Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества





Скачать 252.92 Kb.
НазваниеИсполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества
страница1/2
Дата публикации03.07.2013
Размер252.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2
Ю.И. ШУМИЛОВ,

кандидат юридических наук
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Т.В. Кашанина и А.В. Кашанин дают следующее определение гражданского общества: это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

- высокое сознание людей;

- высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

- широкие связи между членами общества;

- наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью разрешать проблемы общества;

- децентрализация власти;

- передача части власти органам самоуправления;

- согласование позиций вместо конфликтов;

- развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- личность гражданского общества это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество состоит из общественных образований и институтов, обеспечивающих условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способных влиять на государственную власть, чтобы заставить ее служить обществу.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти систем, отражающих сферы его жизнедеятельности, – социальной (в узком смысле слова), экономической, политической, духовно-культурной и информационной. Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей1. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека: конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.). Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

В Конституции РФ 1993 г. нашли признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Россию как демократическое, правовое государство, с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное и светское государство. Глава Конституции посвящена правам и свободам, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 1980-х годов, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, а соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяется:

1. Верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются и граждане государства, и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов служит основой нормального функционирования государства и защиты прав граждан. Важнейшей задачей, связанной с соблюдением в России законов, является исполнение судебных решений, вынесенных на основании действующих в России нормативных правовых актов. Таким исполнением и занимается Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные управления. В нормативных актах, регулирующих исполнительное производство, следует выделять правила, относящиеся к исполнению всех или большинства юрисдикционных актов, и правила, устанавливающие особенности исполнения отдельных видов решений, постановлений. Общими для всего исполнительного производства являются нормы, устанавливающие круг участников исполнительного производства, их процессуальные права и обязанности, возбуждения исполнительного производства, порядка и способов исполнения, совершения исполнительных действий и движения исполнительного производства, его окончания, защиты интересов участников, распределения сумм между взыскателями. К особенным правилам относятся нормы, устанавливающие порядок обращения взыскания на имущество должника, порядок обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, особенности обращения взыскания на имущество должника-организации, исполнение по спорам неимущественного характера и другие2. Все они определяются обстоятельствами троякого рода. Одна их группа выражает специфику исполняемого акта. Так, все судебные акты о присуждении делятся на акты о взыскании денежных сумм, об изъятии предметов и передаче их взыскателю, об отобрании детей, о конфискации и о понуждении к совершению определенных действий (воспрещению действий). В исполнении каждого из этих видов судебных актов имеются свои, одному ему присущие особенности3. Вторая группа особенных положений связана с фигурой должника. Исполнение одной и той же разновидности решения различается в зависимости от того, выступает ли в качестве должника физическое (а среди физических лиц – обычный гражданин или предприниматель) либо юридическое лицо4. Наконец, третья группа особенностей касается только одного вида решений – о взыскании денежных сумм – и связана с особенностями правового режима объекта взыскания (движимое и недвижимое имущество, деньги, счет в банке, заработная плата и т.д.).

2. Принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной5, и правовая организация системы государственной власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов; направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа6.

От эффективности исполнительного производства как заключительной стадии судопроизводства и организационно-правовой формы реализации судебных решений зависит и эффективность, самостоятельность и транспарентность (прозрачность) судебной власти, поскольку исполнение судебного решения является важнейшим итогом работы судебной системы. Иными словами, без должным образом исполненного решения суда судебная процедура (судопроизводство) по конкретному делу становится бессмысленной, поскольку не достигается основная цель – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Условиями реализации права на предъявление исполнительного документа являются: соблюдение срока исполнительной давности, предъявление исполнительного документа по месту исполнения. Судебный пристав обязан принять исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и если данный документ соответствует требованиям, предусмотренным в ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Срок для принудительного исполнения, или исполнительная давность, определяется в соответствии со ст. 14 названного Закона и ст. 321 АПК РФ. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки:

а) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы – в течение трех лет;

б) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов – в течение:

- трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

- трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ;

в) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение шести месяцев;

г) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение шести месяцев;

д) удостоверения комиссии по трудовым спорам – в течение трех месяцев;

е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, – в течение трех месяцев.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается: фактическим исполнением исполнительного документа; возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя; возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие; прекращением исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. Действующее законодательство об исполнительном производстве позволяет, таким образом, говорить, по крайней мере, о двух формах завершения исполнительного производства. Необходимо отличать завершение исполнительного производства с исполнением юрисдикционного акта (окончание в собственном смысле слова) от окончания исполнительных действий без производства исполнения. В последнем случае мы сталкиваемся с прекращением исполнительного производства (ст. 23–25 названного Закона), возвращением исполнительного документа взыскателю без производства исполнения (ст. 26 Закона), возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя, направлением исполнительного документа для дальнейшего исполнения (по месту получения заработка либо в другую службу судебных приставов).

Фактическое исполнение юрисдикционного акта оформляется постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства. Основанием для его вынесения служат документы, подтверждающие получение взыскателем денежной суммы, акты о передаче имущества взыскателю, акты о выселении и вселении, отобрании детей и т.п. Копия постановления направляется сторонам. Исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ7.

Прекращение исполнительного производства по аналогии с прекращением производства по делу входит в компетенцию суда и представляет собой форму его окончания без исполнения требований взыскателя, подтвержденных исполнительным документом, и без права на возобновление такого исполнения когда-либо в будущем. Основания прекращения производства по делу изложены в ст. 439 ГПК РФ и ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Как и в случае с приостановлением исполнительного производства, Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит отсылку к названному Закону, а перечень оснований прекращения производства по делу, указанный в Гражданском процессуальном кодексе РФ, представляет собой новую редакцию оснований, перечисленных в ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Несмотря на то что в Гражданском процессуальном кодексе РФ указано шесть таких оснований, а в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» – семь, эти основания полностью тождественны.

3. Приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что, кроме провозглашения прав и свобод личности, в обществе должны существовать механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

Исполнительное производство – один из важнейших механизмов гарантированности и реализации прав и свобод человека и гражданина, своеобразным «практическим» итогом судебной защиты его прав и свобод. Основанием применения мер принудительного исполнения являются: предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа; принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства; истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Возбуждение исполнительного производства состоит из двух действий: предъявления исполнительного документа к взысканию и принятия его к исполнению. Исполнительный документ может быть предъявлен к взысканию, согласно ст. 9 названного Закона, судом либо иным органом, выдавшим исполнительный документ, взыскателем и его представителем (ст. 35). Таким образом, правом на предъявление исполнительного документа к взысканию обладают далеко не все участники исполнительного производства. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не регламентирует случаев обращения исполнительного документа к взысканию по инициативе суда.

В действующем Гражданском процессуальном кодексе о таких случаях ничего не говорится. Отсюда можно сделать вывод о том, что единственный такой случай – это направление исполнительного листа (судебного приказа) для исполнения по просьбе взыскателя (ч. ст. 428 ГПК). В части 3 ст. 340 прежнего ГПК такая возможность была предусмотрена для суда общей юрисдикции в следующих случаях: конфискации имущества; взыскания денежных сумм в доход государства; взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному, кооперативному или другому общественному имуществу; взыскания алиментов; взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника, либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе. Во всех этих случаях суд по своей инициативе направлял исполнительный лист для исполнения, о чем извещал финансовый орган или взыскателя8.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, государство имеет не только права, но и конкретные обязанности перед гражданином; оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

Институт исполнительного производства является тем уполномоченным государственным органом, который наделен полномочиями, реализация которых и является своего рода исполнением государством обязанностей перед своими гражданами, в частности, конституционной обязанности защищать их права и свободы, восстанавливать правовое положение, существовавшее до нарушения тех или иных прав. Иными словами, закономерный итог судебной защиты прав и свобод, подтвержденным вступившим в законную силу судебным решением, – возбуждение исполнительного производства и исполнение решения суда, осуществляемое судебными приставами-исполнителями.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания становится его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном в ст. 8 названного Закона. В случае утраты подлинника исполни­тельного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать дубликаты испол­нительных документов. Заявление о вы­даче дубликата рассматривается на судеб­ном заседании. Лица, участвующие в де­ле, извещаются о времени и месте засе­дания, однако их неявка не является пре­пятствием к решению вопроса о выда­че дубликата. На определение суда о вы­даче дубликата может быть подана част­ная жалоба (ст. 430 ГПК РФ). Аналогичная норма существует и в арбитражном процессе. Однако он регулирует эту процедуру более детально. Там оговариваются сроки подачи заявления: до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа. Установлен также срок рассмотрения заявления – не позднее 10 дней со дня поступления заявления (ст. 323 АПК РФ).

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы9. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции всеми членами, должностными лицами – неотъемлемая черта демократического государства10.

По правилам исполнительного производства исполняются акты судов общей юрисдикции и правоприменительные акты других органов, для исполнения которых используются правила исполнительного производства. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях – лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего. Действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит норм, которые определяли бы содержание исполнительного листа (в прежнем ГПК РСФСР это была ст. 342). В отличие от этого, действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет обязательные реквизиты исполнительного листа. В соответствии со ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны, например: наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда; дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела; дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению; наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Выдача исполнительного документа наиболее полно урегулирована законодательством. По отношению к иным исполнительным документам процессуальный закон предусматривает отдельные условия выдачи (например, ст. 130 ГПК РФ). Исполнительный лист выдается после вступления судебного постановления в законную силу, кроме случаев обращения его к немедленному исполнению, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления (ст. 428, 211, 212 ГПК РФ, ст.  318, 182 АПК РФ). По каждому решению суда выдает­ся один исполнительный лист (ч. 1 ст. 429 ГПК РФ, ч. 4 ст. 319 АПК РФ). Однако, если решение принято в поль­зу нескольких истцов или против несколь­ких ответчиков, суд по просьбе взыскате­ля должен выдать несколько исполнитель­ных листов с точным указанием места ис­полнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению (ч. 1 ст. 429 ГПК РФ, ч. 5 ст. 319 АПК РФ).

На основании решения или пригово­ра суда о взыскании денежных сумм с со­лидарных ответчиков по просьбе взыска­теля должно быть выдано несколько ис­полнительных листов, число которых со­ответствует числу солидарных ответчи­ков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взы­скания и должны быть указаны все ответ­чики и их солидарная ответственность (ч. 2 ст. 429 ГПК РФ, ч. 6 ст. 319 АПК РФ). Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает, кроме того, выдачу нескольких исполнительных листов, когда исполнение должно быть произведено в различных местах (ч. 5 ст. 319 АПК РФ)11. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит сведений о том, в каком количестве экземпляров должен выдаваться исполнительный документ.

Конституционная модель российской правовой государственности остается не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в России сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства12.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Распространена практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции РФ закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль над деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы. В последнее время приняты многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо.

Важнейшим показателем эффективного развития институтов правового государства и гражданского общества является установление четкого правового механизма ответственности судебного пристава
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconПрограмма дисциплины «Исполнительное производство»
Поэтому исполнительное производство изучается как самостоятельный предмет, связанный не только с курсами гражданского и арбитражного...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества icon«О состоянии и развитии институтов гражданского общества в Московской области в 2012 году»
В представленном Общественной палатой Московской области Докладе отражены основные характеристики институтов гражданского общества...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconИнформация моу сош №47 г. Ульяновска о мероприятиях по реализации антикоррупционной политики
Формирование идеологии просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование идеологии просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconГражданского общества в свердловской области в 2012 году
Общая характеристика развития институтов гражданского общества в Свердловской области
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconУчебно-методический комплекс дисциплины «исполнительное производство»
Программа учебной дисциплины «Исполнительное производство» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответ­ствии...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Арбитражный процесс и...
Авторы-составители – Воробьева О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского и арбитражного процесса ргтэу
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Последнее десятилетие XX и начало XXI вв для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconА. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова
Молодежное добровольчество как форма участия в деятельности институтов гражданского общества
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования....
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconОтчет о деятельности общественной палаты забайкальского края в период с июня
I. о состоянии и динамике институтов гражданского общества в Забайкальском крае
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconОтчет о деятельности общественной палаты забайкальского края в период с июня
I. о состоянии и динамике институтов гражданского общества в Забайкальском крае
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике...
...
Исполнительное производство в системе институтов правового государства и гражданского общества iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания...
Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск