Скачать 91.36 Kb.
|
«Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор школы ___________Н.И. Тараканова __________А.С. Карпова ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» ЗАДАЧА : сохранение физического , психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ : Раздел 1. Самопознание Знание своего тела: части тела, их функциональное предназначение; телосложение; физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания; индивидуальные особенности строения и развития тела. Раздел 2. Я и другие Правила межличностного общения : предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения; дружба; родственные связи: правила семейного общения, права ребенка в семье, правила групповой деятельности; виды и формы общения: вербальное, невербальное; критика и ее виды; конфликты с родителями, друзьями, учителями, способы их разрешения; отношения между мальчиками и девочками. Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний Гигиена тела : кожа и ее придатки; уход за кожей, волосами, ногтями; выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями; запахи тела; уход за кожей лица, рук, ногами, ногтями; правила выбора гигиенических средств ухода за телом; болезни кожи по причине нарушения правил гигиены; правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек; пользование предметами личной гигиены. Гигиена полости рта : общее представление о строении ротовой полости; уход за зубами; выбор зубной щетки, пасты; заболевание зубов и десен, меры их профилактики; питание и здоровье зубов; профилактические осмотры у стоматолога. Гигиена труда и отдыха : режим учебы ,отдыха и сна; индивидуальный режим физических и умственных нагрузок; переутомление, его признаки, методы снятия; оптимальные условия труда; активный и пассивный отдых; гигиена органов зрения, Профилактика инфекционных заболеваний : способы «пассивной» и «активной» защиты от инфекционных заболеваний; причины возникновения, источники и возбудители, пути передачи; поведение при болезни; ответственность за распространение инфекций; инфекции, передающиеся половым путем; туберкулез, его предупреждение. Раздел 4. Питание и здоровье Питание – основа жизни : значение питания для здоровья; как происходит пищеварение; режим питания; основные группы пищевых продуктов; основные блюда их значение; индивидуальное меню; пищевые риски, опасные для здоровья; традиции национальной кухни; ядовитые грибы и растения. Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма Безопасное поведение на дорогах : ситуации самостоятельного движения ребенка по улице; пешеходный переход; перекресток со светофором и без светофора; переход улицы на регулируемом и нерегулируемом перекрестке; правила безопасного поведения возле железнодорожных путей; «островок безопасности»; посадка в транспорт; выход из транспорта; опасность движения группой; ребенок носит очки; правила движения велосипеда. Бытовой и уличный травматизм : опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки; ожоги; опасность при игре с острыми предметами; падение с высоты; опасность открытого окна, катания на лыжах, коньках, прыжков с крыш гаражей; элементарные правила безопасности при катании на велосипеде; оказание первой помощи при острых травмах ( ссадинах, царапинах, поверхностных ранах); укусы зверей, змей, насекомых; правила пользования пиротехническими средствами; обморожение, первая помощь при обморожениях; правила безопасности при экскурсиях, в походах, экипировка туриста; походная аптечка; правила безопасности при обращении с открытым огнем; доврачебная помощь; основные правила наложения жгутов, повязок, транспортировки пострадавшего. Поведение в экстремальных ситуациях : экстремальная ситуация в городе, в деревне; экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком; правила поведения при пожаре; вызов экстренной помощи: 01, 02, 03, 04, службы спасения; стихийные бедствия, техногенные катастрофы; экстремальные ситуации аварийного и криминального характера; поведение при аварийных ситуациях в жилище ( пожар, затопление, разрушение) ; поведение в криминогенных ситуациях; поведение в незнакомой природной среде; совладение с паническим состоянием; переживание острых негативных эмоций и стрессовых состояний; помощь при утоплении. Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг Выбор медицинских услуг : когда, куда и как обращаться за медицинской помощью; типы учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь; обязательное медицинское страхование; ответственность врача; оказание помощи в различных медицинских учреждениях; врачебная тайна; получение и анализ информации с целью выбора медицинских и оздоровительных услуг. Обращение с лекарственными препаратами : рецепт, аптека, лекарство; правила употребления лекарств; опасность самолечения; безопасное хранение и обращение с лекарственными препаратами; злоупотребление медикаментами; побочные действия лекарств; передозировка и первая помощь при передозировке. Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ Общее представление о психоактивных веществах : почему люди употребляют психоактивные вещества; вред табачного дыма; что такое алкоголь, и чем опасно его употребление; поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества; «легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» ( наркотики) психоактивные вещества ( ПВ) ; ложные представления о допустимости ПВ ; зависимость от ПВ : социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая, психологическая; побочные действия при употреблении ПВ; болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табака; изменение поведения человека, связанное с употреблением ПВ. Раздел 8. Развитие физических качеств учащихся Программа физического воспитания : участие в школьных и районных спортивных соревнованиях; проведение игровых программ и спортивных праздников : «Веселые старты», «Зарница», «День здоровья», «Рыцарский турнир» и др.; формирование лыжной базы, проведение лыжных эстафет; разучивание русских народных игр; трудовые десанты по уборке территории поселка и оказания шефской помощи престарелым. ПРОГРАММА «УЧЕНИЕ» ЗАДАЧА : развить индивидуальные способности, превратить учение в творческую потребность каждого ученика. МЕРОПРИЯТИЯ : - постоянно поддерживать контакт с учителями-предметниками, администрацией; - выявить уровень учебных успехов каждого ученика путем посещения занятий и наблюдений; - организовать дополнительные индивидуальные занятия для творчески работающих учащихся как в школе, так и вне ее; - организовать индивидуальные консультации для слабоуспевающих учеников; - способствовать проведению интегрированных мероприятий на базе своих классов (физика-химия, химия-биология, биология-литература и др.) -оказывать помощь в проведении нетрадиционных форм работы с учащимися ( КВН, интеллектуальных игр, судов и т.д.) - проводить классные часы и библиотечные уроки; - знакомить учащихся с научно-познавательной литературой; - ориентировать на чтение журналов, книг, периодических изданий, учебной литературы; - проводить общешкольные КТД: «День знаний», «День самоуправления», классные часы; школьные и районные олимпиады по разным предметам; - родительские собрания : а)как помочь ребенку в овладении знаниями, б)память и ее развитие, в)природные задатки и их развитие. ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ» ЗАДАЧА : воспитывать навыки культуры поведения и общения, чувство глубокого уважения к жизни, людям, родному краю, развивать нравственные и патриотические качества личности. МЕРОПРИЯТИЯ: - проводить уроки культуры поведения и уроки культуры общения , уроки нравственности: о людях войны, труда, творчества и доблести; о родном крае, родной земле, о семье, родном доме, о возвеличивании матери; о высшей ценности человека – жизни; - постоянно оказывать помощь ветеранам; -проводить уроки Мужества ( к Дню Победы, к Дню работников лесной промышленности, к Дню защитников Отечества) ; - родительские собрания : «Культура поведения и общения в семье», «Как выполнить программу «Общение» в семье?»; - организация совместных праздников- школа – семья : «День семьи», «День ученика», «Мама, папа, я – спортивная семья» , «День матери» и др.; - классные часы по правилам поведения в общественных местах и на улице. ПРОГРАММА «ДОСУГ» ЗАДАЧА: на основе общепринятых норм поведения, знакомством с государственными, общенародными законами, правами формировать свободную личность, здоровый образ жизни. Мероприятия: - знакомство с семьей ученика: родители, образование, род занятий, жилищно-бытовые условия, возможности для воспитания, материальный достаток, общественная деятельность родителей, состояние здоровья, наличие библиотеки и ее использование, нормы воспитательного воздействия в семье; - оказание финансовой помощи семье по мере возможности; - родительские собрания: «О соблюдении прав ребенка в семье», «О здоровом образе жизни», « Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?», «Семейные традиции»; - знакомство детей с внутренним распорядком жизни школы; - права и обязанности ( знакомство учащихся с правовыми документами); - организация ученического самоуправления; - создание условий для саморазвития и самоорганизации в процессе подготовки и проведения различных мероприятий; - проведение малых педсоветов с учителями по выработке единых требований классных руководителей и учащихся; - планирование работы на основе психолого-педагогического анализа работы с классом, с группой, с каждым учащимся; - забота о красивой, уютной обстановке классов, кабинетов; - помощь учащимся в организации взаимопомощи; - проведение классных часов: о доброте и отзывчивости, о дружбе и товариществе, о здоровом образе жизни, о справедливом и несправедливом отношении, о ценностях жизни, об эгоизме и равнодушии; - проведение правового воспитания учащихся: защита личности, мир и право на жизнь, развитие и окружающая среда, я среди людей; - родительские собрания: трудный возраст, есть ли границы дозволенного ? о вредных привычках; здоровый образ жизни . ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА «ТАЛАНТ И МЫ» ЗАДАЧА: создание условий для развития способных и одаренных детей. Мероприятия : - принимать участие в смотрах детского творчества: художественная самодеятельность, смотрах рисунков, конкурсы чтецов, смотры поделок, смотр детской фотографии; - родительские собрания: «Как развить способности ребенка?» ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА ЗАДАЧА :воспитывать социальную активность и ответственность через участие в поддержании чистоты, порядка, красоты в школе, экологическое и трудовое воспитание. Мероприятия: - закрепить кабинеты за классами для текущей и генеральной уборки и ремонта; - организация дежурства в классе и школе; - организация работы по сохранности мебели, ремонт мебели; - озеленение школьной территории; - работа на пришкольном участке; - классные часы: «Шаги в будущее»; - проведение экологических субботников; - оказание шефской помощи ветеранам войны и труда. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ЗАДАЧА: на основе индивидуальных особенностей ребенка помочь ему вместе с родителями выбрать профессию по душе. Мероприятия : - проанализировать итоги трудоустройства; - подготовить материал о современных профессиях города, района, области; - иметь сведения о рабочих потребностях в городах, сельской местности; - родительские собрания: «Ваш ребенок и его будущая профессия»; - классные часы: «Куда пойти учиться?», «Кем быть?»; - проведение встреч с людьми разных профессий. ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЗАДАЧА: совместными усилиями учащихся школы, семьи, общественности сделать летний отдых детей увлекательным, интересным, оздоровительным. Мероприятия : - организационная работа: составление списков детей, знакомство с формами оздоровительной работы, уточнение сведений о здоровье детей, решение вопросов о финансировании, заключение договоров с предприятиями и организациями, поддержка деловых связей с летними лагерями- направление детей на отдых, привлечение работников ГАИ, медицинского персонала по необходимости для проведения соответствующей работы; - составление графика работы на пришкольном участке; - составление графика ремонта кабинетов. Содержание летней оздоровительной работы: - работа на школьном дворе : озеленение, постановка опытов, выращивание лекарственных трав, поддержание чистоты, уход за деревьями и цветами; - работа производственных звеньев : выполнение агротехнических работ от посева до сбора , выполнение заказов школы; - работа ремонтных звеньев в школе по графику; - оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, питанием; - экскурсии и турпоходы; - турпоездки. Данные воспитательные программы легли в основу урочной и внеурочной деятельности школы. На основе их составлена программа работы МО классных руководителей; планирование работы кружков- спортивного, информатики, ЮИД, ОБЖ; планирование воспитательной работы классных руководителей; разработана общественно-массовая работа школы по следующим направлениям: патриотическое воспитание, трудовое, нравственное, правовое, музыкально-эстетическое, спортивно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное и экологическое; разработан план мероприятий по профилактике правонарушений, преступлений, наркомании; план мероприятий по профилактике детского травматизма и охране жизни и здоровья детей; план работы детско-ветеранского движения «Патриот»; проводится внутришкольный контроль: вопросы выносятся на совещания при директоре, педагогические советы, родительские собрания; начала работу конфликтная комиссия при школе и школьное самоуправление; действует родительский комитет. |