Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике





НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике
страница1/4
Дата публикации03.01.2015
Размер0.71 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4


Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике

о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике
1. Введение в проблематику вопроса

Первостепенной задачей любого общества и государства является воспитание человека, его культуры, гражданского и правового сознания.

Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации определили сферу прав и обязанностей общества по обеспечению прав человека с детского возраста: материальное содержание, воспитание, защита прав и законных интересов, забота о физическом, психическом, нравственном и духовном здоровье. Механизм социально-правовой защиты детей включает в себя признание, соблюдение и обеспечение международных и национальных стандартов по правам ребенка.

Основанием для признания, соблюдения, защиты прав ребенка и семьи служат международные стандарты, принятые Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Европы.

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерацией приняты законодательные акты по обеспечению прав детей.

В Удмуртской Республике в соответствии с компетенцией разработана нормативная правовая база по вопросам защиты прав и интересов семьи и детей.

Уполномоченным по правам человека проведен анализ работы по обеспечению прав детей в Удмуртской Республике.

В этих целях организованы выезды в

государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

Республиканский детский дом, детский дом г. Глазова, Можгинский, Воткинский, Балезинский, Кезский, Кизнерский, Сарапульский детские дома, Орловский детский дом Сюмсинского района, Нылгинский детский дом Увинского района;

Каракулинскую, Завьяловскую, Шарканскую специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии, Факельскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Игринского района;

государственные образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в том числе:

Кечевскую специальную (коррекционную) школу-интернат Малопургинского района, Якшур-Бодьинскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат 3-4 вида (для слепых и слабовидящих детей), Ярскую специальную (коррекционную) школу-интернат;

муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Красногорский детский дом»;

Администрацию г. Чайковского Пермской области.

Получена информация из Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, Государственного контрольного комитата Удмуртской Республики, Министерства внутренних дел Удмуртской Республики, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерства финансов Удмуртской Республики, Комитета по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики, от Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике, из Прокуратуры Удмуртской Республики, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы в Удмуртской Республике», Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, администраций всех городов и районов Удмуртской Республики, Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

Использованы материалы Государственных докладов о положении детей в Удмуртской Республике в 2004 и 2005 годах, Государственного доклада о положении молодежи в Удмуртской Республике в 2005 году, сведения из регионов, содержащиеся в Интернете, данные из доклада Московской Хельсинской группы «Права человека в регионах Российской Федерации», подготовлены справочные приложения к докладу №№1-11.

По результатам проведенного мониторинга считаю необходимым довести до Президента Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, его депутатских фракций и постоянных комиссий, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, Министерства внутренних дел Удмуртской Республики, Прокуратуры Удмуртской Республики специальный доклад о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике.
2. Анализ социальных явлений, влияющих на обеспечение прав детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с нормативными положениями каждый ребенок должен находиться на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Вместе с тем в Послании Президента РФ Федеральному Собранию положение детства, многих семей и демографии в стране расценено как критическое. Негативные процессы в этих сферах характерны и для Удмуртской Республики. Число детей, нуждающихся в помощи общества, не снижается.

При среднереспубликанском коэффициенте 11,1 и среднероссийском 10,2 на одну тысячу человек самая низкая рождаемость в г. Глазове - 9,4, Камбарском - 9,8, Красногорском - 9,8, Юкаменском - 9,5, Ярском районах - 9,1.

В 2005 году зарегистрировано 23356 абортов, каждый 10-й из них произведен девушкам в возрасте от 15 до 19 лет и свыше 60% – женщинам в возрасте от 15 до 29 лет.

Наибольшее число абортов среди молодежи зарегистрировано в Можгинском - 449, Завьяловском - 387, Балезинском - 332, Игринском - 327, Увинском районах – 318, г.г. Ижевске - 7220 и Воткинске - 1300.

Смертность населения составила на одну тысячу человек по республике 15,5 чел., в т.ч. в Глазовском - 21,9, Граховском - 18,7, Камбарском - 21,2, Каракулинском -19,1, Кезском - 18,9, Кизнерском - 20,8, Сюмсинском - 22,5, Ярском районах - 18,8.

Ежегодно умирает не менее 200 детей в возрасте до 1 года, три четверти новорожденных умирает из-за болезни и врожденной патологии.

Сохраняется отрицательная динамика так называемых кризисных семей, семей социального риска, в том числе неполных. Каждая 4-я семья с детьми – неполная, почти в половине из которых детей воспитывают одинокие матери, в трети - вдовы, в остальных - разведенные. Около 9 тысяч многодетных семей являются малообеспеченными, где на каждого члена семьи приходится не более 2 минимальных размеров оплаты труда.

Анализ статистических данных по количеству детей, проживающих в многодетных, неполных семьях, семьях с низким уровнем благосостояния, свидетельствует, что лишь 30% детей проживают в семьях относительно благополучных с точки зрения социального риска. На учете в органах социальной защиты населения состоит 5859 семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе 11825 несовершеннолетних детей. Из указанного количества семей 27% составляют многодетные семьи, 46% - неполные семьи.

В то же время количество родителей из семей, находящихся в социально опасном положении, привлеченных к административной ответственности за пренебрежение родительскими обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, сократилось с 3159 человек в 2004 году до 2917 – в 2005 году.

К уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей за указанные периоды привлечены соответственно лишь 38 и 42 родителя.

Все это негативно отражается на процессе социализации детей и подростков и ведет к безнадзорности и беспризорности детей.

Органами внутренних дел Удмуртской Республики в 2004 году выявлено 1622 безнадзорных несовершеннолетних, в 2005 году – 1205. Половина выявляемых безнадзорных - в возрасте 11-15 лет, каждый третий – в возрасте 16-17 лет, 13% - до 7 лет; свыше 60% детей являются школьниками, каждый 9-й – учащимся профессиональных училищ, каждый пятый не учится, не работает и не посещает детский сад; 22% безнадзорных проживают в неблагополучных семьях, 13% являются сиротами. Органы внутренних дел сведениями о количестве детей, которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, не располагают, что является недостатком в работе.

Безнадзорность и другие негативные факторы (низкие доходы, пьянство родителей, безработица, семейные конфликты) являются причинами правонарушений со стороны несовершеннолетних. Уровень преступности среди несовершеннолетних остается высоким. Увеличивается число несовершеннолетних - участников преступной деятельности, преобладающее число которых учащиеся школ и училищ. В структуре преступности несовершеннолетних около 70% преобладают имущественные преступления (кражи, грабежи, разбои, угоны автомототранспортных средств). Растет количество общественно-опасных деяний, совершенных подростками до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность (в 2005 году 454 факта, что на 15,5% больше, чем в 2004 году). В то же время число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, сокращается.

Общество лояльно относится к торговле спиртными напитками и пивом, в т.ч. распитию их подростками. Практика привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения остается неудовлетворительной. В 2004 году выявлено 318 фактов распития, в 2005 году – 352.

Среди проблем, касающихся прав детей, проблема бытового насилия остается важной и опасной в силу крайне негативного влияния как на отдельных членов семьи, так и на семью и общество в целом. Несвоевременное выявление случаев жестокого отношения родителей к своим детям, ненадлежащее отношение к исполнению ими своих родительских обязанностей приводит к тому, что несовершеннолетние становятся жертвами семейного насилия. Большинство субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не ведут официальную статистику насилия в семье. Лишь МСЗН УР ведется учет выявленных семей, находящихся в социально опасном положении, в которых совершено насилие в отношении детей; в 2006 году выявлено 18 семей, в которых совершено насилие в отношении 24 детей.

Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не формируется банк данных о семьях, в которых наиболее вероятно проявление домашнего насилия. Действующая система профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают полноценную защиту детей от проявления к ним жестокости со стороны взрослых, дети продолжают самовольно уходить от родителей или из учебно-воспитательных учреждений.

Число несовершеннолетних, находящихся в розыске, в последние годы сокращается. В 2004 году в розыск объявлено 517 несовершеннолетних, из которых каждый третий ушел из дома, а около 70% покинули школы-интернаты и детские дома; в 2005 году в розыске находились 469 детей, из которых 34% ушли из дома, а остальные покинули интернатные учреждения.

Из общего числа выявляемых безнадзорных лишь каждый десятый подросток находился в розыске как без вести отсутствующий, в то время как в 2004 году официально разыскивался каждый третий, а в 2005 году – 39%. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что родители, либо лица, их заменяющие, либо государственные интернатные учреждения, где находятся дети, не заявляют о безвестном исчезновении детей, или органы внутренних дел по каким-то причинам не принимают решения о розыске исчезнувших и не проводят необходимые розыскные мероприятия, что снижает возможность возвращения ребенка к родителям или законным представителям, способствует бродяжничеству и совершению правонарушений. Остаются не задействованными резервы в профилактике безнадзорности и правонарушений, семей, находящихся в социально опасном положении.

Асоциальному поведению способствует отсутствие у несовершеннолетних общественно-полезной занятости. В службу занятости по вопросам трудоустройства ежегодно обращаются около четырехсот человек из категории детей, оставшихся без попечения родителей; в течение 2005 года обратились и поставлены на учет в качестве ищущих работу 460 детей-сирот. За период 2003-2005 г.г. из них трудоустроено от 34 до 48%, в том числе по квоте - соответственно 37, 7 и 4 человека.

По мнению органов службы занятости населения, сложности в трудоустройстве детей-сирот в Удмуртской Республике заключаются, в первую очередь в том, что безработным из числа этой категории граждан, впервые ищущим работу, в соответствии с ФЗ-№ 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пособие по безработице в течение первых шести месяцев устанавливается в размере средней заработной платы по республике, в связи с чем активность поиска работы и мотивация к труду, как правило, отсутствует, преобладает иждивенческий настрой. Большинство из них по истечении шестимесячного периода безработицы снимаются с учета, чтобы через некоторое время вновь встают на учет в органах службы занятости для получения максимального пособия.

Причина, на наш взгляд, иная: нет достойной работы и стимулов к общественно-полезному труду.
3. Анализ обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей на семейное устройство

В соответствии с Семейным кодексом защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Они обязаны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей и, исходя их конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в воспитательные учреждения лишь при отсутствии возможности передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Законами субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, в субъектах РФ начинает широко использоваться такая форма устройства детей как патронат и его разновидности: семейные воспитательные группы, «гостевые» семьи. В этой связи в настоящем докладе дан анализ, как традиционных форм устройства детей, так и тех, которые нет или не имеют широкого распространения в республике.

В Алнашском, Можгинском, Воткинском детских домах создаются разновозрастные семейные группы. В разновозрастных семейных группах совместно проживают дети разного возраста от 4 до 18 лет ( братья и сестры, школьники и дошкольники, а также мальчики и девочки, но с отдельными спальными комнатами). Эту форму можно считать одной из форм подготовки к семейной жизни. В таких группах старшие помогают младшим, включая быт, подготовку уроков, защиту от насилия посторонних.. В таких группах складываются дружеские отношения, близкие к семейным. В частности, в Воткинском детском доме семь таких групп.

В Удмуртской Республике ежегодно выявляется и нуждается в устройстве свыше 1,5 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, из числа которых, в среднем, 63% устраиваются в семьи (приложение № 3).

На начало 2006 года общее количество детей-сирот в возрасте до 18 лет, охваченных всеми формами устройства, составило 8625 (приложение № 4), из них находятся под опекой и попечительством – 4194 (49%), в приемных семьях – 39, в детских домах, школах-интернатах, специальных (коррекционных) учреждениях (далее также – интернатные учреждения), подведомственных МОиН УР – 1769 (21%), МЗ УР – 127, МСЗН УР – 181, усыновленные - 2315 (27%), т.е. доля детей-сирот, устроенных в семьи, составляет 76%.

В соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», МОиН УР ведется централизованный учет детей-сирот в возрасте до 18 лет, формируется региональный банк данных о детях-сиротах, не устроенных на воспитание в семьи, содержащий сведения о детях, находящихся во всех, независимо от ведомственной подчиненности, интернатных учреждениях. По состоянию на 01.01.2006 в региональном банке находится 2337 детей-сирот.

Уровень работы по передаче детей под опеку, на усыновление и в приемные семьи во многом зависит от числа граждан, состоящих на учете в качестве кандидатов - опекунов, усыновителей, приемных родителей. По данным МОиН УР на учете состоят в качестве кандидатов всего 46 человек, в том числе 37 – на усыновление, 5 – на опекунство (попечительство), двое – на приемных родителей. При этом 10 кандидатов состоят на учете более года. Существующая система организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних не позволяет надлежащим образом обеспечить работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству на воспитание, в том числе в семьи, осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Необходим федеральный закон об опеке и попечительстве, который сможет установить общие нормы и правила работы всех муниципальных органов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству, круг вопросов, которые обязан рассматривать орган опеки и попечительства, категории граждан, в отношении которых орган опеки и попечительства правомочен принимать те или иные решения, ответственность органа опеки и попечительства за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Число детей-сирот, переданных в семьи граждан, - важный показатель эффективности политики деинституционализации (термин «институционализация» используется для обозначения интернатного устройства детей), где главный показатель – соотношение детей-сирот, переданных в семьи, и детей, оставшихся в учреждении.

С финансовой точки зрения деинституционализация означает перераспределение ресурсов и даже возможное их сокращение. Сравнительный анализ показывает, что содержание ребенка в патронатной семье обходится в ряде регионов дешевле, чем в интернатном учреждении (приложение № 2).

Высвобождаемые средства могут быть направлены на создание служб сопровождения замещающих семей, обеспечение дополнительных услуг детям с ограниченными возможностями.

В результате реализации политики деинституционализации может быть достигнуто снижение численности детей, оставленных родителями; снижение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа; снижение количества учреждений интернатного типа и закрытие тех, которые по разным причинам не могут быть преобразованы в учреждения семейного типа; рост доли детей, вовлеченных в альтернативные формы заботы и находящихся в учреждениях семейного типа, или детей, возвращенных в кровные семьи, по сравнению с численностью воспитанников учреждений интернатного типа; сокращение периода пребывания детей в учреждениях интернатного типа; наличие гибкой государственной системы наблюдения и контроля за деятельностью по защите детей.

Республиканская целевая программа «Дети Удмуртии», предусматривающая одной из целей повышение эффективности деятельности учреждений и служб, работающих в интересах семьи и детей, модернизацию, реформирование системы опеки и попечительства, в том числе путем внедрения соответствующих нормативных правовых актов, улучшение условий жизнеобеспечения детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, перепрофилирование детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в экспериментальные центры содействия помещению ребенка в семью и внедрение в них системы организационных и информационных технологий по устройству ребенка в семью реализуется и финансируется не в полном объеме, не в соответствии с установленными сроками исполнения (приложение №9).

Внесенный на рассмотрение очередной сессии Государственного Совета проект закона о патронатном воспитании предусматривает заключение гражданско-правового договора, хотя практика других регионов идет по пути заключения трудовых договоров, что способствует широкому внедрению данной формы семейного устройства детей. Возможно следует предусмотреть применение обеих видов договора.
а). Состояние работы по обеспечения прав детей на семейное устройство в форме усыновления

В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). Усыновление занимает особо важное место в политике деинституционализации детей-сирот, поскольку, в случае усыновления в отличие от других видов замещающих семей, дети обретают семью на всю жизнь (в остальных формах устройства - до 18 лет). Для самой семьи - это определённая гарантия на пожизненную связь с ребёнком. Но законодательство не предусматривает какие-либо льготы для усыновителей и их усыновлённых детей. Родителям приходится рассчитывать только на свои силы. По всей вероятности этим в значительной степени объясняется отсутствие широкой практики усыновления детей в республике, хотя с точки зрения общественных интересов это наиболее выгодная форма жизнеустройства детей-сирот. Но имеются и иные причины.

Гражданин России, желающий усыновить ребенка, должен обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства за заключением о возможности быть усыновителем. Роль органов опеки и попечительства при усыновлении сводится к подбо­ру детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, тогда как следует перейти к практике поиска потенциальных усыновителей детям-сиротам.

Помимо организационных недостатков серьезной преградой для усыновления является неопределенный правовой статус ребенка, когда отсутствует официально оформленный отказ биологических родителей от ребенка. У многих воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах лишения свободы, не лишены родительских прав или пропали без вести, но судом этот факт не установлен. Распространенным является и мнение о том, что все дети-сироты с проблемами в развитии, имеют плохую наследственность, а информационная работа в этом направлении не ведется, как и в целом по вопросам устройства и воспитания молодого поколения.

Все эти причины влияют на сокра­щение количества людей, желающих усыновить ребенка.

В порядке справки: российская статистика свидетельствует, что в последние годы практически отсутствует очередь желающих усыновить ребенка. В абсолютных цифрах количество усыновленных детей почти не растет. Так, в 2000 году было усыновлено 14133 детей, в 2001 году — 13187, в 2003 - 15183.

Имеются основания для беспокойства в связи с увеличением числа усыновлений российских детей иностранными гражданами. В 2003 году в Российской Федерации впервые чи­сло усыновлений иностранными гражданами (7852 ребенка), превыси­ло число усыновлений российскими гражданами (7331 ребенок).

Иностранцы го­раздо чаще решаются на усыновление больных детей и не страшатся многих заболеваний, которые кажутся российским меди­кам неизлечимыми. И именно таких детей предполагается в первую очередь передавать им на усыновление.

В Удмуртской Республике ежегодно усыновляется до 12% детей от общего числа выявленных, оставшихся без попечения родителей. В 2005 году усыновлено 177 детей-сирот (10,5%), из которых 140 усыновлены посторонними гражданами, в том числе 71 - гражданами Российской Федерации, 69 - иностранными гражданами; остальные усыновлены отчимами, мачехами (приложение № 3). В то же время, например, в г. Чайковском Пермской области, где население составляет около 90 тысяч человек, в 2005 году гражданами России усыновлено 112 детей, фактов усыновления иностранными гражданами не имеется. Опыт г. Чайковского и Пермской области заслуживает детального изучения и распространения в республике. В Удмуртской Республике в 40% случаев усыновляются дети в возрасте до одного года, каждый третий усыновленный ребенок находился в возрасте от 1 года до 3 лет, каждый 4-й - в возрасте от 3 до 7 лет, т.е. в основном усыновляются дети в возрасте до 7 лет. Посторонними российскими гражданами в подавляющем большинстве случаев на усыновление берутся дети в возрасте до одного года (72%), почти все остальные усыновленные ими – в возрасте от одного года до 7 лет. И наоборот, лишь 7% детей в возрасте до одного года усыновляется иностранными гражданами, в то время как количество усыновленных ими детей в возрасте от 1 до 7 лет достигает 90%. Более 60% детей-сирот от общего числа усыновленных иностранцами принимаются в семью гражданами США.

Усыновление в республике не является приоритетной формой семейного устройства детей.
б). Состояние работы по обеспечению прав детей на устройство под опеку (попечительство) и соблюдению прав опекаемых

Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является определение их под опеку. Под опеку передается более половины детей-сирот от общего числа устроенных в семьи (приложение № 3). Причина заключается в том, что традиционно в России под опеку берут ребенка-сироту его близкие родственники, в том числе, бабушки и дедушки (40%), и такая форма устройства детей-сирот в семьи родственников для самих членов семьи наиболее приемлема.

Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитанием в приемных семьях. При воспитании родственниками дети могут поддерживать тесные связи со своими семьями и местом жительством.

Чужие люди берут под опеку с перспективой на дальнейшее усыновление. Опека позволяет быстрее ребенку попасть в семью, так как оформляется проще, чем усыновление.

В Удмуртской Республике под опеку ежегодно передается до 53% . На 01.01.2006 в республике находятся под опекой 4194 ребенка, из них денежное пособие получают 3230 опекаемых. Только в 2005 году передано под опеку (попечительство) - 1008 детей, в том числе 621 с опекунским содержанием.

В отношении детей, находящихся под опекой (попечительством) размер денежных средств на их содержание определяется Законом Удмуртской Республики от 29 декабря 2004 года N 94-РЗ «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В соответствии с данным законом размер указанных выплат составляет 2410 рублей – на содержание детей в возрасте до 6 лет, 3183 рубля – на содержание детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Правовая база по модернизации органов опеки и попечительства, единая координирующая их служба в республике отсутствуют.

Проверка показала, что граждане, желающие взять детей-сирот, не всегда представляют, как нужно их воспитывать; не справившись с воспитанием, они возвращают детей обратно в детский дом, что для детей является серьезной психологической травмой. Это обстоятельство лишь подтверждает вывод о недостаточно серьезном подходе органов опеки и попечительства к подбору кандидатов в опекуны.
в). Состояние работы по обеспечению прав детей на устройство в приемную семью и соблюдению прав приемных семей

Одной из практикующихся форм семейного устройства детей-сирот в республике является приемная семья, которая предусматривает выплату заработной платы приёмным родителям. Семья получает пособие на содержание ребёнка и льготы, предусмотренные законом.

В 48 регионах Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок оплаты труда приемных родителей и льготы приемным семьям, в трех из них приняты законы «О приемных семьях».

В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса образование приемной семьи осуществляется путем заключения договора о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в приемную семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

В соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 № 829, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а вот размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Изначально данная форма семейного устройства не получила распространения в Российской Федерации. В 2000-2003 годах общее число приемных детей в России не превышало 1,5 тысяч человек. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации данная форма устройства признана одной из приоритетных, как способствующая выводу детей из интернатов и домов ребенка. В Чувашии создано 73 приемных семьи, в которых воспитывается 133 ребенка, в том числе в 2005 году создано 29 приемных семей, принявших 56 детей; в Кировской области - 183 приёмных семьи, а в Санчурском районе создано за два года 49 семей; в г. Чайковском Пермской области образовано 30 приёмных семей, в которых воспитывается 78 детей; в Калужской области 363 приемных семьи воспитывают 609 приёмных детей; в Республике Хакасия - 474 ребёнка воспитываются в приёмных семьях (приложение № 5).

В Удмуртской Республике на конец 2005 года их насчитывалось лишь 10, а к 2006 году их осталось семь, в которых воспитывается 39 детей (приложение № 6).

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 09 июля 2001 года N 33-РЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», размер оплаты труда каждого из приемных родителей устанавливается в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Исходя из указанного Закона, заработная плата тех или иных приемных родителей может отличаться друг от друга, о чем свидетельствует анализ. Объем расходов на содержание приемных семей (питание, одежда, обувь и т. д.), предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 № 829 «О приемной семье», также отличается друг от друга (приложение № 6), в некоторых случаях – значительно. В соответствии с данным постановлением, органы местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют на приемных детей денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Одной из основных причин, сдерживающих развитие этой формы устройства, является то, что планирование финансирования осуществляется без учета перспективы создания новых приемных семей. Финансирование приемных семей в Удмуртской Республике предусматривается в общем объеме субвенций из фонда компенсации Удмуртской Республики на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в детских домах, школ – интернатах, домах ребенка по заявкам МОиН УР, исходя из количества существующих приемных семей. Приемные семьи активнее создаются в тех регионах, где в областном бюджете предусматриваются средства на их содержание (в Самарской, Пермской, Кемеровской областях).

В республике законодательно не решен вопрос, в каких отношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства; договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью носит гражданско-правовой характер, отсутствие нормы о заключении с приемными родителями трудового договора может повлечь лишение приемных родителей предусмотренных трудовым законодательством прав работника. В качестве причин, сдерживающих процесс образования приемных семей, могут также являться складывающиеся отношения между приёмными семьями и органами опеки и попечительства (органами местного самоуправления).

Администрация г. Сарапула задержала выплату пособий на содержание приемных детей, что привело к вмешательству прокурора г. Сарапула, который по суду взыскал задолженность по выплате пособий на содержание двоих приемных детей на общую сумму 13950 руб. в интересах приемных родителей. Этой же семье было отказано в обмене двух четырёхкомнатных квартир, расположенных в одном доме на разных этажах. В этом случае вмешался Президент Удмуртской Республики путем выделения денежных средств на приобретение двух смежных 3-х комнатных квартир в строящемся доме.

В республике данная форма устройства детей не получила надлежащего развития.

Неотработанны и формы контроля за деятельностью приемных родителей; слабо развита работа по привлечению семей к приему детей, повышению престижа приемной семьи.

По моему личному наблюдению, расширению практики устройства детей в приемные семьи мешает и то, что кандидаты в приемные родители увязывают прием детей в семью со своими иждивенческими( меркантильными) интересами – обязательным предоставлением дополнительной жилой площади, а семьи, которые могли бы взять детей при наличии у них свободной жилплощади (комнаты), не выявляются, хотя именно в этом направлении должна вестись соответствующая работа.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПубличный доклад директора мбоу школы-интерната №13 Мацко Д. Н. по...
Тное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconУтверждён на педагогическом совете школы
План работы областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconДоклад Муниципального бюджетного образовательного учреждения для...
Тип заведения – образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПлан работы гбоу «опочецкая специальная (коррекционная) школа интернат...
«Типового положения об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Устава школы, основных...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconУрока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный)...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПивоваров Г. П. По страницам занимательной географии
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике icon«01» сентября 2010г Утверждаю
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Тютринская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мкоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Куйбышевского района – Чумаковская специальная (коррекционная)...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconРабочая программа по трудовому обучению для 4 класса на 2013-2014 уч г
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гбоу саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о состоянии работы по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот), и предложениях по ее улучшению в Удмуртской Республике iconОбразовательная программа Муниципальное казенное образовательное...
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шарканская специальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск