Скачать 74.8 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3» Педагогический доклад на тему: Развитие физических способностей учащихся старших классов посредством использования гимнастических упражнений Автор: Буйлова Светлана Владимировна учитель физической культуры МБОУ « Лицей № 3» Старый Оскол-2013г. Развитие физических способностей учащихся старших классов посредством использования гимнастических упражнений Развитие физических качеств учащихся, а особенно учащихся старших классов — одна из главных задач физического воспитания. Но в последние годы появилась тенденция к снижению уровня физических качеств и физической подготовленности современных школьников. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Условия обучения в современные школе ограничивают двигательную активность и не обеспечивают должного режима, который позволяет значительно повысить результаты необходимых двигательных качеств. Основы физического воспитания и развития учащихся закладываются в общеобразовательной школе. Общие задачи физического воспитания учащихся предусматривают: 1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья; 2. Развитие двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается только высоким и гармоническим развитием всех физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости; 3. Формирование двигательных умений и навыков; Основной целью в преподавании физической культуры, является не только содействие развитию физических качеств учащихся, но также укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, активного отдыха и досуга. Для достижения данной цели решаются следующие задачи
Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека. Известно, что любая область воспитания использует общие и специфические для неё средства. Совершенствование физических качеств стало обязательным условием каждого урока. Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания и представляет собой совокупность специально подобранных физических упражнений для воздействия на организм учащихся в целях укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков. Гимнастика - как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин "гимнастика" появился примерно в V в.до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. В последние годы средства гимнастики все шире используются в физической подготовке учащихся. Это вызвано тем, что в процессе занятий гимнастическими упражнениями развиваются сила, гибкость, ловкость, вырабатывается координация, точность движений, способность ориентироваться в пространстве в необычных условиях. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым учащимся могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т.п. В ходе уроков гимнастические упражнения можно использовать как для оценки текущей и итоговой двигательной подготовленности учащихся, так и для тренировки новых движений, развития физических качеств. Каждое из упражнений может быть использовано для разностороннего воздействия на организм школьников. Разнообразные гимнастические упражнения на снарядах позволяют избирательно воздействовать на различные группы мышц и организм в целом. Определенная сложность упражнений на снарядах дает возможность совершенствовать умение владеть своим телом и движениями, развивает функции вестибулярного аппарата, обеспечивающего устойчивое равновесие. Постепенное развитие физических качеств должно способствовать повышению двигательной активности. Развитию физических качеств способствует любое упражнение, однако, для того чтобы наиболее эффективно воздействовать на то или иное качество, необходимо включать в урок специальные упражнения. Все эти качества необходимо развивать. Таким образом, физическое развитие - это процесс перехода на более высокий уровень состояния физических качеств и способностей. Это тот период, когда отдельные виды двигательных действий позволяют развивать физические качества. При выборе таких упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций. Для развития силовых способностей обычно используют упражнения с предметами, сопротивлением, лазанье, подтягивание, упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах и т.д. Для развития быстроты надо включать в урок упражнения, связанные с необходимостью мгновенного реагирования на различные сигналы, за минимальное время преодолевать короткие дистанции, где можно регулировать скорость движения. К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, подвижные и спортивные игры. Скоростные качества человека определяются, прежде всего такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата и др. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности; в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. Для этого особенно эффективны такие упражнения как, бег с различной скоростью и продолжительностью. Основными средствами развития координационных способностей являются упражнения, которые предъявляют высокие требования к точности движений. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы: – акробатические упражнения, метание в цель и др. Для комплексного решения воспитательных и образовательных используется метод круговой тренировки. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуя не только общему и физическому развитию школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Всё это помогает проводить уроки интересно и эмоционально, с высокой моторной плотностью. Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Благодаря многообразию упражнений учащиеся полнее удовлетворяют интерес и двигательную потребность, лучше познают себя и товарищей, осознают важность физической культуры в здоровом образе жизни. Это обстоятельство обуславливает необходимость поиска, отбора и развития тех форм занятий, которые бы способствовали повышению развития физических качеств, эмоционального тонуса, активности учащихся. Для решения проблемы улучшения физической подготовленности учащихся используется методика комплексного развития физических качеств. Комплексы круговой тренировки составляются из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений. В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности. Для проведения занятий по круговой тренировке составляется комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Обычно комплекс включает в себя два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия. Нужно стараться применять по возможности все имеющиеся в наличии снаряды и подручный инвентарь. Хорошие результаты дает организация и проведение упражнений, требующих выполнение: последовательно нескольких изученных двигательных действий; двух действий одновременно; сочетание двигательных действий, при котором одно из них вызывало затруднение выполнения другого. Примерный комплекс гимнастических упражнений: 1. подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа. 2. приседание с отягощением 5 кг. 3.сгибание и разгибание рук в упоре от пола, ноги на скамейке. 4. прыжки через гимнастическую скакалку. 5.сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине. 6.подъём ног лёжа на скамейке. 7. «верх по лестнице» - подтягивание с продвижением. Сколь бы не был широк арсенал двигательных действий, которые осваивает ребёнок за время обучения в школе, каковой бы ни была форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс задач направленных на сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств и способностей, что является первоочередной задачей. Библиографический список 1.Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ Под ред. Ляха В.И.- М., 1997. 2. Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура!/Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. – Учебное пособие для учащихся 5 – 7 классов. - М.: Просвещение, 1999.- 117 с. 3. Лях, В. И. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов/А. А. Зданевич, В. П. Лях. – М.: Просвещение, 2011. 4. Лях, В. И. Учебник для учащихся 8-9 классов/В. И. Лях, А.А.Зданевич - М.: Просвещение, 2005.- 162-171 с. 5.Физическая культура в школе. Научно-методический журнал №1 2011 -13с. 6. Физическая культура в школе. Ежемесячный методический журнал №2 14-16с. М.:Педагогика,1990. |
Урока: Образовательные Цель урока: обучение, закрепление и совершенствование гимнастических упражнений на снарядах, разностороннее физическое развитие учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткая характеристика основных групп гимнастических упражнений, влияющие на развитие физических качеств | ||
Конспект урока. Тема: Развитие двигательных навыков на уроке физической... Странстве, закрепить знания и представления о разнообразии общеразвивающих упражнений, активизировать игровую деятельность учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках... | ||
«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | Реферат по физической культуре Основы знаний самостоятельных занятий... Новами физического воспитания в сочетании с практическими навыками самостоятельного выполнения физических упражнений позволит более... | ||
Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | ||
Урок-обощение по теме: «развитие двигательных качеств» Совершенствовать технику выполнения гимнастических упражнений (лазание, опорный прыжок, танцевальные упражнения) | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей... Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | ||
Формирование навыков и умений оказания первой доврачебной медицинской... | Конспект урока по корригирующей гимнастике для 1-х классов Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией | ||
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения Цели урока: раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений,спорта и труда на его развитие;... | Урок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное... ... | ||
Конспект урока по лыжной подготовке «Совершенствование скользящего... Физиологические: развитие физических качеств (быстроты, выносливости) и координационных способностей | Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... |