Как научить ребёнка читать





НазваниеКак научить ребёнка читать
страница1/8
Дата публикации05.07.2014
Размер1.42 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Андрей Маниченко


КАК

НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

ЧИТАТЬ

Методика

обучения беглому чтению

с рождения

Содержание

Предисловие
Эта книга написана для родителей. Хотя она будет интересна и специалистам (учителям начальных классов, воспитателям детских садов, логопедам, дефектологам, психологам), но адресована именно родителям, желающим вырастить своего ребёнка любознательным, сообразительным, волевым, целеустремлённым.

Пусть школьные учителя пытаются учить детей по более совершенным программам, букварям, задачникам, учебникам!

Пусть дефектологи и психологи будут всё лучше и лучше исправлять дефекты природы, обучения и воспитания!

Пусть учёные-педагоги, методисты, директора школ будут отшлифовывать учебный процесс, стремясь «создать общеобразовательную школу нового типа, соответствующую современным требованиям»!

Наша книга адресована не им, а именно Вам, РОДИТЕЛИ, т.к. только Вы можете сделать для своего ребёнка гораздо больше, чем любая самая лучшая образовательная структура, начиная от детского сада и заканчивая университетом.

Именно Вы можете сделать для своего ребёнка несравнимо больше, чем самые именитые педагоги и психологи.

Потому что именно Вы, родители, находитесь рядом со своим ребёнком, когда формируется фундамент его будущего, т.е. в самом начале его жизни.

И только Вы формируете этот фундамент, потому что ближе Вас у малыша никого нет.

И только Вы можете сделать этот фундамент таким, что на нём Ваш ребёнок построит, теперь уже сам, величественнейшее здание всей своей жизни.

Вам, Родители, гораздо легче стать талантливыми педагогами, чем педагогам стать талантливыми родителями.

Потому что именно Вы любите своего ребёнка больше всех и только Ваша вера в его выдающиеся способности может быть поистине безграничной.

Предисловие к восьмому изданию

По мере распространения методика Домана приобретает как сторонников, так и противников.

– Почему у одних получается, а у других нет?

– Почему одни становятся страстными энтузиастами этой методики, а другие, позанимавшись с ребёнком месяц-другой, приходят к разочарованию и бросают начатое?

– Для всех ли детей подходит эта методика?

– Любая ли мама может научить своего малыша читать?

– Годится ли созданное американцами для русского языка?

На эти и многие другие вопросы отвечает эта книга.
Более двух тысяч родителей за последние восемь лет прошли обучение в нашем Центре Раннего Развития «УМНИЦА». Ещё 35 тысяч семей, заказав в Центре данный методический комплект, успешно занимаются со своими малышами.

Многочисленные отклики на эту методику, вопросы, пожелания, рассказы родителей о своём опыте – всё это нами тщательно обрабатывалось и систематизировалось.

Методистами Центра накоплен уникальный опыт по обучению детей и консультированию родителей.

Данное, восьмое, издание книги существенно переработано и улучшено благодаря приобретённому опыту по обучению малышей чтению в русскоязычной среде.

И, несмотря на то, что мозг ребёнка таит ещё много секретов, уже найдены ответы на важнейшие вопросы.

Убеждённость сотрудников Центра «УМНИЦА» в необходимости раннего развития – абсолютна.

Секрет гениальности – в раннем детстве!

Часть 1. Зачем это нужно
«Ген гениальности» пока не найден, но зато путём многолетних экспериментов мы твёрдо определили, что важнейшим фактором в достижении интеллектуальных высот является правильная работа с ребёнком в первый год его жизни.
Р. М. Худоерков, д.м.н.,

зам. директора по науке НИИ мозга
Российской Академии Медицинских Наук

Наследственность и среда
Что в большей степени влияет на развитие человека: наследственность или среда?

Что в большей степени формирует нашу личность, наши способности, наш характер и наш интеллект?

Пока учёные продолжают спорить, каждая семья отвечает на этот вопрос конкретно: либо с самого рождения ребёнка создают вокруг него развивающую и и обучающую среду, либо откладывают любое обучение до школы, заботясь лишь о здоровье своего чада.

Любой селекционер знает, что если бросить в землю плохие и хорошие семена и одинаково бережно ухаживать за всходами, то урожай будет разным: из плохих семян вырастет плохой урожай, из хороших – хороший.

Но если не ухаживать за хорошими семенами, то никакой урожай не вырастет вообще.

Трагедия педагогики и колоссальный резерв её возможностей в том, что человечество многие тысячелетия не знало, как эффективно развивать интеллектуальные способности человека, и начинало обучение с того возраста, когда молодые всходы уже засыхали.
Говорят факты
Если ребёнок до семи лет не будет иметь возможности общаться с людьми посредством речи, он никогда в дальнейшем не сможет освоить язык.
Дети-маугли

В 1920 году в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Волчицу пришлось пристрелить, волк скрылся в джунглях, а девочек поместили в специальный приют. Назвали девочек Амала и Камала. Младшей было 2-3 года, старшей –
7-8 лет. Первое время девочки вели себя, как самые настоящие волчата: бегали на четвереньках, днём забивались в самый тёмный угол, по ночам выли, срывали с себя всякую одежду, какую на них пытались надеть. С едой обращались так же, как звери: руками, как лапами, придерживали пищу, а зубами рвали мясо и, не пережёвывая, глотали, а любую жидкость лакали языком.


Младшая девочка Амала через год, к несчастью, умерла (из неё ещё мог бы получиться человек), а старшая Камала прожила среди людей 10 лет (тоже, к несчастью, умерла). Следует оговориться, что дети-маугли вообще не живут долго.

Показательна судьба Камалы, дожившей до 17-18 лет, но так и не ставшей человеком. Только годам к 12 она научилась ходить, но, и научившись, до самой смерти ходила очень осторожно и неуверенно. А если нужно было передвигаться быстро, то она падала на четвереньки и быстро передвигалась таким способом.

Речь у неё так же «не пошла». С превеликим трудом освоила она около 45 слов. И всё! Врачи в таких случаях констатируют олигофрению в степени идиотии.

И подобных фактов науке известно несколько сотен. Результат всегда один: если ребёнок до семи лет не слышал речи и не имел возможности общаться с людьми, то он никогда не сможет стать человеком. В знаменитой книге Киплинга Маугли разговаривает. Но это сказка. Там и все звери разговаривают.

Действительность же сурова: если в первые годы жизни мозг ребёнка не разовьётся, то в дальнейшем он не разовьётся никогда.
Учёные установили, что мозг взрослого человека работает менее, чем на 1% от своих возможностей.

Если же предположить, что наш мозг смог «заработать» хотя бы на 15%, то человек без особого труда овладел бы примерно 40 иностранными языками, окончил столько же университетских факультетов, освоил столько же различных профессий и стал бы в то же время неплохим спортсменом, художником, композитором, поэтом, шахматистом, математиком, изобретателем, бизнесменом и политиком.

В чём же дело? Почему, имея такой совершенный «компьютер», мы можем пользоваться только одной его кнопкой из ста?

Ответ прост: 99 «кнопок» нашего «компьютера» поломали мы сами, когда ещё только учились им пользоваться.
Или ещё пример. Развитие мозга у ребёнка можно наглядно проиллюстрировать на примере изготовления бетона.

Итак, чтобы приготовить раствор, строители берут цемент, песок и воду. Тщательно перемешивают, доводят до кашеобразного состояния и заливают в опалубку.

Как только раствор оказывается в состоянии покоя, он тут же начинает схватываться и через определённое время превращается в бетон. А бетон, как известно, ничего не боится: ни огня, ни воды, ни высоких, ни низких температур. Единственное, чего «боится» бетон, – это кувалда. Вот кувалдой можно на него воздействовать, но какие усилия нужно для этого приложить!

Так и мозг ребёнка: к трём годам он «схватывается» на 80%, а к семи годам процесс формирования мозга почти завершается.
Мы, взрослые, часто путаем два показателя относительно нашего интеллекта: образованность и сообразительность. А ведь на самом деле это абсолютно разные понятия.

Образованность – это сумма знаний. Закончит ученик среднюю школу, получит аттестат, – и мы говорим, что у него среднее образование. Получит студент диплом – и мы говорим, что у него высшее образование.

Сообразительность – это иной показатель нашего интеллекта. Психологи называют его коэффициентом интеллекта (IQ).

Так вот: у взрослого человека существенно улучшить этот коэффициент невозможно даже при целенаправленных занятиях. А у ребёнка – можно.

Более того: именно у ребёнка и происходит интенсивное формирование интеллектуальных способностей. А сам механизм формирования сообразительности прост: чем больше фактов проникает в мозг малыша (а факты проникают в его мозг через два основных канала: зрение и слух), тем больше у ребёнка возможностей для анализа этих фактов.

Мозг вообще может развиваться только в процессе. Есть процесс – значит, мозг развивается. Нет процесса –
не развивается. А мыслительный процесс у малыша возможен только тогда, когда в его мозг проникают (в основном через зрение и слух) какие-либо факты.

И самый лучший способ сделать ребёнка гениальным – научить его читать до трёх лет.

Наша наследственность – это только предрасположенность к формированию каких-либо психофизиологических функций и способностей, а среда –
это условия их формирования.

Наследственность может быть хорошей и не очень. Но это наша наследственность! И каждая любящая мать, и каждый любящий отец с великой надеждой и любовью лелеют своё дитя.

Успехов Вам в этом! Возделайте свой цветник самым лучшим, самым прекрасным.

Пусть Ваша любовь, Ваше терпение и забота
сделают Вашего ребёнка талантливым, а Вас – счастливыми.

Говорят факты
Что сказал Масару Ибука?

«…Ни один ребёнок не рождается гением и ни один –
дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трёхлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно…»


«Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет перестаёт развиваться.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».
Из книги Масару Ибука «После трёх уже поздно»

Три пути…(Три методики обучения чтению)

Только истинные дураки догадываются, что истина не там, где все ищут.

М. Норбеков
Существует три методики обучения детей самому универсальному учебному умению – умению читать. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать, что даст каждая из них. Что она даст ребёнку? Что даст родителям? Что – учителям?
1. Традиционная методика. Самая распространённая и самая древняя. Возраст этой методики – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике.

Обучение основано на фонемном принципе.

Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определёнными звуками были закреплены определённые значки. Эти значки назвали буквами.

Процесс обучения идёт в обратном порядке.

Сначала ребёнка знакомят с буквами. Учат, как эти буквы озвучиваются.

Потом учат буквы и звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причём даже годовалый ребёнок способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время ребёнок не способен понять закономерности чтения. Буквы начнёт забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

Только в возрасте 5–7 лет ребёнок научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для него очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребёнок, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает её. И только на третий, четвёртый, пятый раз догадывается, что за слово написано. Когда ребёнок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же малыш осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

В конце первого класса дети должны читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом!
2. «Кубики Зайцева». Ещё в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей с двух лет чтению. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО –МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ – МЯ – МЕ – МИ).

Идея обучать читать по складовому принципу родилась ещё в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичёва. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, обучавший в своих школах детей читать именно по этому принципу.

Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в «Кубиках Зайцева».

Борьба звуковиков и складовиков продолжается два столетия и не прекратилась по сей день, несмотря на очевидность огромных преимуществ складового принципа перед звуковым.

Ещё в 1873 году Л. Н. Толстой писал, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамоте. – ПСС, т. 17, М., 1936.)
«Кубики Зайцева» хорошо приживаются в детских садах, поскольку рассчитаны на групповую форму обучения. Малышу играть в кубики в одиночку не очень интересно, а в компании и играть весело, и учебный материал усваивается быстро.
3. Методика Домана. Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с целого слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США).

Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. Но, как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, – ничего не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова.
К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит.

Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные дети через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать.

Как малыш, не умея говорить, может научиться читать?

Как ни парадоксально звучит, но научить ребёнка читать очень легко. Это сделать легче, чем научить его говорить. Более того, чем младше ребёнок, тем проще процесс обучения даётся как ему, так и родителям. В год научить читать ребёнка легче, чем в два. А в два легче, чем в три и т.д.

Все дети уже к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум-трём годам демонстрируют великолепные успехи в овладении родным языком.

Мы, взрослые, не видим в этом никакого чуда. Воспринимаем как естественное развитие ребёнка. Но на самом деле то, что дети за поразительно короткий срок осваивают речь, является самым настоящим чудом. Ведь язык – это достаточно сложная структура. И овладеть им не так-то просто. Это понимает каждый, кто изучал иностранный язык. Вспомните себя. Сколько лет мы потратили на изучение английского или немецкого? Семь лет в школе (с 5-го по 11-й классы), еще 2-3 года в институте. 10 лет мы учили иностранный язык!

И что? Знаем?

Почему мы, взрослые, не можем освоить за 10 лет то, что легко осваивает каждый ребёнок за год-полтора? Ответ прост: дети способнее взрослых. Они гениальны! Овладеть речью в раннем детстве легко и естественно. А к 7 годам мозг заканчивает своё формирование. После этого возраста коэффициент интеллекта (IQ) любого человека не способен к значительным изменениям. Теперь успехи ребёнка в школе будут зависеть (в первую очередь!) не от учителя, не от учебников или программ, не от помощи родителей (хотя всё это тоже немаловажно), а от того, насколько интеллектуально насыщенной была его жизнь в раннем детстве.

Самый эффективный способ сделать ребёнка
гением – научить его читать до трёх лет. Именно обучение чтению в раннем детстве формирует колоссальный интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем поможет ребёнку не только легко справиться со школьной программой, но и достичь любых высот, о которых Вы даже и не помышляете.

Чем отличается устная речь от письменной?

Речь можно представить в двух формах: устной и письменной. Человечество сначала научилось говорить. Письменность появилась позднее. Но процесс понимания как устной речи, так и письменной –
это один и тот же процесс. Давайте рассмотрим его с физиологической точки зрения.

Когда ухо улавливает произнесённое слово или предложение, то звуки разлагаются им на целый ряд электрохимических импульсов, посылаемых в мозг. Там, в мозгу, эти импульсы воссоединяются, и мозг понимает то, что услышало ухо.

То же самое происходит и тогда, когда глаз видит написанное слово. Глаз видит, но не понимает, мозг не видит, но понимает.

Оба окончания – зрительное и слуховое – проходят через мозг, который интерпретирует получаемую информацию.

Итак, устная речь и письменная речь – это две стороны одной медали. Понимание речи происходит в мозгу. Но путь в мозг звуковых и световых колебаний лежит через разные каналы: звуковые колебания проникают в мозг через органы слуха (слуховой канал), а световые колебания проникают в мозг через органы зрения (зрительный канал).

Маленькие дети могут без особых усилий научиться читать, так же как без особых усилий они научаются понимать устную речь.
Читать раньше, чем говорить, или чем отличается передатчик от приёмника
По своей направленности речь можно разделить на два вида: понимание речи и воспроизведение речи.


Говорить и писать, т.е. воспроизводить речь, – это значит превращать мысль в звуки и буквы.

Слушать говорящего или читать написанное, т.е. воспринимать речь, – это значит превращать звуки и буквы в образы и мысли.

Воспроизведение речи связано с развитием двигательных навыков или, как говорят специалисты, с развитием моторики.

Речевой аппарат человека имеет сложную структуру, и овладеть им в совершенстве удается не сразу и не всем (учитывая, что идеальным произношением обладают лишь мастера сцены).

Согласованные движения пальчиков ребёнка тоже сформируются не сразу. Когда ещё он сможет самостоятельно завязать шнурки или пришить пуговицу? Путь к совершенству мелкой моторики долог, как, впрочем, и к совершенству произношения.

Но восприятие речи (как устной, так и письменной) не зависит от развитости каких бы то ни было двигательных навыков. Поэтому умение читать может быть сформировано у ребёнка задолго до того, как у него появится членораздельная речь.

Кто придумал грудничков учить читать?!
Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами данной области науки, а специалистами смежных областей.

Так получилось и с чтением. Передовую техноло­гию обучения малышей читать целыми словами разрабо­тали не педагоги, а врачи.

Перед врачами стояла совсем иная задача: не нау­чить ребёнка читать, а активизировать его мозг, т.е. заставить больной мозг работать.

Результат превзошел все ожидания. Мозг больных де­тей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем, сразу беглое.

Когда же необычную методику попробовали на здо­ровых детях, увидели чудо: дети демонстрировали взлёт интеллектуального развития.

А что же педагоги? 5000 лет они обучали чтению, на­чиная с буквы. И ещё долго, наверное, продолжали бы учить именно так.

Что же дало новое открытие педагогам?

Новые проблемы. Вся программа начальной школы становится бессмысленной. Дети весь этот материал могут легко освоить задолго до школы.

Что же дало открытие врачей родителям?

Возможность самим сделать своих детей и здоро­выми, и умными, и счастливыми.

А что приобрели дети?

Возможность прожить иную жизнь, уже в первые годы своего пути поднявшись в рейтинге на несколько десятков ступеней выше по сравнению со своими ровес­никами.

Перед нами встают новые горизонты развития всего человечества. Глен Доман назвал «нежной революцией» то, что происходит в мире благодаря открытию врачей: человечество без всяких катаклизмов поднимается на ступеньку выше в своей эволюции.
Если всходы вовремя не полить – они засохнут. Если у ребёнка вовремя не развить речь – он никогда в дальнейшем не сможет стать полноценным человеком.

Очень важно с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.
Дайте ребёнку факты – он сам сделает выводы.

Глен Доман
Мозг ребёнка способен развиваться только в процессе. Если в голову ребёнка проникают факты – его мозг сразу приходит в активное движение.
Если в мозг ребёнка никакой информации не поступает, то мозг не просто «спит», он катастрофически теряет свой потенциал гениальности.

Два основных канала, через которые информация об окружающем мире проникает в мозг малыша, – это зрение и слух.

Если Вы, уважаемые родители (а кроме Вас – некому), сможете обеспечить своему ребёнку среду активного речевого общения – значит, Вы сможете реализовать у него значительную часть потенциала гениальности.

Закон сохранения гениальности прост: чем активнее мозг малыша при переработке поступающей информации, тем лучше реализуется его потенциал гениальности.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как научить ребёнка читать iconБелякова Надежда Александровна
Нет, не в том смысле, что бессовестно врала всем вокруг, а действительно сочиняла. Из-за этого до самой школы я отлынивала от попыток...
Как научить ребёнка читать iconШкола должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить...
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Как научить ребёнка читать iconК. Д. Ушинский Современная школа призвана научить ребенка познавательной...
Целостное гармоничное развитие личности, т е развитие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные курсы «Литературное чтение» решают два важнейших для начальной школы вопроса: научить читать и одновременно с этим развивать...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка...
Как научить ребёнка читать iconОбразовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным...
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»
Как научить ребёнка читать iconМбоу «сош №22» Библиотечный урок «Как читать книгу» пояснительная...
Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приёмов работы с информацией...
Как научить ребёнка читать iconМетодические указания Целью обучения немецкому языку в системе заочного...
Ть самостоятельно читать тексты по специальности, понимать их содержание и отбирать все необходимое для работы, а также уметь переводить...
Как научить ребёнка читать iconНаучить учиться
И от того, как первоклашки подготовлены к школе, и от вашей настойчивости, терпимости, от понимания всех проблем и задач, стоящих...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно...
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» с целью научить учащихся выразительно её читать
Как научить ребёнка читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с различными видами карт, с помощью условных обозначений научить их читать


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск