Скачать 393.87 Kb.
|
Автор: Лезина Ю.Ю. педагог-психолог МОШИ «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Аннотация Программа профессионального самоопределения учащихся 1-11 классов средствами системной профориентационной работы «Сто дорог - одна твоя!» Для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного обучения в школах ведется целенаправленная работа по конструированию целостной системы профориентации с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей школьников, уровня готовности мотивации к совершению сознательного профессионального выбора. Педагогические коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, при которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, представители общественности. Традиционно профориентационная работа проводится в школах начиная с 9 класса, Мною разработана программа «Сто дорог-одна твоя», которая предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога с учащимися и их родителями. Профориентационная работа в школе включет четыре этапа: 1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры. Уже в начальной школе ребятам будет предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности на кружке психологии «Творческая лаборатория» На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа будет находить свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволят учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов будут изучать многообразие рабочих профессий, делать первые шаги в проектной деятельности. На 3 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре. 4 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. Программа профессионального самоопределения учащихся 1-11 классов средствами системной профориентационной работы «Сто дорог - одна твоя!» Цель данной программы оказание психолого-педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. В ходе реализации решаются следующие задачи:
Система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога с учащимися и их родителями. Профориентационная работа в школе будет включать четыре этапа: 1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры. Уже в начальной школе ребятам будет предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности на кружке психологии «Творческая лаборатория» На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа будет находить свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволят учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов будут изучать многообразие рабочих профессий, делать первые шаги в проектной деятельности. На 3 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре. 4 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограммы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, гностических профессиях. Учащиеся 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни дублера», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, педагога социального, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности. Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио. Для учащихся начальных классов мы предлагаем создание коллективного портфолио (портфолио профессий), для среднего звена - портфолио личностного роста ученика, для старшеклассника - портфолио компетентности. Данная деятельность формирует у учащихся старшей ступени и среднего звена умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Пропедевтическое и обучающее направление Цели:
Формы работы: Диагностическое направление Цели:
Консультационное направление Цели:
|
Классный час- практикум: «Ты и твоя будущая профессия» Система профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы | План профориентационной работы школы на 2013-2014 учебный год Цели Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со... | ||
План профориентационной работы школы на 2012-2013 учебный год Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как... | План мероприятий по проведению профориентационной работы с обучающимися... Разработка и утверждение образовательными учреждениями Приозерского района перспективных (годовых) планов осуществления профориентационной... | ||
Информация о мероприятиях областной профориентационной акции В целях оказания помощи выпускникам школ в вопросах профессионального самоопределения и предупреждения молодежной безработицы в Тульской... | Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно... Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии... | ||
Твоя Вселенная, 2 Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е. П. «Твоя Вселенная, 2» изданной... | Проекта Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология | ||
Программа по профориентационной работе, предпрофильной подготовке,... Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации... | Сто алтгту 13. 62 0693 2011 Приложение в (обязательное) Силлабус (памятка) Дисциплина «Автоматизированное проектирование автомобильных дорог» общим объемом 144 часов изучается в течение 7 семестра, сопровождается... | ||
Программа психологической поддержки профессионального самоопределения... Натальи Ефимовой. «Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое... | Анализ учебно-воспитательной работы моу «Маякская сош» за 2010-2011 учебный год Организация работы педагогического коллектива над темой «Совершенствование работы педколлектива по созданию условий для самоопределения... | ||
1. Что такое «окружающая среда» (ОС)? Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация системной методико-просветительской работы по формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся училища | ||
«Ты и твоя будущая профессия» Настоящий сборник включает в себя пакет материалов и типовых диагностических методик и предназначен для проведения комплексного психологического... | Рабочая программа педагога попова Алексея Владимировича элективный... Институт профессионального самоопределения молодёжи рао определяет этот процесс как «…формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой... |