Как помочь ребенку пережить горе





Скачать 225.19 Kb.
НазваниеКак помочь ребенку пережить горе
Дата публикации24.09.2014
Размер225.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ

 

А. Д. АНДРЕЕВА

 

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорче­ниями, в ней порой встречается и на­стоящее горе, связанное с потерей близ­ких вследствие болезней, старости, не­счастных случаев, катастроф, аварий, землетрясений и пр. Взрослые часто испытывают растерянность и замеша­тельство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея пред­ставления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, по­терявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю. Эта про­блема детально анализируется в работе Р. Уэллс, на которой мы подробно оста­новимся (Wells Rosemary. Helping children cope with grief. London, 1978).

Повседневная практика работы с детьми требует от взрослых не столько владения конкретными формами спе­циально организованной психотерапев­тической помощи, сколько умения в рамках обычной, повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, под­держать его, предотвратить развитие неврозов. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учи­телям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с деть­ми и могущими столкнуться с ситуа­цией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.

Есть у данной проблемы и еще один аспект. Родители и учителя обычно рассказывают детям о проявлениях жизни, но стараются избегать раз­говоров и объяснений по поводу смерти.

Тем не менее опыт показывает, что в тех семьях, где тема смерти не является запретной, где достаточно правдиво и ясно, в доступных формах отвечают на вопросы ребенка, дети оказываются го­раздо лучше подготовленными к серьез­ным потерям, чем в семьях, где взрос­лые всячески уклоняются от подобных бесед. Тем не менее идея ознакомления детей с этой печальной стороной жиз­ни встречает значительное сопротивле­ние взрослых, особенно учителей, счи­тающих, что детей следует ограждать от подобных мыслей. Р. Уэллс, например, принципиально не согласна с таким подходом. Нынешние дети, считает она, узнают о многом значительно раньше, чем предшествующие поколения: в шко­лах читают лекции о наркомании и алкоголизме, деторождении и контра­цепции, половых извращениях и абор­тах, и только вопросы, связанные со смертью, находятся под запретом. Почему? Ведь это коснется каждого из нас. Знание о смерти, включая ее по­следствия и осознание ее неизбежности, такая же необходимая часть подготов­ки к жизни и вклад в психологи­ческий рост ребенка, как и все осталь­ное.

Эта работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, зна­ния особенностей его личности. Наив­но думать, что эту тему, столь на­сыщенную эмоционально, под силу одо­леть какому-нибудь одному учителю (физику, биологу или словеснику), со­действие родителей и психолога является обязательным.

Что отличает детское горе

Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. «Вы даже не можете себе предста­вить,— пишет Р. Уэллс,— насколько реакции Вашего ребенка в трагиче­ской ситуации сходны с Вашими. Так же, как и Вы, они переживают горе». Даже если в семье имеется психиче­ски неполноценный ребенок, никак нельзя недооценивать его способность понять происходящее, а также глубину его эмоций. Он, как и другие дети, дол­жен быть включен в переживания всей семьи, и ему требуются дополнитель­ные знаки любви и поддержки.

Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоцио­нального потрясения и не гарантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникно­вение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это труд­ное время детям прежде всего тре­буется поддержка, демонстрация любви и заботы.

Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взросло­го (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненны­ми ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами, и только я пришел с папой».

Что считать нормальными реакциями ребенка

Это обязательно нужно знать, чтобы отличать «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».

Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается молча­ливым уходом или взрывом слез. Очень маленькие дети могут испытывать весь­ма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что про­исходит, но хорошо чувствуют атмо­сферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказывается не са­мой лучшей политикой в такой ситуа­ции. Оно действует временно и не по­могает справиться с горем, а лишь на время отвлекает внимание. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, по­плакать, посидеть или полежать, но не ведите себя так, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы по­горевать, поговорить о матери, отце, брате или сестре. Если ребенок доста­точно большой, дайте ему возмож­ность участвовать в приготовлении к по­хоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и за­нятых делами взрослых.

Отрицание смерти — следующая ста­дия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мерт­вым, но все их мысли настолько со­средоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Поиски — для ребенка это очень логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Не­возможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно пред­ставляют, как умерший родственник входит в дверь.

Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других лю­дей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул». Маленькие дети могут на­чать ломать игрушки, устраивать исте­рики, колотя ногами по полу, под­росток вдруг перестает общаться с ма­терью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к де­прессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические во­просы («Кто будет провожать меня в школу?» «Кто поможет с уроками?» «Кто даст карманные деньги?»). Для более старших детей смерть отца мо­жет означать невозможность продол­жить учебу и т. п.

 

Как помочь страдающему ребенку

Прежде всего необходимо, чтобы переживание разделялось всеми чле­нами семьи. Горе никогда не прохо­дит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит их в жизни.

Самое сложное для взрослого — это сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которо­го ребенок хорошо знает и которому он доверяет. В этот момент очень важ­но прикасаться к ребенку: взять его ру­ки в свои, обнять, возможно, взять на руки. Ребенок должен почувство­вать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Важно также, чтобы у ребенка не возникло чувства вины в связи со смертью близкого.

Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрос­лому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.

Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.

Ребенка надо окружить физической заботой: готовить ему еду, стелить по­стель и т. п. Не нужно взваливать на него в этот период взрослых обязан­ностей («Ты теперь мужчина, не огор­чай маму своими слезами» — это порой говорится даже 8-летнему ребенку). Сдерживание слез противоестествен­но для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не хочет.

В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься семьей целиком.

Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но не всегда легко его к этому побудить. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых пони­мает, что ребенку требуется призна­ние его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с по­терей близкого человека.

Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые воз­вращаются на работу, дети — в школу. Именно в этот момент потеря стано­вится наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что право­мерно любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как энурез, заикание, сонливость или бессонница, ребенок начинает грызть ногти и т. п. Невозможно дать рецепт по каждо­му отдельному случаю. Главное — ис­ходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему. Если ребенок от­казывается от еды, можно предложить ему помочь приготовить обед для всей семьи.

Как снять агрессивное поведение. Маленьким детям можно дать раз­личные коробки, ящики, баллоны, бума­гу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — пору­чить физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную прогулку пешком или на велосипеде.

Однако надо иметь в виду, что в многодетной семье может возникнуть своеобразное соревнование: кто сильнее выражает свой гнев. Все вышесказан­ное не исключает того, что нельзя по­зволить ребенку зайти в этом слишком далеко. Нельзя допустить того, чтобы одному ребенку было позволено абсо­лютно все в ущерб другим детям.

В течение многих месяцев, даже всего первого года, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие собы­тия, как Рождество, день рождения. Затем эмоциональный всплеск, как пра­вило, ослабевает. Потеря не забывает­ся, но семья учится управлять ею.

В каких случаях ребенку требуется профессиональная помощь. Обычно родители стараются избежать обраще­ния к психиатру. Бывает и наоборот: при малейшем подозрении на необыч­ность поведения ребенка родители ки­даются к врачу, в то время как по­мощь требуется им, а не ребенку.

В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:

длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, пол­ное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

анорексия, бессонница и галлюцина­ции (все это чаще встречается у под­ростков). Депрессия подростков—это часто гнев, загнанный внутрь.

Общий совет: настораживает от­сроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокой­ство. Всегда тревожит отсутствие пере­живаний.

Как вести себя, если один из чле­нов семьи тяжело болен

Детям обычно не сообщают о серьез­ных заболеваниях близких, считая, что это избавит их от страданий. Резуль­татом этого может стать возникнове­ние ужасающих фантазий. Медленная агония при неизлечимых заболеваниях ничуть не легче травмы от внезап­ной смерти. Но когда забота о больном распределена между всеми членами семьи, постепенно происходит при­готовление к смерти.

Когда следует поставить в извест­ность детей? В идеале детям с учетом их возраста нужно объяснить, что про­исходит, и не оставлять их наедине с их страхами и печалью. Они тоже могут взять на себя часть забот.

Боль утраты не становится меньше от того, что ребенок знал об этом заранее, но у него была возможность простить­ся, он не получает дополнительную травму от того, что выключен из круга семейных забот.

Известие о диагнозе обычно вызывает ту же реакцию, что и известие о смер­ти: шок, оцепенение, неверие и отрица­ние. Затем приходят страх, тревога, чувство беспомощности и гнев («По­чему это случилось именно со мной?»). Оно может вызвать чувство обиды по отношению к тем, у кого все в по­рядке.

В столь внезапно изменившейся об­становке дети могут испытывать чув­ство ревности по отношению к больно­му, приковавшему к себе внимание и любовь всех членов семьи. Маленькие дети могут плохо себя вести. Фразы типа «Веди себя потише, а то из-за тебя папе станет хуже» порождают у ребенка веру в то, что его поступки могут иметь те или иные последствия («Почему бы страшной болезни не ис­чезнуть, если я буду вести себя хоро­шо?»). Отсюда близко и до чувства вины с далеко идущими последствия­ми.

Дети должны навещать в больнице своих больных родственников, но толь­ко если те не находятся в реанимацион­ном отделении. Это может испугать ребенка. Однако старшие подростки иногда отказываются навещать своих близких в больнице вследствие раз­ных причин. Часто они сердиты на вра­чей, которые не могут помочь больно­му, ревнуют и сердятся, что не они сами являются центром семейной драмы, сер­дятся на себя за эти чувства. Под­росток может опасаться, что в больнице ему придется вести себя как взросло­му, в то время как он еще недоста­точно владеет способностью вести себя вразрез с тем, как он чувствует.

В этих случаях не следует брать ребенка с собой на все время по­сещения больницы. Пусть он позвонит вам по пути из школы, и вы встретите его в холле больницы. Можно пред­ложить подростку «заскочить на 5 ми­нут», чтобы принести в больницу ка­кую-нибудь нужную вещь.

В одном из госпиталей собрали груп­пу подростков, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить все это между собой. Психолог не участвует в беседе до тех пор, пока они его об этом не попросят. Ребятам важно по­чувствовать себя на равных. Поначалу они с недоверием относятся к подоб­ной группе, но, начав говорить, обнару­живают много общего в чувствах и про­блемах. Болезненные порой разговоры помогают подросткам справиться со страхами, прояснить собственные мыс­ли.

Овдовевший родитель: как помочь ему и ребенку

Если вы хотите помочь осиротевше­му ребенку, помогите прежде всего его овдовевшему родителю.

Когда умирает мать, ее место вскоре занимает другая женщина — бабушка или тетка — для того, чтобы кормить, стирать, ухаживать за детьми. Но когда умирает отец, новый мужчина появляет­ся в доме нескоро. Родственник или сосед может иногда помочь вдове по хозяйству, но никто из них не сможет в полном объеме дать любовь и доброту девочкам и поддержку и понимание мальчикам.

В случае внезапной смерти одного из родителей маленькие дети часто чувствуют себя особенно несчастными, если они не видят страданий остав­шегося родителя. Им требуются физиче­ская близость и эмоциональная под­держка, уверенность в том, что мир не перевернулся окончательно. Ребенок может начать брать с собой в постель пижаму умершего отца, который по вечерам часто садился на кровать ре­бенка и читал ему сказки. Мать или бабушка обычно сердятся на ребенка, но его поведение вполне естественно. Оно может считаться болезненным только в том случае, если становится навязчивым и сохраняется во взрослом возрасте.

Иногда, чтобы укрепить любовь оставшегося родителя, старшие дети стремятся спрятать свои эмоции, и толь­ко годы спустя могут дать знать о себе серьезные раны, нанесенные этими скрытыми переживаниями.

Дети сталкиваются со странными из­менениями в поведении овдовевших ро­дителей. Мать или отец могут в это время испытывать противоречивые чув­ства: возникает желание умереть и в то же время присутствует постоянный страх перед какой-либо катастрофой и полным сиротством детей. Родитель мо­жет стать сердитым и чрезвычайно требовательным к ребенку. Любящая мать вдруг становится холодной, а прежде малоэмоциональные женщины могут вдруг стать любвеобильными.

Ответственный и заботливый отец, прежде много времени проводивший дома с детьми, теперь не может за­ставить себя идти домой, где нет жены. Он задерживается на работе, обнару­живает полное безразличие к семье. Это его способ переживания горя.

Часто дети испытывают чувство ви­ны в связи со смертью родителя. Отец Бобби спас его, когда тот тонул, и через несколько часов умер от сердечного приступа. Бобби знал, что мать считает его виновным в смерти отца, и со­хранял это чувство вины в течение нескольких лет. Анни знает, что ее мать умерла при ее рождении, и испытывает чувство вины, хотя отец очень любит ее. Некоторые дети испытывают чувство вины, вспоминая о том, что им что-либо не нравилось в умершем родителе. Здесь важно, чтобы оставшийся роди­тель мог вспомнить и поговорить о своем покойном супруге и со слезами, и со смехом, так, чтобы он стал для ребенка не мифом, а реальным человеком, о ко­тором можно вспоминать.

Если родители находились в разводе, то ситуация становится еще более сложной. Если дети жили с матерью, то они склонны винить ее в смерти их отца. Если мать опечалена этим собы­тием, дети удивляются: ведь родители разведены. Если же мать не плачет, то они обвиняют ее в отсутствии чувств.

Надо помнить, что эти дети один раз пережили большую потерю. Теперь они столкнулись с невозвратимой утратой. Необходимо помочь им выразить свои чувства, вопросы, страхи.

Многие дети боятся, что овдовевший родитель вступит в новый брак, причем этот страх нередко возникает букваль­но в день смерти. На самом деле это вполне реальный страх потерять любовь родителя — отец будет любить ее, а не меня. Если это действительно происхо­дит, дети резко протестуют, не желая признавать нового члена семьи.

Однако в некоторых случаях это мо­жет поддержать ребенка. Например, мачеха демонстрирует, что она привет­ствует преданность ребенка его матери: «Я всячески поддерживаю художест­венные способности девочки, которые она унаследовала от матери». Такая позиция может ослабить напряжен­ность во взаимоотношениях.

Очень важен возраст ребенка, когда родители вступают в повторный брак. В подростковом возрасте это пере­живается особенно тяжело. Но даже если ребенок очень мал, а новые мама или папа приносят счастье в осиротев­шую семью, никогда не надо на­деяться, что дети забудут своих настоящих родителей. Ни один человек не мо­жет заменить другого.

Дети, никогда не знавшие мать или отца, часто испытывают двойственные чувства. Чаще всего потеря воспри­нимается как пустота, разрыв в их жиз­ни, но не горе. Иногда горе становит­ся ощутимее с возрастом ребенка. Почувствует ли ребенок себя обездолен­ным, зависит от того, как поведет себя родитель, с которым ребенок живет. Опасность представляют фантазии ребенка о его незнакомом родителе. На­пример: «Мая мать никогда не говорила о моем отце, и мои фантазии раз­рослись до невероятных размеров. Мо­жет быть, я приемыш? Может быть, мой отец жив? Может быть, он в тюрь­ме? Мне было 20 лет, когда мать сказала мне, накануне моей свадьбы, что мой отец был уважаемым чело­веком. Узнав об этом, я стала горевать о реальном человеке».

Едва ли можно вообразить себе горе ребенка, когда он теряет обоих роди­телей. Если у него нет других родствен­ников, которые могли бы взять его в семью, ребенок попадает в детский дом. Часто осиротевших детей берут к себе прародители. Сложности усыновления, установления опеки могут еще больше углубить горе ребенка. Прародителям тоже очень нелегко: ведь они потеряли сына или дочь. Особая роль здесь при­надлежит бабушке. Если она поймет, что ее любовь и забота помогут ребенку пережить горе, то ее первоначальная беспомощность и растерянность прой­дут. Главная помощь со стороны пра­родителей заключается в том, чтобы ребенок мог сохранить память о роди­телях: «Ты живой портрет твоей мамы», «Отец очень любил музыку, как и ты». По прошествии времени помощь может оказать старый семейный альбом с фотографиями. Дети любят узнавать о своих родителях, рассматривая фото­графии, любят слушать истории о дет­стве своих родителей, и все это по­может прародителям облегчить горе детей.

Как ребенок переживает смерть сиблингов

Если в семье умирает ребенок, все стараются облегчить горе матери. Взрослые говорят детям: «Вы должны помочь маме, у нее большое горе». А что переживают в это время братья и сестры умершего ребенка? Умер малыш, ко­торого любила вся семья; умерла стар­шая сестра, с которой всегда можно было поговорить, брат, с которым ребе­нок ежедневно спорил и ссорился, но который все равно оставался лучшим другом и с которым ребенок жил в одной комнате. Мысль о том, что «я те­перь один ребенок в семье», может ока­заться очень тягостной.

Между тем родители часто бывают настолько поглощены своим горем, что как будто бы забывают о других своих детях. Смерть родителя ужасна для ребенка, однако смерть сиблинга наводит его на мысли о собственной смерти. Часто более младший ребенок, достигнув возраста, в котором умер его брат, становится очень беспокойным, и это надо иметь в виду.

В течение месяцев или лет больной ребенок являлся центром семьи. Здоро­вые дети испытывают смешанное чув­ство ревности, жалости и гнева по отношению к больному. После его смер­ти возникают иные чувства — облегче­ние, сопровождающееся чувством вины. Родители, подавленные горем, могут неправильно интерпретировать это по­ведение, обвинять ребенка в смерти его брата или сестры, припоминая, что он прыгал по постели больного или разбил стакан с лекарством. Все это порож­дает у ребенка долго не проходящее чувство непонимания и отверженности. Иногда ребенку кажется, что родители предпочли бы, чтобы умер он, а не его брат или сестра.

Если родители способны разделить свои переживания с детьми, то даже очень небольшие дети могут проводить время с умирающим ребенком: дер­жать его за руку, читать ему книгу. Это становится частью обычной жизни здорового ребенка. Он переживает вместе с родителями, когда состояние больного ухудшается, и радуется вместе с ними, если ему лучше. Когда больной ребенок умирает, его брат или сестра горюют вместе с родителями. Всегда лучше, если дети знают о тяжелой болезни, участвуют в уходе за больным, могут попрощаться с ним в момент кончины, быть вместе с семьей на по­хоронах. Все это поможет им пре­одолеть страхи и различного рода фан­тазии. Это всегда менее травмирую­щая ситуация, чем полуправда.

Сильные эмоции и недоумение вы­зывает обычно самоубийство сиблинга. Дети часто испытывают гнев («Как он мог так огорчить маму и папу?»), а также смутное чувство ревности, свя­занное с некоторой романтичностью та­кого поступка (нечто вроде драмы Ро­мео и Джульетты). Родители обычно настолько поглощены горем, что не за­мечают других своих детей. Их горе и страдание остаются незамеченными, и дети порой испытывают желание по­кончить с собой, чтобы привлечь внима­ние родителей. В этом случае просто необходимо вмешательство родственни­ков, друзей, хороших соседей. Если ребенок не в силах принять вашу помощь, не колеблясь обратитесь к по­мощи врача или консультанта. Часто бывает необходимо лишь несколько сеансов, чтобы найти подход к ребенку.

Для ребенка в этот период очень важно сознание того, что кто-то о нем думает. «Мой старший брат покончил с собой в результате несчастной любви. Мать попала в больницу, отец запил. Я был трудным подростком, а в это время и вовсе чуть не сошел с ума. Ко мне пришел сосед, и мы отправились на длительную прогулку. Мы гуляли много часов, а потом пошли к нему домой, и его жена хорошо меня накор­мила. Потом мы смотрели телевизор, и они сели рядом со мной, и каждый из них взял мою руку в свою. Это значило для меня больше, чем слова. Я не стал «легким» подростком в одну ночь, но с этого момента я знал, что кто-то думает обо мне».

По прошествии времени родители на­чинают связывать все свои надежды с оставшимся ребенком. Как правило, их ожидания оказываются чрезмерны­ми. Ребенок старается быть похожим на умершего сиблинга и теряет свою ин­дивидуальность.

Смерть неполноценного ребенка за­частую оказывается ожидаемой, осо­бенно в случае врожденного уродства больного ребенка. В течение ряда лет жизнь семьи сосредоточивалась вокруг этого ребенка, ему доставалось больше родительской любви и заботы. Об­легчение, испытываемое остальными детьми после смерти неполноценного брата или сестры, вызывает у них чув­ство вины. Они знают, что их жизнь изменится: им не придется больше ка­тать кресло, они смогут без смущения пригласить к себе друзей, они рассчи­тывают на большее внимание со сто­роны родителей. В то же время они так же глубоко, как и их родители, стра­дают от того, что их брат мог бы жить, как они, но никогда не жил так.

Со стороны нелегко понять истин­ные переживания и реакции сиблингов. Их заявления типа «В этом году мы сможем поехать в отпуск» и т. п. рас­цениваются взрослыми как нечувстви­тельность к утрате, хотя это и не так. Дети часто спрашивают родителей: «Могу ли я занять комнату Тоби?», «Можно ли мне взять себе игрушки сестры?» От родителей требуется доста­точно понимания и мужества, чтобы принять эти предложения с улыбкой: «Конечно, Тоби был бы не против, чтобы ты жил в его комнате», «Да, я думаю, ты будешь заботиться об игрушках Джилл». Это весьма трудно для роди­телей, но дети будут благодарны им за то, что они могут преодолеть этот кризис так, как им этого хотелось бы.

Не следует избегать годовщин: дети должны помнить день рождения и смер­ти сиблинга. За праздничным столом всегда нужно оставлять свободное место. Надо жить так, будто один из членов семьи просто отсутствует.

Что может сделать школа, чтобы по­мочь ребенку пережить горе

Учитель часто оказывается бес­помощным, когда сталкивается с необ­ходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель мо­гут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии привычные еже­дневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущение комфор­та и безопасности, а иногда и при­нести облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостной домаш­ней атмосферы.

Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможно­сти быстрее после похорон. Между тем все это очень индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успокоился и убедился, что родитель умирать не собирается.

Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товари­щами требует известного мужества. Пережившие горе люди знают, как по­рой болезненно воспринимаются любые слова даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие в обыч­ное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему това­рищу, чем взрослые по отношению к его родителям. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Когда ребенок придет в школу, учитель дол­жен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равноду­шия со стороны учителя. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей может быть назначен «опекуном» такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имеющий аналогич­ный опыт и могущий при необходи­мости поддержать ребенка. Родители и вся семья также требуют поддержки. Важно знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку.

Поглощенный собственными пере­живаниями родитель часто теряет кон­такт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия. Задача учи­теля — не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая воз­можность. Учителю нужно говорить о столь «запретных» вещах, как воров­ство, ложь, болезнь, больница, смерть.

Этим он показывает детям, что с ним можно говорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем, то ребе­нок, с которым случилась беда и кото­рый хочет задать вопросы, поделиться своими волнениями, не видит никого из взрослых, к кому он мог бы об­ратиться.

К моменту, когда ребенок заканчи­вает начальную школу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом. Возможно, наиболее простым и очевидным примером может служить смена времен года.

В одной городской школе учитель воспользовался смертью любимого все­ми детьми кролика. Старший учитель хотел убрать его ночью, но молодой учитель настоял на том, что дети долж­ны его видеть, положить в коробку и похоронить — очень просто, без вся­ких церемоний, во время перемены. Они выбрали место под деревом, дети принесли растения и посадили их на его могиле. Учитель предложил им сделать книгу о своем кролике: вклеить туда фотографии, рисунки, истории о кро­лике. Они спокойно и без лишних эмо­ций сделали очень красивую книгу о кролике; урок был усвоен, память будет жить, а разговоры о печальном событии помогут смириться с утратой.

Рекомендации для учителя началь­ных классов:

1. Наблюдайте за изменениями по­ведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу, агрес­сивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. От­носитесь к этому с терпением, ни­когда не показывайте своего удивле­ния. Не действуйте вопреки ребенку.

2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же по­пытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глаза­ми и сердцем. Обнимите ребенка, возь­мите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся со­брать лучших друзей ребенка, объясни­те им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке по­могут сохранить о нем добрую память.

4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребен­ка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не долж­ны вступать в противоречие с чув­ствами родителя или смущать ребенка.

5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла»). В это время ребенку можно рассказывать множе­ство трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» — такая фраза может стать на­чалом разговора о цирке, и на уроке рисования можно предложить изобра­зить что-нибудь веселое.

6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?». Не говори­те, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сме­нить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так ду­мает. Дети честны, они говорят то, о чем думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа: «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец умер таким моло­дым. Я только знаю, что он любил тебя и ты никогда не забудешь его». Очень важно признать право ребенка на переживание.

7. Старайтесь быть в контакте с роди­телем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасно­сти. Обсуждайте с ним изменения в по­ведении ребенка, в его привычках.

Учитель должен с вниманием от­носиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети по­здравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посовето­вать приготовить поздравление для ба­бушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающе­му ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Ко­нечно, ребенок, долгое время не выходя­щий из кризиса, нуждается в спе­циальной помощи. Здесь требуется спе­циализированная индивидуальная пси­хотерапия как для ребенка, так и для родителя, часто полезной оказывается и семейная терапия.

В средней школе имеет место множе­ство собственно подростковых и юно­шеских проблем. Многие из них на­зывают пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы. Всем мате­рям знаком ответ «Ну и что?» по поводу их волнений и переживаний за под­ростка, увлекающегося мотоциклом. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременно­стью и в лучшем случае с младен­цем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциирует­ся с больницей и похоронами, но не с чувством утраты — до тех пор, пока это не коснется их самих.

Лучшим введением к занятию будет обсуждение причин смерти — старость, болезнь, насилие, несчастные случаи, убийство и самоубийство. Последующие обсуждения могут касаться вопросов похорон и кремации («Бывал ли кто-нибудь из вас на кладбище?»). Учи­тель может организовать поход на кладбище, показать могилы историче­ских лиц. Можно подчеркнуть культур­ные и религиозные различия в похорон­ных ритуалах; необходимо обсудить и светские похороны.

 С этого момента обсуждения могут стать более личными, и учитель должен поинтересоваться, все ли хотят принять в них участие. Как правило, все дети хотят слушать, даже если не стремят­ся говорить сами.

Как поддержать товарищей, по­терявших близких

Для общей дискуссии можно пред­ложить тему: «Как помочь человеку, переживающему горе?». Интересно, что только некоторые предлагают говорить об умершем родственнике. И очень трудно бывает объяснить сильное жела­ние человека поговорить о том, кого он любил и теперь потерял.

«Если бы ты умер, хотел бы ты, чтобы никто о тебе больше не вспо­минал?» — спросил учитель одного весьма циничного подростка. Не по­лучив ответа, он упомянул Джона Леннона: «Представь себе, что со дня смер­ти о нем бы никто не заговорил. Ни­где не было бы его фотографий, запи­сей; что бы чувствовали его вдова и дети?» Этот пример показал классу жизненную необходимость живой памя­ти об умершем.

Родители должны быть внимательны к ребенку, если умирает кто-то из его одноклассников или друзей. Он будет страдать так же, как если бы это были его брат или сестра. Глубоко переживая случившееся, подросток иногда «впа­дает в детство» и начинает общаться при помощи жестов, а не слов.

Помимо обсуждений учитель должен порекомендовать подросткам соответ­ствующую литературу.

Подросток может настолько погру­зиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внешним миром. Если вы замечаете, что он забыл, о чем вы его спросили, постарайтесь проявить терпение, спо­койно повторите свой вопрос или ска­жите, что вы тоже порой забываете что-то. Говорить ребенку, чтобы он больше старался, не впадал в задум­чивость, бесполезно: умственно он со­вершенно дезорганизован. Иногда мож­но предложить подростку работать на уроке так, как если бы он сейчас за­нимался своим любимым видом спор­та. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя рабо­тать, не отставая от класса. Причина нарушения работоспособности не всег­да очевидна. Порой на подростка до­ма возлагают обязанности умершей ма­тери, и девочка просто устает и не высыпается, что прямо отражается на ее учебе. Иногда же ребенок использует свое горе в качестве оправдания пло­хой учебы.

Мы постарались показать, как пере­живает горе ребенок, что он чувствует, в чем испытывает нужду, какого имен­но поведения он ожидает от окружаю­щих его взрослых. Ведь зачастую взрос­лые ведут себя по отношению к стра­дающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упо­минаний о постигшем ребенка горе, ду­мая, что этим оберегают его, а на самом деле предлагают ему самому справлять­ся с горем, самому вырабатывать за­щитные механизмы и искать пути вы­хода из кризиса. Безусловно, не сле­дует рассматривать все сказанное выше как единственно правильное руковод­ство к действию во всех подобных слу­чаях, ибо всегда найдутся дети, осо­бенно более старшего возраста, кото­рые стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими, и к этому нужно относиться с пониманием. Важно иметь в виду, что ребенок может испыты­вать острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но не уметь вы­разить ее, и в этом случае задача взрослого — предложить свою помощь; но если ребенок явно отталкивает взрос­лого, не следует навязывать ему свое участие. Мы не стремились дать читате­лю готовые рецепты, это скорее советы, помогающие выбрать адекватную так­тику поведения по отношению к ребен­ку, которого постигло горе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как помочь ребенку пережить горе iconКак помочь ребенку в учебе?
К тому же, если ребенок видит, что родители искренне заинтересованы в его школьных успехах, он начинает учиться еще старательней,...
Как помочь ребенку пережить горе iconЗначение музыки как вида искусства
Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс,...
Как помочь ребенку пережить горе iconПережить третью четверть
Праздники закончились. Школьники грустно трамбуют по рюкзакам учебники: третья четверть пришла во всей своей красе. Как всегда, надолго...
Как помочь ребенку пережить горе iconУрок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель: помочь ученикам...
Оборудование: текст пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте; портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова
Как помочь ребенку пережить горе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный проект предполагает изучение комедии Грибоедова А. С. «Горе от ума». Призван помочь ребенку глубже понять сложный мир драматического...
Как помочь ребенку пережить горе iconПсихолог родителю
Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку 33
Как помочь ребенку пережить горе iconКак помочь ребёнку стать увереннее!?
Помните, что школьные педагоги часто ассоциируют детскую застенчивость с плохой успеваемостью
Как помочь ребенку пережить горе iconКак воспитать в ребёнке уверенность в себе?
В этом вопросе и помочь вашему ребенку стать увереннее в себе
Как помочь ребенку пережить горе iconДавайте познакомимся с психофизиологическими особенностями детей...
Также рассмотрим самые важные проблемы с которыми приходится сталкиваются нашим детям по пути к взрослению. При рассмотрении особенностей...
Как помочь ребенку пережить горе iconДекоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного...
Без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотвореннойспособной отдавать себя ближнему
Как помочь ребенку пережить горе iconЗадача нового учебного курса создание условий для духовно-нравственного развития
Практические советы родителям, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса
Как помочь ребенку пережить горе iconКак помочь ребенку стать самостоятельнее
Не бойтесь. Пусть они лучше растут фрондерами, бунтарями, колючими ежиками, чем безропотными тихонями, тихими омутами и трусами....
Как помочь ребенку пережить горе iconЗдравствуй, мой неизвестный ровесник
Ты не знал, что скоро придет беда и твоя жизнь перевернется навсегда. В ней надолго поселятся страх и горе, голод и холод, слезы...
Как помочь ребенку пережить горе iconКак же помочь ребенку быстрее приспособиться к новой жизни?
Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям...
Как помочь ребенку пережить горе iconМетодическими рекомендации «Как родители могут помочь ребенку учиться»...
В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения,...
Как помочь ребенку пережить горе iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск