Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную





Скачать 444.29 Kb.
НазваниеДелая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную
страница1/4
Дата публикации15.07.2014
Размер444.29 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
  1   2   3   4
Введение

Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную проблему в создании безопасных условий деятельности.

Безопасность жизнедеятельности определяет систему законодатель­ных актов, социально-экономических, организационных, технических, ги­гиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направ­ленных на сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе воспитания, обучения, труда и организованного отдыха. Охрана труда - это сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда, является со­ставной частью БЖД.

В данной работе определена триединая эргономическая задача, ко­торая ставится перед учителями на каждом уроке:

  1. Сохранять жизнь и здоровье учащихся.

  2. Повысить эффективность изучения тем программы курса технологии.

  3. Всесторонне развивать личность в процессе трудовой деятельности.

Основная цель данной работы обусловлена необходимостью решать вопросы безопасности методом анализа конкретных ситуаций, которые помогут решить задачи безопасности с помощью тестов по безопасности жизнедеятельности. Они эффективны, доступны по содержанию.

Рассматриваемые вопросы безопасности играют важную роль и имеют большое значение в программе курса Технологии. Учитель обязан на каждом на уроке провести инструктаж по правилам техники безопасно­сти. Халатность учителя при рассмотрении вопросов безопасности приве­дет к нежелательным результатам и может привести учителя к юридиче­ской ответственности и наказанию со стороны администрации.

Знания учителем этих факторов, владение методом анализа конкрет­ных ситуаций, умение своевременно предотвратить реализацию опасно­стей позволит сохранить здоровье учеников на уроках технологии.

Согласно статистическим данным в целом по стране и в регионах достаточно высокий уровень детского травматизма. В тоже время отсутст­вуют надежные, доступные методики изучения вопросов безопасности в курсе технологии. Поэтому данная работа является актуальной в области педагогического воздействия для возникновения мотивов к созданию эффективных условий безопасности в технологической деятельности, укреп­ление, развитие этих мотивов, повышение творческой активности обучае­мых.

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний. Травматизм стал настоящим социальным злом и приобрел масштабы эпидемии; статистика показывает, что травматизм является основной причиной смерти человека в возрасте от 2 до 41 года.

Одной из причин неблагополучного положения является низкий уровень знаний должностными лицами, школьниками вопросов безопас­ных приемов работы, серьезные упущения в воспитательной работе с учащимися, проводимой в этом направлении.

Анализ практической деятельности школьника на уроках технологии дает основания утверждать, что любая деятельность человека потенциаль­но опасна. Действительно, источником опасности является сам человек, и травматизм в его деятельности отражает не волю случая, а следствие его собственных промахов, и заблуждений, отсутствие необходимого опыта деятельности, и непредусмотрительность. Поэтому на первый план должно быть поставлено целенаправленное обучение детей безопасным правилам и приемам в трудовой деятельности как важнейшему фактору сохранения жизни и здоровья. Знание учителем этих факторов, владение методикой позволит добиться необходимых результатов по овладению безопасными приемами работы и сохранению жизни и здоровья людей

Анализ и место темы в создании безопасных условий работы в курсе Технологии
Тема, рассмотренная в данной работе, предназначена для формиро­вания у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Приобретение осново­полагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы в ходе трудовой деятельности, находить способы защиты от них, а также умение ликвидировать негативные последствия и оказания помощи окружающим.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направлен­ности данная работа нацелена на умение приобрести учащимися знаний,

умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды; внутренней го­товности к защите от потенциально опасных видов деятельности.

В работе предусматривается непрерывное изучение материала с 5 по 9 класс с учетом особенностей обучения в основной и средней общеобра­зовательной школе с точки зрения сохранения здоровья человека и окру­жающей среды.

В работе анализируются основные правила безопасности при работе с древесиной, металлом и электротехническими работами. Изучение пра­вил техники безопасности на основе тестов по разделам, являются весьма эффективными, так как позволит углубить знания и вырабатывать навыки безопасных приемов работы. А для того, чтобы сэкономить время на уро­ках, для разъяснения правил безопасности, учитель может воспользоваться разработанными тестами. Использование тестов повысит интерес к изуче­нию правил техники безопасности, ускорит выявление знаний полученных ранее. У учащихся от класса к классу будет вырабатываться психологиче­ская устойчивость к грамотному безопасному поведению в повседневных контактах с техникой, инструментами, приспособлениями и т.п.

При использовании тестов необходимо учитывать, что среди них есть: основные или базисные, тематические - использование которых будет за­висеть от изучаемой темы. Учитель самостоятельно решает, какие тесты необходимо изучить на том или ином уроке, разделе.
Классификация опасных и вредных факторов при изучении разделов Технологии.
В ходе практической деятельности на уроках технологии опасности исходят от:

  1. Материалов, заготовок, продуктов и т.п.

  2. Приемов работы.

  3. Инструментов и приспособлений.

  4. Окружающей обстановки.

Характеризуя опасности и анализируя ситуации, исходящие от кон­кретных действий в курсе технологии следует учитывать:

- опасности при пользовании неисправным инструментом;

- невыполнения правил безопасности.

В ходе изучения раздела деревообработки учащиеся пользуются различными инструментами: стамесками, рубанками, киянками, долотами, ножовками, лобзиками и т.д. При этом могут быть травмы, возникающие при несоблюдении правил техники безопасности: порезы, ушибы, уколы.

В разделе металлообработка учащиеся пользуются сле­дующим инструментом: молотком, зубилом, чертилкой, ножовкой по ме­таллу, ножницами по металлу, напильником; оборудованием: тисками, сверлильным и токарно-винторезным станком.

Вероятными травмами, исходящие от инструментов и приспособ­лений могут быть: порезы, ушибы, поражение электротоком, ранение глаз.

Опасности, возникающие от неправильной организации рабочего места, при несоблюдении правил расположения верстаков, оборудо­вания в кабинете технологии, не соответствие размеров кабинета уста­новленным требованиям по величине площади помещения для кабинетов и мастерских технологии. Все вышеперечисленные факторы приводят к нежелательным последствиям.

Психологические аспекты изучения и восприятия учащимися вопросов техники безопасности.
Безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Это объясняется спецификой эволюционного развития человека, в процес­се которого люди создавали, и совершенствовали орудия труда. Человеку не требовалось развивать свою силу, поскольку он придумал рычаг, двига­тель, ему не нужно было повышать свою чувствительность, так как он соз­дал микроскоп, бинокль, звуковой усилитель. С развитием орудийной сфе­ры, расширился и диапазон воздействия человека на внешний мир, повы­силась его интенсивность. При этом, естественно, расширился и круг от­ветных реакций окружающего мира на человека, выросла их сила. Совре­менный человек сам по себе, без специальных средств уже не может за­щищаться от тех опасностей, которые он порождает своими усилиями. И оказывается в буквальном смысле слова беззащитным перед различными опасностями.

Итак, первопричиной увеличения числа несчастных случаев в наше время оказывается значительный рост числа и уровня опасностей в труде и понижение непосредственных физических возможностей человека про­тивостоять этим опасностям.

Второй причиной, существенно повысившей число и тяжесть несча­стных случаев, становится увеличение цены ошибки. Когда первобытный человек допускал ошибку в ремесленном или сельскохозяйственном труде, расплата за нее была не столь уж велика: он мог упасть с дерева, по­вредить руку колючим растением, уронить на ногу камень. Ошибки же со­временного человека обходятся гораздо дороже. Теперь люди гибнут от электротока высокого напряжения, становятся калеками от радиационных воздействий, а если падают, то с высоты многоэтажных домов.

Третья причина роста травматизма - адаптация человека к опасно­стям. Техника в наши дни дает человеку множество благ: она удовлетво­ряет многие его потребности, является объектом мотивации, фактором престижа, источником интереса и различных удовольствий. На фоне всех этих благ человек забывает, что техника представляется еще и источником многих опасностей, а интенсивное использование техники повышает веро­ятность их реализации. Постоянное общение с техникой притупляет у че­ловека чувство опасности, которое таит в себе эта техника.

Можно назвать и четвертую причину - человек адаптируется не только к опасностям, но и к нарушениям правил безопасности труда. К счастью, далеко не каждое нарушение правил безопасности влечет за со­бой несчастный случай. Но это имеет и отрицательную сторону. Человек, однажды безнаказанно нарушив правила, и получив за счет этого какой-то выигрыш в труде, потом в поиске новых выгод будет снова повторять по­добные нарушения. Так постепенно люди привыкают нарушать правила, не задумываясь над тем, что данное нарушение может завершиться несча­стным случаем.

Из сказанного вытекает, что существует целый ряд субъективных причин, способствующих росту числа и тяжести несчастных случаев. А тот факт, что занятия изучением этих причин, познание их, способствует их устранению, противодействуют росту травматизма.

Поскольку же указанные причины оказываются в значительной мере психологическими, то наука психология становится одним из важнейших средств, помогающих использованию человеческого фактора для обеспе­чения безопасности в трудовой деятельности.

Каково же место психологии в общей системе наук, занимающихся вопросами организации труда и обеспечения его безопасности? Вопросами создания благоприятных условий трудовой деятельности занимается эр­гономика. Используя положения целого ряда наук о труде - гигиены, фи­зиологии и психологии труда, инженерной психологии, технической эсте­тики, эргономика изыскивает пути оптимизации процесса труда посредством подготовки человека к данному виду труда, а также создания средств и условий труда, способствующих повышению его эффективности. В об­щем, она занимается систематикой человека и машин, естественно, обес­печением его безопасности.

Однако, как уже отмечалось, инженеры-конструкторы, технологи, работая в области безопасности труда, создавая более безопасную техни­ку, технические средства защиты, правила техники безопасности. Вопро­сами безопасности труда занимаются и руководители, организаторы про­изводства. Мало создать хорошую технику и полезные средства защиты, подготовить рабочего к безопасному труду, нужно еще и организовать их эффективное взаимодействие. Кроме того, вопросами безопасной органи­зации труда, занимаются экономисты.

Было утверждено, что обучаемые имеют разную предрасположен­ность к несчастным случаям.

По этому поводу было высказано несколько гипотез:

  1. все учащиеся в равной мере предрасположены к несчастным случаям, а
    полученный результат - это чистая случайность;

  2. учащиеся в равной мере предрасположены к подобным происшествиям
    только до первого несчастного случая, после чего такая предрасположен­ность существенно возрастает;

  3. учащиеся имеют разную предрасположенность и несчастным случаям,
    т. е. их способность противостоять производственным опасностям неоди­накова.

В зависимости от того, какая из этих гипотез окажется справедли­вой, потребуются разные методы борьбы с травматизмом. Проверка спра­ведливости высказанных гипотез, которая проводилась по статистическо­му критерию Пирсона, показала, что верна третья гипотеза. То есть уча­щиеся имеют разную индивидуальную способность противостоять опас­ностям деятельности. Последующее изучение этого вопроса неоднократно подтверждало заключение о неравномерности распределения несчастных случаев среди участников деятельности и то, что подавляющее число травм приходится на относительно небольшое число (10—15%) людей.

На изучение и восприятие учащимися вопросов техники безопасно­сти влияют следующие факторы:

1. Утомление. Сотрудники английской комиссии по изучению про­мышленного утомления много лет назад заметили, что с увеличением рабочего дня происходит резкий рост травматизма. Так, с увеличением его продолжительности с 10 до 12 ч число несчастных случаев возрастает в 2,5 раза.

В психологии принято различать понятия утомления и усталости. Утомление — это комплекс соответствующих изменений в организме, вы­званных тяжелым или длительным трудом. Оно проявляется в конфликте между требованиями работы и снизившейся работоспособностью челове­ка. Усталость же - это скорее переживание состояния, вызванное утомле­нием. Развитие усталости зависит главным образом от интереса человека к работе, от его мотивации к ее выполнению. Когда человек увлечен рабо­той, усталость развивается медленнее, и только по окончании работы и накопления сильного утомления, человек начинает ее ощущать. Если же, работа неинтересна, то утомление может еще не наступить, а усталость уже сильно сказывается.

Поэтому следует отметить, что фактор интереса в труде - это хоро­шее средство противодействия развитию усталости: доказано, что всякие аварии и несчастные случаи тесно связаны с наступлением усталости. Из­вестный физиолог Б. Мессио писал: «Несчастный случай, вызванный ус­талостью, отличается не большей случайностью, чем случай тифозной го­рячки, вызванный питьем плохой воды».

  1. Защищенность человека от опасности непосредственно зависит,
    как уже отмечалось, от состояния его здоровья. Исследованиями установ­лена прямая связь несчастных случаев с числом дней в рабочем году, пропущенных по болезни. Однако целый ряд хронических заболеваний не всегда дает право на освобождение от работы, хотя болезнь вызывает со­
    стояние слабости, недомогания, бессонницы, что, естественно, снижает физические возможности рабочего противостоять профессиональным опасностям. К таким заболеваниям относятся диабет, функциональные расстройства нервной системы и особенно сердечнососудистые наруше­ния.

  2. Замечена связь травматизма и с погодными условиями, в частно­сти с прохождением погодных фронтов. В Венгрии, где эти вопро­сы активно изучаются, было установлено, что из 400 несчастных случаев, происшедших в промышленности. 53% приходилось на время изменения
    погодного фронта.

4. Кроме указанных выше причин, выявлены и некоторые внутрен­ние причины, оказывающие аналогичное воздействие на снижение защи­щенности человека. Такие внутренние причины обычно связывают с про­явлением биологических ритмов, свойственных человеческому организму. Шведские ученые обнаружили связь между числом ошибочных действий людей с их суточными ритмами. Наибольшее число таких ошибок в днев­ное время приходится на период от 11 до 15 часов.

Теперь остановимся на эмоциональных проявлениях человека в процессе труда и их влиянии на его безопасность.

Какова связь эмоциональных состояний с несчастными случаями? Принято считать, что положительные эмоции всегда благотворно сказы­ваются на процессе труда, а отрицательные - негативно. Это мнение оши­бочно, ибо слишком приподнятое настроение иногда способно выводить ребёнка из привычной колеи, особенно в труде ответственном, требующем точности и аккуратности действия. Состояния же, вызванные отрицатель­ными эмоциями, тем более негативно отражаются на процессе труда и его результатах. Так, если учащийся пришел в школу чем-то встревоженный или во время работы кто-то испортил ему настроение, все это понижает его защищенность от профессиональных опасностей. Следовательно, мож­но констатировать: как плохое настроение учащегося отрицательно сказы­вается на безопасности его труда, так и чрезмерный восторг при ответст­венном и опасном труде отнюдь не всегда полезен.

Специально остановимся на эмоциональных состояниях, вызванных ранее пережитыми несчастными случаями. Установлено, что пережитый несчастный случай может оставлять глубокий след в психике человека и понижать его защищенность от опасностей. Подобное явление 3. Фрейд называл «травматическим неврозом». Он расценивал его как результат фиксации психики на моменте происшествия и связанных с ним пережива­ниях. Человек не может забыть то, что с ним произошло, это событие как бы продолжает довлеть над ним и воспринимается уже не в прошлом, как пережитое, а как - то, что еще предстою пережить.

Отсюда следует важный практический вывод. Нужно прилагать все­возможные усилия, чтобы вселять детям, пережившим тяжелые травмы несчастные случаи, веру в себя. Даже тогда, когда они были прямыми ви­новниками таких происшествий, не следует часто напоминать им об этом. Самим фактом несчастного случая, травмы и повлеченного ущерба они

себя уже наказали физически и морально. Если и далее предстоит выпол­нять опасные работы, нужно принять меры, чтобы быстрее успокоить и поднять их защищенность от повторных происшествий. Не случайно еще в 20-х годах организовывались специальные клиники, куда для лечения и адаптации помешались на 2-3 недели люди, переживите тяжелые аварии и несчастные случаи.

Есть еще одна весьма важная, с точки зрения безопасности труда, категория эмоций - эмоции, порождаемые самим процессом трудовой дея­тельности.

Известный советский психолог Л. П. Выгодский, который внес боль­шой вклад в развитие мировой психологической науки, указывал, что смысл предстоящих к выполнению или уже выполняемых действий не только осознается человеком, но еще и переживается им. Он писал, что для объяснения поступков людей, недостаточно установить, как они пони­мают свои поступки (информационный аспект смысла), необходимо еще определить, как они относятся к ним (эмоциональный аспект этого смыс­ла).

Таким образом, можно заключить, что при выяснении психологиче­ских причин ошибочных действий человека, повлекших за собой несчаст­ные случаи, нужно выявлять не только, как он понимает такие действия, но также его отношение к ним - в какой мере эти действия вызывали у че­ловека опасения, тревогу, иначе говоря, насколько они были значимы для него. И этот вопрос в рассмотрении оказывается одним из узловых.

Есть множество примеров из самых разнообразных областей трудо­вой деятельности, показывающих, сколь важно правильно относиться к разрешаемой задаче, к выполняемому действию, т. е. адекватно оценивать их значимость. В авиации известны случаи, когда опытные пилоты после выполнения ответственного летного задания и посадки в сложных метео­рологических условиях уже на земле при рулении самолета по аэродрому (в таких элементарных для пилота действиях) допускали грубейшие ошиб­ки, приводившие к авариям. А исходной причиной этих несчастий послу­жило неправильное отношение человека к решаемой задаче - недооценка им степени ее значимости.

Американский физиолог В. Шеннон экспериментально установил, что в ответственных или опасных ситуациях, требующих от человека срочных и решительных действий (когда он все это осознает), у него возникают эмоциональные реакции, сопровождающиеся мобилизацией внут­ренних ресурсов организма и направленные на приведение его в состояние готовности к интенсивной трате сил преодолению возникших трудностей и опасностей. Позднее его соотечественник Р. Лазарус показал, что в си­туации опасности, угрозы, у человека возникает защитная реакция, позво­ляющая ему предвосхитить реализацию опасности и направленная на уст­ранение сил) уменьшение ее отрицательных последствий. При этом под влиянием угрозы активизируются различные психические сферы человека - восприятие, мышление, память, способствующие более быстрому поиску требуемого решения.

Советский физиолог П. В. Симонов (1970 г.) экспериментально до­казал, что в ситуациях, где человек ощущает неуверенность в успехе и опасность, он внутренне мобилизует ресурсы, причем зачастую даже большие, чем требуется. Такую избыточность он считал вполне оправдан­ной как с физиологической, так и с психологической точки зрения.

Эмоции, порождаемые сложностью и опасностью выполняемого действия или решаемой задачи, мобилизуют внутренние резервы челове­ка. И это способствует даже успешному и безопасному выполнению тако­го действия, решению предстоящей задачи. Здесь мы имеем дело с меха­низмом саморегуляции, функционирующим в человеческом организме и позволяющим ему справляться с задачами различной степени сложности и опасности. Однако для успешного действия такого механизма требуется, во-первых, чтобы человек правильно и адекватно оценивал трудность и опасность решаемых задач и, во-вторых, чтобы он был способен успешно решать подобные задачи. Если человек плохо обучен, не обладает требуе­мыми знаниями, умениями, то эмоциональные реакции (как раз направ­ленные на реализацию его способностей) ему едва ли помогут.

С целью повышения безопасности труда обучаемому в работе гово­рят, — будьте более внимательны при работе. Однако психологические ис­следования показывают, что такое произвольное внимание долго сохра­нять человеку трудно, а его стремление все же поддерживать внимание на высоком уровне делает труд напряженным, от чего начинает быстро па­дать работоспособность, причем результаты труда будут только ухудшать­ся. Целесообразнее напомнить обучаемому те сложные и опасные элемен­ты труда, где более вероятны неудачи, ошибки. Такая актуализация в его сознании этих элементов сделает их более значимыми для него, и, когда

подойдет время их выполнения, сам организм человека непроизвольно бу­дет обеспечивать осуществление деятельности с большей энергетической и психической мобилизацией. И от этого она будет выполняться и лучше и безопаснее.

Итак, эмоции, порождаемые значимостью сложных и опасных задач, выступают фактором, обычно способствующим их успешному решению. Вместе с тем установлено, что с увеличением уровня эмоций продуктив­ность деятельности изменяется неравномерно. Пока эмоции не достигли некоторого критического для данного субъекта уровня, они способствуют росту продуктивности. Когда же эмоции начинают превышать, этот уро­вень, продуктивность деятельности постепенно понижается, а потом резко падает.

Любую трудовую деятельность человек осуществляет для достиже­ния какой-то цели. Однако при этом он руководствуется и более общими, дальними соображениями, определяющими то, ради чего совершается эта деятельность. Такие факторы, направляющие деятельность, в психологии принято называть мотивами. Например, молодой рабочий учится, чтобы стать специалистом, и это становится целью его деятельности. Мотивом же этой деятельности, может быть, скажем, стремление занять подобаю­щее место в рабочем коллективе, хорошо зарабатывать, продолжить се­мейную традицию.

Трудовую деятельность, как показал польский психолог Т. Томашевский, обычно одновременно направляет несколько мотивов. Среди них он выделяет наиболее существенные:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В помощь молодым педагогам, делающим свои первые шаги. Самые трудные шаги – это первые шаги. Пусть они будут у вас легкие. Пусть...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconКонкурс «Первые шаги»
Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги»
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПоложение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconДополнительная общеразвивающая программа «Изонить» для 7-11-летнего...
Изонить это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию композиций из картона и ниток; это...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconКаковы первые шаги молодого преподавателя гуманитарных дисциплин?
Шаги. Разумеется, Вы знаете свою дисциплину и готовы донести ее до студента в полном объеме. Вы готовы даже дать дополнительные занятия....
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную icon§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconКак организовать успешное взаимодействие с родителями
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПрограмма развития классного коллектива Классный руководитель Новикова Галина Васильевна
Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную icon20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр
«Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор)
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПрограмма начинается с раздела «Геология-это интересно!»
Для этого особое место отводится дополнительному, внеурочному образованию детей, в котором на базе работы с заинтересованными школьниками...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную icon«Глагол» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает...
Долгое время я довольно критически относилась к использованию икт на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПервые шаги. Часть Урок 21
Достоинства. «Пропетербургский», скромный учебник. Суть заданий ясна. Дешевый, демократичный, как бы специально предназначенный для...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для родителей этот день тоже особенный – они теперь не просто ваши мамы и папы, а родители учеников. И, наверное, этот день они будут...
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconМуниципальный этап XI всероссийского детского конкурса научно-исследовательских...
Рассмотрев проект модельного закона "О гидрометеорологической деятельности", Межпарламентская Ассамблея постановляет
Делая первые шаги в 21 век, люди недостаточно владеют элемен­тарными знаниями безопасности для любого вида деятельности. Это по­ложение определяет основную iconПоложение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск