Скачать 73.98 Kb.
|
Конспект семинара – практикума «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи:
Ход занятия:
Психолог: сейчас мы начнем покачивание по кругу: сначала в правую сторону. Нам необходимо пройти круг, потом в левую сторону. Мы будем по кругу тихонько плечом толкать своего соседа, так, чтобы он не упал. Это движение идет по кругу, пока не дойдет до меня. (предлагается разный темп выполнения этого упражнения: медленный, быстрый)
Психолог: сейчас я попрошу всех закрыть глаза. Я начну упражнение первой. Я хлопну в ладоши, потом мой сосед справа, потом следующий участник. Я буду последним участником. Во время движения старайтесь глаза не открывать, слушать внимательно своего соседа. (тоже упражнение выполняется в другую сторону). Я теперь задание меняется. Я топну ногой, затем ногой топнет мой сосед справа и так дальше по кругу, я замыкающий. Тоже упражнение выполняем в другую сторону. (темп может меняться в зависимости от подготовленности педагогов)
- Встаньте слева те, кто одет в брюки, а справа те, на ком юбки; - слева – у кого карие глаза, справа – у кого голубые, серые и зеленые глаза; - справа те, у кого туфли на каблуке, слева – у кого без каблука; - справа те, у кого длинные волосы, слева те, у кого короткие волосы; - справа те, у кого есть пуговицы на блузке, слева те, у кого нет; Психолог: Все эти упражнения помогли нам настроиться на дальнейшую работу, установить положительный контакт между участниками. А теперь продолжим нашу работу.
Психолог: А теперь я предлагаю всем встать в одну шеренгу. Рассчитайтесь на груши и яблоки. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний. Встаем лицом друг к другу. Я предлагаю вам обсудить темы, которые я вам предложу. По хлопку вы начинаете обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, затем по хлопку вы останавливаетесь и переходите по часовой стрелке к следующему участнику и так до тех пор, пока не встретитесь с тем, с кем начинали. Перечень тем:
После завершения упражнения обсуждается то, как понравилось общаться, легко ли было общаться со всеми коллегами, почему не получилось диалога, какая тема была ближе всего.
Психолог: А сейчас мы начинаем теоретическую часть семинара и я расскажу вам о причинах синдрома эмоционального выгорания педагогов. В процессе исследований психологов было установлено, что факторами, влияющими на развитие эмоционального выгорания педагогов, являются:
Чаще всего синдром эмоционального выгорания возникает у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и продолжается от 3 до 7 дней (у 69% педагогов) У молодых специалистов, а также специалистов с 10-ти летним стажем педагогической деятельности он бывает не часто (7-10%). Молодые специалисты, скорее всего, занимаются совершенствованием воспитательной работы и оттачиванием педагогического мастерства, а результаты этой деятельности пока не оказывают существенного влияния на психоэмоциональное состояние. У профессионалов с 10-летним стажем, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им спокойнее реагировать на различные педагогические ситуации. Однако после 10 лет работы, особенно в период с 15 до 20 лет, частота проявлений эмоционального выгорания вновь повышается до 21%
Причинами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются:
Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения. Синдром эмоционального выгорания- долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. Состояние психоэмоционального выгорания чаще всего испытывают:
По мнению большинства педагогов, развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют: - начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов; - проведение открытых занятий и мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; - окончание учебного года;
Психолог: давайте вместе с вами подумаем, какие факторы способствуют возникновения синдрома эмоционального выгорания конкретного для каждого из вас. Я раздала вам листы бумаги, на которых вы сейчас и напишите факторы, способствующие возникновения синдрома. (Педагогам дается 5-7 минут для выполнения данного задания) Психолог: Итак, все отмеченные факторы можно объединить в следующие группы:
Психолог: а сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?» (все педагоги делятся на группы, в работе используются ватманы и маркеры. Далее идет обсуждение и сравнение результатов) Психолог: итак, все названные вами ресурсы можно разделить на четыре группы:
Не секрет, что если какой-нибудь из ресурсов преобладает или отсутствует, тот возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подверженный синдрому эмоционального выгорания.
Психолог: предлагаю каждому взять лист бумаги и разделить его на четыре части. В правом верхнем углу укажите свое имя. В первой части напишите «я сегодня», во второй – «я горжусь», в третьей – «мои желания», в четвертой – «мои увлечения». Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче и крупнее. Прикрепите свои работы на доску. Есть ли работы, похожие на вашу? Давайте посмотрим, как вы изобразили себя сегодня, чем вы гордитесь, каковы ваши желания и увлечения. (далее идет обсуждение работ педагогов, рефлексия выполненного задания)
Психолог: напишите по порядку на листе бумаги 5-7 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны. А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75-80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в свое настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным. А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица 80-летних. Сравните два полученных списка. Изменились ли они? Если изменились, то как? Кто хочет высказаться? ( идет обсуждение, каждый из педагогов высказывается по данной проблеме)
Психолог: А сейчас я предлагаю вам закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к семинару:
(педагоги отвечают на вопросы семинара, тем самым проводится рефлексия)
Психолог: а сейчас я хочу предложить каждому из вас упражнение на развитие позитивного мышления. Каждое утро проговаривайте этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»
|