Педагогическая практика как основа подготовки специалиста дефектологического профиля
Составной частью профессиональной подготовки педагога-дефектолога является практическое освоение всех элементов педагогической деятельности.
Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов педагог-дефектолог.
Практика направлена на овладение навыками и умениями самостоятельного ведения коррекционно-педагогической работы, отработку профессионально-педагогических навыков, научно-исследовательских умений и формирование личностных качеств будущих специалистов и является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки их теоретической подготовки, формирование адекватного отношения к лицам с отклонениями в развитии.
Цель педагогической практики: теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с лицами с отклонениями в развитии. Задачи педагогической практики:
совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и выработка у студентов умения применять эти знания в практической педагогической деятельности;
формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать коррекционно-развивающий процесс в специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, обобщать передовой педагогический опыт;
подготовка студентов к эффективному проведению коррекционно-развивающей, работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей;
организация общения и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, изучение их возрастных особенностей;
формирование творческого подхода к решению коррекционно-развивающих задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности;
воспитание любви к профессии дошкольного педагога-дефектолога, стремления к совершенствованию своих педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего дошкольного педагога-дефектолога
Виды педагогических практик на факультете специальной педагогики и психологии:
Научно-исследовательская практика
Учебно-воспитательная практика
Стажерская практика
Преддипломная практика
Содержание педагогических практик разработано в соответствии с рекомендациями УМО по специальностям дефектологического профиля и соответствует требованиям ГОС ВПО.
Педагогическими площадками для осуществления прохождения практики являются:
Дошкольные специальные (коррекционных) образовательных учреждений;
школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
центрах социальной помощи семье и детям;
центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
центре психолого-педагогического сопровождения.
Виды и сроки проведения педагогических практик
Дневное отделение
Наименование практики
| Курс
| Семестр
| Кол-во недель
| Научно-исследовательская практика
| 2
| 4
| 4
| Учебно-воспитательная практика
| 4
| 7
| 7
| Стажерская практика
| 4
| 8
| 5
| Преддипломная практика
| 5
| 9
| 6
|
Заочное отделение
Наименование практики
| курс
| семестр
| кол-во недель
| курс
| семестр
| кол-во недель
| Сроки обучения
| 5 лет
| 3,8 лет
| Научно-исследовательская практика
| 2
| 4
| 2
| 1
| 2
| 2
| Учебно-воспитательная практика
| 3
| 6
| 2
| 2
| 4
| 2
| Стажерская практика
| 4
| 8
| 2
| 3
| 6
| 2
| Преддипломная практика
| 5
| 9
| 5
| 4
| 7
| 5
|
Научно-исследовательская практика Цель - сформировать у студентов практические умения по определению хода развития детей, их проблем и достижений, установлению соответствия психического развития возрастным нормам.
Задачи практики:
применение и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения в ВУЗе,
развитие и совершенствование умений и навыков педагогической деятельности,
формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;
практическое применение знаний в условиях самостоятельной научно-исследовательской деятельности,
формирование специальных профессионально-педагогических умений и необходимых для учителя-дефектолога личностных качеств.
Критерии оценки научно-исследовательской практики
отношение к педагогической работе (системность, самостоятельность, творчество);
уровень теоретической и практической подготовленности к соответствующей деятельности студентов (ознакомление с учебно-воспитательной работой учреждения, изучение детей, планирование работы, проведение занятий, уроков и внеклассных мероприятий);
уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности;
качество подготовки отчетной документации;
выполнение требований, предъявляемых студенту.
Рисуночные тесты (ДОУ №131)
Учебно-воспитательная практика Цель- практическое освоение совокупности методов и приемов учебно-воспитательной работы в условиях специализированных дошкольных и школьных учреждений и групп (классов), овладение основами педагогической культуры современного воспитателя, формирование готовности к творческому педагогическому труду.
Задачи практики:
формирование у студентов профессиональной позиции в образовательном процессе,
формирование у студентов профессиональных качеств личности педагога, владеющего современными технологиями воспитания и обучения детей с особыми нуждами,
закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом при изучении психолого-педагогических и дефектологических дисциплин в ВУЗе,
формирование у студентов интереса к новым педагогическим и психологическим идеям, стремления искать и внедрять педагогические инновации в свою работу,
повышение у студентов педагогической деятельности (культура общения, культура речи, культура внешнего вида),
создание у студентов установки на личностно-ориентированное общение с детьми,
развитие умение и навыков работы с родителями (умение определить актуальную тему, выбирать эффективную форму работы с родителями и т.п.)
развитие педагогической наблюдательности, рефлективности и прогностических способностей.
Критерии оценки учебно-воспитательной практики
уровень теоретической и практической подготовленности к соответствующей деятельности (ознакомление с учебно-воспитательной работой учреждения, изучение детей, планирование работы, проведение занятий, уроков и внеклассных мероприятий);
качество выполнения отдельных видов деятельности студентов, определяемой задачами практики;
уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности;
качество подготовленной отчетной документации;
выполнение требований, предъявляемых студенту.
Стажерская практика Цель - формирование практического опыта работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии.
Задачи:
формирование у студентов практических умений своевременного выявления нарушений развития,
практическое применение знаний в условиях самостоятельной работы по будущей специальности,
формирование творческого подхода к научно-исследовательской и практической деятельности,
формирование профессиональных умений, необходимых для работы по специальностям дефектологического профиля.
Критерии оценки стажерской практики
уровень теоретической и практической подготовленности к соответствующей деятельности, определяемой задачами практики;
степень эффективности проведенной студентами работы;
умение анализировать различные занятия (учебные и развивающие);
отношение к педагогической работе, детям;
выполнение требований, предъявляемых студенту-практиканту.
Анализ представленной отчетной документации:
учебной карты студентов;
дневник прохождения педагогической практике;
конспектов зачетных занятий и урок;
методическое обеспечение занятий;
характеристика на студента, а также результаты посещенных текущих и итоговых учебных занятий и воспитательных мероприятий.
Преддипломная практика Цель -овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику нарушений, планирование и проведение коррекционной работы в условиях специальных коррекционных учреждений.
Задачи:
применение и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения в вузе;
развитие и совершенствование умений и навыков педагогической деятельности;
формирование творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности;
практическое применение знаний в условиях самостоятельной учебно-воспитательной работы;
формирование специальных профессионально-педагогических умений и необходимых для дефектолога личностных качеств;
проведение экспериментального исследования по теме дипломной работы.
Критерии оценки преддипломной практики
уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).
степень сформированности профессионально-педагогических умений и навыков (овладение методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми подростками, страдающими нарушениями речи).
уровень профессиональной направленности (общение с детьми, любовь к ним, забота о дошкольниках, их развитии; направленность на педагогическую деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового; ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах; осуществление творческого подхода в работе; степень самостоятельности при выполнении обязанностей дефектолога).
качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной педагогической работы.
качество отчетной документации, сдача ее в установленные сроки (в течение недели после окончания практики).
ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Студент организует свою деятельность с учетом требований нормативных документов, правил внутреннего распорядка и традиций учреждения.
Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей программой и отраженные в индивидуальном плане педагогической практики.
В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в конкретной педагогической деятельности.
В дневнике педагогической практики студент отражает основное содержание коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоятельной работы.
Каждый студент самостоятельно готовит необходимые для практики материалы и оформляет все виды документации.
В период практики студент повышает свой профессиональный уровень, используя различные формы самообразования.
На период практики один из студентов группы, работающей в данном учреждении, назначается старостой. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики
|