Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 355.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации14.03.2014
Размер355.53 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > География > План урока
  1   2   3
План урока «Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова»

1. Слово учителя:

Люди друг другу

зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы хотел-

писал Лермонтов.

Тема нашего урока «Природа в творчестве М.Ю.Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема в его творчестве, которая понятна каждому, это тема природы.

Сегодня мы подводим итоги ваших исследований, наблюдений над произведениями Лермонтова, в которых изображается природа. На нем мы ответим на главные вопросы: какую роль играла природа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова и какому отношению к природе учимся мы у него?
В произведениях этого поэта всегда присутствует какая-то тайна. Может быть, сегодня нам удастся проникнуть в одну из них.
Цели урока:

  1. дать представление о пейзажной лирике поэта;

  2. вызвать чувство сопереживания к переживаниям лирического героя;

  3. развивать умения выразительного чтения, исследовательских навыков.



Оформление:

- выставка «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».

- компьютерные презентации учеников.

- подведение выводов в форме бюллетеня «Природа в творчестве Лермонтова».

Темы исследований:

  1. «Природа родной земли Тархан в лирике Лермонтова.

  2. «Лермонтов и природа Кавказа».

  3. «Кони Лермонтова».

  4. Лермонтов – писатель и Лермонтов – живописец.



Слово учителя:

Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Какие же это были причины?
I. Исследование «Природа родных Тархан в лирике Лермонтова».

1слайд. «Природа родных мест в лирике Лермонтова».

Мы исследовали вопрос, какое влияние оказали Тарханы и природа его окрестностей на Лермонтова – поэта.
2-4 слайд – «Портрет маленького Миши, окрестности Тархан».

1.Детство позта прошло в имении бабушки, в Тарханах, куда он был привезен из Москвы почти сразу после рождения. Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную природу Тархан. Весь мир природы вокруг Тархан был для поэта родным домом. Он слышал ее таинственные голоса - как "звезда с звездою говорит", как "пела русалка над синей рекой". Самые первые, а потому и самые прочные впечатления - это скромный прелестный пейзаж Тархан. Под опекой дядьки Лермонтова Андрея Ивановича Соколова и гувернера Жана Капэ дети отправлялись с в поход по окрестностям. Если случалась дальняя прогулка, присутствие Соколова было порукой, что ничего не случится, никто не потеряется. При Соколове мальчикам разрешалось даже залезать в полуобвалившиеся пещеры, где, как рассказывала бабушка, прятались от пугачевских войск помещики.

5-8 слайды. Картины природы оживали в воображении маленького Лермонтова и становились волшебными. "Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные ревности и беспокойства",- писал он позднее. Его образы почти всегда зрительные. Вот как он сам говорит об этом в автобиографических заметках: "Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо передо мною, как будто вижу..."

9 слайд. От усадьбы открывались близкие и дальние живописные виды на пруды, поля, рощу, церковь. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В саду росли декоративные кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация, жимолость), они выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.

В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Недалеко была Дубовая роща.

10-11-слайд.

На южном склоне парка у пруда почти два столетия простоял дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. В 1995 году буря с корнем вырвала могучее дерево. Его остов сохранен, а рядом уже растет дубок, родившийся из желудя старого дерева.

Я обнаружил, что образ дуба встречается во многих произведениях поэта. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» поэт мечтает «надо мной, чтоб вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел». А у входа в усыпальницу поэта теперь шумит могучий дуб, охраняя его вечный покой.

И в стихотворении «Листок» снова появляется дуб. Это в стихотворении «Листок», (чтение стихотворения наизусть),

6. Будучи взрослым, Лермонтов снова в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен …» уходит воспоминаниями в родные места. (чтение отрывка стихотворения)

Вывод: таким образом, мы видим: природа родных мест оказала большое влияние на все творчество Лермонтова.

7-слайд – фотография детей. Так мы готовились к своей презентации.

8-слайд - использованная литература. Такую литературу мы использовали при подготовке.

II. 2- ая группа: «Лермонтов и природа Кавказа»

1 слайд. «Синие горы Кавказа, приветствую вас…». Наша группа очень многое открыла для себя, исследуя, как связана была жизнь Лермонтова с Кавказом. Мы увидели, с какой любовью Лермонтов описывает этот край. Надеемся в презентации нашего исследования довести до вас наши открытия.

2-слайд. Портрет Лермонтова. Каким же образом был поэт был связан с Кавказом?

Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими,

благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» - писал критик Белинский.

За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ.

3- слайд. Портрет бабушки.

Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери.

4 слайд .Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были

порождены самые яркие впечатления детства поэта.

5- слайд. Названия произведений Лермонтова о Кавказе.

О природе Кавказа Лермонтов писал много. У него несколько стихотворений, посвященных Кавказу: «Дары Терека», «Свиданье», «Тамара» и других», поэмы «Демон», «Мцыри», « Беглец», , события романа «Герой нашего времени» тоже происходят на Кавказе.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были

порождены самые яркие впечатления детства поэта.

Лермонтов остро воспринял тонкой душой поэта красоту южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа, приветствую вас».

Чтение наизусть «Синие горы Кавказа, приветствую вас».

6 слайд. Портрет Лермонтова.

В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -

Всегда и всюду твой!

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:
Приветствую тебя, Кавказ
седой!
Твоим горам я путник
не чужой.
Они меня в младенчестве
носили
И к небесам пустыни

Приучили…

7-слайд. Какой предстает природа Кавказа в произведениях Лермонтова?

Изображения Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. В природе Лермонтов особенно любит движение: вспомним его горные реки:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

облака, змеи. Может быть, поэтому поэзия его "полна змей"; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотой надписью:

...лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно...,

("Мцыри»)

…то "сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною". Он видит змей в

молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах. Изображая экзотическую природу Кавказа он, конечно же, особенное внимание обращает на горы, (чтение наизусть «Люблю я цепи синих гор»).

Природа Кавказа (и, в частности, изображаемая Лермонтовым) может быть не только буйной, но и спокойной, безмятежной.

Такой же спокойной, по мнению Ираклия Андроникова, изображается природа в знаменитом стихотворении «Из Гете»:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Возможно, настроение стихотворения навеяно Лермонтову службой на Кавказе. Представьте такую картину: вечер в горах. Устало тянется по дороге колонна войск. Застыли в молчании окрестные вершины, зажигаются первые звезды. И угасают дневные заботы, мелочными кажутся земные страсти, тревоги и желания. Остается ощущение бренности нашей жизни на земле. «Подожди немного, отдохнешь и ты…»

Таким образом. Поэт был очарован красотой природы этого края и не скрывал своего восхищения. Юг у поэта – это воплощение движения. Даже природа у него живет своей жизнью, зачастую очень похожей на людскую жизнь… Лермонтов сумел как никто другой приблизить природу Кавказа российскому читателю, что и не побывав на Кавказе, проникаешься интересом к этому удивительному краю.

III. Представление исследования «Кони Лермонтова »
1 – слайд.

Изображение коня.

В стихотворении «Люблю я цепи синих гор..», которое прозвучало сегодня, герой мчится на коне. Как уже сказали, Лермонтов от природы был болезненным. Что он делал , чтобы преодолеть свою физическую слабость?

Ребята из нашей группы в названных нам текстах произведений Лермонтова искали ответа на вопрос, с каким чувством поэт Лермонтов рисует образ коня. Он хотел себя закалить и быть сильным и очень много занимался физическими упражнениями, в частности, верховой ездой, и еще более сблизился с природой. Он стал лихим наездником и очень любил коней.
2-слайд. Изображение всадника.
Обилие коней в изобразительном наследии Лермонтова (они присутствуют также и во многих пейзажах) объясняется жизненными условиями. Тогда это был почти единственный вид транспорта; лейб-гвардии гусар ежедневно занимался своей лошадью, подобно всем кавалеристам в гусарских, уланских, кирасирских и кавалергардских полках. На Кавказе поэт увидел, какую огромную роль играет конь в жизни горца.

Произведения Лермонтова изобилуют описаниями лошадей.

В поэме «Измаил-Бей» :
Конь спотыкается под ним,
Храпит, как будто гибель чует,
И встал. Дивится, слез седок
И видит пропасть пред собою,
А там, на дне ее поток
Во мраке бешеной волною
Шумит…


Конь спасает героя, а потом через силу помогает ему достичь желанного приюта.


В поэме «Аул Бастунджи» тоже много места уделено верному коню героя:


Размашисто скакал он, и кремни,
Как брызги рассыпаяся, трещали
Под звонкими копытами. Они
Сырую землю мерно поражали;
И долго вслед ущелия одни
Друг другу этот звук передавали,

Как дух изгнанья, быстро он исчез
За пеленой волнистого тумана!..


Описания, передающие убранство коня, особенности его характера, телосложения, ходовых качеств отличаются картинностью и точностью.
Они сопоставимы с рисунками Лермонтова, выполнены в том же художественном ключе. Но есть и различие: картина как бы озвучена, усилена поэтическими сравнениями, прямыми характеристиками (например, «товарищ быстроногий» и др.).

Приведем одну из самых сильных строф в поэзии Лермонтова:
Блажен, кто посреди нагих степей
Меж дикими воспитан табунами;
Кто приучен был на хребте коней,
Косматых, легких, вольных, как над нами
Златые облака, от ранних дней
Носиться; кто, главой припав на гриву,
Летал, подобно сумрачному диву,
Через пустыню, чувствовал, считал,
Как мерно конь о землю ударял
Копытом звучным и вперед землею
Упругой был кидаем с быстротою.
Эти строки поэмы «Сашка» из финальной ее части.
Образ коня возник у Лермонтова и в восточном сказании «Три пальмы» :
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил молодого коня.
И конь на дыбы поднимался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой.

Лермонтов сравнивал спину коня с «камнем, сглаженным потоком» ( в поэме «Измаил-Бей»), с «черным камнем, сглаженным волной» ( в поэме «Аул Бастунджи»).

4слайд. Иллюстрация к повести «Бэла»..

Лошадь занимает определенное место в сюжете «Бэлы» , в отдельных эпизодах романа. Я прочитала повесть «Бэла», в котором рассказывается о судьбе горской девушке Бэлы, о Казбиче, который больше всего в жизни любил своего коня Карагёза, не раз спасавшего его от смерти.

Чтение отрывка из повести «Бэла».

Мне показалось, что у Лермонтова конь - это что-то святое. На небе кони, а небе ангелы.

По небу полуночи ангел летел…

Вывод: Таким образом. Даже в самых значительных произведениях Лермонтов не может обойти образ лошади, проявляя свою привязанность к ней и сочувствие как к дорогому живому существу.
5 слайд. Берегите все живое на земле.

Однако самое главное заключается в восхищении конем, в восприятии Лермонтовым окружающего мира. Лермонтов учит нас, что конь — одно из чудес природы, существо, радующее человека, помогающее ему. И прочитавший его описания лошадей не только бережно будет относиться к лошадям, но и ко всем живым существам рядом с нами.
IV. Лермонтов –певец красоты

1. слайд.

Лермонтов – певец красоты.

Тема нашего исследования – Лермонтов-живописец. Мы хотим показать, каким он был художником, ведь Лермонтову – писателю всегда помогал Лермонтов-художник: он умело использовал не только слово, но и кисть, и краски.

2 слайд. Лермонтов – писатель и Лермонтов-художник.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он стал бы большим русским художником.
    Увлечение Лермонтова рисованием началось в раннем детстве. Так, например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4-5 лет. В его детской комнате в Тарханах пол был обит сукном, что позволяло мальчику постоянно рисовать мелом. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством.
«Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины» ( вспоминал его друг и родственник А.П. Шан-Гирей).
      Переехав в Москву в 1827 году, он посещал обязательные уроки рисования. А затем уже в Петербурге брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В своих самых ранних литературных произведениях Лермонтов упоминает имена своих любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.
      Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

  Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа.. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.       На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил..

«Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали:
Счастливый, пышный край земли!»
- такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.
      Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты». Как мы видим, картины Лермонтова очень яркие, самые разные краски находит он для описания природы
2 слайд.

А какие краски преобладали в его литературных произведениях?

Мы все с вами знаем, какое время года любил Пушкин.

А как вам кажется, чему предпочтенье отдавал Лермонтов?

Какому времени года, суток, какой погоде? Итак, прочитав внимательно стихи Лермонтова «Для чего я не родился этой синею волной…», «Парус», «Русалка», «Сосед», «Как небеса твой взор блистает эмалью голубой», « Три пальмы», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Тучи», «Утес», поэмы «Кавказский пленник», «Мцыри», мы сделали следующие наблюдения,

Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, золотой песок. Из 43 описаний, которые мы нашли, – 25 ночных и вечерних, 18- дневных. Но по тому, что любимый цвет у Лермонтова голубой и белый, можно сделать вывод, что все-таки он любил лето и день. Хотя есть мнение некоторых исследователей, что Лермонтову больше нравилась ночь. Белый у него имеет самые разные оттенки: жемчужный и перловый, серебряный, снеговой и лилейный. Для голубого у него – эмаль, бирюза, лазурь. Поэт любит «розовый» закат, «белое» облако, «синее» небо, «лиловые» степи.
И мечта, и дума поэта часто останавливались на облаках: постоянно встречаешь в его строках: облако, облачко, тучу, тучки, особенно « тучки » с нежностью. Каких только эпитетов он им ни придавал? – молодая, золотая, светлая, серая, черная, лиловая туча ; облака - белые, синие, дымные, седые, румяные, багряные, огненные, косматые, вольные, легкие, разорванные, угрюмые, послушные, неуловимые, зловещие и ревнивые. Поэт отмечает их края-кудри, лоскуты, обрывки, толпы, цепи, караваны, стаи, стада облаков. Они у него бродят, вьются, бегут, летят, мчатся, отважно и спокойно плывут, тихо и грозно ползут.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск