Скачать 64.85 Kb.
|
Учитель психологии ГОУ СО№ 438 г. Москвы Елатенцева Л.Ю. Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника. Современный мир предъявляет все более и более высокие требования выпускнику школы. Конкурентно способная личность это не только запас знаний умений и навыков, но и готовность активно взаимодействовать с людьми и демонстрировать все приобретенное в образовательном учреждении. Неслучайно компетентностный подход в обучении занимает все большее место в образовании. Основными компетенциями являются:
Выпускник школы, обладающий подобным набором свойств, безусловно, чувствует себя более устойчиво, уверено и востребовано. Предмет «Психология» играет не последнее место в формировании всех компетенций. Наиболее ярко его роль проявляется в социальных и коммуникативных компетенциях, которые представлены как: Социальные компетенции:
Коммуникативные компетенции:
Требования сегодняшнего дня к системе образования, это: эффективность, технологичность, доступность получения достойного образования и воспитания, ориентируясь на личность ребенка, ее неповторимость. Содержательно курс «Психология» и составлен в рамках решения основных вопросов современного образования. Из имеющихся моделей психологических курсов в нашем округе апробирована и адаптирована к условиям общеобразовательной школы с гимназическими классами курс «Преподавание предмета психологии на всех этапах школьного обучения», который полностью удовлетворяет основным требованиям современной психолого-педагогической технологии учебно-образовательного процесса. Технологичность обеспечивается за счет
Само содержание предмета способствует формированию когнитивной компетентности учащегося, развивает его интуитивное мышление логику и категоризацию, приучает грамотно использовать понятийный аппарат и осуществлять меж предметные связи. Интересным является широкий диапазон межпредметных связей это математика и физика, и литература с биологией, иностранные языки и т.д. Инновационным пространством является не только содержание предмета, но и приемы, формы и методы самого урока. Психологи школы, становясь учителями, активно применяют на практике знания различных областей психологии и прежде всего педагогической психологии. Таким образом, урок психологии у грамотного педагога - психолога становиться некой лабораторией для других учителей, где путем обмета опытом повышается психологическая культура не только детей, но и всего педагогического коллектива. (городские семинары) Экспериментальная деятельность всегда предполагает довольно широкие возможности для творчества и различных видов поиска. Опыт нашей школы, где предмет психология в разных вариантах преподается с 1996года, показывает дополнительные возможности самого формата урока. Наиболее эффективным на наш взгляд является эвристическая беседа. Он объединяет в себе как научение так и учение самого ребенка. Создание проблемной ситуации на уроке позволяет актуализировать личностный опыт учащегося, предоставляет возможность свободно высказать свое мнение и выслушать позиции других учеников, сопоставить и обобщить полученную информацию и проанализировать её на основе научных представлений и теорий. Сделать терминологию и понятийный аппарат осознаваемым, и трансформировать его в личностный опыт учащегося. Возможность предмета позволяет поставить в центр урока не столько академические знания, сколько личность самого ученика его взгляды, проблемы и волнующие его вопросы. ( 6 кл. – общение, 8 кл. - выбор профессии) Изучая предмет, учащиеся имеют возможность решения личных проблем. Учитель и формат предмета создает условия ситуации успеха для проблемных учащихся, когда осуществляется безоценочное принятие мнений и своеобразия каждого учащегося, развитие коммуникативных способностей и тем самым обеспечивается более широкий выбор для принятия решений. Тем не менее, это не означает отсутствие оценок, здесь существует четкое деление оцениваются - знания, а не воззрения учащихся. Хотя в этой области еще много вопросов. Признанным способом повышения мотивации к обучению является разнообразие форм урока и видов деятельности. Предмет психология позволяет широко использовать различные приемы. Урок – игра, урок - путешествие, урок - тренинг, семинарские занятие в старшей школе, урок – эксперимент, особенно хорошо это в начальной школе, разнообразные виды докладов и сообщений, использование творческих заданий и презентаций, исследовательские задания по изучению различных особенностей себя самого, своей семьи, класса , школы , отношения различных возрастов к определенной проблеме понимание этой разницы,(ВОСПРИЯТИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, конфликты, стили руководства, привлечение мнения родителей и учителей) проектная деятельность, использование мини проектов, информирование других учащихся по заданной тематике на классных часах, семинарах и педсоветах, выступление полноправными знающими членами школьного коллектива наравне с педагогами и родителями, формат школьной стенгазета и электронной газеты, неделя психологии. Таким образом, содержание предмета, формы и методы преподавания обеспечивают формирование компетентности и толерантности, развитие психологической культуры, понимание себя, что является, как говорилось раньше, сегодня особенно востребованным. Проблемы воспитания знающих и понимающих будущих родителей, профилактика семейных отношений и возможных проблем в этой области так же довольно эффективно решаются курсом, что при определенном дефиците нравственности и искажении образа семьи не может не радовать. Возможно расширение предмета в старших классах при профилизации. Дополнительно 1 или 2 часа на практические упражнения и исследовании которые помогут закрепит и освоить в более полном объеме изученные в предыдущие годы знания. Интересным было бы разработка и введение курсов типа делового общения, что еще больше бы подготовило выпускников к реалиям современной жизни. (факультативы) Предложением может быть разработка к основному учебнику рабочих материалов. Это могут быть рабочие тетради или набор тестов и заданий. В учебниках которые используются уже есть интересные материалы и в задания на дом и в психологических практикумах которыми завершается каждый курс. Изменения современного мира затронули и понятие психологическая культура. Представители психологической науки определяют это понятие следующим образом: Психология как составная часть системной культуры общества многослойна: Существуют различные уровни, на которых происходит взаимодействие, усвоение и использование психологических знаний и умений. Бытовое или обыденное, присутствующие в исторических и религиозных традициях и т. д. Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющие научное обоснование и вместе с тем долю искусства Собственно психологическая наука и образование. К, сожалению, активное включение в бытовую речь и взаимодействие отнюдь не гарантирует отсутствие вульгаризации и искажения содержания понимания и применения психологических терминов и психологических знаний. Навязчиво пропагандируемая через средства массовой информации популярная психология не только создает иллюзии по поводу простоты и примитивности науки, но и внедряет уже с детства около научные представления под видом истинности знаний. Прививается иллюзорная веселость и развлекательность, не требующая усилий. Приведем известное высказывание академика Л.П. Капицы – наука вещь веселая, простая и интересная. Тем не менее постижение науки требует безусловных интеллектуальных усилий и волевого напряжения, а также творческого подхода при трансформации знаний в собственный жизненный опыт. Курс «Преподавание предмета психологии на всех этапах школьного обучения» как раз стремиться решить задачу доступным для учащихся способом, рамками классно - урочной деятельности, внести именно научную ясность в понимание и применение психологических знаний учащимися, закладывая основу для формирования настоящей психологической культуры, насколько это возможно в современных условиях. Стабилизируя и систематизируя представления ребенка о богатом и сложном мире психологической науки и практики. |
Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной... | Основная образовательная программа по направлению 030300. 68 «Психология» Общая психология и социология как дисциплины – “прародительницы” социальной психологии. Отсутствие единой трактовки предмета социальной... | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | Конспект развлечения в средней группе Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника | ||
Проект содержания электронной «Энциклопедии школьника» «Энциклопедии школьника» по обществознанию, представлены научно-образовательные и научноинформационные материалы для формирования... | Конспект занятия-досуга по пдд средней группе "Внимание на дороге " Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника | ||
1. предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения... Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки) | Правила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения.... Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | Конспект урока по физике «Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы» «Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся... | ||
Как сделать современным и интересным урок русского языка? Как привлечь к чтению современного школьника, равнодушного к переживаниям Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Пьера Безухова? Как приблизить... | Педагогическая практика как основа подготовки специалиста дефектологического профиля Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | ||
План урока во 2 классе Тема «How are you?» Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство... | Конспект занятия по психологии. Дата: Номер урока: Тема: "Ощущение".... Включает музыку, направленную создание благоприятной психологической обстановке | ||
Рабочая программа дисциплины «Психология в управленческой деятельности» Целью курса является формирование целостного представления о психологии в управленческой деятельности как разделе психологической... | Тема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования" Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические... |