Тема 1





Скачать 143.23 Kb.
НазваниеТема 1
Дата публикации11.07.2013
Размер143.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

Учебный материал 0.1

Тема 0.1: Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

 

Дидактические единицы
( из рабочей программы):

 

  • Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.

  • Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства.

  • Соотношение философии, науки, религии и искусства.

  • Мудрость и знание.

  • Проблема и тайна. Язык философии.

  • Основной вопрос философии.

План лекции

  • 1.Что такое философия?

  • 2.Философия как вид мировоззрения.

  • 3.Объект и предмет философии.

  • 4.Соотношение философии, науки, религии и искусства.

  • 5.Мудрость и знание .

  • 6.Проблема и тайна .

  • 7.Основной вопрос философии.



Ключевые понятия.

  • Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.

  • Мифология – способ понимания природной и социальной действительности в период дописьменной культуры.

  • Миф – сказания как символическое выражение событий, имевших место у определенных народов на заре их истории.

  • Религия – особое мировоззрение и соответствующее ему поведение, определяемое верой в существование Бога.

  • Философия – (дословно) любовь к мудрости; особый способ постижения и освоения мира, выходящего за рамки конкретных наук.

1.Что такое философия?

  • Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, и означает любовь к мудрости, к размышлениям.

  • Однако, по мнению И.Т. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия».

Φιλοσοφία - φιλειν – любить
σοφία – мудрость

  • Первым, кто объяснил значение понятия «философ», был Пифагор (вторая половина VI в. – начало V в. до н.э.).

  • Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины.

  • Философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий, способствовать достижению счастья и душевного здоровья, - утверждал Эпикур (341-270 до н.э.).

  • Таким образом, философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

 

Плюрализм подходов в определении философии.

  • Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (около 520 – 460 гг. до н.э.).

  • По мнению Аристотеля (384-322гг. до н.э.), задача философии – постижение всеобщего в мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

  •  Научить своих учеников мудрости – в этом состоит главная задача философа, - считали софисты .

  • ФИЛОСОФИЯ – форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

  •  Она изучает наиболее общие и фундаментальные законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе, функционирование природы, общества и мышления.

2. Философия как вид мировоззрения .

  •  

  • Мировосприятие – это пассивное созерцание человеком мира в форме ощущений, восприятий, представлений.

  • Миропонимание – активная форма освоения мира путем познания , ориентированная на постижение сущности мира и ее обоснования.

  • Мировоззрение – это система взглядов человека на мир с целью определить свое отношение к миру, найти свое место, обрести смысл и цель жизни.

  •  


Мифология


  • Миф,-ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая в себе зачатки знания, фантазии, верования.

  • Миф как сказание о жизни в слове позволяет воссоздать целостное представление о мире на основе включения сверхъестественных сил.

  • Для мифологического мировоззрения характерно особое единство жизни и смерти, созидания и разрушения Земля становится тем пространством, из которого все возникает и куда все исчезает. Человеку остается лишь свидетельствовать об этом. Культура страха, закрепленная через ритуалы.Миф, закрепленный ритуалом, и неукоснительное его исполнение не символ, а сама реальность мира.

  •  

Религия

  • Религия (от religio – святость, благость) – особая форма сознания, особый тип мировоззрения, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.

  • Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу родства, а на основе господства и подчинения.

  •  

  • Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное мировоззрение завершается и закрепляется верой в существование единого Бога,. которому приписывалось Творение мира и человека, а стало быть, неограниченная власть над ними.

  •  

Философия

  • Философия представляет собой более развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

  • Если религия провозглашает свои мировоззренческие представления как свыше данные истины, то философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремиться обосновать, доказать свои утверждения.

  •  

Переход от мифа- к Логосу- духовная революция человечества.

  •           В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований.

  • Зарождение философии - это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т. е. логического и аргументированного рассуждения, вдохновляемого верой человека в самого себя, в Человека с большой буквы.

  • Иначе говоря, философия возникла как результат борьбы между мифологической (стихийно и коллективно фантазийной) картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

  • (Логос - В древнегреческой философии - всеобщая закономерность, в идеалистической философии - духовное первоначало, мировой разум. )

2.2. Уровни мировоззрения
 

 

  • Жизненно-практический (обыденный ) уровень- складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

  • Теоретический уровень- Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

3.Объект и предмет философии .


 

Можно выделить три “части” объекта философии:

  • Мир в целом (объективная реальность),

  • Человек и общество (субъективная реальность).

  • Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

  •  

Предмет философии

  • Соответственно трем “частям” объекта можно выделить три “части” предмета философии:

  • 1. Учение о мире в целом— мировоззренческая “часть”,которая дает наиболее общее представление о мире в целом.

  • 2. Учение о человеке и обществе — философская антропология и социальная философия реализуют принцип “познай самого себя” и ориентируют развитие человека и общества в определенном направлении.

  • 3. Учение о формах и методах деятельности — методологическая “часть”. - философия служит общим методом познания и практики.

4.Соотношение философии, науки, религии и искусства.

  • 4.1 Философия и наука.

  • Науку и философию роднит то, что они ориентированы на достижение истины с помощью разума(рациональная деятельность).

  • Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

  • 1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого.

  • 2). Наука ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, как к этому относится человек,хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?».

  • В отличие от науки, философия, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни.

4.2.Философия и религия.

  • Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

  • Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией,

  • однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом.

  • Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.

  •  

4.3.Философия и искусство.

  • Искусство во многом сближается с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями.

  • Однако несмотря на всю близость, между философией и искусством все же пролегает глубокая межа. Дело в том, что язык философии – это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств.

  • Эмоции, фантазии и воображение – здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать подлинное искусство. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии .Язык искусства в литературе и живописи, театре и танце – это язык художественных образов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии.  

5.Мудрость и знание .

  • Мудрость- это тоже знание,опыт,понимание мира,но соотнесенное с человеком, с его жизнью,с конкретной ситуацией.Если к мудрецу с вопросом о смысле жизни подойдут юноша, зрелый человек и больной старик, он даст им три разных ответа. ( Сравните: если к физику придет та же троица с вопросом о строении атомного ядра, какой будет ответ?). Значит,мудрость и философия,как ее разновидность учитывают поправку,которую вносит само человеческое существование в объективную картину мира. Т.е. философа интересует не только мир сам по себе, а место человека в мире,соотношение мира и человека.Это и составляет предмет философии.

  • Философия анализирует связь части и целого, человtxtcrjuj существования и мира в целом рациональными,логическими средствами.

  •  (Мудрость - Знание, поверенное моралью, насыщенное нравственностью, развернутое на человека, его страхи и надежды )

6.Проблема и тайна .

  • Наука имеет дело с проблемами,а философия –с тайнами и проблемами. Проблема-это то,что рано или поздно можно решить Например,сейчас для науки является проблемой управляемая термоядерная реакция,и эту проблему рано или поздно решат.Но есть такая вещь как смерть.Это не проблема,а тайна,никакие наши знания о ней нам не помогают.Тайной является и любовь.Никогда не известно, почему один человек любит другого,и бесполезно рассказывать человеку,никогда не любившему,что такое любовь. Полюбишь-узнаешь…Тайной в отличие от проблемы является то,что нужно пережить, именно прожить,а не узнать.

  • То,что мы переживаем: видим красоту мира, природы, человека, удивляемся и задумываемся над вопросами о жизни,смерти,смысле жизни,о добре и зле- это все реальная философия, т.е как опыт личного переживания человека; в этом смысле- каждый из нас –философ. Но существует еще и теоретическая философия , с помощью которой человек может закрепить в себе самые глубокие переживания в специфическом философском языке. Т.о., теоретическая философия изучает фил.реальную,изучает то,что есть в нашем разуме,в нашем сердце.

  •  

8.Функции философии
 

  •  

  • Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

  • Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

  • Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

  •  

Язык философии

  • – это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух – материя; необходимость – случайность; добро – зло; прекрасное – безобразное; истина – заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы.

  • Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии.

  • Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.

  •  

Метод философии

Диалектика и метафизика.

