этих связей и отношений в различном понимании и трактовке системы построения электронных взаимоотношений на региональном уровне, в основе которых лежат нормативно-правовые акты Украины в аспекте построения информационного общества, концепции и программы информатизации, разработка отечественных информационно-коммуникационных технологий и общегосударственных информационно-аналитических систем разного уровня и назначения, подготовка соответствующих специалистов. Следует отметить, что наиболее разработанными и прогрессивными являются электронные взаимоотношения, построенные в банковской системе, налоговой и таможенной службах, а также в некоторых министерствах Украины. Наименее разработанными – электронные взаимоотношения на региональном уровне. Наблюдается информационное неравенство между мегаполисами, городами, селами и поселками. Последние оказываются в позиции пользователей уже готовых продуктов, которые разработаны для отдельных ведомств или органов власти в городах-мегаполисах и крупных городах. При этом не каждый регион может внедрить инновационные технологии построения электронных взаимоотношений, что обусловлено не только разницей в социально-экономическом развитии, но и сознанием граждан, их готовностью к новым формам взаимоотношений.1 Фактически выделяется три направления развития электронных взаимоотношений на Украине: между различными государственными структурами, между бизнесом и государством, между гражданином или институтами гражданского общества и государством. 2 Хотя, многие специалисты определяют как минимум пять направлений развития электронных взаимоотношений на уровне государства, которые характеризуются как модули электронного правительства: модуль G2С, government-to-citizens («правительство-граждане»); модуль G2В, government-to-business («правительство-бизнес»); модуль G2G, government-to-government («правительство-правительство»); модуль G2D, government-to-democratization («правительство-демократия»), - существует много различных подходов государственных служащих (руководителей и исполнителей) которые на практике по-своему трактуют как содержание модулей, так и их практическое применение. Можно выделить несколько подходов. Один из них – это построение электронных взаимоотношений на региональном уровне через разработку и внедрение социальных проектов, которые способствуют модернизации, инновационному и технологическому развитию деятельности региональных органов государственной власти и управления. Примером тому служит разработанный на 5 лет проект «Школа построения электронного взаимодействия» (на украинском «Школа електронного урядування», Свидетельство про регистрацию авторского права № 29253 от 19.06.2009 г., авторы: Н. М. Драгомирецкая, Т. М. Фоменко), внедряющийся в сельскохозяйственном районе (Нововоронцовский район Херсонской области, Украина), находящемся в 180 км. от областного центра. В районе проживает 22440 жителей (учеников – 2517, дошкольников – 678). Авторами проекта за основу была принята гипотеза о том, что привлечение органов государственной власти и управления, педагогических работников, представителей бизнеса и широкого круга населения будет способствовать укреплению доверия к органам государственной власти благодаря их информационной открытости. 1 Определение миссии проекта дало возможность сформулировать следующие цели:
Для реализации проекта были привлечены все заинтересованные стороны: органы государственной власти и местного самоуправления, работники образования, ученики, предприятия всех форм собственности, общественные организации, граждане района. Объединению способствовали выдвинутые временем условия построения взаимоотношений через IT-технологии, а также:
Рис. 2. Схема взаимодействия в проекте «Школа построения электронного взаимодействия» (на украинском «Школа електронного урядування»). Для этого разработано и внедряется 14 подпроектов. Основой не только построения взаимодействия, но и разработки всей системы электронного взаимодействия стали учебные заведения района, поскольку именно в них сосредоточены интеллектуальные ресурсы. Управление проектом осуществляет структурное подразделение государственной администрации. За три года ведения проекта удалось инициировать рост обеспеченности компьютерами ученический и учительские коллективы, разработать сайты школ (рис. 3), провести форумы с родителями и детьми по актуальным вопросам развития района, провести различные мониторинги и продемонстрировать их результаты, издавать электронную газету, разработать и использовать в практике электронные журналы, электронные дневники, разработать электронные уроки для жителей района, внедрить электронную систему документооборота с использованием электронной цифровой подписи, проводить совещания, методические заседания и прочее в режиме «on-line», разработать атлас района для привлечения инвестиций (рис. 4) и т.п. Рис. 3. Сайт Нововоронцовской общеобразовательной средней школы, разработанный учителями и учениками. Рис. 4. Страница атласа Нововоронцовского района, разработанный учителями и учениками. Внедрение данного проекта продемонстрировало, что решать вопросы информационной прозрачности региональных органов государственной власти и управления можно через привлечение общественности и интеллектуального потенциала региона. Результаты трех лет уже продемонстрировали:
Подобные проекты разрабатываются в отдельных регионах. Главными их участниками являются представители системы образования. Другой подход касается практической деятельности отдельных структурных подразделений органов государственной власти и управления, ее стандартизации и возможности переведения в электронный режим. В данном случае государственные служащие подходят выборочно к построению взаимоотношений в аспекте определенных модулей. Примером тому могут служить материалы выездного практического занятия слушателей заочной формы обучения Одесского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, проведенного в Государственной налоговой службе в Одесской области. Слушатели (95 человек) сгруппировали свои предложения для развития электронных взаимоотношений по модулям следующим образом: 1) модуль G2С, government-to-citizens («правительство-граждане»):
2) модуль G2В, government-to-business («правительство-бизнес»):
3) модуль G2G, government-to-government («правительство-правительство»):
4) модуль G2D, government-to-democratization («правительство-демократия»): предложения касаются проведения форумов, «on-line» конференций, освещения нормативно-правовой базы. Данные материалы демонстрируют наибольшую актуальность для представителей различных сфер деятельности в органах государственной власти и управления модулей G2С, government-to-citizens («правительство-граждане») и G2G, government-to-government («правительство-правительство»). А для представителей гуманитарной сферы, в первую очередь работников системы образования и культуры, наиболее актуальным является модуль G2D, government-to-democratization («правительство-демократия») и информационно-пропагандистская, просветительская работа. 1 Вітчизняний і зарубіжний досвід впровадження електронного урядування / Збірник матеріалів науково-практичної конференції / За заг. ред. С.А. Чукут, О.В. Загвойської. – К.: Майкрософт, 2008. - 138 с.; Досвід впровадження е-демократії та е-урядування в Україні: Проект навчального посібника «Концептуальні засади розвитку електронного урядування в Україні». - http://www.nc.gov.ua/publication/ // http://dknii.gov.ua/index.php/uk/component/content/article/189-l-l-r-; Е-майбутнє та інформаційне право / За ред. доктора економічних наук, професора, члена-кореспондента Академії правових наук України М. Швеця. 2-е вид., доп.. – К.: НДЦПІ АПрН України, 2006. – 302 с.; Інституційні та організаційні засади впровадження електронного урядування: кращі зарубіжні практики / Авт. кол. П. Радченко, Т. Соболева, О. Берникова, Д. Курилюк, В. Стадник, С. Сметанін, О. Жмеренецький; за заг. ред. С.А. Чукут, О.В. Загвойської. – К., 2011. - 172 с.; Інформаційне право: нормативні та методологічні засади упорядкування інформаційних відносин: Монографія / В.М. Брижко, М.Я. Швець. – К.: НДЦПІ АПрН України, 2009. – 290 с.; Кращі практики впровадження електронного урядування: зарубіжний досвід. Методичні матеріали до навчальної дисципліни «Теоретико-методологічні, організаційні та інституційні основи електронного урядування» / Авт. кол.: К. Синицький, Я. Олійник, М. Міхальова та ін.; за заг. ред. С.А. Чукут, О.В. Загвойської. – К., 2010. – 144 с.; Стратегії розвитку України: Теорія і практика. –http://www.niss.gov.ua/book/strateg2/chast%207_cnv.htm#a1.- Розділ VІI : Інформаційна політика в Україні: становлення та стратегія розвитку. 1 Драгомирецька Н. М. Організаційна культура державних службовців у впровадженні галузевого е-урядування // Електронне урядування. – 2011. - № 2. – С. 4-12. 1 Драгомирецька Н. М., Фоменко Т. М. Проект „Школа електронного урядування” як технологія модернізації управлінської діяльності на регіональному рівні // Електронне урядування. – 2010. - № 1. – С. 63-71. 2 Вітчизняний і зарубіжний досвід впровадження електронного урядування // Збірник матеріалів науково-практичної конференції / За заг. ред. д-ра наук з держ. упр., проф. С.А.Чукут, канд. наук з держ. упр. О.В.Загвойської. – К.: Майкрософт, 2008. – С. 15. 1 Третьяченко В.В., Драгомирецька Н. М. Психологічні основи управління соціальними проектами: Навчальний посібник: Рекомендовано МОН, молоді та спорту України як навчальний посібник (Лист № 1/11-4104 від 25.05.2011). – Луганськ: Східноукраїнський національний університет імені Володимира Даля, 2011. – 575 с. |