Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38
Принято Педагогическим советом «31» 08.2009 года Протокол № 1. Утверждено приказом директора от 31.08.2009 №98
Комплексно-целевая программа
«Здоровье»
Смоленск, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Здоровье» рассчитана на работу с детьми школьного возраста (1-11 классы). Она может быть использована в работе зам. директора по УВР, социального педагога, классного руководителя, учителей- предметников.
Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.
В состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции. Растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития.
Формирование здоровья на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка. Показатель практически здоровых детей снизился по сравнению с прошлым учебным годом и составил 8,4%. Основная масса детей, обучающихся в школе, имеет вторую и третью группу здоровья. Основная масса детей посещает уроки физической культуры; количество детей, занимающихся в основной группе здоровья, снизилось на 1%.
Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевание глаз, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения. Характерной особенностью последнего десятилетия в России является рост числа социально обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, наркомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД и т.д.).
Кроме того, значительной медико-социальной проблемой сегодняшнего дня является травматизм детей как в быту, так и в условиях школы, в том числе, на занятиях физической культурой.
Вышеуказанные тенденции диктуют необходимость усиления влияния на состояние здоровья детского населения семьи, педагогов, медиков при активном участии самого ребенка, подростка.
Задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются с задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе.
По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье на 50 % зависит от социальных факторов. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры.
К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а так же поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье.
Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность, динамической слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоения основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс.
Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательном учреждении складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляется преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждения, руководителями спортивных секций.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:Показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. ЗАДАЧИ: сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города для изучения и последующей корреляции с их помощью физического здоровья учащихся школы;
сотрудничество с родителями учащихся и консультация учителей- предметников;
использование в работе классного руководителя диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья детей;
организация просветительской работы с учащимися школы по сохранению, развитию и коррекции собственного здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее;
организация работы по изменению отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом;
формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своем здоровье).
В программе «Здоровье» 4 направления деятельности: формирование представлений о здоровом образе жизни; профилактика заболеваний;
профилактика табакокурения;
профилактика употребления алкогольных напитков;
профилактика токсикомании, наркомании.
Учащиеся 1-4 классов знакомятся с понятием здоровый образ жизни, говорят об основных составляющих здоровья, знакомятся с инфекционными заболеваниями, их профилактикой. В дальнейшем изучаются все направления в комплексе. В 5-7 классах изучается вред табакокурения , в 8 классе начинается знакомство с отрицательным влиянием на здоровье человека алкогольных напитков. С 9 класса изучается вред наркотических и психотропных веществ. В среднем и старшем звене так же рассматриваются пути сохранения здоровья, инфекционные заболевания, их профилактика. В старших классах уделяется внимание сохранению репродуктивного здоровья человека. В ходе работы по программе учащиеся приобретают следующие знания: понятия здоровый образ жизни, здоровье, духовное и физическое здоровье человека;
влияние окружающей среды на здоровье человека;
способы сохранения и укрепления здоровья;
основные заболевания и их профилактика;
рациональное питание;
режим труда и отдыха, профилактика переутомления;
активный отдых;
значение для здоровья человека двигательной активности;
закаливание организма;
употребление табака и его влияние на здоровье;
употребление алкоголя и его влияние на здоровье и поведение человека;
наркомания;
токсикомания.
В процессе работы по программе учащиеся научатся: сохранять и укреплять свое здоровье;
противостоять инфекционным заболеваниям;
составлять пищевой рацион;
рационально распределять время в течение дня;
использовать природные факторы (воздух, воду и солнце) для закаливания организма;
противостоять вредным привычкам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Примерные формы работы «Что такое безопасность?»
«Электричество и его опасность»
«Береги зубы»
«Мой руки перед едой»
«Что такое опрятность и аккуратность»
«Как не заболеть, когда другие болеют»
«Как нужно правильно питаться».
«Действия старшеклассников во время ЧС»
«Противодействие терроризму»
«Безвредного табака не бывает»
«Право на жизнь и охрану здоровья»
«СПИД - зло 21 века»
Час развития на тему «Познай себя»
Игра «Суд над наркоманией»
Классный час - диспут « Наркотики - это проклятье или спасение?»
Спортивный классный час
Урок - инсценировка «Возможные опасности у тебя дома» Урок - путешествие «Будь самостоятельным, но осторожным внимательным»
Урок - сказка «Дорожные знаки, светофор и ты» «Проводи друзей в школу»
Урок экскурсия «Безопасное путешествие в школу (к бабушке и т.д.)
Урок-КВН «Если ты потерялся...»
Занятия клуба старшеклассников по темам: «Эскиз одной проблемы. Подростковая наркомания» «Наркотики. От реальности на уйдешь» «Курение: цена удовольствия -жизнь»
Встречи учащихся с медицинскими работниками, работникам правоохранительных органов, общественных организаций.
Результатами работы по программе являются: бережное отношение учащихся к собственному здоровью;
уменьшение количества учащихся, имеющих вредные привычки;
увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Классный руководитель изучает особенности физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий и совместно с администрацией школы разрабатывает программу коррекции здоровья детей в учебной и вне учебной деятельности.
С помощью различных диагностических методик изучает проблемы перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье;
Готовит диагностические материалы по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно- гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, бюджет времени на выполнение домашних заданий);
Совместно с медицинским работником школы, социальным педагогом, психологом ведет просвещение учащихся класса по организации личной гигиены детей, антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, объясняет последствия наркомании и СПИДа для человеческого организма;
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
Организует активные формы развития и сохранения физического здоровья детей, которые могут стать в классе традиционными (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники и т.д.);
Для выполнения данной программы тесно сотрудничает с учителем физической культуры и привлекает его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей;
Сотрудничает с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья.
Родительские собрания:
Психологические особенности первоклассника.
Как организовать помощь в выполнении домашних заданий.
Режим дня школьника.
Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка.
Культура учебного труда и организация свободного времени.
Поиск ключа к здоровью ребенка.
Дети и психологическая установка родителей.
Досуг ребенка в семье.
Подростковая депрессия.
Проблемы наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку.
Умение управлять своим временем.
Отчего дети устают? Как преодолеть усталость.
Вера в удачу.
Основные мероприятия программы «Здоровье»
№ I
| Программные мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1. Нормативно-правовое обеспечение
| 1
| Приведение школьного Положения о промежуточной аттестации учащихся в соответствие с современными требованиями охраны и укрепления здоровья детей
| 2008 г.
| Заместители директора
| 2. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья школьников
| 1
| Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП.
-Выявление уровня комфортности учащихся в образовательном процессе.
-Соотношение дозировки письменной домашней работы и письменной классной работы.
-Валеологический подход к организации урока и перемены.
-Выполнение норм СанПиН при составлении школьного расписания.
-Осуществление контроля учебной нагрузкой при организации образовательного процесса
| Постоянно
| Администрация школы
| 2
| Корректировка учебных планов и программ
| По мере необходимости
| Заместители директора
| 3
| Выполнение предложений ГСЭН и Госпожарнадзора по улучшению санитарно- гигиенического и противопожарного состояния образовательного учреждения
| Постоянно
| Администрация школы
| 3. Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе
| 1
| Проведение исследования возможностей микросоциума в работе по укреплению здоровья обучающихся
| 2010-2011 гг.
| Администрация школы
| 2
| Изучение потребности семей, воспитывающих хронически больных детей, в помощи и поддержке
| Постоянно
| Администрация школы
| 3
| Осуществление работы школьной психолого-медико-педагогической комиссии (ГШПК), проводящей психолого-медико- педагогическую диагностику школьников и устанавливающей диагноз и определяющей
| По мере необходимости
| Администрация школы
| |