-каждая наука имеет свой метод (греч. method-путь к чему-либо) в философии сложились 2 основных метода мышления:

  • а)диалектика- рассматривает природу,бытие в постоянном .движении, изменении и развитии, во взаимосвязи явлений -эту точку зрения впервые обосновал Гераклит (6в. до н.э.):

“Все течет,ничто не остается на месте” “В одну и ту же реку нельзя войти дважды “

  • б)метафизика- рассматривает мир в постоянстве,неизменности,он остается таким, каким создан высшими силами (metaphisis- свыше природы), предметы существуют независимо один от другого, движение рассматривается как повторение процессов. Эту т.зр.обосновал в 6 в.до н.э. Парменид.

  • Этот метод и стал господствующим до 19 века,до трех великих открытий:
    -закон сохранения и превращения энергии (одни виды переходят в другие)

-открытие клеточного строения живых организмов ( т.е. у всех одна основа-
клетка -теория Дарвина о происхожд. видов,т.е.все существующие виды растений и животных -это результат длительной эволюции.

  • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит– предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

  • Гносеологическая функция – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

  • Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

  • Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

  • Социальная функцияобъяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

  • Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

  •  

Специфика философского знания

  • Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  • - имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

  • - однако не является научным знанием в чистом виде.

  • Главное отличие философии от всех наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний.

  • Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

  •  

9.Назначение Философии

Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих.

  • Сократ и Платон считали, что под воздейст­вием философии человек «становится подлинно совершенным».

  • Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий.

  • Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека».

  • Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности че­ловеческого существования».

  • Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире.

  • Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

10.Основной вопрос философии.

  • Основной (исходный) вопрос философии заключается , в отношении мышления к бытию.

  • Основной вопрос имеет 2 аспекта: онтологический (бытие мира) и гносеологический (познание мира)

  • а)онтологический аспект основного вопроса : что первично:материя или сознание?-т.е. что предшествовало во времени?

  •  





2 направления в философии

  • Этот вопрос был обозначен еще в ходе возн. и становления фил. мысли- в Древнем мире. Он получал различные способы решения у разных философов. Наличие этого “коренного” вопроса обусловило раскол истории фил.мысли на 2 главных направления:

  • линия Демокрита—Материализм

  • Признает первичность материи, материя никем не сотворена и не уничтожаема,она существует в многообразии объектов,которые нас окружают; сознание -это лишь свойство материи,но не любой ,а высшей,каким является человеческий мозг.

  •  

Объективный и субъективный идеализм

  • линия Платона ( Идеализм )

Признает первичность сознания по отношению к материи;

однако,какого сознания ?

  • объективный идеализм -признает началом мира Высший разум,который сотворил весь мир и чел.а также определяет разви-

тие мира и общества.

  • -субъективный идеализм-

все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

  •  

Дуализм

  • Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существует промежуточное течение — дуализм.

  • Суть дуализма заключается в том, материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

  •  

Гносеологический аспект основного вопроса

  • б)гносеологический аспект заключается в признании или отрицании возможности познания мира.

  • С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

  • Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены.

  • Противоположной точки зрения придерживаются
    агностики (как правило, идеалисты):

• мир непознаваем;

• возможности познания ограничены познавательными
возможностями человеческого разума.

Основные выводы

  • Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

  • Философия — это обостренно совестливое отноше­ние человека к окружающему миру.

  • Философия научна, эстетична, моральна.

  • Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенство­вания.

  •  

Литература:

  • Губин В.Д. Основы философии – М., 2001

  • Губин В.Д. Философия. Элементарный курс – М., 2001.

  • Философия под ред. Губина В.Д. и др. – М. 1998.

  • Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П.

Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений 2002 г. 

  • Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. ИД "ФОРУМ"-ИНФРА -М 2006

  • Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004.

  • Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов (под ред. Несмеянова Е.Е.) Изд. 2-е, перераб., доп. - 1 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 1 iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема 1 iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Тема 1 iconМетодические указания для проведения практических занятий Тема Основы...
Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности
Тема 1 iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Тема 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема 1 iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...
Тема 1 iconТема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины
Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
Тема 1 iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема 1 icon1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве....
Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10
Тема 1 iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема 1 iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема 1 iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема 1 iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...
Тема 1 iconУрока технологии в 1 классе Тема: Проект "Осенний урожай". Изделие "Овощи из пластилина"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Что окружает нас дома?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему нужно...
Тема 1 iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск