Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 73.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.11.2013
Размер73.98 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
Конспект семинара – практикума

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Задачи:

  • Создать условия, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;

  • Передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления педагогам ДОУ;

  • Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу;

  • Учить снимать эмоциональное напряжение;

  • Формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.

Ход занятия:

    1. Упражнения-энергизаторы

    • Педагоги встают в круг, лицом друг к другу.

Психолог: сейчас мы начнем покачивание по кругу: сначала в правую сторону. Нам необходимо пройти круг, потом в левую сторону. Мы будем по кругу тихонько плечом толкать своего соседа, так, чтобы он не упал. Это движение идет по кругу, пока не дойдет до меня. (предлагается разный темп выполнения этого упражнения: медленный, быстрый)

      • Педагоги стоят в кругу, лицом друг к другу

Психолог: сейчас я попрошу всех закрыть глаза. Я начну упражнение первой. Я хлопну в ладоши, потом мой сосед справа, потом следующий участник. Я буду последним участником. Во время движения старайтесь глаза не открывать, слушать внимательно своего соседа. (тоже упражнение выполняется в другую сторону). Я теперь задание меняется. Я топну ногой, затем ногой топнет мой сосед справа и так дальше по кругу, я замыкающий. Тоже упражнение выполняем в другую сторону. (темп может меняться в зависимости от подготовленности педагогов)

      • Психолог: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поменяйтесь местами и постройтесь по росту».

- Встаньте слева те, кто одет в брюки, а справа те, на ком юбки;

- слева – у кого карие глаза, справа – у кого голубые, серые и зеленые глаза;

- справа те, у кого туфли на каблуке, слева – у кого без каблука;

- справа те, у кого длинные волосы, слева те, у кого короткие волосы;

- справа те, у кого есть пуговицы на блузке, слева те, у кого нет;

Психолог: Все эти упражнения помогли нам настроиться на дальнейшую работу, установить положительный контакт между участниками. А теперь продолжим нашу работу.

    1. Игра «Карусель»

Психолог: А теперь я предлагаю всем встать в одну шеренгу. Рассчитайтесь на груши и яблоки. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний. Встаем лицом друг к другу.

Я предлагаю вам обсудить темы, которые я вам предложу. По хлопку вы начинаете обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, затем по хлопку вы останавливаетесь и переходите по часовой стрелке к следующему участнику и так до тех пор, пока не встретитесь с тем, с кем начинали.

Перечень тем:

  • Я люблю….

  • Лето я провожу…

  • Я ненавижу…

После завершения упражнения обсуждается то, как понравилось общаться, легко ли было общаться со всеми коллегами, почему не получилось диалога, какая тема была ближе всего.

    1. Теоретическая часть семинара

Психолог: А сейчас мы начинаем теоретическую часть семинара и я расскажу вам о причинах синдрома эмоционального выгорания педагогов.

В процессе исследований психологов было установлено, что факторами, влияющими на развитие эмоционального выгорания педагогов, являются:

  • Стаж педагогической деятельности.

Чаще всего синдром эмоционального выгорания возникает у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и продолжается от 3 до 7 дней (у 69% педагогов) У молодых специалистов, а также специалистов с 10-ти летним стажем педагогической деятельности он бывает не часто (7-10%). Молодые специалисты, скорее всего, занимаются совершенствованием воспитательной работы и оттачиванием педагогического мастерства, а результаты этой деятельности пока не оказывают существенного влияния на психоэмоциональное состояние. У профессионалов с 10-летним стажем, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им спокойнее реагировать на различные педагогические ситуации. Однако после 10 лет работы, особенно в период с 15 до 20 лет, частота проявлений эмоционального выгорания вновь повышается до 21%

  • Общение с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией детского сада и родителями воспитанников).

Причинами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются:

    • Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка (30%)

    • Отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям (25%)

    • Ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%)

    • Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%)

    • Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%)

    • Ответственность перед администрацией, родителями воспитанников, обществом за результат своего труда (37%)

    • Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией (15%)

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Синдром эмоционального выгорания- долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности.

Состояние психоэмоционального выгорания чаще всего испытывают:

  • 56% педагогов – 1-2 раза в год;

  • 21% педагогов – 3-4 раза в год;

  • 15% педагогов – более 5 раз в год;

  • 8% педагогов – не испытывают вообще

По мнению большинства педагогов, развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют:

- начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов;

- проведение открытых занятий и мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

- окончание учебного года;

    1. Дискуссия ( мозговой штурм)

Психолог: давайте вместе с вами подумаем, какие факторы способствуют возникновения синдрома эмоционального выгорания конкретного для каждого из вас. Я раздала вам листы бумаги, на которых вы сейчас и напишите факторы, способствующие возникновения синдрома.

(Педагогам дается 5-7 минут для выполнения данного задания)

Психолог: Итак, все отмеченные факторы можно объединить в следующие группы:

  • Личностные;

  • Организационные;

  • Социальные

    1. Работа в группах

Психолог: а сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?»

(все педагоги делятся на группы, в работе используются ватманы и маркеры. Далее идет обсуждение и сравнение результатов)

Психолог: итак, все названные вами ресурсы можно разделить на четыре группы:

  • Близкие люди (семья);

  • Работа (не только в детском саду, но и на дачном участке, в деревне и т.д.)

  • Интересы, увлечения, хобби;

  • Друзья

Не секрет, что если какой-нибудь из ресурсов преобладает или отсутствует, тот возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подверженный синдрому эмоционального выгорания.

    1. Методика «Щит»

Психолог: предлагаю каждому взять лист бумаги и разделить его на четыре части.

В правом верхнем углу укажите свое имя. В первой части напишите «я сегодня», во второй – «я горжусь», в третьей – «мои желания», в четвертой – «мои увлечения».

Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче и крупнее.

Прикрепите свои работы на доску. Есть ли работы, похожие на вашу? Давайте посмотрим, как вы изобразили себя сегодня, чем вы гордитесь, каковы ваши желания и увлечения.

(далее идет обсуждение работ педагогов, рефлексия выполненного задания)

      1. Упражнение «Главное – второстепенное»

Психолог: напишите по порядку на листе бумаги 5-7 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75-80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в свое настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.

А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица 80-летних.

Сравните два полученных списка. Изменились ли они? Если изменились, то как? Кто хочет высказаться?

( идет обсуждение, каждый из педагогов высказывается по данной проблеме)

    1. Рефлексия

  • Упражнение «Откровенно говоря…»

Психолог: А сейчас я предлагаю вам закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к семинару:

    • Во время семинара я поняла, что…

    • Самым полезным для меня было…

    • Мне не понравилось…

    • На следующем семинаре я хотела бы…

(педагоги отвечают на вопросы семинара, тем самым проводится рефлексия)

      1. Итог занятия

Психолог: а сейчас я хочу предложить каждому из вас упражнение на развитие позитивного мышления. Каждое утро проговаривайте этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.
Упражнение на развитие позитивного мышления

«Именно сегодня»


  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

  2. Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

  3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

  5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

  6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск