Скачать 444.29 Kb.
|
Введение Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элементарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это положение определяет основную проблему в создании безопасных условий деятельности. Безопасность жизнедеятельности определяет систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе воспитания, обучения, труда и организованного отдыха. Охрана труда - это сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда, является составной частью БЖД. В данной работе определена триединая эргономическая задача, которая ставится перед учителями на каждом уроке:
Основная цель данной работы обусловлена необходимостью решать вопросы безопасности методом анализа конкретных ситуаций, которые помогут решить задачи безопасности с помощью тестов по безопасности жизнедеятельности. Они эффективны, доступны по содержанию. Рассматриваемые вопросы безопасности играют важную роль и имеют большое значение в программе курса Технологии. Учитель обязан на каждом на уроке провести инструктаж по правилам техники безопасности. Халатность учителя при рассмотрении вопросов безопасности приведет к нежелательным результатам и может привести учителя к юридической ответственности и наказанию со стороны администрации. Знания учителем этих факторов, владение методом анализа конкретных ситуаций, умение своевременно предотвратить реализацию опасностей позволит сохранить здоровье учеников на уроках технологии. Согласно статистическим данным в целом по стране и в регионах достаточно высокий уровень детского травматизма. В тоже время отсутствуют надежные, доступные методики изучения вопросов безопасности в курсе технологии. Поэтому данная работа является актуальной в области педагогического воздействия для возникновения мотивов к созданию эффективных условий безопасности в технологической деятельности, укрепление, развитие этих мотивов, повышение творческой активности обучаемых. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Травматизм стал настоящим социальным злом и приобрел масштабы эпидемии; статистика показывает, что травматизм является основной причиной смерти человека в возрасте от 2 до 41 года. Одной из причин неблагополучного положения является низкий уровень знаний должностными лицами, школьниками вопросов безопасных приемов работы, серьезные упущения в воспитательной работе с учащимися, проводимой в этом направлении. Анализ практической деятельности школьника на уроках технологии дает основания утверждать, что любая деятельность человека потенциально опасна. Действительно, источником опасности является сам человек, и травматизм в его деятельности отражает не волю случая, а следствие его собственных промахов, и заблуждений, отсутствие необходимого опыта деятельности, и непредусмотрительность. Поэтому на первый план должно быть поставлено целенаправленное обучение детей безопасным правилам и приемам в трудовой деятельности как важнейшему фактору сохранения жизни и здоровья. Знание учителем этих факторов, владение методикой позволит добиться необходимых результатов по овладению безопасными приемами работы и сохранению жизни и здоровья людей Анализ и место темы в создании безопасных условий работы в курсе Технологии Тема, рассмотренная в данной работе, предназначена для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Приобретение основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы в ходе трудовой деятельности, находить способы защиты от них, а также умение ликвидировать негативные последствия и оказания помощи окружающим. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности данная работа нацелена на умение приобрести учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды; внутренней готовности к защите от потенциально опасных видов деятельности. В работе предусматривается непрерывное изучение материала с 5 по 9 класс с учетом особенностей обучения в основной и средней общеобразовательной школе с точки зрения сохранения здоровья человека и окружающей среды. В работе анализируются основные правила безопасности при работе с древесиной, металлом и электротехническими работами. Изучение правил техники безопасности на основе тестов по разделам, являются весьма эффективными, так как позволит углубить знания и вырабатывать навыки безопасных приемов работы. А для того, чтобы сэкономить время на уроках, для разъяснения правил безопасности, учитель может воспользоваться разработанными тестами. Использование тестов повысит интерес к изучению правил техники безопасности, ускорит выявление знаний полученных ранее. У учащихся от класса к классу будет вырабатываться психологическая устойчивость к грамотному безопасному поведению в повседневных контактах с техникой, инструментами, приспособлениями и т.п. При использовании тестов необходимо учитывать, что среди них есть: основные или базисные, тематические - использование которых будет зависеть от изучаемой темы. Учитель самостоятельно решает, какие тесты необходимо изучить на том или ином уроке, разделе. Классификация опасных и вредных факторов при изучении разделов Технологии. В ходе практической деятельности на уроках технологии опасности исходят от:
Характеризуя опасности и анализируя ситуации, исходящие от конкретных действий в курсе технологии следует учитывать: - опасности при пользовании неисправным инструментом; - невыполнения правил безопасности. В ходе изучения раздела деревообработки учащиеся пользуются различными инструментами: стамесками, рубанками, киянками, долотами, ножовками, лобзиками и т.д. При этом могут быть травмы, возникающие при несоблюдении правил техники безопасности: порезы, ушибы, уколы. В разделе металлообработка учащиеся пользуются следующим инструментом: молотком, зубилом, чертилкой, ножовкой по металлу, ножницами по металлу, напильником; оборудованием: тисками, сверлильным и токарно-винторезным станком. Вероятными травмами, исходящие от инструментов и приспособлений могут быть: порезы, ушибы, поражение электротоком, ранение глаз. Опасности, возникающие от неправильной организации рабочего места, при несоблюдении правил расположения верстаков, оборудования в кабинете технологии, не соответствие размеров кабинета установленным требованиям по величине площади помещения для кабинетов и мастерских технологии. Все вышеперечисленные факторы приводят к нежелательным последствиям. Психологические аспекты изучения и восприятия учащимися вопросов техники безопасности. Безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Это объясняется спецификой эволюционного развития человека, в процессе которого люди создавали, и совершенствовали орудия труда. Человеку не требовалось развивать свою силу, поскольку он придумал рычаг, двигатель, ему не нужно было повышать свою чувствительность, так как он создал микроскоп, бинокль, звуковой усилитель. С развитием орудийной сферы, расширился и диапазон воздействия человека на внешний мир, повысилась его интенсивность. При этом, естественно, расширился и круг ответных реакций окружающего мира на человека, выросла их сила. Современный человек сам по себе, без специальных средств уже не может защищаться от тех опасностей, которые он порождает своими усилиями. И оказывается в буквальном смысле слова беззащитным перед различными опасностями. Итак, первопричиной увеличения числа несчастных случаев в наше время оказывается значительный рост числа и уровня опасностей в труде и понижение непосредственных физических возможностей человека противостоять этим опасностям. Второй причиной, существенно повысившей число и тяжесть несчастных случаев, становится увеличение цены ошибки. Когда первобытный человек допускал ошибку в ремесленном или сельскохозяйственном труде, расплата за нее была не столь уж велика: он мог упасть с дерева, повредить руку колючим растением, уронить на ногу камень. Ошибки же современного человека обходятся гораздо дороже. Теперь люди гибнут от электротока высокого напряжения, становятся калеками от радиационных воздействий, а если падают, то с высоты многоэтажных домов. Третья причина роста травматизма - адаптация человека к опасностям. Техника в наши дни дает человеку множество благ: она удовлетворяет многие его потребности, является объектом мотивации, фактором престижа, источником интереса и различных удовольствий. На фоне всех этих благ человек забывает, что техника представляется еще и источником многих опасностей, а интенсивное использование техники повышает вероятность их реализации. Постоянное общение с техникой притупляет у человека чувство опасности, которое таит в себе эта техника. Можно назвать и четвертую причину - человек адаптируется не только к опасностям, но и к нарушениям правил безопасности труда. К счастью, далеко не каждое нарушение правил безопасности влечет за собой несчастный случай. Но это имеет и отрицательную сторону. Человек, однажды безнаказанно нарушив правила, и получив за счет этого какой-то выигрыш в труде, потом в поиске новых выгод будет снова повторять подобные нарушения. Так постепенно люди привыкают нарушать правила, не задумываясь над тем, что данное нарушение может завершиться несчастным случаем. Из сказанного вытекает, что существует целый ряд субъективных причин, способствующих росту числа и тяжести несчастных случаев. А тот факт, что занятия изучением этих причин, познание их, способствует их устранению, противодействуют росту травматизма. Поскольку же указанные причины оказываются в значительной мере психологическими, то наука психология становится одним из важнейших средств, помогающих использованию человеческого фактора для обеспечения безопасности в трудовой деятельности. Каково же место психологии в общей системе наук, занимающихся вопросами организации труда и обеспечения его безопасности? Вопросами создания благоприятных условий трудовой деятельности занимается эргономика. Используя положения целого ряда наук о труде - гигиены, физиологии и психологии труда, инженерной психологии, технической эстетики, эргономика изыскивает пути оптимизации процесса труда посредством подготовки человека к данному виду труда, а также создания средств и условий труда, способствующих повышению его эффективности. В общем, она занимается систематикой человека и машин, естественно, обеспечением его безопасности. Однако, как уже отмечалось, инженеры-конструкторы, технологи, работая в области безопасности труда, создавая более безопасную технику, технические средства защиты, правила техники безопасности. Вопросами безопасности труда занимаются и руководители, организаторы производства. Мало создать хорошую технику и полезные средства защиты, подготовить рабочего к безопасному труду, нужно еще и организовать их эффективное взаимодействие. Кроме того, вопросами безопасной организации труда, занимаются экономисты. Было утверждено, что обучаемые имеют разную предрасположенность к несчастным случаям. По этому поводу было высказано несколько гипотез:
В зависимости от того, какая из этих гипотез окажется справедливой, потребуются разные методы борьбы с травматизмом. Проверка справедливости высказанных гипотез, которая проводилась по статистическому критерию Пирсона, показала, что верна третья гипотеза. То есть учащиеся имеют разную индивидуальную способность противостоять опасностям деятельности. Последующее изучение этого вопроса неоднократно подтверждало заключение о неравномерности распределения несчастных случаев среди участников деятельности и то, что подавляющее число травм приходится на относительно небольшое число (10—15%) людей. На изучение и восприятие учащимися вопросов техники безопасности влияют следующие факторы: 1. Утомление. Сотрудники английской комиссии по изучению промышленного утомления много лет назад заметили, что с увеличением рабочего дня происходит резкий рост травматизма. Так, с увеличением его продолжительности с 10 до 12 ч число несчастных случаев возрастает в 2,5 раза. В психологии принято различать понятия утомления и усталости. Утомление — это комплекс соответствующих изменений в организме, вызванных тяжелым или длительным трудом. Оно проявляется в конфликте между требованиями работы и снизившейся работоспособностью человека. Усталость же - это скорее переживание состояния, вызванное утомлением. Развитие усталости зависит главным образом от интереса человека к работе, от его мотивации к ее выполнению. Когда человек увлечен работой, усталость развивается медленнее, и только по окончании работы и накопления сильного утомления, человек начинает ее ощущать. Если же, работа неинтересна, то утомление может еще не наступить, а усталость уже сильно сказывается. Поэтому следует отметить, что фактор интереса в труде - это хорошее средство противодействия развитию усталости: доказано, что всякие аварии и несчастные случаи тесно связаны с наступлением усталости. Известный физиолог Б. Мессио писал: «Несчастный случай, вызванный усталостью, отличается не большей случайностью, чем случай тифозной горячки, вызванный питьем плохой воды».
4. Кроме указанных выше причин, выявлены и некоторые внутренние причины, оказывающие аналогичное воздействие на снижение защищенности человека. Такие внутренние причины обычно связывают с проявлением биологических ритмов, свойственных человеческому организму. Шведские ученые обнаружили связь между числом ошибочных действий людей с их суточными ритмами. Наибольшее число таких ошибок в дневное время приходится на период от 11 до 15 часов. Теперь остановимся на эмоциональных проявлениях человека в процессе труда и их влиянии на его безопасность. Какова связь эмоциональных состояний с несчастными случаями? Принято считать, что положительные эмоции всегда благотворно сказываются на процессе труда, а отрицательные - негативно. Это мнение ошибочно, ибо слишком приподнятое настроение иногда способно выводить ребёнка из привычной колеи, особенно в труде ответственном, требующем точности и аккуратности действия. Состояния же, вызванные отрицательными эмоциями, тем более негативно отражаются на процессе труда и его результатах. Так, если учащийся пришел в школу чем-то встревоженный или во время работы кто-то испортил ему настроение, все это понижает его защищенность от профессиональных опасностей. Следовательно, можно констатировать: как плохое настроение учащегося отрицательно сказывается на безопасности его труда, так и чрезмерный восторг при ответственном и опасном труде отнюдь не всегда полезен. Специально остановимся на эмоциональных состояниях, вызванных ранее пережитыми несчастными случаями. Установлено, что пережитый несчастный случай может оставлять глубокий след в психике человека и понижать его защищенность от опасностей. Подобное явление 3. Фрейд называл «травматическим неврозом». Он расценивал его как результат фиксации психики на моменте происшествия и связанных с ним переживаниях. Человек не может забыть то, что с ним произошло, это событие как бы продолжает довлеть над ним и воспринимается уже не в прошлом, как пережитое, а как - то, что еще предстою пережить. Отсюда следует важный практический вывод. Нужно прилагать всевозможные усилия, чтобы вселять детям, пережившим тяжелые травмы несчастные случаи, веру в себя. Даже тогда, когда они были прямыми виновниками таких происшествий, не следует часто напоминать им об этом. Самим фактом несчастного случая, травмы и повлеченного ущерба они себя уже наказали физически и морально. Если и далее предстоит выполнять опасные работы, нужно принять меры, чтобы быстрее успокоить и поднять их защищенность от повторных происшествий. Не случайно еще в 20-х годах организовывались специальные клиники, куда для лечения и адаптации помешались на 2-3 недели люди, переживите тяжелые аварии и несчастные случаи. Есть еще одна весьма важная, с точки зрения безопасности труда, категория эмоций - эмоции, порождаемые самим процессом трудовой деятельности. Известный советский психолог Л. П. Выгодский, который внес большой вклад в развитие мировой психологической науки, указывал, что смысл предстоящих к выполнению или уже выполняемых действий не только осознается человеком, но еще и переживается им. Он писал, что для объяснения поступков людей, недостаточно установить, как они понимают свои поступки (информационный аспект смысла), необходимо еще определить, как они относятся к ним (эмоциональный аспект этого смысла). Таким образом, можно заключить, что при выяснении психологических причин ошибочных действий человека, повлекших за собой несчастные случаи, нужно выявлять не только, как он понимает такие действия, но также его отношение к ним - в какой мере эти действия вызывали у человека опасения, тревогу, иначе говоря, насколько они были значимы для него. И этот вопрос в рассмотрении оказывается одним из узловых. Есть множество примеров из самых разнообразных областей трудовой деятельности, показывающих, сколь важно правильно относиться к разрешаемой задаче, к выполняемому действию, т. е. адекватно оценивать их значимость. В авиации известны случаи, когда опытные пилоты после выполнения ответственного летного задания и посадки в сложных метеорологических условиях уже на земле при рулении самолета по аэродрому (в таких элементарных для пилота действиях) допускали грубейшие ошибки, приводившие к авариям. А исходной причиной этих несчастий послужило неправильное отношение человека к решаемой задаче - недооценка им степени ее значимости. Американский физиолог В. Шеннон экспериментально установил, что в ответственных или опасных ситуациях, требующих от человека срочных и решительных действий (когда он все это осознает), у него возникают эмоциональные реакции, сопровождающиеся мобилизацией внутренних ресурсов организма и направленные на приведение его в состояние готовности к интенсивной трате сил преодолению возникших трудностей и опасностей. Позднее его соотечественник Р. Лазарус показал, что в ситуации опасности, угрозы, у человека возникает защитная реакция, позволяющая ему предвосхитить реализацию опасности и направленная на устранение сил) уменьшение ее отрицательных последствий. При этом под влиянием угрозы активизируются различные психические сферы человека - восприятие, мышление, память, способствующие более быстрому поиску требуемого решения. Советский физиолог П. В. Симонов (1970 г.) экспериментально доказал, что в ситуациях, где человек ощущает неуверенность в успехе и опасность, он внутренне мобилизует ресурсы, причем зачастую даже большие, чем требуется. Такую избыточность он считал вполне оправданной как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Эмоции, порождаемые сложностью и опасностью выполняемого действия или решаемой задачи, мобилизуют внутренние резервы человека. И это способствует даже успешному и безопасному выполнению такого действия, решению предстоящей задачи. Здесь мы имеем дело с механизмом саморегуляции, функционирующим в человеческом организме и позволяющим ему справляться с задачами различной степени сложности и опасности. Однако для успешного действия такого механизма требуется, во-первых, чтобы человек правильно и адекватно оценивал трудность и опасность решаемых задач и, во-вторых, чтобы он был способен успешно решать подобные задачи. Если человек плохо обучен, не обладает требуемыми знаниями, умениями, то эмоциональные реакции (как раз направленные на реализацию его способностей) ему едва ли помогут. С целью повышения безопасности труда обучаемому в работе говорят, — будьте более внимательны при работе. Однако психологические исследования показывают, что такое произвольное внимание долго сохранять человеку трудно, а его стремление все же поддерживать внимание на высоком уровне делает труд напряженным, от чего начинает быстро падать работоспособность, причем результаты труда будут только ухудшаться. Целесообразнее напомнить обучаемому те сложные и опасные элементы труда, где более вероятны неудачи, ошибки. Такая актуализация в его сознании этих элементов сделает их более значимыми для него, и, когда подойдет время их выполнения, сам организм человека непроизвольно будет обеспечивать осуществление деятельности с большей энергетической и психической мобилизацией. И от этого она будет выполняться и лучше и безопаснее. Итак, эмоции, порождаемые значимостью сложных и опасных задач, выступают фактором, обычно способствующим их успешному решению. Вместе с тем установлено, что с увеличением уровня эмоций продуктивность деятельности изменяется неравномерно. Пока эмоции не достигли некоторого критического для данного субъекта уровня, они способствуют росту продуктивности. Когда же эмоции начинают превышать, этот уровень, продуктивность деятельности постепенно понижается, а потом резко падает. Любую трудовую деятельность человек осуществляет для достижения какой-то цели. Однако при этом он руководствуется и более общими, дальними соображениями, определяющими то, ради чего совершается эта деятельность. Такие факторы, направляющие деятельность, в психологии принято называть мотивами. Например, молодой рабочий учится, чтобы стать специалистом, и это становится целью его деятельности. Мотивом же этой деятельности, может быть, скажем, стремление занять подобающее место в рабочем коллективе, хорошо зарабатывать, продолжить семейную традицию. Трудовую деятельность, как показал польский психолог Т. Томашевский, обычно одновременно направляет несколько мотивов. Среди них он выделяет наиболее существенные: |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В помощь молодым педагогам, делающим свои первые шаги. Самые трудные шаги – это первые шаги. Пусть они будут у вас легкие. Пусть... | Конкурс «Первые шаги» Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги» | ||
Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | Дополнительная общеразвивающая программа «Изонить» для 7-11-летнего... Изонить это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию композиций из картона и ниток; это... | ||
Каковы первые шаги молодого преподавателя гуманитарных дисциплин? Шаги. Разумеется, Вы знаете свою дисциплину и готовы донести ее до студента в полном объеме. Вы готовы даже дать дополнительные занятия.... | § Первые шаги, первые трудности, первые достижения Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;... | ||
Как организовать успешное взаимодействие с родителями Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается... | Программа развития классного коллектива Классный руководитель Новикова Галина Васильевна Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,... | 20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр «Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор) | ||
Программа начинается с раздела «Геология-это интересно!» Для этого особое место отводится дополнительному, внеурочному образованию детей, в котором на базе работы с заинтересованными школьниками... | «Глагол» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает... Долгое время я довольно критически относилась к использованию икт на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном... | ||
Первые шаги. Часть Урок 21 Достоинства. «Пропетербургский», скромный учебник. Суть заданий ясна. Дешевый, демократичный, как бы специально предназначенный для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для родителей этот день тоже особенный – они теперь не просто ваши мамы и папы, а родители учеников. И, наверное, этот день они будут... | ||
Муниципальный этап XI всероссийского детского конкурса научно-исследовательских... Рассмотрев проект модельного закона "О гидрометеорологической деятельности", Межпарламентская Ассамблея постановляет | Положение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,... ... |