Скачать 106.59 Kb.
|
Слайд 1. Тема: Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления План лекции 1.Понятие предмета государственного и муниципального управления. 2.Субъект и объект управления в системе государственного и муниципального управления. 3.Методы управления, используемые государственной и местной властью. Прежде чем мы приступим к раскрытию данной темы, хотелось бы напомнить Вам некоторые общеизвестные постулаты, которыми мы будем оперировать, судя по теме и плану лекции. Прежде всего, это предмет. Этот термин используется в разных значениях, и нужно выбирать то, какое в наибольшей степени подходит конкретному случаю. Предмет – это: 1)вещь, материальное явление; 2)то, на что направлено действие, мысль – первое – в практике, второе – в теории; 3) наука, раздел науки, учебная дисциплина. Субъект – человек, или носитель какого-то свойства; действующий самостоятельно; прикладывающий к чему-то свое воздействие. Объект – предмет, явление, на которое направлено действие; предприятие, учреждение, все то, на что направлено действие; место такого воздействия, или действия. Метод – путь исследования, путь к чему-то, прием, образ или способ действия. Методика – совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо работы. Методология – учение о структуре, логической организации деятельности; Методология науки - учение о принципах, способах, формах научного познания. Государство – социальная формация, то государственное управление – социальное управление. Государственное управление – система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей. Муниципальное управление - система политических, правовых и экономических методов управления, применяемая органами местного самоуправления для оптимизации общественной деятельности людей, проживающих на территории муниципального образования. Власть – право и возможность распоряжаться, определяемые совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм организацию согласованной деятельности людей и организаций. Слайд 2. Первый вопрос. Понятие предмета государственного и муниципального управления. Важнейшая сфера деятельности государства — управление общественной жизнью людей, выступает как предмет относительно социального управления, которое положено в основу государственного и муниципального управления. Предмет государственного и муниципального управления определяется различными авторами по-разному. Рассмотрим основные его трактовки. Предметом государственного и муниципального управления выступают законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного и муниципального управления. Предмет государственного и муниципального управления это объективно необходимая функция государства и муниципальных образований как рациональной деятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политической формой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости. Слайд 3. Предметом государственного и муниципального управления выступает деятельность государственных и муниципальных исполнительно-распорядительных органов по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального или отраслевого образования посредством: принятия решений, организации контроля исполнения этих решений подготовки проектов правовых актов, принятие актов органов законодательной (представительной) власти. Слайд 4. Предметом государственного и муниципального управления как комплекса учебных дисциплин и области научных знаний является: изучение возникновения, становления и развития различных типов и форм государства и местного самоуправления, исследование институтов и механизмов функционирования органов государственной и муниципальной власти России в целом, субъектов Российской Федерации и народов России в определенные исторические периоды, изучение экономических, правовых и политических институтов конкретных стран и народов. Предмет очерчен в основном следующими категориями: государство, политика, государственное управление и власть, муниципальное образование, местное самоуправление. Слайд 5.Существуют различные мнения по наличию и содержанию потенциальных связей между перечисленными выше категориями: 1) политика должна быть дистанциирована от управления; 2) государственное управление суть правового и хозяйственного управления, т.е. это отрасль науки администрирования; 3) государственное управление — это политическая наука. Однако не вызывает сомнения, что деятельность государства в области социального управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Поэтому в социальном управлении должен присутствовать юридический аспект государственного и муниципального управления, то есть это политико-юридическая отрасль знания. Одновременно государственное и муниципальное управления включает в себя социальный аспект, поскольку воплощает в себе его воздействие на общество в целом, т.е. на социум. Так как государственное и муниципальное управление по своему определению - это деятельность и отношения одновременно политико-правовые и социальные, то предметная область государственного и муниципального управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества. Слайд 6. Второй вопрос. Субъект и объект управления в системе государственного и муниципального управления. Субъектом управления выступают государственные и муниципальные институты, то есть организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Управляющее воздействие государственных и муниципальных институтов - это целенаправленное воздействие на состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп с целью обеспечения его функционирования в соответствии с установленными нормами, адаптации к изменяющимся условиям среды, совершенствования и развития. Объект государственного и муниципального управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность. Слайд 7. Как и всякая сложная система, государственное и муниципальное управление должно использовать свою систему понятий. Она еще до конца не сформирована, но ее можно представить в определенной логической структуре, включающей несколько блоков. Первый блок системы государственного и муниципального управления - общие понятия, характеризующие управление как основную функцию государства и муниципальных органов: государственное управление, государство и муниципальные органы как субъект управления (государственные и муниципальные органы, аппараты, учреждения); объект государственного управления (социальные группы, общественные процессы, социальные институты); государственная власть (политическая, административная, экономическая и др.); Слайд 8. управленческая деятельность (политическое руководство, административное управление, нормативно-правовое регулирование); управленческие отношения (организационно-экономические, социально-политические, нормативно-правовые). Второй блок — понятия, описывающие государственное и муниципальное управление как процесс функциональной деятельности; функции государственного и муниципального управления; законы и принципы управления; формы, методы, средства и стиль управляющей деятельности. Третий блок - понятия, отражающие основные элементы управленческого процесса и его этапы: политический выбор, целеполагание, Слайд 10. политическая стратегия; выработка государственного или муниципального решения, принятие и реализация этих решения. Четвертый блок - понятия, характеризующие источники и движущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управленческой деятельности и отношений: национально-государственные интересы, политические интересы социальных групп и общностей, конфликт интересов, общенациональные и групповые ценности. Слайд 11. Пятый блок - понятия, описывающие государственное и муниципальное управление в целом: система управления; система власти; уровни субъектов управления и власти; централизация и децентрализация власти и управления и др. Шестой блок — понятия, описывающие внешнюю среду, в которой осуществляется государственное и муниципальное управление. Это различные виды пространства, в которых реализуются эти формы управления: социальное, политическое, правовое, экономическое, геополитическое и др. Слайд 12. Третий вопрос. Методы управления, используемые государственной и местной властью. Методологические подходы к осуществлению государственного и муниципального управления базируются на трех основных требованиях: государство и муниципальные образования должны рассматриваться как социальные системы соответствующих уровней, а их управленческая деятельность - как один из видов социального управления; государственное и муниципальное управление следует понимать как объективированную рациональную (сознательную) деятельность, т.