Программа инструктивно-методической лагерной практики





Скачать 121.62 Kb.
НазваниеПрограмма инструктивно-методической лагерной практики
Дата публикации08.07.2013
Размер121.62 Kb.
ТипПедагогическая практика
100-bal.ru > Психология > Педагогическая практика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор – проректор по учебной

работе ___________ /Сидоров О.А./

«___»_______________________20___ г.

Программа инструктивно-методической лагерной практики

Направление подготовки: 010400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: психология и педагогика начального образования

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Йошкар-Ола 2012

Пояснительная записка
1. Цели педагогической практики

Цель педагогической практики: подготовка будущих учителей начальных классов к ведению воспитательной работы в условиях загородных и пришкольных лагерей; закрепление и углубление теоретической подготовки студентов; формирование профессионального сознания и профессиональной компетентности будущего учителя.

2. Задачи педагогической практики

Задачами практики являются:

- закрепление и практическое применение теоретических знаний об организации воспитательной работы с воспитанниками в условиях ДОЛ;

- формирование умений организовывать воспитательную работу с воспитанниками ДОЛ;

- развитие самостоятельности в планировании, проведении, контроле и корректировке воспитательных мероприятий;

- овладение современными воспитательными технологиями;

- развитие у студентов коммуникативных умений;

- совершенствование умения устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с воспитанниками ДОЛ;

- развитие исследовательских умений (наблюдения, анализ, обобщение передового педагогического опыта).

- развитие у студентов инновационного, исследовательского подхода к профессионально-педагогической деятельности.

3. Место педагогической практики в структуре ООП бакалавриата

Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Педагогической практике предшествует изучение:

- дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части ФГОС ВПО: история, педагогическая риторика, история и культура марийского народа;

- дисциплин математического и естественнонаучного цикла базовой части ФГОС ВПО: информационные технологии в образовании, основы математической обработки информации;

- дисциплин профессионального цикла базовой части ФГОС ВПО: основы педагогики начального образования, основы педагогики общения, общая и экспериментальная психология, теория обучения и воспитания.

Педагогическая практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимым при освоении педагогической практики:

должен знать:

– закономерности роста и развития детского организма;

– возрастные аспекты воспитания;

– принципы организации воспитательного процесса в условиях ДОЛ;

- режимные моменты в условиях ДОЛ;

- методики организации коллективных творческих дел.

должен уметь:

– реализовывать педагогическую деятельность;

– профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;

- применять индивидуальный подход к воспитанникам;

- составлять план работы на смену;

- организовать детей на проведение воспитательных мероприятий в отряде.

должен владеть:

– нормами взаимодействия и сотрудничества;

– толерантностью, социальной мобильностью;

– навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области педагогики и психологии, методик преподавания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет;

– навыками анализа своей деятельности.

Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики на 2-4 курсах.

4. Формы проведения педагогической практики

Педагогическая практика по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование проводится на 1 курсе во 2 семестре. Практика осуществляется с отрывом от аудиторных занятий.

5. Место и время проведения педагогической практики

Педагогическая практика бакалавров по направлению подготовки 050400.62 психолого-педагогическое образование может проводится на базе ДОЛ и пришкольных летних лагерей.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие в лагере всех условий для прохождения практики.

Педагогическая практика проводится в течение 1недели на 1 курсе во 2 семестре. Группы формируются в составе 5 человек на одного руководителя.

Педагогическая практика осуществляется на основе договоров между ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» и учреждениями, предоставляющими места для прохождения практики.

Место проведения практики:

  1. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Йошкар-Олы»;

  2. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»;

  3. МОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»;

  4. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»;

  5. МОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»;

  6. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы»;

  7. МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»;

  8. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы»;

  9. ГОУ РМЭ «Лицей им. М.В. Ломоносова».

  10. Детские оздоровительные лагеря РМЭ.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики

В результате прохождения данной педагогической практики по направлению подготовки 050100.62 психолого-педагогическое образование обучающийся должен приобрести следующими практическими навыками, умениями, универсальными и профессиональными компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- выполняет требования гигиены, охраны труда.

профессиональными компетенциями (ПК):

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

- готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

- способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

7. Структура и содержание педагогической практики

Общая трудоемкость педагогической практики по направлению подготовки 050100.62 Психолого-педагогическое образование составляет 1,5 зачетных единиц – 54 часа.





п\п

Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1.

1 этап:

Подготовительный


– участие в установочной конференции по практике в вузе;

– знакомство с задачами и организацией практики, конкретными требованиями к выполнению программы практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов;

– знакомство с администрацией ДОЛ, воспитателями;

– изучение режима работы ДОЛ;

– ознакомление с техникой безопасности во время прохождения педагогической практики;

– подготовка материалов для выполнения учебных заданий.


Собеседование по требованиям к выполнению программы практики, по технике безопасности. Составление индивидуального плана практики.

2.

2 этап:

Производственный (основной)

– изучение плана работы ДОЛ;

- составление собственного плана работы на период практики;

– подготовка и проведение воспитательных мероприятий в ДОЛ;

- проведение диагностических исследований по межличностному взаимодействию воспитанников;

- анализ, обобщение результатов диагностики;

- работа над отчетной документацией.


Анализ и оценка отчетных мероприятий. Подготовка отчетной документации по плану практики.

3.

3 этап:

Заключительный

– оформление отчетной документации по практике;

– сдача и защита отчетной документации;

– участие в заключительной конференции по практике.


Защита отчетной документации по практике


8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике

Во время прохождения педагогической практики по направлению подготовки 050100.62 Психолого-педагогическое образование используются следующие современные образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

– анализ психолого-педагогической литературы по организации работы в ДОЛ;

– подбор методик для диагностического обследования;

– индивидуальная и групповая психодиагностика.

– Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике

Самостоятельная работа студентов в ходе педагогической практики по направлению подготовки 050100.62 Психолого-педагогическое образование составляет 36 часов.

В ходе самостоятельной работы студенты подбирают диагностические методики, изучают психолого-педагогическую, методическую литературу по организации воспитательной работы в ДОЛ, обрабатывают и анализируют данные диагностик, готовят отчетную документацию.

Примерный перечень заданий для проведения текущей аттестации по разделам практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

  1. Анализ программы, по которой работает ДОЛ.

  2. Анализ проведенных мероприятий.

  3. Результаты проведенных диагностических методик.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

По итогам педагогической практики по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование студенты составляют отчет и осуществляют защиту. Итоговая конференция с защитой проходит на следующей после практики неделе. По итогам практики ставится зачет.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики

а) основная литература:


  1. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков: СПО (ФДО). –М., 1991.

  2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  3. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, стр. 41-48.

  4. Воспитание детей в игре /под. Ред. Д.В. Менджерицкой. –М.: Просвещение, 1979

  5. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман.–М.: Просвещение, 1988.

  6. Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев. –М.: Педагогика, 1982

  7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы/ Н.И.Дереклеева. – М.: «ВАКО»???

  8. Конвенция о правах ребёнка. ООН – Нью-Йорк, 1991.

  9. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 168 с.

  10. Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением Б.В. Куприянов. –Кострома, 1999

  11. Матвеев, В.Ф. 99 советов на пионерское лето / В.Ф. Матвеев, Л.Г. Матвеева. –М.: Мол. гвардия, 1972.

  12. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности загородных пионерских лагерей. ЦСВПО –М., 1989.

  13. О детях, лете и газете, а также обо всём на свете /под. ред. Цынбаленко. –М., 1997.

  14. Пакилева, Н.П. Решаем, планируем вместе / Н.П. Пакилева, Л.В. Кузнецов. –М.; 1998.

  15. Поломис, К. Дети в пионерском лагере / К. Поломис. –М.: Профиздат., 1990

  16. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Б.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002, С. 461-462

  17. Прикладная социальная педагогика /под Ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.; Воронеж,1998.

  18. Студенетский, Н.В. Весёлый отдых Н.В. Студенецкий. –М.: Искусство, 1956.

  19. Студенту – вожатому отряда в пионерском лагере. – Уфа, 1973.

  20. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. – метод. Пособие М.Е. Сысоева. –М.: Гуманит. изд. центр Владас, 1999.

  21. Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М.Е. Сысоева, С.С. Хапаева. –М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2002.



б) дополнительная литература


  1. Сысоева, М.Е. Педагогика и лето / М.Е. Сысоева –М., 1996.

  2. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Летровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. – М., 1993.

  3. Фридман, М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха / М.Г. Фридман. –М.: Просвещение, 1991.

  4. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития, методы ис­следования. – Киев, 1992.

  5. Шмаков, С.А. Лето в лагере/ С.А. Шмаков. – М.: Знание, 1970.

  6. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1999


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  1. Электронная бесплатная библиотека – http://www.liblife.ru;

  2. Полнотекстная библиотека – http://www.psycho.ru;

  3. Библиотека психологической литературы – http://bookap.info;

  4. Библиотека русского гуманитарного Интернет-университета – http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx;

  5. Библиотека кафедры психологии БГУ – http://go2bsu.narod.ru/libr/index.htm;


12. Материально-техническое обеспечение педагогической практики

Для проведения педагогической практики необходим имеющиеся в ДОЛ условия, а именно, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности. Для организации самостоятельной работы студентов необходим компьютер с выходом в Интернет. Необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки

__________________________________________________________________________

Автор: Константинова Валентина Васильевна, зав. кафедрой педагогики начального образования

Рецензент: Домрачев Владимир Александрович, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 7 г. Йошкар-Олы»
Программа утверждена на заседании Ученого совета факультета начальных классов
протокол №__________ от «____» _________________ 20___ г.
Декан ФНК Ф.В.Гинзбург

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа инструктивно-методической лагерной практики iconII. Организация профессиональной практики
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconПоложение об организации практики студентов
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconТворческая работа. Произведения Александра Дюма
Изучение научно-методической литературы, нормативных и инструктивно-методических документов
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconУчебно-методическое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение...
Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных занятий и дополняют междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Каждый...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconПрограмма практики
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconРобоча програма переддипломної практики для студентів 6-го курсу напряму "Менеджмент"
Керівник підприємства бази практики видає наказ, в якому визначає порядок організації та проведення практики, заходи по створенню...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данное мероприятие может быть использовано в летнем пришкольном лагере для проведения открытия летней лагерной смены. Рассчитано...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconМесто научно-исследовательской практики в структуре ооп
Выбор базы практики определяется самостоятельно студентом. Базой практики может быть как компания, занятая в сфере международных...
Программа инструктивно-методической лагерной практики icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconНазвание работы
Керівник підприємства бази практики видає наказ, в якому визначає порядок організації та проведення практики, заходи по створенню...
Программа инструктивно-методической лагерной практики icon"Качество образования залог успеха школы"
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconАнализ методической работы в школе в 2010-2011 учебном году
Оу волковской сош продолжил работу над методической темой «Модернизация методической работы как средство повышения мастерства педколлектива...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconУчебно-методического комплекса производственной практики рабочая...
Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в...
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconЗадание для прохождения практики (студентам фис гр. 41, 42) Руководитель...
Руководитель психологического аспекта практики: доцент кафедры прл гурьянова инна владимировна (ауд. 434)
Программа инструктивно-методической лагерной практики iconГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск