Скачать 1.06 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Ф.2.4, ОПД.Ф.9 Теория обучения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050104 «Безопасность жизнедеятельности» Очная / Заочная форма обучения УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры БЖД и ОМЗ факультета ФК и БЖД (протокол № 8 от 29.05.2008 г.) Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ _______________________ (Мещерова И.А.) Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
Беляева Л.С., к.п.н., профессор 1.3 Пояснительная записка: Изучение курса «Теория обучения» имеет важное значение для подготовки будущего учителя, для формирования его педагогических взглядов и убеждений. Цель курса: освоение основных дидактических категорий, психолого-педагогических особенностей организации процесса обучения; расширение представлений о возможностях образовательного процесса; формирование собственных дидактических взглядов, творческого отношения к различным дидактическим явлениям; создание основы для дальнейшего самообразования. Задачи курса: выработать умение анализировать дидактическую литературу, высказывать свое отношение; конструировать учебный процесс, урок и его компоненты; анализировать учебный план школы, структуру учебной программы, школьные учебники, урок в школе. В основу построения и отбора содержания раздела «Теория обучения» положены ведущие идеи отечественной педагогической мысли: целостность педагогического процесса; личностно ориентированный подход к организации педагогического процесса; полисубъективность в образовательной деятельности, при которой учащиеся выступают как субъекты педагогического процесса. Раскрытие содержания раздела и его изучение предполагают два уровня. Первый - теоретический - позволяет осмыслить мировое педагогическое наследие, осознать закономерности, принципы построения и функционирования дидактического процесса. Второй - практический - способствует овладению умениями и навыками анализа педагогических явлений и фактов, элементами собственной педагогической деятельности. В ходе изучения курса студенты должны:
В соответствии с учебным планом курс «Теория обучения» изучается в 3 семестре. Он представлен такими видами учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование, составление выписок, тезисов, подготовку реферативных выступлений. Форма отчетности по курсу - зачёт. При подготовке учебной программы использовался опыт работы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Карельского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного педагогического университета. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. 1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Тема 1. Дидактика в системе педагогических наук Предмет дидактики как науки, ее категориальный аппарат. Основные проблемы, разрабатываемые дидактикой. Структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры. Место дидактики в системе педагогических наук. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования. Основные источники развития дидактики как науки. Методы дидактического исследования. Характеристика образовательного пространства России. Модели образования: модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая модель, феноменологическая модель, неинституциональная модель образования. Инновационные образовательные системы XX века. Образование как система и процесс. Способы получения образования в мировой и отечественной практике. Психолого-педагогическая сущность развивающего обучения: его цель, характеристика содержания обучения, методов, организационных форм обучения. Типы развивающего обучения: проблемное обучение; развивающее обучение на гуманно-личностной основе (Ш.А.Амонашвили); система развивающего обучения Л.В.Занкова; дидактическая система В.В.Давыдова. Тема 2. Учебный процесс как социальная, психологическая и педагогическая категория Комплексный характер процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Учебный процесс как процесс взаимодействия обучающего и обучаемого. Диалектика перехода от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию. Понятие объекта и субъекта в обучении. Учебный процесс как целостная структура. Возможности учебного процесса в овладении социальным опытом. Знания, умения и навыки как элементы социального опыта, их взаимосвязь в обучении. Классификация знаний, умений и навыков. Психолого-педагогический анализ учебного процесса. Психологическая природа восприятия, осмысления, запоминания и применения. Факторы, обеспечивающие эффективность учебного процесса. Тема 3. Принципы построения и реализации процесса обучения Соответствие системы принципов целям обучения. Закономерности, принципы и правила обучения. Анализ основных систем принципов обучения и характеристика путей их реализации. Направленность системы принципов на гуманизацию обучения. Тема 4. Содержание современного обучения Понятие «содержание образования». Социальный опыт как основной источник определения содержания обучения. Отражение структуры социального опыта в содержании обучения. Различные подходы к отбору содержания обучения (теория энциклопедизма, теории формального и материального образования, педоцентрическая теория, проблемно-комплексная теория, теория структурализма). Критерии отбора содержания образования. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание образования: стандарт образования, базисный учебный план, учебная программа, учебники. Вопросы совершенствования содержания образования на современном этапе. Тема 5. Методы современного обучения Метод обучения как одна из категорий дидактики. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Различные подходы к классификации методов обучения. Соответствие методов целям и содержанию обучения. Самостоятельная работа как метод обучения, ее функции. Классификации видов самостоятельной работы: по дидактической цели, характеру деятельности учащихся, материалу, способу организации. Этапы выполнения самостоятельной работы. Условия, обеспечивающие успешность самостоятельной работы. Особенности использования различных методов обучения на различных этапах непрерывного образования. Требования к выбору оптимального сочетания методов обучения. Тема 6. Формы организации современного обучения Понятие «формы организации обучения». Формы организации учебной работы в истории школьного образования. Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения. Урок как элемент целостной системы. Дидактические требования, предъявляемые к современному уроку. Типы и структура урока. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока. Характеристика ошибок, допускаемых в организации и проведения урока. Пути повышения эффективности урока. Функции домашней работы как формы обучения. Виды домашней работы. Руководство домашней работой учащихся. Тема 7. Педагогический контроль качества процесса обучения Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения. Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки. Основные виды проверки и их функции. Методы и приемы проверки. Дидактические требования к организации проверки. Оценка и отметка. Функции оценки. Формы выражения оценки. Дидактические требования, предъявляемые к оценке знаний учащихся. Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки. Тема 8. Характеристика современных систем обучения Необходимость формирования умственных действий в обучении. Классификация умственных действий. Системы формирования умственных действий. Алгоритмизация в обучении: требования к алгоритмам, алгоритмы и алгоритмические предписания; алгоритмы распознавания, преобразования и контроля, условия формирования алгоритмов. Значение самостоятельного открытия алгоритмов в формировании творческой деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий: понятие ориентировочной основы действия, этапы формирования умственных действий. Формирование системы общих умственных действий. Классификация умственных действий. Общие и конкретные умственные действия, условия формирования общих умственных действий. Программированное обучение в формировании общих и конкретных умственных действий. Сущность и принципы программированного обучения. Характеристика различных типов построения обучающих программ. Организация учебного процесса с использованием программированного обучения. Компьютер как объект изучения и как средство повышения эффективности обучения. Системы развивающего обучения. Взаимосвязь обучения и развития. Цель обучения и принципы обучения в дидактической системе Л.В. Занкова; особенности содержания образования, методов и приемов обучения; показатели развития в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Понятие «развивающее обучение» и пути его осуществления в дидактической системе ВВ. Давыдова - Д.Б. Эльконина. Проблема взаимосвязи дидактических категорий, построения содержания образования в системе В.В.Давыдова- Д.Б. Эльконина. Дедуктивный подход как основной стержень обучения по системе В.В.Давыдова - Д.Б. Эльконина. Сущность проблемного обучения, его понятийный аппарат. Различный подход к классификации проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения. Вопросы теории проблемного урока. Возможности проблемного обучения в развитии школьников.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |