Скачать 236.35 Kb.
|
Методическая разработка семинара - практикума с элементами тренинга и использованием позитив – технологий. Тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей и поддержка психического здоровья педагогов». Разработчик: педагог-психолог МАОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов Томской области, г. Стрежевого Коломиец Юлия Григорьевна, стаж работы – 8 лет. Пояснительная записка. Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряженную деятельность. Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со всеми задачами, которые ставит перед ним педагогическая деятельность более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог в силах давать не только знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально - личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональные трудности работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся не возможно без работы с педагогами в этом направлении. Исследование данной проблемы мы решили начать с опроса педагогического коллектива школы. По нашим наблюдениям и исследованиям, учителя зачастую склонны отдавать предпочтение интеллектуальным достижениям школьников, а внутреннему миру ученика уделяется недостаточно внимания. К примеру, существующая система оценки знаний учащихся, его достижений и успехов формирует неадекватную самооценку учащихся. В начале моего профессионального пути и по сей день, учителя чаще просят провести диагностику в том или ином классе именно каких-то интеллектуальных параметров. Или поступает запрос от учителя исследовать уровень развития ребенка, который не справляется с программой обучения. Также анализ запросов позволяет сделать другой немаловажный вывод – часто учителю «мешает» поведение ребенка на уроках, которое расценивается им как неадекватное, неприемлемое. Например, агрессивное, или неорганизованное, или медленный темп выполнения ребенком заданий. Конечно, есть педагоги исключительные и чуткие к проблемам учащихся и этот факт воодушевляет. Такие педагоги больше используют в своей работе индивидуальный подход. И чаще всего обращаются за помощью к школьному психологу, стараясь понять ребенка и помочь ему преодолеть трудности в обучении или в адаптации. В целях выявления таких трудностей в работе педагогов был проведен опрос с помощью анкеты, инструкция которой была следующей: «С какими трудностями педагогической деятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (выберите из списка несколько вариантов?)» (см. приложение 9). Данная анкета является нашей авторской наработкой и составлена самостоятельно. В опросе приняли участие 41 педагог. Основными трудностями в работе педагогов являются:
Кроме этого, 36% учителей младших и старших классов считают, что слабые знания по предмету являются проблемой в педагогической деятельности. Интересно, что ни один из преподавателей не отметил трудным для себя, наличие каких-то личных проблем ученика, связанных с кризисными, возрастными моментами развития личности школьника. Таким образом, мы видим, что и по сей день большее количество педагогов школы придают значение именно организационным, поведенческим и интеллектуальным характеристикам учащихся. И мало придают значения истинным причинам неуспеваемости учеников. Завышенные требования к способностям учеников, игнорирование возрастных особенностей формируют зачастую у учеников негативное отношение к учебе, к школе, негативное мышление в целом к себе как к ученику. Данная разработка семинара-тренинга содержит в себе как известные методики, так и авторские наработки – позитив-технологии. Цель семинара - практикума: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей. Задачи семинара - практикума:
Материалы и оборудование:
Условия для реализации: специально оборудованный кабинет психолога с приглушенным освещением, мягкими стульями (как показывает практика в обычном учебном классе педагоги чувствуют себя неуютно, привычная обстановка не дает возможности хорошо расслабиться), хорошей звукоизоляцией. Время проведения: приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников. Участники: педагоги, работающие в начальном звене, молодые специалисты. (Упражнения также могут быть использованы в работе с детьми - подросткового возраста, студентами, родителями. Выбор методик и техник. Основополагающими методами являются позитив - технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. В основе позитив-технологий лежит метод НЛП - нейро-лингвистическое программирование или «искусство и наука совершенствования личности». К примеру, упражнение «Моя аффирмация», которое направлено на развитие позитивного мышления. Или упражнение «Колоши счастья». Эти упражнения были успешно апробированы на городском фестивале творческих достижений (имеется сертификат). Данные упражнения уникальны тем, что их также можно использовать в работе с подростками. Методы позитив - технологий также использовались нами в работе с детьми в классе СКК, в работе с детьми дезадаптантами на тренинге для пятиклассников в рамках программы «Первый раз в пятый класс!». Упражнение «Я - Молодец!» позаимствовано нами у автора программы психологического тренинга «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды» Шарыповой Елены Владимировны (Томск, 2005). Это упражнение также можно отнести к методам позитив-технологий, т.к. основная его цель – развитие навыков позитивного самовосприятия. Здесь мы его приводим без каких – либо дополнений. Выбор методов арт - терапии и медитативные техники также на сегодняшний день актуальны и все больше и больше входят как универсальные методы в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия применяется как метод гармонизации и развития личности, как средство для успокоения и снятия стрессового состояния. Ценность арт-терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека. Медитативные техники также относятся к трениговым методам, поскольку они эффективны и полезны в процессе групповой работы. Эти техники используются в обучении физической и чувственной релаксации и в результате сводятся к закреплению навыков саморегуляции и аутосуггестии. Медитативное упражнение «Сад моей души» также позаимствовано у того же автора, но это замечательное упражнение дополнено нами арт-терапевтическим закреплением эффекта при его выполнении. После произнесенного текста педагогам предлагается нарисовать то, что они представили – цветок. Выбор проективных методов интересен тем, что эти методы позволяют «вытащить» то, что волнует учителя, определить диапазон проблем, вывести на групповое обсуждение этих проблем. Проективный метод широко используется как совокупность психологических методик диагностики личности с помощью анализа его действий и высказываний по поводу слабоструктурированного материала. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Упражнение «Картинка» уникально тем, что может выполнять как развивающую, так и диагностическую функцию, поэтому было использовано нами в качестве разминки и для того, чтобы понять с каким настроением пришли педагоги. Выбирая ту или иную картинку, человек бессознательно проецирует свое внутреннее эмоциональное состояние, которое бывает сложно описать словами. Картинки помогают определить это состояние, вербализовать его. Упражнение «Откровенно говоря» мы нашли в той же программе, о которой упоминали выше, но текст предложений дополнен и составлен нами самостоятельно. Это упражнение интересно именно с точки зрения вербализации и осознания проблем педагога, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают «выговориться» участникам и создать чувство «общности», что конечно же способствует «выходу эмоций». Совместное обсуждение проблем сближает и таким образом, помогает эмоционально разрядиться в безопасной для педагогов обстановке. Упражнение «Плюс-Минус» достаточно известное, позволяет увидеть как негативные стороны работы педагога, так и положительные, объективно оценить свою деятельность. Формы, методы и приемы работы на семинаре-тренинге.
Перечисленные методы и техники выбраны с учетом репрезентативной системы педагогов:
Ход семинара - тренинга
Упражнение «Картинка». Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание. Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов. Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».
Учителя рассказывают - почему они выбрали ту или иную картинку, объясняют свой выбор. Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.
Слайдовая презентация «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов». Цель: Введение в тему семинара, познакомить педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания. Демонстрируется слайдовая презентация (см. приложение 8). Демонстрируется 1-й слад с названием темы семинара-тренинга. Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Демонстрируется 2-й слад: «Немного истории». Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Демонстрируется 3-й слад: «Понятие эмоционального выгорания». ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Демонстрируется 4-й слад: «Причины напряженности педагога».
Демонстрируется 5-й слад: «Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы)».
Демонстрируется 6, 7-й слад: «Стадии эмоционального выгорания».
Демонстрируется 8-й слад: Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Демонстрируется 9-й слад: «Физиологическая саморегуляция». «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Демонстрируется 10-й слад: «Способы физиологической саморегуляции».
Демонстрируется 11, 12-й слад: «Способы физиологической саморегуляции». РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Демонстрируется 13, 14-й слад: «ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА».
Демонстрируется 15,16-й слад: «Способы эмоциональной саморегуляции».
Демонстрируется 17-й слад: САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.
Демонстрируется 18, 19, 20-й слад: ВЫВОДЫ.
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов. Материалы: карточки с незаконченными фразами. (см. приложение 1) Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно». Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения. Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна. Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
Цель: Развитие позитивного мышления педагогов. Задачи:
Материалы и оборудование: Калоши счастья (игровой элемент, обычные резиновые колоши, желательно большого размера, с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик. (см. приложение 2,3) Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста». Ожидаемый результат: Участники игры надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности. Задачи:
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника. Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.
1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста. Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния. Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации (приложение 4). Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел. Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения. 2 часть упражнения – арт-терапия. Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмации (приложение 5). Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка». Участники тянуть по-очереди карточки с аффирмациями и зачитывают их. После завершения упражнения можно задать следующие вопросы: какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно было ли прочитать фразу? И т.п. участники делятся впечатлениями. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.
Цель: Шерринг - вербальная рефлексия семинара, завершение, подведение итогов. Материалы и оборудование: По окончании семинара участникам раздаются анкеты «Обратная связь» (приложение 6). Инструкция: «Наш семинар подошел к концу и Вам предлагается в завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишите ваши впечатления, по - очереди расскажите о них». Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят что им понравилось, а что нет. И свои пожелания. Список литературы:
Приложение 1 Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»:
Приложение 2 Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»: Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу Вы сломали каблук.
Большинство Ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Вы внезапно заболели.
Вас бросил муж.
Вы попали под сокращение.
Приложение 3 Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик):
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него. Приложение 4 Текст к упражнению «Сад моей души»
Приложение 5 Карточки к упражнению «Моя аффирмация» (позитивные утверждения): У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ! Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА! Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ! Я УМЕЮ СЛУШАТЬ! Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ! Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ! У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ! Я ОЧЕНЬ УМНАЯ! У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ! Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ! Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ! Я ВЕРЮ В СЕБЯ! МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ! Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ! Я СЧАСТЛИВА! Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР! СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ! МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ! ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ! Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ! Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ! Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ! Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ! МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ! Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ! КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ! Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ! Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ! Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ! Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ! У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР! МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ! Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ! МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ! Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ! Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ! Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ! Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ! Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! Приложение 6 Анкета «Обратная связь» Что Вам понравилось, было интересно?___________________________________________ _____________________________________________________________________________ Что Вам не понравилось, не вызвало интереса?____________________________________ _____________________________________________________________________________ Ваши пожелания______________________________________________________________ Приложение 9 Анкета для педагогов: С какими трудностями педагогической деятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (выберите из списка несколько вариантов):
|
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья... Ований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с овз, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Профилактика эмоционального выгорания и стрессовых состояний педагогов доу в условиях внедрения фгт | ||
Перечень методических разработок учителей Доклад «Профилактика профессионального «выгорания» педагогов как фактор повышения эффективности реализации фгос» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система работы по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов доу | Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта Национального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления педагогам доу | Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | ||
Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта нфпк «Интернет-поддержка... Краткая аннотация в 9 классе по неорганической химии изучается тема «Углерод и его соединения». Урок-практикум направлен на формирование... | Цель. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья... Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | ||
Задержка психического здоровья Зпр – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пытаясь описать суть явления, психологи склоняются к тому, чтобы под синдромом эмоционального выгорания понимать выработанный личностью... | ||
Результат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья» ... | «Формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся... В переходный период обуславливается различными факторами, но, прежде всего, сохранением психического здоровья учащихся, сохранения... | ||
Тематическое планирование по проекту для детей с задержкой психического... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Урок по швейному делу. Тема: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой поясного изделия Региональная научно-практическая конференция «Опыт создания Интернет-ресурсов педагогами Оренбуржья» (в рамках проекта «Информатизация... |