Скачать 326.79 Kb.
|
ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном году» Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования. В целях обеспечения правового поля в образовательной политике Липецкой области преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012-2013 учебном году должно осуществляться в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, с Государственными образовательными стандартами, а также с нормативными документами управления образования и науки Липецкой области. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Федеральный уровень
Региональный уровень
Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы предметного кабинета
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В 2012/2013 учебном году изучение предметов «История» и «Обществознание» в 5-11 классах общеобразовательных учреждений Липецкой области продолжится в соответствии с требованиями ФБУП 2004 г, разработанного на основе федерального компонента ГОС. Предметы «История» и «Обществознание» в данном ФБУП отмечены как обязательные, что свидетельствует о необходимости постоянно научно-методического сопровождения данной предметной области («Обществознание») на протяжении всего учебного процесса со стороны региональных и муниципальных методических служб. Однако сегодня поднимается вопрос о подготовке введения в перспективе ФГОС второго поколения. В качестве сопровождения стандарта создаются основные общеобразовательные программы. Важной составляющей частью общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера. Новые функции стандарта второго поколения: - формирование российской (гражданской) идентичности; - гуманизация образования и всей школьной деятельности; - обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования. Одна из функций стандарта -- обеспечение гарантий государства в отношении условий достижения планируемых результатов. Введение стандарта планируется в режиме постепенности. Учителям истории и обществознания целесообразно готовится к переходу на преподавание в рамках ФГОС второго поколения, обратив особое внимание на возможность уже сегодня ориентироваться на сформулированные в нем задачи изучения курсов «Истории» и «Обществознания». Требования к использованию учебно-методических комплектов в 2012/2013 учебном году сохраняются в соответствии с рекомендациями прошлых лет: использование в образовательном процессе учебно-методической литературы в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. При составлении рабочих программ по предметам необходимо учитывать требования Письма УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499. Также необходимо учесть изменения, которые внесены в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 в соответствии с приказом МОиН РФ от 24.01.2012 г. № 39. Проверку тетрадей по истории, обществознанию и праву обучающихся всех классов рекомендуется проводить не реже одного-двух раз в учебную четверть. Проверяются также все виды самостоятельных (контрольных) работ у всех обучающихся. Информация о материальной среде, иллюстрациях и информационных источниках по истории, обществознанию и праву для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, отражены в «Требованиях к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (история, обществознание, право) (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), а также находятся на сайте: http://www.school.edu.ru/. Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то для профильного обучения – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно-ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально-ориентированный подход. Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10-11-х классов. В 8-9 классах может быть организована предпрофильная подготовка с использованием элективных курсов, главной задачей которой является ориентация на выбор будущего профиля, а значит, реализуется профессионально-ориентированный подход. С точки зрения задач профильного изучения обществоведческих дисциплин, наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного, социально-экономического и гуманитарно-филологического профилей, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика, русский язык, иностранный язык, литература. Порядок реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения подробно рассмотрено в Письме министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в образовании от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». В основных положениях этого письма дано определение понятию элективных курсов, характеристика видов и их направленности. Особое внимание хотелось бы обратить на прикладные элективные курсы, которые призваны «…обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности» и социальные практики. Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: - обсуждение и согласование на школьных методических объединениях; - рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы; - утверждение директором школы; - внешнее рецензирование (не менее 2-х рецензий), если программа авторская (разработана учителем). История Главной задачей школьного исторического образования определяется формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования. Главные направления и особенности школьного исторического образования подробно рассмотрены в Методическом письме МОиН РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005 г. Основные содержательные линии примерных программ основного общего и среднего (полного) общего (базового и профильного уровней) исторического образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории, определение последовательности изучения отдельных периодов истории и условий (последовательное, синхронно-параллельное или интегрированное) изучения данных курсов в общеобразовательных учреждениях Липецкой области осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС 2004 г., рекомендациями «Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005 г., «Примерной программы основного общего образования по истории» 2005 г., «Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории» 2005 г., «Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории» 2005 г. (при определении объема учебного времени обращая особое внимание на позицию «не менее»), «Инструктивно-методического письма УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713, приказом МОиН РФ от 24.01.2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089». В обязательном минимуме на ступени основного общего образования для организации освоения содержания краеведческой направленности в курсе «История России» выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников: «Родной край с древнейших времен до конца XVII в.», «Родной край в XVIII – начале XX в.», Родной край в XX в.» (см. рекомендации «Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005г.). Организация изучения обучающимися содержания краеведческой направленности возможна как через преподавание краеведческих модулей в рамках учебных предметов федерального компонента, так и введение самостоятельных учебных курсов за счет часов школьного компонента. В 5-9 классах общеобразовательных учреждений рекомендуется последовательное изучение курсов истории России и всеобщей истории, в 9-ых классах возможно синхронно-параллельное и интегрированное изучение данных курсов, в 10-11 рекомендуется синхронно-параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов, интегрированное преподавание (с использованием соответствующих УМК) возможно исключительно на базовом уровне в классах математического, естественно-научного, технологического и т.п. профилей. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам: - прямое сравнение России и других стран; - хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире; - анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю. В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.)». При ведении учетно-планирующей документации (классные журналы, рабочие программы) и оформлении соответствующих записей в бланк документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании следует руководствоваться рекомендациями «Инструктивно-методического письма УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713. |
Рабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс» Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном... | Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе федерального... Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. Ф. Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Данный элективный курс входит в перечень рекомендованных инструктивно-методического письма «О преподавании... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М.: «Русское слово». 2006. Инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области Белиро «О преподавании... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2012-2013... В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | ||
Методическое письмо «О преподавании предмета мхк в общеобразовательных... «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина... КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического... | Протокол № от 2011 г КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического... |