е. такую, которая находит свое выражение в разнообразных формах политико-социальной реальности, организационно-управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях между центрами государственной власти, партиями и общественными объединениями и др.; теоретический анализ государственного и муниципального управления должен строиться с учетом принципа конкретно-исторического подхода. Слайд 13. Комплексный характер государственного и муниципального управления и его методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, исторических и социологических, политологических и общенаучных, теоретических и эмпирических методов изучения политико-социальной и политико-правовой реальности. Объективный метод означает взгляд на изучаемые объекты — государство и местное самоуправление и их деятельность - извне, как бы со стороны. Это способ объяснения совокупности элементов и взаимосвязей, составляющих государственное и муниципальное управление, через анализ объективных результатов управленческой деятельности безотносительно к их оценке познающим субъектом. Слайд 14. Субъективный метод предполагает рассмотрение объекта изнутри как собственной организации людьми своей политико-социальной, экономической и других видов жизни как реальности, связанной с общественными интересами и ценностями. Если объективный метод исходит из того, что отправной пункт анализа — объект, существующий независимо от познающего субъекта, то в субъективном методе исходным пунктом анализа является не сам объект, а представление о нем тех или иных членов общества, точка зрения изучающего. Содержание субъективного метода составляет описание и объяснение политико-социальной реальности через призму отношений субъекта (его мнений, позиций, интересов). Слайд 15. Теперь познакомимся непосредственно с содержательными особенностями основных методов, применяемых в государственном и муниципальном управлении. Конструирование объекта исследования (подбор фактов) как метод - субъективный процесс, но результаты должны быть объективными, общезначимыми, научно-образовательными. Научно-практический эксперимент. Это способ получения информации об изменениях в поведении и деятельности субъектов и объектов государственного управления, обусловленных воздействием на них некоторых управляемых и контролируемых факторов. Эксперимент — метод опытной проверки обоснованности и эффективности определенных научных положений и рекомендаций теории. В практике государственного управления это важный источник эмпирических данных для принятия эффективных решений. Слайд 16.Социологические методы — основное средство изучения обратных связей во взаимодействии систем управления и общества, выражающихся, например, в отношении отдельных социальных групп населения к тем или иным решениям государственных институтов. При помощи социологических методов выясняется социальная эффективность государственной политики, включая экономическую, правовую систему, политическую и правовую культуру граждан. Социологические методы в изучении государственного и муниципального управления важны также потому, что они позволяют переместить научный анализ с макроуровня на микроуровень, т.е. на уровень исследования конкретных отдельных индивидов, их групп я коллективов, их поведения и ориентации. Слайд 17.Эмпирическое исследование фиксирует определенное отношение респондентов к поступкам или к конкретным акциям государственной власти в отдельно взятой ситуации. Исторический метод подходит к государственному и муниципальному управлению как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Он позволяет выявлять основные элементы изучаемого объекта и происходящие изменения в их содержании и взаимоотношениях. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственного и муниципального управления в различных странах или регионах одной и той же страны на разных этапах развития. При этом выявляются общие черты, различия и особенности развития, изменения основных понятий и их причины. Слайд 18.Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся, управляющих и управляемых систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов. Статистический метод используется при исследовании количественных сторон развивающегося процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Слайд 19.Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определённых отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего. Итак, глубокое освоение проблем становления, развития и повышения эффективности государственного и муниципального управления требует от специалиста владения многообразными методами изучения, знания того, какие из них, как, для чего и каким способом можно применять. |
Рабочая программа по дисциплине б основы государственного и муниципального управления Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления | Программа промежуточной аттестации дисциплины делопроизводство в... Выявить имеют ли студенты целостное представление об организации документирования управленческой деятельность в органах государственного... | ||
Рабочая программа по дисциплине б 13 История государственного управления в России Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления | ||
Учебно-методический комплекс по модулю кв3 «Делопроизводство в системе... Составитель: кандидат юридических наук Крайнов В. И., доцент кафедры государственного управления, административного и муниципального... | Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного... | ||
Совершенствование процесса управления развитием малого бизнеса на... Диссертация выполнена на кафедре менеджмента и государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и... | Теория управления и управленческие решения Рецензенты: д э н., профессор кафедры государственного и муниципального управления тггпу | ||
Программа 2-й международной научно-практической конференции «борьба... «борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ» | Кафедра государственного и муниципального управления «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями гос впо для студентов специальности 0805004. 65 «Государственное... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих в магистратуру... Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Управления наукой и инновациями | ||
Пояснительная записка аннотация: Учебный курс «История государственного управления в России» Изучение истории российской государственности занимает важное место в подготовке квалифицированных специалистов в области государственного... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами |