Скачать 102.94 Kb.
|
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.Преамбула устава Всемирной организации здравоохранения Перед медицинской службой интерната поставлены задачи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Для этого необходимо углубленное медицинское обследование воспитанников. Медицинские осмотры проводятся специалистами детской городской поликлиники № 104 совместно с врачами интерната ежегодно. Психиатрическое наблюдение осуществляется врачами ПНД №11.Одной из основных направлений работы является углубленное обследование состояния здоровья детей, создание условий для сохранения и упрочения здоровья воспитанников. С этой целью был заключен договор с НИИ неврологии г.Санкт-Петербурга для компьютерного обследования детей , поступающих в школу-интернат, с целью уточнения диагноза, помощи в ведении и лечении нуждающихся детей. На современном компьютерном оборудовании проводилась качественная диагностика патологии (в большинстве случаев перинатального генеза), принимались возможные меры помощи ребенку. Неврологическая диагностика включала в себя:
ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ЖАЛОБ ВОСПИТАННИКОВ ОСНОВНЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ По результатам обследования уточняется неврологический диагноз, разрабатывается тактика лечения для каждого ребенка, индивидуальные оздоровительные мероприятия. Сбор данных для анализа заболеваемости и его изучения проводился путем выкопировки данных из учетных, статистических и отчетных форм. При анализе заболеваемости, выявленной при периодических медицинских осмотрах, можно отметить, что ведущей патологией у наших воспитанников явились психические расстройства и расстройства поведения (5 класс болезней по МКБ-10),что обусловлено специализацией школы – интерната. Однако, несмотря на то, что данная патология занимает в структуре заболеваемости первое место все три года, уровневый показатель снизился со 112,40 на 100 детей в 2009 г. до 106,43 на 100 детей в 2011 г., что явилось результатом целенаправленной коррекционно-реабилитационной работы с воспитанниками, индивидуализированной лечебно-профилактической и оздоровительной работы, создания благоприятного психологического климата, организации рационального режима труда и отдыха, в том числе режима двигательной активности, физического воспитания и внедрение личностно-ориентированных методов при работе по успешной социальной адаптации воспитанников. 5 класс по нозологическим формам по МКБ -10. Психические расстройства и расстройства поведения Уровень на 100 детей Второе место в структуре заболеваемости 2009-2011 гг. занимают болезни органов пищеварения (11 класс болезней по МКБ-10), что, вероятно связано с нерациональным питанием матерей наших воспитанников во время беременности, часто их алкоголизацией и курением. Да и та «экстремальная» социально-психологическая атмосфера в семьях, недостаточное и подчас нерегулярное питание детей до попадания в интернат приводит к нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта. Однако за анализируемый период уровневый показатель снизился с 62,79 до 41,43 на 100 детей, что, очевидно, является результатом правильной организации в интернате рационального сбалансированного 6-ти разового питания, проведением профилактики обострений заболеваний пищеварительного тракта, регулярного амбулаторного, санаторно-курортного лечения в профильных санаториях. Немаловажное значение также имеет наличие в штате интерната врача-стоматолога, который ведет как лечебную, так и профилактическую работу по предупреждению развития заболеваний зубов. Стабильно третье ранговое место в структуре заболеваемости занимают болезни костно-мышечной системы ( 13 класс болезней по МКБ-10) , но уровневый показатель также снижается : с 51,94 в 2009г. до 33,57 в 2011г.на 100 детей. Это может быть объяснено правильным отбором детей в профильные группы ЛФК и хорошо поставленной коррекционной работой на уроках лечебной физкультуры в группах, индивидуальными занятиями. Дополнительно дети с нарушением осанки посещают занятия по плаванию в бассейне. В школе-интернате регулярно проводится врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся, который включает в себя систематическое проведение динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием детей, санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий, определение плотности урока с последующим анализом и коррекцией. Например: Ученик N 152 PS Средний пульс 84+110+132+152+104=114 132 Моторная плотность урока- 60% 104 84 Вводная Основная Игра Заключительная часть часть часть 13 класс болезней по нозологическим формам по МКБ-10 Болезни костно-мышечной системы Уровень на 100 детей Четвертое-пятое ранговое место делят между собой болезни органов дыхания ( 10 класс болезней по МКБ-10) и симптомы, отклонения, выявленные при клинических и лабораторных отклонениях (18 класс болезней по МКБ-10). Положительная динамика наблюдается в понижении уровня заболеваний со стороны органов дыхания и понижение больше чем на 50% случаев обострений, связанных с этой патологией. Это достигнуто благодаря проведению противорецидивной терапии, стимуляции иммунитета, применения закаливающих мероприятий, удлинением времени прогулок на свежем воздухе. Увеличение в 2009-2011гг.в структуре болезней «доброкачественных» сердечных шумов (Р 01) связано, скорее всего, с ротацией детей( 1-10 классы) и не является значительным ухудшением состояния здоровья детей. Однако уровневые показатели по обоим классам болезней стабильно снижаются. 7 класс болезней по нозологическим формам по МКБ-10 Болезни глаза и его придаточного аппарата Уровень на 100 детей В 2009 и 2011 году шестое ранговое место занимают болезни глаза и его придаточного аппарата ( 7 класс болезней по МКБ-10 ).И хотя в структуре поступления новых детей очень много детей с нарушением зрения, этот показатель остается относительно стабильным и за счет профилактики развития нарушений рефракции у детей с предмиопией (оптимальная световая обстановка, зрительная гимнастика) и за счет своевременной коррекции. В рамках внедрения Целевой программы Мэра г.Москвы «Доврачебная система сохранения природного зрения детей Москвы» в школе-интернате проводится доврачебная скрининг-диагностика основных функций зрения у воспитанников, основной задачей которой является оперативная и динамическая оценка основных функций зрения и выявление зрительных нарушений на ранних стадиях. Уровневые показатели стабильно снижаются: 2009г.- 20,16; 2010г.- 19,53; 2011г.- 18,57 на 100 детей. В интернате учатся умственно отсталые дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Практически у всех детей родители лишены родительских прав из-за асоциального образа жизни, злоупотребления алкоголем, в том числе, матери во время беременности. Поэтому неудивительно, что на одном из ведущих мест в структуре заболеваемости стоят врожденные аномалии и деформации (17 класс болезней по МКБ-10). Уровневые показатели остаются приблизительно на одном уровне : 2009г.- 8,53, 2010г.- 9,38, 2011г.-7,86. И это при том, что проводится большая работа по компенсации пороков развития, в том числе, и хирургическими методами, создаются условия для развития адаптационных возможностей организма ребенка. При анализе инфекционной заболеваемости детей на первое место выступают ОРВИ, количество которых снижено с 2009 на 30%. Это достигнуто благодаря профилактическому применению препарата «Витанам», дибазолопрофилактика, профилактические прививки против гриппа. Не было статистически значимой динамики показателей заболеваемости по 4, 8, 12, 14, 19 классам болезней по МКБ-10. Уровень их составил от 0,71 до 5,43 на 100 детей. Дети попали в интернат, уже имея данную патологию. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что в результате целенаправленной лечебно – оздоровительной работы , создания благоприятного психологического климата уровень соматической заболеваемости воспитанников спецшколы – интерната №4 планомерно снижается. Главное богатство любого государства – это люди. И от того, как построена система образования, и охрана здоровья нынешних школьников зависит здоровье нации на ближайшие годы. Причинами снижения здоровья в стране является и кризис морального, психического и физического развития, кризис семьи и репродуктивного здоровья, и утраченный институт отцовства и материнства, экологический кризис, загрязнение окружающей среды, ухудшение качества питания. В связи с этим большое внимание в воспитании подрастающего поколения должно быть уделено такому аспекту, как выработка мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование личности, нацеленной на образование, здоровье, саморегуляцию и самореализацию. Особое внимание в работе педагогического коллектива нашего интерната было уделено созданию здоровьесберегающей среды, построенной на основных принципах здоровьесбережения, повышения удовлетворенностью жизнью, повышения качества жизни, улучшения трудового, индивидуального и нравственного потенциала человека. Для начала были определены основные компоненты здоровьесберегающей среды, которыми являются: - Содержание и формирование основ культуры здоровья - Взаимосвязь урочной и внеурочной работы - Целостное отслеживание результата педагогического процесса -Создание определенного уровня комфортности образовательной среды Качество работы зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса, качества педагогического общения и организации коммуникаций в образовательной среде (учитель-учитель, учитель-ученик, воспитатель – воспитанник, ит.д.), качества образовательных и педагогических технологий, условий сопровождения образовательного процесса (режим работы, режим питания, взаимодействие с Центрами здоровья и развития ребенка). Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье – воспитательный процесс, который рассматривается в качестве одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Основным направлением является создание условий для благотворной педагогической деятельности, направленной на развитие здорового во всех проявлениях ребенка. Для этого было принято решение о создании программы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Основной целью программы является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, повышение качества их жизни, воспитание у учащихся культуры здоровья, потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. Основными направлениями программы являются:
Ежегодно проводится диспансеризация воспитанников с участием основных специалистов. Ведется мониторинг здоровья учащихся, создаются группы диспансерного наблюдения за воспитанниками. Ежегодно совместно с учителями физической культуры разрабатываются индивидуальные и групповые комплексы для детей с нарушениями осанки, работы опорно-двигательного аппарата. Большое внимание уделяется созданию экологического комфорта микросреды нашего интерната. Грамотное оформление кабинетов, рекреаций ведет к хорошему положительному учебному результату, снижению утомляемости у учеников, учителей, воспитателей, профилактике переутомлений и учебных перегрузок, а обеспечение достаточного уровня суточной активности способствует снижению различных простудных заболеваний, нарушений осанки.
Проходит занятие в «Школе здорового образа жизни» Просветительская работа
Недели здоровья, праздники «Ты - властелин своего здоровья», «Растем здоровыми».
Программа психологической помощи Психолого-педагогическое сопровождение имеет большое значение для создания здоровой, рабочей атмосферы в коллективе. Основной целью сопровождения является обучение, воспитание и развитие каждого воспитанника, исходя из его индивидуальности. Для этого:
Занятия пальчиковой гимнастикой по развитию речи по методике В.В. Цвынтарного проводит методист ПМСЦ «Практик» Ситнова Л.Н. Они дают хорошие результаты и очень нравятся воспитанникам. Ребята с удовольствием занимаются и с психологами интерната и с методистами из ПМСЦ «Практик». Очень хорошо зарекомендовала себя разработанная Е.И.Сирота с соавторами программа профилактике отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль», что особенно актуально в условиях нашего интерната, когда большинство детей – социальные сироты из неблагополучных семей. После анализа полученной информации составляются психологические карты, выявляются «группы риска», и проводятся психологические тренинги, консультации, беседы с целью: А) правильного отношения к вредным привычкам Б) обучения социально-психологическим навыкам В) профилактики зависимых состояний Г) оказания помощи в создании правильной жизненной стратегии Д) создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, во взаимодействиях с педагогами Е) решение конфликтных ситуаций |
Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье... | Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья» Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,... | ||
Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,... | Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | ||
Урок 6 класс математика «Здоровье-это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие» | Основы социальной медицины Цель обучение будущего специалиста знаниям оценки и факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического,... | ||
Программа дисциплины «Основы социальной медицины» Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории... Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую... | В здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель... | ||
«Музейные тайны» Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... | Потапенко александр Иванович Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... | ||
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий... Быть здоровым это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое... | Депутатский запрос губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко... Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... |