Скачать 44.08 Kb.
|
Формирование познавательных интересов у младших школьников на уроках чтения. Учитель начальных классов МОУСОШ №77 г. Иркутска Погодаева Э.В. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
В первом классе я предложила родителям на собрании для обсуждения тему: «Как привить интерес ребёнка к чтению». В конце собрания я приготовила рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.
Актуальность нами видится в том, что на уроках чтения должны проводиться нетрадиционные виды уроков, так как они способствуют формированию познавательных интересов у младших школьников. Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в группах по 4-5 человек. При этом если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, читают по очереди. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Таким образом, мы избегаем лишних повторов. Ребята в группах оценивают друг друга, выставляют отметки. Если ученик не согласен с ней, он может повторить cвой ответ учителю. Ребята очень серьёзно подходят к данной работе. Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного я ставлю перед учащимися цель: научиться пересказывать данное произведение. Для того, чтобы научить своих учеников делить рассказ на части применяю несколько приёмов. При подготовке к уроку для удобства делю текст на части и составляю план. Предлагаю ребятам самим найти соответствующее место в тексте к той или иной части. Обязательно прошу обосновать свой ответ. Предлагаю ученикам самим разделить текст на части по ходу чтения, используя слова «подсказки». Ещё один приём: убрать «лишнее». Оставить только то, что точно передаёт содержание текста. Ребята работают как в группе, так и индивидуально. Затем они пересказывают текст по частям по очереди. Ребята понимают, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Группы заканчивают работу почти одновременно. Две-три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. На дом задаю научиться пересказывать целое произведение. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах, в группах не возникает трудностей с пересказом. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность. Конечно, добиться хорошей организации на таких уроках не просто. Первые уроки похожи на птичий базар. Ребята не сразу привыкают друг к другу. В группах возникают споры и разногласия. Но я постоянно осуществляю контроль, консультирую детей во время работы, поощряю группы, работающие слаженно и дружно. Постепенно ребятишки привыкают работать коллективно. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребенок получает возможность активно говорить и читать от двух до четырех минут на уроке. И я вижу, что даже самые застенчивые стали, смело выходить к доске, легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное. Думаю, подобный опыт будет интересен учителям начальных классов. Список литературы:
|