Скачать 174.46 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Попова Алексея Владимировича элективный курс «В поисках своего призвания» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __7_______ от «__30__» августа_2012 г. 2012 - 2013 учебный год Пояснительная записка. Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения, к профилизации старшей школы требуют новых подходов к профессиональному самоопределению молодёжи. Институт профессионального самоопределения молодёжи РАО определяет этот процесс как «…формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ её самореализации, составную часть целостного жизненного самоопределения». Сегодня молодёжь видит смысл выбора профессии вне её содержания. На первое место выходят факторы престижа и зарплаты. Разъединение человека и его профессии ведёт к серьёзным внутренним противоречиям, делая человека несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит. Демографическая ситуация и ситуация на рынке рабочей силы ставят новые задачи перед психологами, педагогами, социальными работниками – всеми, кто по роду деятельности призван содействовать формированию у молодёжи адекватного представления о себе и своём месте в мире. Рыночная экономика предполагает экономический и социальный суверенитет личности, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за благополучие своей семьи. Главный принцип – постулат индивидуальности: расчёт на собственные силы, способности, инициативу, творчество, упорство в достижении личных целей. Социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Следствие этого – повышенные требования социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности, к новым формам самореализации. Всё это влияет на картину мотивации труда и оценку человеком собственного положения, поэтому нужны дополнительные педагогические средства, помогающие школьникам приобрести навыки принятия решений в ситуации выбора. Одним из таких педагогических средств и является практический курс «В поисках своего призвания», который способен оказать образовательную поддержку в самоопределении молодых людей. Элективный курс рассчитан на 8 часов. Методический материал – программа практических занятий со старшеклассниками по курсу «В поисках своего призвания» - представляет собой конспекты уроков, написанные в виде сценариев и допускающие возможность их вариативного использования. Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся. В результате этих занятий актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации. По окончании курса учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки: -реально представлять свои возможности (что я хочу?); -знать особенности своей нервной системы (тип темперамента, характер); -иметь представление о выраженности и структуре способностей (результаты ШТУРа); -уметь анализировать свои интересы и склонности (что я могу?) Цель данного элективного курса – профессиональная ориентация учащихся 9 класса. Целью профессиональной ориентации является оказание психологической помощи в выборе профессии с учётом мотивационных, психофизиологических, интеллектуальных, характерологических и эмоциональных особенностей личности, с учётом рынка труда и личных интересов. Профессиональная ориентация рассматривается как средство активизации профессионального самоопределения человека, который рассматривается как субъект профессиональной деятельности. Следовательно, задача профориентации - актуализация ресурсов личности, создание условий для самореализации человека в профессиональной сфере, формирование у него психологической готовности к выбору профессии. Задачи курса: - развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.), эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации; - формирование у ученика способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии; - оказание помощи в выборе профиля класса. Методическое обеспечение программы Профориентационные упражнения построены в определённой логической последовательности. От более простых упражнений, носящих скорее ознакомительный характер, к упражнениям, включающим элементы самопознания, и далее – к упражнениям, позволяющим моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности. Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:
Методы, используемые при реализации программы:
Профориентационные занятия проводятся в форме:
(В таблице указан номер учебного пособия ) Литература: 1. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9 -11 кл. Савченко М. Ю. М. «ВАКО» 2006 2. Профессиональное самоопределение школьников. Симоненко В.Д. и др. Брянск 1995 |
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | ||
Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | ||
Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | Д. п н. Микерова Г. Ж Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | ||
Тема 1 Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Название: Элективный курс Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований» | Элективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,... Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс | ||
Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... |