Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М





Скачать 120.57 Kb.
НазваниеДоклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М
Дата публикации29.08.2014
Размер120.57 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Психология > Доклад


Доклад учителя физической культуры МБОУ СОШ №3 Петрова Е.М.

Организация индивидуального подхода на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности.

Различные виды классификации детей

Индивидуальный подход – это не работа «один на один», а знание индивидуальных особенностей человека и умение применить эти знания на практике.

В психологии под индивидуальным подходом понимается приспособление психологических особенностей личности к деятельности и индивидуализация предъявленных к человеку требований, условий и способов работы. Существует несколько путей индивидуального подхода.

Первый заключается в предъявлении оптимального количества дидактических средств, соответствующих особенностям темперамента и характера индивида.

Второй – преодоление отрицательных черт характера и темперамента.

Третий – формирование положительного отношения к деятельности соответствующими мотивами и на основании этого развитие положительных черт личности.

В.Д. Чепик (1996) отмечал, что эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику человека может быть самым разным, здесь многое зависит от типа личности и её установок на тот или иной вид физической активности.

Для этой цели представляется полезным вспомнить некоторые классификации.

Хорошо известны «школьные типы» П.Ф. Лесгафта: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый» («мягкий» и «злостный»), «угнетённый», а также «нормальный».

В.Я. Ясвин (1997) предложил эмпирические характеристики личности, объединив характеристики « воспитывающей среды» Я.Корчака и типологию П.Ф. Лесгафта:

- «честолюбивому» соответствуют такие качества, как упорство, расчёт, гордость, самоуверенность, любовь к власти и успеху;

- «лицемерному» - хитрость, хвастовство, симулирование, заискивание;

- «забитому злостному» - ожесточённость, самолюбие, подозрительность, безынициативность, замкнутость;

- «забитому мягкому» - равнодушие, беспомощность, холодность, капризность, трусость, ложная самонадеянность;

- «добродушному» - рефлексирование, лень, правдивость, обязательность, рассудительность;

- «угнетённому» - скромность, трудолюбие, низкая самооценка, стремление к уединению, искренность, наблюдательность;

- «нормальному» - смелость, энтузиазм, предприимчивость, постоянная деятельность.

Можно использовать классификацию детей и подростков по четырём группам: «активный», « зависимый», «взрывной», «замкнутый». Она удобна для педагогов.
АКТИВНЫЙ ТИП
Ученики, относящиеся к активному типу, характеризуются повышенной контактностью в сочетании с некоторой беспечностью и агрессивностью. Они решительны и независимы. Самоконтроль выражен недостаточно. Для них не характерны тревожность и ранимость. Достаточно высок риск нарушения поведения (только мальчики).

Под влиянием активной физической деятельности многие имеют хорошее физическое развитие. Особенно они любят подвижные игры, эстафеты, упражнения с элементами спортивных игр.

Для представителей «активной» группы характерна демонстративность. Они стремятся быть лидерами в различных играх, даже в том случае, когда роль лидера не соответствует их социальному статусу и двигательным способностям. Стремятся «брать» всё на себя, при неудачах винят партнёров, болезненно реагируют на поражения, не пытаются выяснить их причины.

Отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дисциплины в отношении к взрослым. Любят командовать. Учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.

Склонны к переоценке своих способностей и возможностей. Особенности своего характера не скрывают. Отходчивы.
ЗАМКНУТЫЙ ТИП
Любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции, неумением угадать желание других, догадаться о сказанном вслух, почувствовать неприязненное отношение к себе или симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать своё присутствие.

Замкнутость затрудняет вступление в детскую группу, где такие дети остаются «белыми воронами».

Они либо подвергаются насмешкам и даже жестокому преследованию, либо внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию благодаря независимости, холодной сдержанности, умению постоять за себя.

Увлечения этой группы учащихся отличаются необычностью, силой и постоянством. В спорте они предпочитают гимнастику, плавание, велосипед, но не коллективные игры.

Самооценка: они верно оценивают свою отгороженность, одиночество, трудность контактов, непонимание окружающих. Любят подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. Они ранимы, остро чувствуют несправедливость.

Замкнутые мальчики имеют низкие физические показатели, девочки в большей степени.

Поведенческие расстройства – гипоактивность и тревога.

Характерные личностные реакции: заниженная самооценка, неуверенность в своих способностях, застенчивость, необщительность, обидчивость; в стрессовых ситуациях – защитная реакция избегания. Наиболее сильным сбивающим фактором для детей замкнутого типа является двигательная неудача, на которую реагируют учитель и сверстники. Они сразу «уходят в себя», не пытаются повторить попытку и в дальнейшем избегают ситуации, в которой есть даже близкие двигательные элементы к этому упражнению.

Дети замкнутого типа достигают неплохих результатов в упражнениях, требующих точности движения. Они не афишируют свои успехи, но комментируют «про себя» ошибки других ребят при выполнении физических упражнений, злорадствуют при их неудачах, особенно при неудачах соперников в спортивных и подвижных играх и эстафетах.

Лёгкая истощаемость психофизических ресурсов в сочетании с невысоким резервом имеют следствием быстрое утомление в циклических монотонных упражнениях: кросс, ходьба на лыжах и т.д. при этом такие дети не пытаются преодолеть наступающее физическое утомление или состояние монотонности, прекращают двигательную деятельность, ссылаясь на отсутствие здоровья, сил, настроении и т.д. Если окружающие настаивают, наступает аффективный разряд (слёзы), особенно у девочек.
ВЗРЫВНОЙ ТИП
С первых школьных лет у таких детей проявляется мелочная скрупулёзность и повышенная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периода злобно-тоскливого настроения и поиска объекта, на котором можно сорвать зло. Эти состояния длятся часами и днями, то нарастая, то ослабевая. С этим связана аффективная взрывность. Повод может быть ничтожным, а аффекты не только сильны, но и продолжительны .

Такие учащиеся устанавливают свои порядки, ищут компанию из младших, слабых, безвольных, умеют подольститься к начальству, завладеть формальными постами, дающими власть над другими, умело пользоваться властью для своей выгоды.

Вязкость, тяжеловесность, инертность откладывают отпечаток на всю психику – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматривается как способ компенсации собственной инертности.

В спорте им кажется заманчивым то, что позволяет развить физическую силу. Большое внимание к своему здоровью, тщательное соблюдение интересов сопровождается злопамятностью, неумением прощать обиды, малейшее ущемление прав.

Самооценка носит однобокий характер. У таких детей склонность к периодам мрачного расположения духа, осторожность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям, стремление жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, склонность к ревности.

Учащиеся взрывного типа отличаются повышенной возбудимостью. Они эгоцентричны, независимы и далеко не всегда считаются с мнением окружающих. Недостаточны самодисциплина и самоконтроль, в трудных ситуациях нередко проявляют решительность. Для этих детей характерны нарушение внимания и гиперактивность.

При выполнении упражнений, требующих хороших скоростно-силовых качеств, взрывные мальчики опережают активных. У взрывных девочек эти качества проявляются не так ярко.

Взрывные дети любят уроки физкультуры как форму активного двигательного выражения своего Я.
ЗАВИСИМЫЙ ТИП
В детстве такие подростки отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом.

С первых классов нет желания учиться. Обнаруживается полное безволие, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество.

Не менее свойственна зависимым детям преданная дружба. Они дружат с тем, кто способен отвлечь, утешить, защитить, удовлетворить потребность в сопереживании.

В группе сверстников на роль вожака не претендуют, их устраивает положение опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность, привязанность к своему окружению. Их правило жизни- думать «как все». Новое не любят, трудно осваиваются в новой обстановке. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам.

Для учащихся «зависимой» группы характерна повышенная контактность в сочетании с полным отсутствием доминантности, агрессивности. У них недостаточна самодисциплина. Они беспечны и нерешительны. Зависимый тип – стрессовый тип.

Они низко оценивают свои физические возможности, хотя оснований может и не быть. У этих детей замечается психосоматическая ослабленность.

Зависимый учащийся относится к физической культуре, как относится к ней лидер.

Чтобы определить, какому примерно типу соответствует ребёнок, можно использовать метод направленного наблюдения. Чем больше совпадающих признаков, тем больше вероятность достоверной диагностики типа.

Внешние характеристики типических групп.
Активный тип.

  1. Ярко выраженная моторика.

  2. Не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности.

  3. Любит быть в центре группы.

  4. Легко отвлекается.

  5. Стремится к участию в различных подвижных играх, соревнованиях.

  6. Любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость.

  7. Сохраняет бодрость в трудных ситуациях.

  8. Неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения.

  9. Быстро реагирует на любые команды.

10) Выраженная способность к подражанию.

11) Легко вступает в разговор с чужими людьми;

12) Склонен к риску;

13) Быстро приступает к работе, получив указания учителя;

14) На уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;

15) Быстро отвечает на неожиданные вопросы.
Замкнутый тип.

  1. Избегает общения в группе учащихся.

  2. Как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери.

  3. Терпеливо ждёт окончания неприятного урока.

  4. Избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль.

  5. Избегает сложных и рискованных двигательных упражнений.

  6. Принижает свои возможности, особенно двигательные.

  7. Не любит выступать на собраниях.

  8. Скован при обращении к нему посторонних взрослых.

  9. Теряется, когда товарищи на него кричат.

  10. Неудача при выполнении двигательного упражнения приводит к ступору.

  11. Мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях.

  12. Терпелив при монотонной работе.

  13. Обидчив.

  14. При несправедливом замечании учителя у него «всё валится из рук».

  15. Болезненно реагирует на шутки над собой.


Взрывной тип.

  1. Любые эмоции проявляются очень ярко;

  2. Не способен взять себя в руки по указанию учителя;

  3. Частые срывы при монотонной работе;

  4. Не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;

  5. Не может сдерживать злость или раздражение;

  6. Не умеет приспосабливать своё поведение к поведению окружающих;

  7. Болезненно переносит поражения в играх и соревнованиях;

  8. Преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;

  9. Охотно берётся выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;

  10. Беспокоен в ситуации ожидания;

  11. Часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;

  12. Делает едкие замечания партнёрам;

  13. Болезненно реагирует на замечания партнёров;

  14. Склонен к излишнему риску в играх;

  15. Во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции.


Зависимый тип.

  1. Стремится не начинать действия, пока не получит соответствующего распоряжения учителя;

  2. Любит, чтобы старшие аргументировали важность предстоящей работы;

  3. Стремится внешне подражать лидерам класса( походка, причёска, любимые словечки;

  4. При выполнении любого действия ждёт похвалы учителя;

  5. На команды реагирует замедленно;

  6. По-разному реагирует на замечания товарищей, боится критиковать лидера, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров;

  7. Легко меняет свои позиции с учетом мнения других;

  8. Часто отказывается от своих намерений в соответствии с мнением старших;

  9. Товарищи легко могут изменить его плохое настроение в лучшую сторону;

  10. Легко приспосабливается к различным стилям деятельности разных учителей;

  11. Избегает выступать против общепринятого мнения в группе;

  12. Способен подавить своё веселье, если это может кого-нибудь задеть;

  13. Не склонен к упрямству;

  14. Любит обсуждать полученное от учителя поручение с товарищами;

  15. Обычно не обижается, когда над ним подшучивают.



При оценке конкретного ребёнка ставится один балл в каждом случае, когда указанный признак проявляется без сомнения.10-12 совпадений является основанием отнести ребёнка к соответствующей типической группе. При совпадении менее10-12 положений считается, что случай неоднозначный и данному типу не соответствует.
Методические рекомендации для работы с детьми в соответствии с предложенной классификацией.
Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы использовать занятия физической культурой для формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера должна способствовать подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д.

При этом необходимо акцентировать внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов их самопознания и самоуправления.

Процесс физического воспитания будет более эффективным при использовании упражнений, воздействующих на физическую и психическую сферы с учётом типа ребёнка.

Активный тип:

- подбор физических упражнений, требующих точности выполнения и достаточного физического напряжения;

- дифференцирование ролей для различного рода игровых упражнений («капитан», «исполнитель»);

- формирование установки на очень точное и ответственное выполнение упражнений, в которых есть хотя бы минимальная возможность риска;

- формирование установок на терпеливое и качественное выполнение циклических упражнений, не представляющих обычно интереса для таких детей.

Замкнутый тип:

- проводить индивидуальные беседы о роли физической культуры с мальчиками («ты станешь сильным и ловким», «тебя никто не сможет победить»); при общении с девочками упор делать на внутригрупповое общение и внешнее проявление физической подготовленности ( «все будут завидовать твоей фигуре»);

- соблюдать принцип постепенности при выборе роли в подвижных играх; сначала давать второстепенную роль, с которой ребёнок легко справится, повышая затем значимость функциональных ролей, вплоть до роли лидера;

- использовать положительное подкрепление: чаще говорить, что это двигательное действие выполнено хорошо, что учащийся справился с заданием;

- подчеркнуть индивидуальное отношение к учащемуся при выполнении упражнений;

- применять двигательные упражнения с включением психической деятельности.

Взрывной тип:

- взрывным детям полезно овладеть дыхательными упражнениями;

- рекомендуется физическая деятельность с элементами единоборства, сублимирующими повышенную агрессивность, а также деятельность, требующая проявления выносливости;

- необходимо культивировать положительное отношение к сложным, но посильным гимнастическим, а также акробатическим к упражнениям; при этом страховка должна быть особенно ответственной;

- для взрывных детей особенно важны занятия ритмикой, в данном случае педагог должен убедительно объяснять. Что владение танцевальными формами делает человека современным, помогает общению и повышает его социальный статус.

Зависимый тип:

- предлагать самостоятельно выбирать различные общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики и для проведения упражнений с группой;

- формировать установку на анализ механизмов каждого упражнения: целесообразно постоянно спрашивать у ребёнка, почему, например, в первой попытке кувырок не получится, а во второй – получится, почему при метании в цель все попадания у него были ниже центра.

- разводить их с «лидером» в разные команды и предлагать выполнение игровых функций, требующих наиболее активных действий, основанных на принятии самостоятельных оперативных решений.
Литература:

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.

2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.. 1988.

3. Лесгафт П.Ф. Школьные типы.- СПБ (Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1995, №4; 1996, №№ 1-3).

4. Чепик В.Д. Физическая культура в социальной практике.- М., 1996.

5. Ясвин В.А. Моделирование образовательной среды. – М., 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconМастер – класс (оздоровительная аэробика) – учителя физической культуры...
Упражнения на развитие силы (калистеника) – (проводятся на гимнастических ковриках)
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconРабочая программа по физической культуре на 2012-2013 уч г. в 10...
Элементы федерального компонента гос стандарта общего образования по физкультуре
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назаровского района, управленцы и учителя школ Назаровского района, управленцы и учителя мбоу «Крутоярская сош» Ужурского района,...
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconЗакон РФ об образовании принят гд 12. 07. 1995 г. Основы законодательства...
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, рекомендованных на федеральном уровне учителя физической...
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconСреднея общеобразовательная школа №2 План самообразования Учителя...
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального...
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconУрока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»
Автор: Романова Наталья Витальевна, учитель физической культуры мбоу "Гимназия №13" г. Ульяновск
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconТематическое планирование уроков физической культуры 5 класс
Маоу онохинская сош. Андриянова Ю. В. – учитель физической культуры, 1 квалификационная категория
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconДоклад призван информировать родителей (законных представителей)...
Публичный доклад мбоу сош №30 с. Романовка содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconПравила безопасности на уроках физической культуры
Учителя физической культуры и преподаватели обж, ве­дущие занятия по прикладной физической подго­товке, обязаны знать причины возникновения...
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconПубличный доклад моу сош им. А. С. Попова
Калиниченко Т. С., Петрова Е. В., Тарасова Л. А., заместитель директора по вр – Синицына Г. В.]
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconНазвание учреждения: мбоу сош№16 г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconИспользование музыкальных игр на уроках физической культуры. Из опыта...
Наши игры – не просто забава, веселое развлечение, но еще и своеобразная подготовка к жизни, помогающая воспитать волю, упорство,...
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconДоклад на тему: Развитие физических способностей учащихся старших...
Автор: Буйлова Светлана Владимировна учитель физической культуры мбоу «Лицей №3»
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconКонспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:...
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М iconДоклад на тему «Уроки физической культуры в малокомплектной школе»
Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск