Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника





Скачать 64.85 Kb.
НазваниеОбразовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника
Дата публикации25.08.2014
Размер64.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Учитель психологии ГОУ СО№ 438 г. Москвы Елатенцева Л.Ю.

Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника.
Современный мир предъявляет все более и более высокие требования выпускнику школы. Конкурентно способная личность это не только запас знаний умений и навыков, но и готовность активно взаимодействовать с людьми и демонстрировать все приобретенное в образовательном учреждении. Неслучайно компетентностный подход в обучении занимает все большее место в образовании. Основными компетенциями являются:

  • Интеллектуальные;

  • Социальные;

  • Информационные;

  • Коммуникативные.

Выпускник школы, обладающий подобным набором свойств, безусловно, чувствует себя более устойчиво, уверено и востребовано.

Предмет «Психология» играет не последнее место в формировании всех компетенций. Наиболее ярко его роль проявляется в социальных и коммуникативных компетенциях, которые представлены как:

Социальные компетенции:

  • социальная активность

  • понимание значения и роли семьи в обществе

  • психическая энергия

  • тревожность

  • сопротивляемость стрессам

  • направленность личности

  • волевое самоуправление

Коммуникативные компетенции:

    • активность в общении

    • потребность в общении

    • доброжелательность

    • адекватная позитивная самооценка

    • взаимоотношения в классе и семье

    • психологическая грамотность во взаимодействиях

Требования сегодняшнего дня к системе образования, это: эффективность, технологичность, доступность получения достойного образования и воспитания, ориентируясь на личность ребенка, ее неповторимость.

Содержательно курс «Психология» и составлен в рамках решения основных вопросов современного образования.

Из имеющихся моделей психологических курсов в нашем округе апробирована и адаптирована к условиям общеобразовательной школы с гимназическими классами курс «Преподавание предмета психологии на всех этапах школьного обучения», который полностью удовлетворяет основным требованиям современной психолого-педагогической технологии учебно-образовательного процесса.

Технологичность обеспечивается за счет

  • системности и комплексности подхода к отбору и подаче материала

  • соответствие возрастным особенностям учащихся и тем задачам ,которые становятся ведущими в каждом возрасте, что помогает лучше понять и увидеть модели и способы их решения, и обеспечить профилактику возможных проблем. Влияние на формирование личности и понимание закономерностей возрастных периодов и кризисов( необходимость решения поставленных задач возраста, сензитивные периоды)

  • экономию времени, средств, др. ресурсов для эффективного освоения материала -1 час в неделю (учебник, методич. матер)

  • условия создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени в области предпрофильной подготовки через целенаправленную, опережающую работу по принятию учеником решения о профиле обучения. Подготовка к решению вопроса о будущей профессии.

  • предпрофильность и профилизацию, т.к. является одим из ведущих предметов в цикле гуманитарных и общественных, а также естественнонаучном.

  • высокую результативность проводимых психолого-педагогических мероприятий.

Само содержание предмета способствует формированию когнитивной компетентности учащегося, развивает его интуитивное мышление логику и категоризацию, приучает грамотно использовать понятийный аппарат и осуществлять меж предметные связи. Интересным является широкий диапазон межпредметных связей это математика и физика, и литература с биологией, иностранные языки и т.д.

Инновационным пространством является не только содержание предмета, но и приемы, формы и методы самого урока. Психологи школы, становясь учителями, активно применяют на практике знания различных областей психологии и прежде всего педагогической психологии. Таким образом, урок психологии у грамотного педагога - психолога становиться некой лабораторией для других учителей, где путем обмета опытом повышается психологическая культура не только детей, но и всего педагогического коллектива. (городские семинары)

Экспериментальная деятельность всегда предполагает довольно широкие возможности для творчества и различных видов поиска. Опыт нашей школы, где предмет психология в разных вариантах преподается с 1996года, показывает дополнительные возможности самого формата урока. Наиболее эффективным на наш взгляд является эвристическая беседа. Он объединяет в себе как научение так и учение самого ребенка.

Создание проблемной ситуации на уроке позволяет актуализировать личностный опыт учащегося, предоставляет возможность свободно высказать свое мнение и выслушать позиции других учеников, сопоставить и обобщить полученную информацию и проанализировать её на основе научных представлений и теорий. Сделать терминологию и понятийный аппарат осознаваемым, и трансформировать его в личностный опыт учащегося. Возможность предмета позволяет поставить в центр урока не столько академические знания, сколько личность самого ученика его взгляды, проблемы и волнующие его вопросы. ( 6 кл. – общение, 8 кл. - выбор профессии)

Изучая предмет, учащиеся имеют возможность решения личных проблем. Учитель и формат предмета создает условия ситуации успеха для проблемных учащихся, когда осуществляется безоценочное принятие мнений и своеобразия каждого учащегося, развитие коммуникативных способностей и тем самым обеспечивается более широкий выбор для принятия решений. Тем не менее, это не означает отсутствие оценок, здесь существует четкое деление оцениваются - знания, а не воззрения учащихся. Хотя в этой области еще много вопросов.

Признанным способом повышения мотивации к обучению является разнообразие форм урока и видов деятельности. Предмет психология позволяет широко использовать различные приемы. Урок – игра, урок - путешествие, урок - тренинг, семинарские занятие в старшей школе, урок – эксперимент, особенно хорошо это в начальной школе, разнообразные виды докладов и сообщений, использование творческих заданий и презентаций, исследовательские задания по изучению различных особенностей себя самого, своей семьи, класса , школы , отношения различных возрастов к определенной проблеме понимание этой разницы,(ВОСПРИЯТИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, конфликты, стили руководства, привлечение мнения родителей и учителей) проектная деятельность, использование мини проектов, информирование других учащихся по заданной тематике на классных часах, семинарах и педсоветах, выступление полноправными знающими членами школьного коллектива наравне с педагогами и родителями, формат школьной стенгазета и электронной газеты, неделя психологии.

Таким образом, содержание предмета, формы и методы преподавания обеспечивают формирование компетентности и толерантности, развитие психологической культуры, понимание себя, что является, как говорилось раньше, сегодня особенно востребованным.

Проблемы воспитания знающих и понимающих будущих родителей, профилактика семейных отношений и возможных проблем в этой области так же довольно эффективно решаются курсом, что при определенном дефиците нравственности и искажении образа семьи не может не радовать.
Возможно расширение предмета в старших классах при профилизации.

Дополнительно 1 или 2 часа на практические упражнения и исследовании которые помогут закрепит и освоить в более полном объеме изученные в предыдущие годы знания.

Интересным было бы разработка и введение курсов типа делового общения, что еще больше бы подготовило выпускников к реалиям современной жизни. (факультативы)

Предложением может быть разработка к основному учебнику рабочих материалов. Это могут быть рабочие тетради или набор тестов и заданий. В учебниках которые используются уже есть интересные материалы и в задания на дом и в психологических практикумах которыми завершается каждый курс.


Изменения современного мира затронули и понятие психологическая культура. Представители психологической науки определяют это понятие следующим образом:

Психология как составная часть системной культуры общества многослойна:

Существуют различные уровни, на которых происходит взаимодействие, усвоение и использование психологических знаний и умений.

Бытовое или обыденное, присутствующие в исторических и религиозных традициях и т. д.

Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющие научное обоснование и вместе с тем долю искусства

Собственно психологическая наука и образование.

К, сожалению, активное включение в бытовую речь и взаимодействие отнюдь не гарантирует отсутствие вульгаризации и искажения содержания понимания и применения психологических терминов и психологических знаний. Навязчиво пропагандируемая через средства массовой информации популярная психология не только создает иллюзии по поводу простоты и примитивности науки, но и внедряет уже с детства около научные представления под видом истинности знаний. Прививается иллюзорная веселость и развлекательность, не требующая усилий.

Приведем известное высказывание академика Л.П. Капицы – наука вещь веселая, простая и интересная. Тем не менее постижение науки требует безусловных интеллектуальных усилий и волевого напряжения, а также творческого подхода при трансформации знаний в собственный жизненный опыт.

Курс «Преподавание предмета психологии на всех этапах школьного обучения» как раз стремиться решить задачу доступным для учащихся способом, рамками классно - урочной деятельности, внести именно научную ясность в понимание и применение психологических знаний учащимися, закладывая основу для формирования настоящей психологической культуры, насколько это возможно в современных условиях. Стабилизируя и систематизируя представления ребенка о богатом и сложном мире психологической науки и практики.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconОсновная образовательная программа по направлению 030300. 68 «Психология»
Общая психология и социология как дисциплины – “прародительницы” социальной психологии. Отсутствие единой трактовки предмета социальной...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconКонспект развлечения в средней группе
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconПроект содержания электронной «Энциклопедии школьника»
«Энциклопедии школьника» по обществознанию, представлены научно-образовательные и научноинформационные материалы для формирования...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconКонспект занятия-досуга по пдд средней группе "Внимание на дороге "
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника icon1. предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения...
Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconПравила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения....
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconКонспект урока по физике «Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы»
«Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconКак сделать современным и интересным урок русского языка?
Как привлечь к чтению современного школьника, равнодушного к переживаниям Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Пьера Безухова? Как приблизить...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconПедагогическая практика как основа подготовки специалиста дефектологического профиля
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconПлан урока во 2 классе Тема «How are you?»
Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconКонспект занятия по психологии. Дата: Номер урока: Тема: "Ощущение"....
Включает музыку, направленную создание благоприятной психологической обстановке
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconРабочая программа дисциплины «Психология в управленческой деятельности»
Целью курса является формирование целостного представления о психологии в управленческой деятельности как разделе психологической...
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника iconТема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования"
Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск