Задержка психического здоровья





Скачать 69.85 Kb.
НазваниеЗадержка психического здоровья
Дата публикации01.04.2015
Размер69.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).1

Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга (могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка); неблагоприятное течение беременности, патология родов; социальные факторы (педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие). Задержка психического развития не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.
Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия

(доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая  сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
ОТЛИЧИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от умственной отсталости, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей умственно отсталых. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР. Игровая деятельность для детей с ЗПР в отличии от умственно отсталых носит более эмоциональный характер. В отличие от нормального сверстника дети с ЗПР не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, умственно отсталые застревают на предметной игровой деятельности.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР
(Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)
Внимание

При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, работают на уроке не более 10-15 мин. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимум концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных  предметов – на математике важен объем внимания, русский язык связан с точностью распределения, чтение – устойчивость внимания.

Некоторые приемы развития внимания: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений давать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, этап самопроверки – обязательный на уроке, также комментирование учеником своей деятельности.

Восприятие

Для ЗПР характерно недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв). Страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность.

Память.

Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у N развивающихся сверстников) запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании. Необходима помощь психолога.

При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части.

Мышление.

У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующая помощь.

Наглядно-образное мышление: большинству нужно многократное повторение, оказание некоторых видов помощи, но есть и такие учащиеся, которые и не справляются с заданием даже с помощью.

Словесно-логическое мышление у большинства неразвито. Некоторые упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек линией, не отрывая руки, «Четвертый лишний» и др.
Речь.

Речь детей с задержкой психического развития характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.

Для речи детей с ЗПР характерно: бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушение звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.


ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


  • общая коррекционная направленность процесса обучения,

  • увеличение срока обучения (возможность обучения в подготовительном классе),

  • малая наполняемость класса,

  • щадящий режим,

  • соответствующий учебный план,

  • увеличение количества часов на трудный раздел программы,

  • использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

  • создание положительной атмосферы на уроке,

  • постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

  • создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

  • опора на игру,

  • целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.



1 Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задержка психического здоровья iconРеферат по биологии на тему: ''Психические отклонения
Задержка психического развития у детей (пограничная умственна отсталость)
Задержка психического здоровья iconЗадержка психического развития (зпр) и проблемы школьной неуспеваемости
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно развивающего обучения...
Задержка психического здоровья iconКурсовая работа
Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем...
Задержка психического здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские...
Задержка психического здоровья iconРезультат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья»
...
Задержка психического здоровья iconАкушерство перечень практических занятий на 4 курсе лечебного факультета на II семестр
Гипоксия плода. Задержка роста плода. Асфиксия новорожденного. Первичная реанимация в родильном зале. Гипоксия плода. Задержка роста...
Задержка психического здоровья iconМетодические рекомендации к проведению тематических педагогических...
Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары
Задержка психического здоровья iconФормирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,...
Задержка психического здоровья iconУчебники, руководства, общие вопросы
Беммел М., Кекен Р. Пен А. Руководств по сестринской помощи в сфере психического здоровья. Киев: Сфера, 2002
Задержка психического здоровья iconПлан летней оздоровительной работы в мдоудс №34 на 2013 год Цели
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей
Задержка психического здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача : сохранение физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения
Задержка психического здоровья iconКлассный час «Первые шаги к здоровью»
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического...
Задержка психического здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья
Задержка психического здоровья iconТема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей и...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Задержка психического здоровья iconПлан работы на летний оздоровительный период гбоу детский сад комбинированного вида №1851
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей
Задержка психического здоровья iconОбразовательная программа для детей с ограниченными возможностями...
Постоянный состав группы – 1 человек, имеющие инвалидность, хронические заболевания, задержку психического развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск