Скачать 182.92 Kb.
|
Задачи собрания: 1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей. 2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка. 3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми. Форма проведения: Дискуссионный клуб. Вопросы для дискуссии: 1. Что вы понимаете под словами “трудный ребёнок”? 2. Как вы думаете, почему ребёнок становится “трудным”? (Это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или ещё что-то?) 3. Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете? 4. Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры или ждать, что ребёнок перерастёт? 5. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка? 6. О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими людьми и искать у них помощи или, бороться, не вынося мусор из избы? Подготовительная работа к собранию: - Тестирование учащихся (Приложение 1). - Тестирование родителей (Приложение 2). - Подготовка притчи (Приложение 3) - Подготовка рекомендаций по воспитанию трудного ребёнка (Приложение 4) -Подготовка анкеты для родителей: “Моё представление о трудном ребёнке” (Приложение5) - Подготовка памятки “99 возможностей сказать ребенку: “Я тебя люблю!” (Приложение 6) -Презентация (Приложение 7) Ход собрания
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей Все остальное отступить должно. Затем и молим мы богов о детях. Чтоб супостатов наших отражали И другу честь умели воздавать. А в детях если не нашёл опоры, Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем, Что для себя он лишь причину создал И смех злорадный для врагов своих? (Софокл. “Антигона”) Уважаемые мамы и папы, бабушки! Мы рады снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания “Проблема трудных детей в начальной школе” (Слайд 1). Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый.… В попытке обеспечить “счастливое детство” для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то “не то”: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: “Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами”. Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях? (Сообщаются цели собрания. Слайд 2) Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто. Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок? Обычно, бывает очень трудно заставить говорить родителей на общем собрании, поэтому мы провели предварительное анкетирование по вопросам (Приложение 5). По результатам Ваших анкет мы составили перечень признаков трудного ребёнка. Родители обобщают признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения. (Слайд 3)
Итак, это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести результаты анкетирования ваших детей по данной проблеме. (Приложение 1). “Узелки на память”. Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым. Причина первая — борьба за внимание. (Слайд 4)Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия. Причина вторая - борьба за самоутверждение. .(Слайд 5) Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение -это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Причина третья — желание мщения.(Слайд 6) Ребенок может мстить за:
4. Теоретическая справка [13] Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим “сражением”. Как же конструктивно решать конфликты. Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта. Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители”. Второе вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой “ради ребенка”. Какова опасность такого поведения для ребенка. (трудности общения в коллективе). Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”. Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) “Я-сообщение” - говоря о своих чувствах ребенку, в Обсуждение 5.Послушайте притчу. Анализ притчи. В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя. После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик. Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги. С этим вопросом он пришёл к наставнику. “Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутренне развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит”, - сказал ему наставник. Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: “ Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает”.[13] Обсуждение притчи. “Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания” А.С. Макаренко Выслушиваются мнения родителей, звучит выступление психолога. 6. Пути решения проблем воспитания трудного ребёнка. Выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении. Семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. (Слайд 8, 9) Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня. Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же — никогда. Тот лучший проповедник — Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии — Вот лучшая из школ. И если всё мне показать — Я выучу урок. Понятней мне движенье рук. Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет. Чтение притчи (Приложение 3) Вручение родителям памятки “99 возможностей сказать ребенку: “Я тебя люблю!”. (Приложение 6) Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: “Я тебя люблю” это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятия мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу любви. Как себя вести с трудным ребёнком (Слайд 10):
Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком (Слайд 11):
“Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание” А.С. Макаренко
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка. "Трудный": младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда неудачи в игре, в учёбе, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность. Очень важно на данном этапе выявить детей с трудным характером и педагогически запущенных, слабо подготовленных. Обратить внимание на них и их деятельность, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника". (Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка). (Приложение 4) (Слайд 12) 8. Рефлексия занятия - Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем занятии: Что нового узнали? Что происходило? Что понравилось? Что не понравилось? Как работали? Список используемой литературы 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с. 2. Воликова Т.В. Учитель и семья. М., 1980.
Интернет-ресурсы 12. http://nsportal.ru/sites/default/files/roditelskoe_sobranie_15.doc 13.6ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content... 14. natalia0464.rusedu.net/post/909/9799 15. rodsobrania.ppt http://43school.jino.ru/DswMedia/rodsobrania.ppt Приложение 1. Итоги анкетирования в виде диаграммы проецируются на экран и одновременно комментируются учителем. Анкета для учеников:
А) твоё объяснение опоздания выслушают; Б) на твоё опоздание не обратят внимания; В) тебя отругают. 2. Если ты получишь плохую оценку, то А) ты сразу расскажешь об этом родителям; Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты; В) ты вообще об этом не расскажешь. 3. За плохую отметку тебя: А) отругают; Б) посочувствуют; В) накажут. 4. Если тебя родители ругают, то ты будешь: А) молчать; Б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав; В) оправдываться. 5. Если тебя накажут несправедливо ,ты: А) согласишься с этим; Б) промолчишь; В)будешь доказывать свою правоту. 6. Если тебя обидели. ты своих обидчиков: А) простишь, если они попросят прощения; Б) молча проглотишь обиду; В) накажешь своих обидчиков при удобном случае. 7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к : А) родителям; Б) друзьям; В) посторонним людям. 8. Если в доме гости: А) ты вместе со всеми за столом; Б) ты в своей комнате; В) ты получаешь возможность уйти из дома. 9. Если о тебя говорят плохо, то твои родители: А) соглашаются; Б) не обращают на это внимания; В) не соглашаются. 10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты: А) дома; Б) в школе; В) среди друзей. Приложение 2 Тест для родителей "Жизнь ребенка и его успехи в школе". Инструкция для родителей: на каждое утверждение надо дать ответ "да" или "нет". 1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ "да"). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на 10 (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число. 1-й уровень (1 - 0,7 балла). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении. 2-й уровень (0,6 - 0,4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы с обучением ребенка. Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы "поле свободы" ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания. 3-й уровень (0,3 - 0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка - чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете общаться со сверстниками, мешаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии. [11]
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:- Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.- Что же она сказала тебе: - спросил мудрец.- Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?» [14] Приложение 4 Составление памяток-советов для родителей. 1. Установите причину изменившегося поведения Вашего ребенка. 2. Войдите в круг забот Вашего ребенка. 3. Начинайте помощь с малого. 4.Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов. 5. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком. 6. Обязательно отметьте первый успех ребенка. 7. Соедините первый успех ребенка со сверхзадачей самовоспитания. 8.Не забудьте посоветоваться с учителем. 9. Постарайтесь привлечь всех, кто сможет помочь Вашему ребенку. 10. Переход ребенка к самостоятельности должен быть незаметным. 11. Не забывайте чередовать занятия ребенка с пребыванием на воздухе, с физическими упражнениями. 12. Старайтесь развивать в процессе совместного общения чувство собственного достоинства у ребенка. 13. Помогите ребенку увидеть себя таким, каков он есть на самом деле. 14. Не мучайте ребенка своей подозрительностью, недоверием. 15. Остерегайтесь "перезащищенности" ребенка. 16. Учите ребенка деловому расчету и разумной практичности. 17.Стремитесь воспитать сильный характер. [12] Приложение 5 Моё представление о трудном ребёнке. Поставить знак «+» возле качества личности или добавить своё.
Приложение 6 Памятка «99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю!» 1. Молодец! 47. Талантливо. 2. Хорошо. 48. Уже лучше. 3. Не скромничай. 49. Очень мило. 4. Удивительно. 50. Отлично! 5. Гораздо лучше, чем я ожидал. 51. Еще лучше, чем прежде. 6. Значительно лучше меня. 52. Потрясающе. 7. Лучше, чем все кого я знаю. 53. Очаровательно. 8. Великолепно. 54. Классно. 9. Прекрасно. 55. Поразительно. 10. Дивно. 56. Одухотворенно. 11. Высший класс! 57. Неподражаемо. 12. Очень продуманно. 58. Несравненно. 13. Незабываемо. 59. Красота. 14. Именно этого давно ждали. 60. Как в сказке. 15. Поэтично. 61. Проникнутый любовью. 16. Головокружительно. 62. Очень ясно. 17. Ты бьешь без промаха. 63.Ярко образно. 18. Это трогает меня до глубины души. 64. Очень эффектно. 19. Прекрасное начало. 65. Для меня нет никого красивее тебя. 20. Ну, ты прямо профессор. 66. Ты просто чудо! 21. Восхитительно. 67. Ты одаренный. 22. Ювелирно точно. 68. Ты сегодня много сделал. 23. Сказано здорово – просто и ясно. 69. Ты в этом разобрался. 24. Остроумно, очень забавно. 70. Ты ловко это делаешь. 25. Прямо энциклопедические знания. 71. Это как раз то, что нужно. 26. Эффективно работаешь. 72. Ух!! 27. Экстра класс. 73. Поздравляю. 28. Я тобою горжусь. 74. По-моему, ты это ухватил сейчас. 29. Мне очень нужна твоя помощь. 75. Здорово! 30. Ты мне просто необходим. 76. Ты на верном пути. 31. Еще разок и все получится. 77. Не отступай. 33. Молча погладить по голове. 78. Мне очень важна твоя помощь. 34. Молча обнять. 79. Продолжай в том же духе. 35. Молча подержать за руку. 80. Ты делаешь все хорошо. 36. Открыто смотреть в глаза. 81. Ты все замечаешь. 37. Это просто сенсация. 82. Ты сделал это с легкостью. 38. Как тебе это удалось? 83. Прекрасная мысль. 39. Хорошо сделано (имя ребенка). 84. Грандиозно! 40. Научи меня делать также. 85. Это действительно получилось. 41. Тут без тебя не обойтись. 86. Я знал, что тебе это по силам. 42. Ты меня всегда радуешь. 87. Ты мне нужен именно такой, какой есть. 43. Вот это я и называю хорошей работой. 88. Ты смотришь в корень. 44. Никто мне не может заменить тебя. 89. Фантастика. 45. Я горжусь тем, что тебе это удалось. 90. Я сам не смог бы сделать лучше. 46. Сегодня ты превзошел сам себя! 91. Это подобно прорыву в новое и прекрасное. |
План работы гбоу дюц «ведогонь» на декабрь 2013 года Дата Дискуссионный клуб “Существование идеологий различных субкультур в рамках современного общества” | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дискуссионный клуб старшеклассников «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дискуссионный клуб старшеклассников «Дебаты» (технология дебатов К. Поппера) — 2011-2012 год | Форма проведения круглый стол. Вопросы для обсуждения: отрицательная... Задачи: способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером | ||
Годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Педагогические советы (тема, вопросы педсовета, форма проведения, сроки, ответственные) | Фомина Жанна Алексеевна 2012г Тема урок Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения | ||
Доклад к дискуссии на тему: Общая термодинамическая теория и ее экспериментальные... Например, элементарная электрическая форма движения (электриата) с качественной (фактом присутствия именно электрического заряда)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок- видео-проект дискуссии «Audio-exchange project» по теме «Food» составлен для проведения в 10-11 классах | ||
План-конспект проведения дискуссии в рамках Декады социальных педагогов... Формирование правовых знаний, закрепление и совершенствование познаний учащихся в области прав несовершеннолетних | Дискуссии и своего комментария Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции... | ||
Пояснительная записка Учитель: Ефремов Леонид Александрович Тема... Форма урок с элементами дискуссии (используются проблемный или частично поисковый метод) | Семинарское занятие № Урок как основная форма организации учебного... Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс» | ||
1. Мировая валютная система и современные проблемы её развития Задание: подготовка письменно ответов на поставленные вопросы и проведение дискуссии, круглого стола | Конкурса Форма проведения конкурса – очная Учителя-предметники подают заявку для участия за неделю до проведения мероприятия председателю мо социально-гуманитарного цикла в... | ||
«Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения... Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной... | Искуссионный документ ... |