Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения





Скачать 155.55 Kb.
НазваниеЗначение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения
Дата публикации25.03.2015
Размер155.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Тема : Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
Цели урока: раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений ,спорта и труда на его развитие ; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления.
Оборудование: модель скелета; видеомагнитофон, компьютер, видеозаписи, слайд-фильм с изображением скелетных мышц ,последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.
Ход урока
СЛАЙД 1,2

I. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

  1. Что составляет систему органов опоры и движения?

  2. Какие функции выполняет скелет?

  3. Объясните ,почему позвоночник иногда называют «позвоночной пружиной»?

  4. Когда испытуемый удерживал гантель , какие мышцы были напряжены? (Дельтовидная и широчайшая спины и др. Первая мышца поднимает руку вторая её опускает)

  5. Какая система контролировала сокращение этих мышц?(Нервная система)


II. Изучение нового материала

Учитель. Активная физическая деятельность — одно из обязательных условий гармонического развития человека. Еще великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой (в переводе с древнегреческо­го «гимнос» значит «обнаженный» - греки обнаженными занимались спортом под лучами южного солнца).

Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М. В. Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела».

А. И. Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух».

А. В. Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и за­каливания войск.

Современники А. С. Пушкина писали о нем, что он был самого крепкого сложе­ния, мускулистый, гибкий, этому способствовала гимнастика.

Л. Н. Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках молодежь. Он писал: «При усидчивой умс­твенной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не порабо­тай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

И. П. Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.

- В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм?
Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым - бегай. Хо­чешь быть красивым — бегай. Хочешь быть умным — бегай».

Как вы понимаете это высказывание?

  • Постоянные упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность луч­ше растягиваться. При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы стано­вятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам приникает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.

Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физичес­ки развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражне­ниями?

  • Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного слоя кости.

  • Возрастает мышечная масса, повышается сила.

  • Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

  • В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря '
    активизируется их кровоснабжение и использование кислорода.

  • Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

  • Жизненная емкость легких возрастает.

  • Тренируется сердечная мышца.

  • В организме быстрее протекают обменные процессы.

  • Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральна
    нервной системы.

  • Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить
    напряжение, так как при этом быстрее разрушаются гормоны, и они пер

ют действовать на нервные центры. (Избыток гормонов лишает человека сна, поддерживает его беспокойное состояние.)

  • Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды, особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т. е. кровь не застаивается, постоянно обновляется).

  • Улучшается настроение.


Слайд-3,4,5

  • Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое вре­мя мышечную силу — допинги (от англ. Dope —давать стимулирующее вещество). В спорте применение этих веществ категорически за­прещено, и не только потому, что спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед спортсменом, который его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, трениров­ки, а за счет приема препарата, но и потому, что допинг вреден для организма. За временным повышением работоспособности может последовать негативная реакция.


Видеофильм (допинг)

Вопрос. К чему может привести малая двигательная активность?
Слайд-6,7,8.

Гиподинамия. В последнее время в научной литературе и в периодической печати
широко распространено слово «гиподинамия». Происходит оно от двух греческих слов
«гипо» - под внизу и «динамис» - сила. Следовательно, гиподинамия - это недостаточная физическая (силовая) нагрузка, выступающая как характерная особенность самого
образа жизни.

Главным признаком всего живого является способность к самостоятельным движениям. В человеке самой природой заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведет к тяжелым последствиям для здоровья.

- Что же происходит при гиподинамии?

  1. Ослабляется деятельность сердца.

  2. Происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела;

  3. Развиваются дегенеративные изменения (дистрофия) мышечной и других тканей.

  4. При гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический

состав белков, из костной ткани вымывается кальций и кости становятся рыхлыми).

5.Нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями
приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы.

В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психичес­кому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие сердечно-сосудистые заболевания, как атеросклероз, гиперто­ническая болезнь, инфаркт миокарда, а также другие заболевания (в их числе сахарный диабет).

Формирование правильной осанки
Особенности костной системы подростков

Чем костная система в молодом возрасти отличается от костной системы взрослого человека?
Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей, поэтому их кости менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20—23 годам.
(Слайд-9)

Позже всего формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной. Это значит, что при неправильном положении тела (осанка, походка, посадка за учебным столом, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушается его развитие.

Одно из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы — правильная осанка, которая, кроме того, делает фигуру человека стройной и красивой.
Слайд-10,11,12,13.

Осанка—это навык; т.е. определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве; это положение может быть правильным (хорошая осанка) или неправильным (плохая осанка).
Признаки правильной осанки

Слайд-14
Демонстрация приема проверки правильности своей осанки

Слайд-15,16,17

Чтобы проконтролировать свою осанку нужно:

  1. Встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и
    пятками.

  2. Подбородок слегка приподнять.

3. Зафиксировать в сознании мышечное ощущение при таком положении тела.
Естественно, что ходить так человек не сможет, но если в течение дня 3- 4 раза

осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу, это благоприятно отразится на осанке.
Признаки правильного положения, стоя у классной доски

  1. Стоять прямо, опираясь на обе ноги.

  2. Не опускать низко голову и плечи.


Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки

Слайд-18-24

Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик, походку и делает человека малопривлекательным. В народе говорят, без осанки конь — корова. Никакое симпатичное лицо, модная броская одежда или самая современная прическа не cпасут, если у вас плохая осанка и нескладная походка.

Неправильная осанка ведет к искривлению позвоночника и вредно сказывается на работе органов и систем всего организма. Искривления позвоночника бывают 3 видов, вперед — патологический лордоз, назад — патологический кифоз и боковое — сколиоз, которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.
Слайд-25-28

Искривления позвоночника затрудняют работу сердца, органов дыхания (легких), кровообращения, пищеварения, мочевыделения и т д.

Полноценный сон не только оказывает положительное влияние на нервную систему и состояние здоровья, но и дает отдых мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы. Для полноценного сна необходимы: удобная постель (жесткая и ровная, на 15-—25 см больше длины тела). Нормальное положение позвоночника нарушается, если, например, спать «калачиком» или с поднятыми на подушке плечами, в слишком мягкой или неровной постели.

Признаки правильной посадки за столом или партой
Слайд-29-30

Проверим, правильно ли вы сидите за столом

1. Поставить руку локтем на парту или вытянутых пальцев должны касаться виска.

2.Между столом и грудью должна свободно проходить ладонь.

Если, сидя за столом, вы немного устали, можно немного наклониться вперед или от­кинуться на спинку стула.

Правильная посадка обеспечивает благоприятные условия для зрительной работы (тетрадь и книга находятся на расстоянии примерно 35 см от глаз). Прямая посадка считается наиболее рациональной, но она не может сохраняться длительное время. Переход от прямой посадки к слегка наклоненной и обратно можно считать более рациональным, чем длительное сидение в одной и той же позе. При постоянном нарушении посадки может развиться искривление позвоночника в грудном отделе, называемое дугообразный кифоз (т.е. искривление назад). Еще его на­зывают круглая спина. Причиной развития дугообразного кифоза могут быть: врожденная слабость мышц, рахит, но чаще всего это длительное согнутое положение туловища за партой или письменным столом. При дугообразном кифозе наблюдаются выдвинутые вперед и опущенные вниз плечи, выпяченный и несколько отвисший живот.
Виды неправильной посадки, ведущие к искривлению позвоночника

Слайд-31-32
Главное условие, позволяющее сохранить сидя наименее утомительную позу, — это соответствие мебели (стола, стула, скамьи, кресла и т. п.) пропорциям тела. Так, сидя на низком стуле, приходится вытягивать ноги вперед или сгибать их в коленях и та­зобедренных суставах под острым углом; на высоком стуле ноги не достают до пола, т.е. тело лишается очень важной точки опоры. Если работать за низким столом, то прихо­дится наклоняться, за высоким — держать руки (и плечевой пояс) в поднятом положении. Во всех этих ситуациях нет возможности соблюдать правильную посадку. Садясь за работу к столу, надо задвинуть стул на 3—4 см под стол.

Неудобная мебель способствует таким распространенным нарушениям посадки, как сидение боком, выдвинув вперед одно плечо, сидение с опорой на одно бедро, с опорой на копчик, на краешке стула и т.п., что ведет к кособокости и деформации тазовых костей. Очень важно выработать и закрепить привычку правильно сидеть, где бы вы ни находились (в гостях, в театре, на концерте и т. п.).

Демонстрация приема проверки правильности подобранного по высоте стола

Сесть за стол, руку, согнутую под прямым углом, прижать к боку. Высота стола должна быть на 2—3 см выше согнутой руки.

Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека.
Чем стопа человека отличается от стопы человекообразны обезьян?

Скелет стопы имеет два свода: продольный и поперечный, благодаря чему стопа спереди опирается на головки плюсневых костей, а сзади на пяточную кость. Такое расположение костей стопы удерживается связками и мышцами стопы и голени.
Зачем нам необходим свод стопы?

Слайд-33

Сводчатость стоп позволяет им пружинить, а следовательно, оберегает человека от различных толчков и сотрясений во время ходьбы, прыжков, бега.

При правильной походке не искривляются тазовые кости, что обеспечивает нормальное положение и работу органов пищеварения, выделения и репродукции, а также кровеносных сосудов, благодаря которым эти органы снабжаются кровью и кислородом.

Нередко наблюдается уплощение, а иногда и полное исчезновение сводов стопы, что носит название «плоскостопие». Развитие плоскостопия в детском возрасте часто связано с неправильной походкой. Например, когда ходят, широко расставляя ноги и развернув стопы для сохранения равновесия. Это искусственно увеличивает площадь опоры, но в то же время увеличивает и нагрузку на внутреннюю часть стоп, уплощая их. При уплощении продольного свода стопа делается длиннее, из-за этого обувь, которая прежде была впору, становится мала. Если же продолжать носить такую обувь, пальцы начинают сгибаться и постепенно деформируются. При уплощении поперечного свода стопа делается более широкой и плоской, как «лапа гуся»: пальцы на ногах начинают расходиться веером, а в дальнейшем один палец начинает накладываться на другой.
Определим какой у вас свод. ( практическая работа)

Слайды 34-41

При плоскостопии отмечается быстрая утомляемость ног при ходьбе, боли в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах, на которых образуются мозоли.

Другой причиной плоскостопия может стать слабость мышц и связок стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительные ходьба и стояние, ношение тяжестей, тучность) или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Мышечно-связочный аппарат как ног, так и всего организма укрепляют ежедневная гимнастика, занятия спортом и массаж. В комплекс утренней гимнастики хорошо включить упражнения для укрепления мышц стопы и голени (приседания, пружинящие прыжки и т. п.) хождение на носках, пятках, на внутренних и наружных краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве, двигать пальцами голых ног.

Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постоянно и систематически тренироваться на продолжительную ходьбу тем самым укрепляя мышцы ног. Для современного человека ходьба самый доступный вид двигательной активности.

Тиссо высказывание"Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить дейст­вие движения".
Существенно ухудшает походку и осанку хождение на высоких каблуках. Но мы часто употребляем такое выражение «Красота требует жертв» К чему могут привести эти жертвы . Послушаем кандидата медицинских наук Елену Малышеву.
Видеофильм. (фрагмент передачи « здоровье»)

(При этом происходит перемещение центра тяжести тела вперед, ноги сгибаются в
коленных и тазобедренных суставах, что вызывает неправильное положение и развитие тазовых костей и перемещение внутренних органов (особенно малого таза). Другое осложнение от хождения на высоких каблуках развитие плоскостопия .При высоте каблука

7 см передний отдел стопы перегружается почти в 3 раза, стопа сползает вниз и большой палец упирается в носок обуви, отчего этот палец отводится кнаружи. Этим как бы уменьшается длина стопы, но у основания пальца начинает выпирать «косточка».

Обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна иметь каблуки высотой 2—3 см. В такой обуви значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого приспособлены.

Нельзя носить в течение всего дня обувь без каблуков, например валенки или тапочки, которые можно надеть для отдыха на короткое время. Вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать еще не окрепшие связки и мышцы голени и стопы. Спортивную обувь (кеды, кроссовки, тапочки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т. п.) можно носить только по назначению.

Закрепление:

1.Разгадайте ребусы –Слайд-43-44

2.Выбери правильный ответ –Слайд 47-53

Домашнее задание: повторить тему «Опора и движение»

Задания для проверки знаний
1. Что такое осанка?

1.Привычное положение головы и туловища в пространстве

  1. Привычное положение рук и ног при ходьбе

  2. Привычное положение частей тела при ходьбе

  3. Навык обеспечивающий привычное положение частей пила в пространстве


2. Какие части тела принимают участие в формировании осанки?
1. Голова 2. Туловище 3. Шея

4. Плечи 5. Руки 6. Ноги

7. Ступни 8. Затрудняюсь ответить..
3. Что входит в состав опорно-двигательного аппарата?

1. Кости 2., Мышцы 3. Связки

4. Сухожилия 5. Кожа 6. Пальцы

4. Чем отличается костно-мышечная система в детском и
подростковом возрасте от таковой у взрослых?


1. Более твердая, но более гибкая 2 Менее твердая, но более гибкая

  1. Легко поддается искривлению

  2. Трудно поддается искривлению

  3. В каком возрасте заканчивается формирование костно-мышечной?

1.14-16 лет 2. /7-19 лет 3.20-23 года

4 25-27 лет 5. 30-32 года

5. Какие из костей заканчивают свое формирование позже всех?

  1. Стопы 2)Черепа 3)Позвоночника (позвонки) 4)Таза

5.Кистей рук 6)Грудной клетки (ребра)

6.какие функции выполняет скелет?

1. Опоры тела

2.Защиты внутренних органов 3. Движения 4.пищеварения 5.Дыхания

7.Выберите из перечисленного ниже при знаки правильной осанки

1. Свободное непринужденное и прямое положение головы и туловища
2.Живот выпячен

  1. Плечи находятся на одном уровне, слегка опущены и отведены назад

  2. Ноги согнуты в коленях

  3. Грудь немного выступает вперед

  4. Одно плечо ниже другого
    7.Живот подтянут

8. Колени выпрямлены

9. Опущенная голова и сгорбленная спина

8. Выберите из перечисленного ниже при знаки неправильной осанки

1. Свободное, непринужденное и прямое положение головы и корпуса

2.Опущенная голова
3.Сгорбленная спина

  1. Живот подтянут

  1. Плечи находятся на одном уровне, слегка опущены и отведены назад

  1. Согнутые в коленях ноги

7. Сведенные плечи
8. Живот выпячен
Литература
Арбузова Е..Н ,Усольцева Л.В.Что нужно знать о позвоночнике. / Биология для школьников, 2008, № 1./

Батуев А. С. и др. Биология: Словарь-справочник к учеб. «Биология. Человек. 9 класс» под ред. А. С. Батуева / М.: Дрофа, 2002.

Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. М.: Науч. Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Биология «8 класс. Поурочные планы по учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маш, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс.» Часть I, II / Волгоград: Учитель - АСТ, 2003.

Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 1, 2. - М.: Эксмо, 2003. Бухина Т. Б. Зачетный урок по теме «Кровообращение» /

Выходцева И. О. «Безмолвный крик.» Разговор о сокровенном / Биология в школе, 2001, №2.

Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989.

Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа, 2002.

Мирская Н. Б. Обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двига­тельного аппарата. - Биология в школе. - 2002, № 7.

Сонина Н.И., Сапина М.Р Биология. Человек. Методическое пособие к учебнику ««Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа, 2002.

ПепеляеваО.А, Сунцова И.В Поурочные разработки по биологии .Человек - М.: «ВАКО», 2005.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения icon«Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»
Выявить условия развития костей и мышц; причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconТема урока «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»
...
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения icon“Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”
...
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconУрок по теме: Работа мышц. Утомление. Значение физических упражнений...
Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц. Подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для...
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. План-конспект урока биологии в 8 классе
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Значение физических упражнений для развития сердечно сосудистой системы человека»
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconУчебно-методическая карта дисциплины кв «Ритмика и сценический тренинг»...
Система «драматической выразительности» Ф. Дельсарта., Система физических упражнений Ж. Демени. Метод «эвритмии» Э. Далькроза. Идея...
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconТема урока: "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение"
Цель: обобщить знания учащихся по биологии; проверить уровень усвоения материала; стимулировать познавательную деятельность учащихся;...
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconBritish massmedia (newspapers)
Развивающая: учить использовать вербальные опоры, практиковать выполнение упражнений с функциональными опорами
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconРеферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:...
Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconРефератов для студентов I курса
Обоснование лечебного применения физических упражнений. Противопоказания к применению лечебной физкультуры
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авилова С. А., Т. В. Калинина Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения...
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconТемы рефератов для студентов I курса, временно
Обоснование лечебного применения физических упражнений. Противопоказания к применению лечебной физкультуры
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения iconПлан работы для студентов на 1 семестр года
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск