№ п/п
| Направление
| Название программы
(цели и задачи)
| Содержание программы
| Кол-во уч.ч.
| Форма проведения
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1.
| Профориентация и социально-трудовая адаптация
| «Все профессии важны, все профессии нужны» (1-4 классы)
Цель - формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи - первичное знакомство детей с миром профессий, стимулирование мотивации на обучение, активизация познавательного процесса учащихся.
| Программа состоит из четырех блоков, по 7 уроков для каждой параллели.
При составлении программы учитывалось, что наиболее эффективным способом обучения учащихся начальных классов является вовлечение их в процесс учения через игровые формы и конкурсные задания. Мотивируя интерес к учебной деятельности, к приобретению новых знаний, программа формирует у детей младшего школьного возраста ответственное отношение к учебным занятиям, к получению новых знаний о профессиях.
| 28ч. (7+7+7+7)
| Беседы
Игровые и развивающие упражнения
Работа с подсобным материалом (карандаши, бумага)
|
2.
|
| «У меня растут года…»
(3-5 классы)
Цель – формирование и развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.
Задачи – вовлечение детей в процесс активного познания профессий; формирование осознанного выбора будущего профессионального пути.
| Программа состоит из 10 развивающих интерактивных уроков.
Учитывая психологические особенности младших школьников, занятия построены в игровой форме, чередуют теоретический материал, демонстрацию инструментов и предметов труда, конкурсы, игры; в ходе уроков происходит непосредственное выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
| 8ч.
| Беседы
Игровые упр-ия
Ролевые игры
Работа с подсобными материалами (домино, бумага, карандаши, отварные овощи)
Выполнение практических упр-ий и заданий
|
3.
|
| «В Мире профессий» (5-6 классы)
Цель – формирование и развитие учебно-познавательных мотивов детей средней школы.
Задачи – формирование представлений детей о многогранном мире профессий; развитие различных видов своих способностей на примере требований профессий.
| Программа состоит из 26 развивающих занятий по одному часу, разбитых на 13 тем.
На примере знакомства с качествами, способностями, умениями и навыками, которыми должны обладать люди, работающие по определенным профессиям (всего15 профессий), детям предоставляется возможность испытать себя в различных областях профессиональной деятельности взрослых.
| 5-26ч.
| Игровые упражнения
Ролевые игры
Дискуссии
Работа с подсобными материалами (бумага, клей, карандаши, краски и т.д.)
Выполнение практических упражнений и заданий
|
4.
|
| «Выбираем профессию»
(7-9 классы)
Цель – предупреждение трудностей профессионального самоопределения подростков.
Задачи – активизировать постановку и принятие проблемы профессионального самоопределения; актуализировать определение профессиональных интересов и склонностей выбираемой профессии; развить умения выделять профессионально важные качества профессии.
| Программа состоит из 20 развивающих занятий по одному часу, разбитых на 10 тем.
В процессе занятий активизируются постановка и принятие проблемы профессионального самоопределения, осознание жизненных ценностей и самопознания; определяются профессиональные интересы и склонности; формируется адекватная самооценка; актуализируются размышления о соответствии личностных качеств требованиям профессии, знания о мире профессий; стимулируется активная жизненная позиция в профессиональном самоопределении.
| 5-20ч.
| Тестирование
Лекции (беседы)
Дискуссии
Игровые упражнения
Ролевые игры
Тренинги
Работа с подсобными материалами (бумага, карандаши, фломастеры и т.д.)
|
5.
|
| «Профессиональное самоопределение»
(10-11 классы)
Цель – развитие социальной компетенции и помощь в профессиональном самоопределении.
Задачи – выявить и развить профессиональные интересы и склонности; оказать помощь в устранении факторов, мешающих адаптации в социуме; активизировать внутренние ресурсы.
| Программа представляет собой теоретические и практические занятия. Занятия сгруппированы в несколько тематических блоков. Каждый блок может использоваться самостоятельно, независимо друг от друга.
| 5-38ч.
| Тестирование
Лекции (беседы)
Дискуссии
Игровые упр-ния
Ролевые игры
Тренинги
Работа с подсобными материалами (бумага, карандаши, фломастеры и т.д.)
|
6.
|
| Комплектование профильных классов
(8-9 классы)
Цель – определение преобладающей сферы развития учащегося.
Задача – оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах в соответствии со своими интересами и задатками; помощь школе в отборе в профильные классы с учетом профессиональных склонностей подростков.
| Программа предусматривает проведение исследований по определению предпочтительной области деятельности, предпочтений и способностей.
| 4ч.
| Тестирование
Консультирование
|
7.
|
| «Компьютерная профориентационная диагностика»
(8-11 классы)
Цель – оказание помощи в выборе профессии учащимся с использованием компьютерной профориентационной системы.
Задачи – развитие навыков самопознания и самоопределения; составление профиля выбираемой профессии и соответствие им личностных и деловых качеств; формирование представления о будущей профессии и путях достижения профессионального успеха.
| Данная система позволяет проводить групповую диагностику интересов и склонностей на этапе выбора образовательной траектории подросткам. Комплекс содержит профессиограммы популярных профессий с возможностью расчета пригодности профессии, текстовые описания профессий; методики исследования свойств личности, профессиональных предпочтений, основных способностей, психофизиологических характеристик и хронических заболеваний.
| 4ч.
| Тестирование
Консультирование
|
8.
|
| Диагностика «Психолого-педагогический мониторинг социально-коммуникативных компетентностей подростков»
(8-11 классы)
Цель – выявление проблемных сторон личности подростка, которые понимаются как дефицит того или иного социального навыка (компетенции).
Задача – диагностика актуального состояния социальных компетенций подростков и особенностей их самооценки.
| Данная методика позволяет определить и выделить те навыки, которые данный подросток оценивает как совершенно не получающийся у него и те, которые, как он считает, ему всегда удаются. Обычно, те навыки, которые не удаются, составляют определенный комплекс - дезадаптационный комплекс и бывают связаны между собой. На основании дефицитных и наиболее успешных (ресурсных) навыков возможна разработка индивидуальной и групповой программ социальной адаптации, и их реализация.
| 1+1ч.
| Тестирование
Консультирование (психолога и/или администрацию школы)
|
9.
| Просветительская деятельность
| Тема беседы: «Что такое профессия? Особенности профессиональной деятельности» (5-7 классы)
| Тема рассматривает такие понятия как «Профессия», «специальность», «деятельность», «должность», активизирует вовлечение детей в процесс активного познания профессий; формирование осознанного выбора будущего профессионального пути.
| 1-2ч.
| Лекции (беседы)
Дискуссии
Игровые упражнения
|
10.
|
| Тема беседы: «Ошибки в выборе профессии»
(8-10 классы)
| Тема рассматривает часто встречающиеся факторы, которые способствуют ошибочному профессиональному выбору подростка; стимулирует активную жизненную позицию в профессиональном самоопределении школьника.
| 1-2ч.
| Лекции (беседы)
Дискуссии
Игровые упражнения
|
11.
|
| Тема беседы: «Построение профессионального будущего подростка»
(7-11 классы)
| Тема знакомит подростков с основными этапами и способами построения индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
| 1-2ч.
| Лекции (беседы)
Дискуссии
Игровые упражнения
|
12.
|
| Тема беседы: «Формула успеха» (8-11 классы)
| Тема знакомит с формулой успешного выбора профессии, которая учитывает индивидуальные способности, интересы, востребованность на рынке труда.
| 1-2ч.
| Лекции (беседы)
Дискуссии
|
13.
|
| Тема беседы: «Профессионально важные качества» (7-9 классы)
| Тема знакомит с таким понятием как «профессионально важные качества» для разных типов профессий, стимулирует подростков к активному самопознанию и рефлексии.
| 2ч.
| Лекции (беседы)
Дискуссии
Тестирование
|
14.
| Профориентация и социально-трудовая адаптация
| Профориентационная игра
«В Мире профессий» (5 классы)
Цели - формирование и развитие учебно-познавательных мотивов детей
Задачи – вовлечение детей в процесс активного познания профессий;
формирование осознанного выбора будущего профессионального пути.
| В конкурсе участвуют 3-4 команды (по 15-20 человек) от разных школ.
В ходе профориентационной игры школьники знакомятся с качествами, способностями, умениями и навыками, которыми должны обладать люди, работающие по определенным профессиям, детям предоставляется возможность в игровой форме и развивающих упражнениях испытать себя в различных областях профессиональной деятельности взрослых.
| 2 – 2,5ч.
| Игровые задания
Развивающие упражнения
Работа с подсобными материалами
|
15.
|
| Конкурс/мастер-классы
«На все руки мастер» (6-7 классы)
Цели – стимулирование у учащихся интереса к миру профессий, привлечение внимания к осознанному выбору будущего профессионального пути.
Задачи – создание условий для профессионального самоопределения, предоставление возможности испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации в рамках изучаемых профессий.
| В конкурсе участвуют 3-4 команды (по 15-20 человек) от разных школ. Конкурс предваряется рассказом преподавателей технологии ЦСТАиПО «Ясенево» о некоторых аспектах профессиональной деятельности и демонстрацией мастер-классов. Содержанием конкурсных заданий является выполнение увиденной учащимися работы по соответствующим критериям оценки. Конкурс состоит из трех туров: «Парикмахер», «Повар», «Электрик».
| 2,5 – 3ч.
| Беседы
Выполнение практических упр-ий и заданий
|
16.
|
| Профориентационная игра
«Навстречу будущему» (8-9 классы)
Цели – активизация психологической готовности к профориентационному самоопределению, актуализация внутренних ресурсов подростка для успешной профессиональной самореализации.
Задачи – формирование способности к принятию решения о выборе и получении профессии, систематизация представлений о мире профессий, развитие навыка поиска и анализа информации, овладение школьниками инновационных способов анализа рынка труда.
| В профориентационной игре участвуют 3-6 команды (по 8-15 человек) от разных школ. Игра предваряется подготовительным этапом: психологи - профориентаторы ЦСТАиПО «Ясенево» проводят с учащимися занятия (2-3ч.), а также дают школьникам задание для самостоятельного выполнения.
В ходе игры учащиеся, используя интерактивные средства (интернет), разработают проект, в котором обоснуют перспективность существующих на рынке труда профессий, а также могут проявить креативные способности, предложив новые профессии.
| 2ч +
2,5-3ч.
| Выполнение практических упр-ий и заданий
Игровые упражнения
Работа с подсобными материалами
|
17.
|
| Межшкольная деловая игра «Три шага к успеху» (Открытие центра бытового обслуживания) (9-11 классы)
Цели – формирование у старшеклассников профессионального самоопределения, предоставление возможности испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации в рамках изучаемых профессий.
Задачи – Развитие у учащихся коммуникативных умений, их социальной и профессиональной компетентности.
| В деловой игре участвуют 3-4 команды (по12-20 человек) от разных школ. Игра предваряется подготовительным этапом: психологи - профориентаторы ЦСТАиПО «Ясенево» проводят с учащимися цикл уроков-тренингов (3-4ч.), а также дают школьникам задание для самостоятельного выполнения. В ходе деловой игры будет осуществлено имитационное моделирование трудовых отношений, которое даст возможность учащимся формировать профессиональное самоопределение, а также ознакомиться с процедурой проведения профессионального конкурсного отбора. Игра направлена на развитие у учащихся логического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений.
| 4ч.+ 3ч.
| Выполнение практических упр-ий и заданий
Игровые упражнения
Работа с подсобными материалами
|
18.
| Просветительская деятельность
| Дни профессий
| На базе Центра встречи с представителями колледжей, ВУЗов, мастер-классы, просмотр профориентационных видеороликов, презентаций, профориентационные игры и т.п.
| 4ч.
|
|
19.
| Профориентация и социально-трудовая адаптация
| Профориентационные конкурсы, фестивали:
Конкурс рисунков, коллажей «Профессиональное дерево моего рода»
(1-4 классы),
Дистанционный конкурс рисунков, поделок, коллажей, сочинений, очерков, фото и пр. «Мир в радуге профессий» (1-11классы),
Окружной конкурс «Фестиваль профессий» (творческие проекты-презентации в художественно-музыкальном стиле – реклама, стихи, сценки, пословицы, танцы и пр.) (7-11классы),
Конкурс (дистанционный) творческих работ «Взрослые – детям. Моя профессия (рассказы о профессиях)» (1-11 классы).
|
|
|
|
20.
|
| Индивидуальные консультации
| Индивидуальное профориентационное консультирование учащихся на базе школы (от 3 человек), на базе Центра – от 1 школьника
|
| Тестирование
Консультирование
|
21.
| Психолого-педагогическая поддержка участников учебно-воспитательного процесса
| Тренинг «Уверенность ЕГЭ» (9 и 11 классы – подготовка к ЕГЭ, ГИА).
Цель – оказать помощь учащимся 9-х и 11-х классов в период, связанный со сдачей ГИА, ЕГЭ в формировании навыков и развитии уверенности в себе при различных жизненных ситуациях.
Задачи - формирование информационного пространства; обеспечение средствами самопознания и развитие навыков саморегуляции; усиление «Я-центра» и идентичности.
| Программа рассчитана на 4 занятия (2+2+2+2), либо интенсив 2 занятия (4+4). Объем – 8часов.
Также разработана краткая программа 4 часа (2+2 или 4). По этой программе у участников формируются навыки позитивного реагирования на стрессовую ситуацию. (В отличии от данной, 8-ми часовая программа позволяет не только сформировать, но и закрепить эти навыки).
| 4 или 8ч.
| Тренинг
|
22.
|
| «Развитие коммуникативных навыков подростков» (12-17 лет)
Цель - формирование способности к самоопределению и саморазвитию, содействие гармонизации личностно-эмоциональной сферы подростков.
Задачи - совершенствование коммуникативных навыков посредством активного игрового процесса; формирования умения открыто и искренне говорить о своих чувствах и желаниях; развитие навыков конструктивного преодоления конфликтов в межличностных отношениях.
| Участие в программе позволяет обучаться техникам вербальной и невербальной коммуникации.
Программа развивает навыки эффективного общения, повышает уверенность в себе; обучает умениям справляться со сложностями, возникающими в процессе общения, распознавать и защищаться от манипуляций.
| 4-10ч.
| Тренинги
Упражнения
Дискуссии
Диагностика
|
23.
|
| Тренинг «Целеполагание» (9-11 классы)
Цель - Наработать навыки эффективного использования времени, добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии.
Задачи – развитие временной перспективы и способностей к целеполаганию подростков; обучение постановки целей и их выполнение, планированию и эффективному использованию своего времени, распределению нагрузки, учитывая личностные особенности.
| На тренинге подростки узнают о важности постановки целей, как их правильно формулировать, повысят мотивацию на работу и будут получать больше удовольствия от нее, узнают, какие факторы стимулируют или ограничивают собственную работоспособность.
| 4-6ч.
| Тренинг
|
24.
|
| Тренинг «Конструктивное поведение в конфликте» (7-11 классы)
Цели - формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи – Научить подростков понимать причины конфликтов, их динамику, положительные и отрицательные последствия; определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации, конструктивно разрешать конфликт, при котором выигрывают обе стороны.
| Участие в тренинге помогает подросткам выработать умения понимать проблему конфликта, определять свои потребности и потребности другой стороны, находить совместные способы решения проблемы конфликта; овладеть техниками управления собственными эмоциями (разрядка эмоций, сомоконцентрация, передача чувств).
| 4-8ч.
| Тренинг
|
25.
|
| Тренинг «Уверенное поведение»
(7-11 классы)
Цели - формирование и развитие навыков уверенного поведения, самопрезентации.
Задачи – повышение самооценки, развитие рефлексии, понимания причин собственной неуверенности, формирование позитивной установки и навыков успешной коммуникации.
| Тренинг направлен на осознание причин неуверенности в себе, повышение самооценки, преодоление трудностей в общении, развитие навыков самопрезентации. Работа на тренинге включает в себя диагностический компонент, а также игры и упражнения на отработку навыков уверенного поведения.
| 4-6ч.
| Тренинг
|