Скачать 255.06 Kb.
|
В сентябре 1975 г. при Башкирском педагогическом институте была организована лаборатория педагогической психологии с целью изучения проблемы массового формирования творческого мышления школьников в процессе повседневного обучения. Инициатором создания этой исследовательской работы, нового движения выступления, возвратившийся из асперантуры кандидат психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов. Позади 30 лет. Заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор, академик Международных академий психологических и педагогических наук. Президент Башкирской Ассоциации «Творческое развитие» Рахимов А.З. Автор учебной технологии творческого развития. Исходная форма учебной деятельности состоит в совместном выполнении группой учащихся, распределенных между ними учебных действий. Организация учебной деятельности предполагает, чтобы дети овладели действиями целеполагания, планирования, реализации, рефлексии. Совместная деятельность направлена на практическое решение участниками групп постановленных задач. Групповая работа опирается на учебное действие, дети фиксируют в учебных тетрадях ход совместной работы. Обсуждают полученные результаты, оценивают успехи каждого, утверждают самооценки членов группы. Учитель на уроке организует совместные действия как внутри группы, так и между группами. Основой организации совместной деятельности является применение особых графических и знаковых схем и моделей, использование которых позволяет учащимся фиксировать ход совместной работы и ее результаты. Технология урока предполагает подробную разработку всего сценария урока с точным выделением компонентов учебной деятельности. Рузова Любовь Михайловна — учитель-экспериментатор по технологии творческого развития Рахимова предлагает сценарий проведенного повторительно-обобщающего урока в 11 классе. Тема: « Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!» Цели урока:
Оборудование: учебник О.В. Волобуев С.В. История России учебник 11 класса параграф 25-27, №33, № 35. А.И. Уткин, А.В. Филиппов, А.В. Алексеев история России 1945 – 2008 параграф №9-12. Карточки с заданиями. Документы №153, №168 из книги М.Н.Черновой. В.Я. Румянцева работа с документами – 11 класс. Материалы к презентации слайдов по теме. Ход урока.
План урока:
Какие задачи определим на данный урок?
Начинаем работать по теме «Сталинская диктатура. Социалистическая модернизация». Возьмите листы с заданиями. Карточка №1
1) ликвидации техникой экономической отсталости страны; 2) обеспечить экономическую независимость СССР от зарубежных стран; 3) интеграция советской экономики в мировой рынок; 4) создание мощной оборонной промышленности; 5) первоочередное развитие легкой промышленности; 6) первоочередное развитие тяжелой промышленности; 5) Подчеркните источники капиталовложений: 1) перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность; 2) привлечение иностранных капиталов; 3) государственная монополия на спиртные напитки; 4) государственные займы; 5) вывоз культурных ценностей; 6) денежная эмиссия; 7) введение новых налогов; 8) низкий уровень оплаты труда; 9) экспорт сырья; 10) дешевый труд заключенных 6) Карта страница №8. Экономика СССР 1920 – 1930 (карта к учебнику). Какие изменения произошли в результате индустриализации в отраслях промышленности? Индустриализация в СССР привела…? 7) Выделите взаимосвязь индустриализации и коллективизации. 8) С какой целью проводилась политика раскулачивания при коллективизации сельского хозяйства? 9) Назовите дату форсированной индустриализации и «сплошной коллективизации». Вспомните, что в это время произошло в странах Запада? 10) Каковы итоги сталинской модернизации?(После обсуждения данных вопросов, заполняем столбик № 1) Причины: враждебно-капиталлистическое окружение. Цели: 1, 2, 4, 6. Источники: 1,3, 4, 5, 6, 7, 10. Итоги: СССР - индустриальная держава. Второе место по промышленному потенциалу. Новые отрасли промышленности. Новые индустриальные центры в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Резко возросла военная мощь. Спад в аграрном секторе. Достигнута экономическая независимость страны. Вывод учителя: историки единодушны в оценке результатов социалистической модернизации: скачек в развитии тяжелой индустрии, где концентрировались все имевшиеся в стране людские материалы, финансовые материальные ресурсы, был им оплачен очень дорого. Чтобы обеспечить дешевым сырьем, продовольствием, рабочей силой, растущие промышленные центры, деревню поставили под жесткий административный контроль. Средств на развитие производства товаров народного потребления не хватало, приходилось затягивать пояса. Добиться интификации труда и в городе и в деревне, опираясь на моральные стимулы, было нереально. Для того чтобы пресечь недовольство в стране, создается разветвленное корательно-осведомительская система. Война прервала мирную жизнь. К началу войны количество заключенных в СССР составило 2300 человек. Материальный ущерб, причененный немецко-фашисткими захватчиками, был в сумме 679 000 000 000 рублей, в государственных ценах 1941 года. Уничтожена 1/3 часть народного хозяйства. Основные задачи пятилетнего плана: Восстановление и развитие народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 года. Выступление учащегося «Послевоенное восстановление» - презентация. (по ходу выступления учащегося, заполняют первый столбик) Цель: восстановить довоенный уровень развития, а затем превзойти его. Источники: централизация экономики, репарация Германии, перекачка средств из сельского хозяйства, сокращение расходов на социальную сферу, труд заключенных, денежная реформа 1947 года, трудовой энтузиазм. Итоги: восстановлены и построены 6200 предприятий. По отраслям тяжелой промышленности, превзошли довоенные показатели. По производству промышленной продукции СССР вошел в число развитых стран. В сельском хозяйстве, только в начале 50-ых достигли довоенный уровень. Отставания. Вывод учителя: таким образом, в краткосрочные сроки СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою прежнею мощь и обеспечил дальнейший рост экономики. Но грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок в сельском хозяйстве вплоть до распада СССР. Рассмотрим дальнейший пункт плана «Культ вождя. Сталинская диктатура» Карточка № 2. Что такое тоталитаризм? (Государственный строй стремящийся осуществлять полный контроль над всеми сферами общественной жизни.) Элементы тоталитаризма? (схема) Учащимся предлагается из данной схемы назвать основные черты тоталитарного режима, сложившегося в результате большевистской модернизации. Однопартийная система, все стороны общественной жизни под контролем ВКРП (б) советы утратили реальную власть. Сращивание государственного аппарата. Господство марксистко-ленинской идеологии. Культ личности Сталина. Не смогли бы вы привести конкретные факты, которые свидетельствуют о наличии тоталитарного режима, сложившегося в результате большевистской модернизации? Как вы понимаете термин культ личности? В 30-ые годы сложилась административно-командная система. Раскройте связь между формированием культа личности вождя и командно-административной системы в СССР. Объясните, как формировался культ личности Сталина (биография Сталина). Причина формирования культа личности. 1936 год - появилась «Сталинская конституция». (9 класс) работа над документом «Конституция 1936 года» (Извлечение).
Сталинская диктатура в послевоенное время (страница 319) Вывод: конституция 1936 заявила о полной победе социализма в СССР. Политической основой в СССР провозглашались советы депутатов трудящихся, экономической социльной собственности на средства производства. Декларировались свобода слова, совести печати, добавились новые права. А что же представляла собой « страна победившего социализма»?. Ведь в ее жизни соседствовала самая демократическая конституция, Гулаг, террор и репрессии. Рассмотрим второй вопрос «Общественная жизнь» Выступление учащихся, которые дают характеристику данной опорной схеме «массовые репрессии» Тезис, выдвинутый И. В. Сталиным: неизбежность обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства ↓ Репрессии – карательные меры, наказания ↓ ↓ ↓ 1928 – 1934 год 1935 – 1938 год – второй этап 1945 – 1953 новый виток – первый этап Апогей репрессий репрессий в стране «Большой террор» Мы рассмотрели сталинский период истории страны. Какой вывод можно сделать о Сталинской эпохе? Вывод: сложился тоталитарный режим. В отдельные периоды функционирования сталинского режима в СССР осуществлялись массовые репрессии, создавались концлагеря, тотальный контроль государства за жизнью общества, отдельной личности достиг высокого уровня. Второй урок 14 октября 1964 года. Пленум ЦК КПСС избрал новых руководителей партии и правительства. 1 секретарем ЦК стал Л. И. Брежнев, пост председателя Совета Министров СССР получил А.Н. Косыгин. Эпоха Хрущевской оттепели сменилась Брежневской эпохой, которую в исторической науке характеризуют по-разному: консерватизм, стабильность, но чаще застой или кризис советского общества. Рассмотрим этот период истории. Как сформировалась социально-хозяйственная модель? Какова политическая основа СССР, сущность политической власти? Работа в группах. Возьмите карточки с заданиями «Проблемы командной экономики» - тема следующего урока.
Запишите домашнее задание: параграф 10, ответить на вопросы карточки. По теме «Экономика» в четвертом столбике будем работать на следующем уроке. Переходим к следующему пункту плана. Неосталинизм и «развитой социализм». запись в тетрадь:
Приход нового руководства:
Л.И. Брежнев - человек без диктаторских замашек и претензий, веселый и общительный, простой и доступный, предсказуемый и понятный. Почему же он пришел к власти? Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? ( параграф №9, страница 145) Учитель:
Партийный аппарат КГБ. Армия. Государственный аппарат
Учитель: Неосталинизм – полуреставрация сталинских порядков. Кампания реабилитации закончилась, массовых репрессий, как при Сталине не было. Главным лозунгом государственного курса становиться стабильность, а идеологическое оформление – это политика находит в концепции «развитого» социализма.
Каким образом конституция 1977 года отражала реальные процессы развивающиеся в СССР? Какие новые положения содержались в конституции 1977 года? В чем вы видите отличия конституции 1936 и 1977 года? Как новая конституция определяла положение КПСС в обществе? Можно ли считать, что конституция 1977 года была более демократичной, чем конституция 1936 года? Какие положения конституции нарушались в действительности? Какие черты советского общества 1970 – 1980 свидетельствуют об углублении кризиса развитого социализма? Вывод записываем в тетрадь.
Учитель: в конце 60-70 годов складывались элементы инакомыслия с 1975-1988 выявлено более 160 тысяч листовок антиправительственного содержания, около 200 авторов ежегодно отправляли в психиатрические лечебницы, появились диссиденты, символами в 70-80 годы оказались два разных человека А.И.Солженицын и А.Д.Сахаров создаются группы правозащитников. Рассмотрим вопрос «диссидентства» (выступления учащихся или просмотр видио-фрагментов фильма о диссидентства) На доске:
Тоталитарный режим существовал в нашей стране с конца 1920 до конца 1980 годов. 1920-е гг. ////////// 1953 ///////// Середина 1960-х ///////// 2-я половина 1980-х гг. Ранний Зрелый Поздний тоталитаризм тоталитаризм тоталитаризм К какому из периодов можно отнести следующие характеристики:
Задания на дом. Итог урока. Приложение Карточка №1
1) ликвидации техникой экономической отсталости страны; 2) обеспечить экономическую независимость СССР от зарубежных стран; 3) интеграция советской экономики в мировой рынок; 4) создание мощной оборонной промышленности; 5) первоочередное развитие легкой промышленности; 6) первоочередное развитие тяжелой промышленности; 5) Подчеркните источники капиталовложений: 1) перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность; 2) привлечение иностранных капиталов; 3) государственная монополия на спиртные напитки; 4) государственные займы; 5) вывоз культурных ценностей; 6) денежная эмиссия; 7) введение новых налогов; 8) низкий уровень оплаты труда; 9) экспорт сырья; 10) дешевый труд заключенных 6) Карта страница №8. Экономика СССР 1920 – 1930 (карта к учебнику). Какие изменения произошли в результате индустриализации в отраслях промышленности? Индустриализация в СССР привела…? 7) Выделите взаимосвязь индустриализации и коллективизации. 8) С какой целью проводилась политика раскулачивания при коллективизации сельского хозяйства? 9) Назовите дату форсированной индустриализации и «сплошной коллективизации». Вспомните, что в это время произошло в странах Запада? 10) Каковы итоги сталинской модернизации?(После обсуждения данных вопросов, заполняем столбик № 1) Карточка № 2. Что такое тоталитаризм? (Государственный строй стремящийся осуществлять полный контроль над всеми сферами общественной жизни.) Элементы тоталитаризма? (схема) Изданной схемы назвать основные черты тоталитарного режима, сложившегося в результате большевистской модернизации. Не смогли бы вы привести конкретные факты, которые свидетельствуют о наличии тоталитарного режима, сложившегося в результате большевистской модернизации? Как вы понимаете термин культ личности? В 30-ые годы сложилась административно-командная система. Раскройте связь между формированием культа личности вождя и командно-административной системы в СССР? Объясните, как формировался культ личности Сталина? Карточка № 3. «Проблемы командной экономики» - тема следующего урока.
Запишите домашнее задание: параграф 10, ответить на вопросы карточки. Карточка № 4. Тоталитарный режим существовал в нашей стране с конца 1920 до конца 1980 годов. 1920-е гг. ////////// 1953 ///////// Середина 1960-х ///////// 2-я половина 1980-х гг. Ранний Зрелый Поздний тоталитаризм тоталитаризм тоталитаризм К какому из периодов можно отнести следующие характеристики:
Документ № 153 Из Конституции (Основного Закона) СССР (принята 5 декабря 1936 г.) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это... | Программа школьного музея «История школы» «Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эпиграф: Наши дети это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая | «Россия наша Родина» Но не только это является отличительной чертой России – наша Родина очень красива с её бескрайними полями, лесами, реками и озёрами.... | ||
Праздник для первоклассников «Дети—это … Кстати, ребята, вы хотите узнать, что значит «дети» для взрослых? Я приготовила несколько высказываний, которые нам прочитают... | «Традиционная экономика» Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодняшняя наша встреча- это встреча с одной из важных страниц православной жизни- это время поста | Президентская инициатива “Наша новая школа”. Реформа российского... Тся: «создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна... | ||
Классный час. Тема : «Земля. Биография планеты» Тема: «Земля. Биография планеты», посвящённая Международному дню Матери-Земли (22 апреля) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, разъясняющие, что собранные налоги – это бюджет государства, а полноценный бюджет- это пенсии, дороги, социальные программы,... | ||
Эмото Послания воды. Тайные коды кристаллов льда The Hidden Messages... Как люди, так и вся наша Земля на 70 процентов состоит из воды. Вода это связующее звено между духом и материей. Поэтому, убежден... | Реферат по теме: «Герои Отечества» Война – это страдания, слёзы, сиротство. Война – это большой удар по нашему Отечеству. Наша Родина, словно дерево, на котором не... | ||
Наша жизнь это определённая череда диалогов, в которой мы познаём... Наша жизнь – это определённая череда диалогов, в которой мы познаём себя и мир через отражение других людей. Как писал Омар Хаям | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выразить его – удел немногих. Книга – это исповедь автора, это человек. Творец её не волшебник. Настоящий писатель – совесть человечества.... | ||
Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее... |