Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса»





Скачать 90.01 Kb.
НазваниеВладимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса»
Дата публикации26.09.2014
Размер90.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса»
Проблемы российской школы, постоянно обсуждаемые образовательным сообществом, связаны в первую очередь с качеством подготовки учителей. При современном оснащении и новейших информационных технологиях, которые можно эффективно использовать в учебном процессе, школа продолжает стагнировать. Большинство выпускников педвузов имеют весьма отдаленное представление о практической деятельности учителя и не владеют базовыми компетенциями педагога. О том, какие изменения необходимы в системе педагогического образования для решения этих проблем, журнал «КО» беседовал с Владимиром Шадриковым, директором Института содержания образования Института развития образования ГУ-ВШЭ, председателем Высшего экспертного совета агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

- Как Вы охарактеризуете сегодняшнее состояние педагогического образования в России?

- Безусловно, педагогическое образование в России нуждается в модернизации. Так как я участвую в процедурах аттестации педагогических кадров, могу подтвердить, что высказанная руководством страны озабоченность качеством педобразования вполне обоснована. Реальное положение дел соответствует тому нелестному представлению об уровне подготовки современных педагогов, которое сложилось в обществе.
- Ваше мнение относительно идеи оптимизации сети педагогических вузов и факультетов?

- Сеть педагогических учебных заведений уже оптимизирована и приближена к потребителю: в каждой области есть пединститут или университет, благодаря чему региональная система образования имеет возможность заказывать кадры педвузам и оказывать влияние на содержание и качество подготовки.

Да, состояние педобразования требует коренных изменений, но вывод заключается не в том, чтобы трансформировать педагогические вузы в филиалы классических университетов, а в том, чтобы действительно принципиально изменить качество образования в педагогических институтах. От того, что мы переведем педагогические учебные заведения в состав крупных университетов, качество подготовки учителей – я глубоко убежден в этом – не изменится, а может быть, станет еще хуже.

Это принципиальный момент, так как если будет избран подобный путь, вся работа по оптимизации качества педобразования выльется в организационные перестройки вузов. Если мы к авиационной корпорации «пристегнем» кондитерскую фабрику, качество конфет от этого не улучшится – этот принцип актуален и для обсуждаемой нами сферы.

Кроме того, нельзя сделать один педагогический университет на три-четыре области, потому что это повлечет за собой множество социальных проблем, такие как предоставление жилья молодым педагогам, которые должны будут переехать в другой город.
ВСТАВКА

Пути повышения качества педагогического образования достаточно ясны, но есть опасность, что сегодня, осознавая необходимость изменений, мы вместо решения очевидных проблем займемся суетой, связанной с реструктуризаций – как это, к сожалению, часто бывает.

КОНЕЦ ВСТАВКИ
- В таком случае какие пути оптимизации качества педагогического образования Вы предлагаете?

- Повышение качества подготовки педагогов связано с несколькими проблемами. В первую очередь, необходимо изменить предметную часть содержания образования. Вторая детерминанта – изменение содержания психолого-педагогической подготовки. Третья составляющая – модернизация методов обучения студентов. Мы должны организовать учебный процесс так, чтобы педагог выходил из вуза не со знаниями того, как преподавать, а с практическими компетенциями. Педагог слышит, что надо, например, мотивировать учебную деятельность ученика или грамотно осуществлять педагогическое оценивание, но не знает, как это правильно делать. Поэтому результатом обучения должно быть приобретение компетенций, связанных с решением узловых проблем организации учебной деятельности в школе.

Кроме того, необходимо поднять конкурс в педагогические вузы, потому что качество студента прямо пропорционально качеству абитуриента. Недаром все престижные вузы борются за лучших выпускников школ. Все высшие учебные заведения, которые мы традиционно относим к элитным, проводят огромную работу по привлечению талантливой молодежи, организуют олимпиады, объявляют конкурсы проектов.

В свое время в США в целях повышения уровня подготовки педагогических кадров было организовано движение «Служи Америке!», целью которого стало привлечение наиболее талантливых к преподавательской деятельности, которая объявлялась прямым служением своей стране.

Конечно, нельзя оставлять без внимания и материально-техническое обеспечение учебного процесса в педвузах. Выполнение условий реализации образовательной деятельности, закрепленное в новых госстандартах, – это тоже одна из первостепенных задач.

При всех обозначенных проблемах я уверен в высоком потенциале российской педагогической школы, который может быть достойно реализован, если работа по повышению качества образования пойдет в нужном направлении.
- Что Вы подразумеваете под изменением предметной части содержания образования?

- В свое время пединституты взяли за основу предметной части содержания программы университетов. Однако содержание предметной подготовки в университете и в педагогическом вузе имеют разную направленность: в первом случае – подготовка научного работника, во втором – учителя, который будет преподавать этот предмет в школе.

Мы предлагаем перестроить содержание программ педобразования по принципу, называемому «петлей фундирования». Фундирование предполагает, что институтский курс, например, физики выстраивается на основе курса школьной физики, каждый раздел которого получает более подробное и глубокое изучение в вузе. Такой процесс последовательного углубления содержания школьной программы позволяет подготовить учителя, который прекрасно разбирается в школьном материале, знает его историю и может использовать его практически с помощью эффективных педагогических методик.

На базе Ярославского педагогического университета проведен эксперимент по использованию «петли фундирования» в подготовке учителей, после которого были получены очень хорошие результаты.

Любое содержание школьного образования представляет собой избранные главы из определенной сферы научного знания. Вся математика никогда не преподается в школе, только отдельные темы, которые оформляются в целостный курс. Когда мы говорим о содержании педагогического образования, темы должны выбираться так, чтобы углублять содержание школьного курса. Избранное множество будет пересекаться с университетским курсом, но не совпадать с ним. Кроме того, содержание предметной части педагогического образования должно быть методически обработано, чтобы облегчить будущему учителю его использование на практике.

На сегодняшний день не только предметная, но и психолого-педагогическая часть педагогических программ не адекватны современным требованиям. Основные компетенции выпускника должны относиться к области мотивации учащихся, постановки цели, учета личностных особенностей, разработки программ индивидуализированного обучения, принятия педагогических решений. Сформировать такие компетенции можно только перестроив педобразование и введя систему мастер-классов по отработке этих навыков. При существующей схеме психолого-педагогических дисциплин приобрести эти компетенции почти невозможно. Система практики не выдерживает никакой критики. За весь этот период студент дает 3-4 урока, причем когда он к ним готовится, его преследуют три мысли: ничего не забыть, успеть в отведенное уроком время и не закончить изложение материала слишком рано. Ни о каких методиках и речи не идет.

Еще один важный момент – должны быть достаточно высокими требования к преподавателям самого высшего учебного заведения. Для меня в этом отношении всегда были показательными медицинские вузы. Когда профессор медицинского университета приходит больницу, больные начинают перешептываться: «Профессор пришел!» Когда профессор педагогического университета приходит в школу, никакого пиетета не замечается и шепота не слышно. На своем опыте могу утверждать, что некоторые преподаватели педвузов просто боятся идти в школу, не ощущая в себе готовности к практической работе. А должно быть наоборот: школьные учителя должны смотреть на вузовского преподавателя с вдохновением, потому что он может научить и показать, как нужно вести урок, как справляться с проблемами учеников.
- Что можно сказать о заинтересованности нынешних студентов и выпускников в педагогической карьере?

- Профессия учителя была и остается одной из наиболее уважаемых, однако падение интереса к ней прежде всего было связано с абсолютно неадекватным уровнем оплаты труда. Кстати, проблема материального обеспечения учителей остается все такой же острой: только в Москве этот вопрос решен, и как результат большинство студентов московских педагогических учебных заведений хотят работать по профессии. А в регионах, где зарплата учителя ниже прожиточного минимума, люди либо уходят из школы, либо берут дополнительную нагрузку, подработки, занимаются репетиторством. Все это отрицательно сказывается на качестве их основной деятельности.
- Насколько эффективна, на Ваш взгляд, действующая в России система аттестации педагогов?

- Как известно, учителя обязаны проходить аттестацию каждые пять лет, и в результате этой процедуры получать стимул для повышения квалификации и личностного роста. Однако здесь встает вопрос о том, насколько соответствуют поставленной задаче критерии оценки, какова доля объективности. Я уже третий год работаю по контрактам с Минобрнауки РФ над разработкой критериев оценки качества работы учителя. Эти критерии впоследствии могут быть использованы при регулярной аттестации педагогов. Кроме того, результаты аттестации должны способствовать тому, чтобы грамотно выстраивались процессы повышения квалификации в учебных заведениях, реализующих программы дополнительного педагогического образования.
Расскажите подробнее о планируемом партнерстве РАО с АККОРК в сфере общественно-профессиональной аккредитации педагогических вузов. Каковы причины этого взаимодействия?

Основная цель этого проекта – формирование такой системы аккредитации педагогических учебных заведений, которая способствовала бы решению обсуждаемых нами задач. В результате экспертиз вузы должны получать не только оценку, но и рекомендации по модернизации содержания образования, методов и характера подготовки. В этом контексте РАО, зная историю деятельности агентства АККОРК, механизмы и принципы его работы, сочла возможным использовать этот опыт в новой системе общественно-профессиональной аккредитации, которая будет основываться не только на национальных, но и на европейских стандартах качества образования. АККОРК является членом авторитетных международных сетей по гарантии качества образования, и в его подходах учтены критерии и механизмы оценки учебных заведений, принятые европейским образовательным сообществом. В этом контексте Агентство может внести существенный вклад в формирование современной и эффективной системы аккредитации педагогических вузов.


ВСТАВКА

Компетентности педагога (из Проекта профессионального стандарта педагогической деятельности 2006 г. под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова):

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика

  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока

  • компетентность в целеполагании учебной деятельности

  • компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении

  • компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)

  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач

  • компетентность в разработке программ деятельности и поведения

  • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

  • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;

  • компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)

  • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

КОНЕЦ ВСТАВКИ


ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р. 1939), доктор психологических наук (1977), профессор (1978).

Известный отечественный психолог и педагог, деятель образования.

Окончил физико-математический факультет Ярославского педагогического института им. К.Д. Ушинского (1962). На педагогической работе с 1962 г.; с 1970 г. преподавал в Ярославском государственном университете (в 1976-82 проректор). В 1982 году Владимир Дмитриевич Шадриков назначается ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. В 1985 году В.Д. Шадриков получает приглашение в Москву на должность заместителя министра просвещения СССР. В дальнейшем он занимал должности первого заместителя председателя Госкомитета СССР по образованию — министра СССР (1988—1991), заместителя министра образования РФ (1991—2001). В 1990 году В.Д. Шадриков был избран действительным членом АПН СССР.
Он один из учредителей (1992) и академик Российской академии образования, член ряда общественных академий, член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов. Под руководством Владимира Дмитриевича подготовлено 11 докторских и 53 кандидатские диссертации. Он автор более 200 научных работ, из них — 15 монографий. Почетный профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Белгородского технологического университета им. Шухова.
В.Д. Шадриков удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы РФ». Лауреат премий Президента РФ (1999) и Правительства РФ (2005), премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996). Награжден орденами Почета (2002, за разработку государственных стандартов ВПО), Св. благоверного князя Даниила Московского, медалями им. Н.К. Крупской (1989), им. К.Д. Ушинского (1989), им. А.С. Макаренко (1990), Золотой медалью «За достижения в науке» Российской академией образования (2007), знаком «Почетный работник науки и техники РФ» (2007), имеет другие знаки отличия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconНа уроках химии
Выпускник современной школы должен самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconМетодические указания по выполнению письменных работ (для студентов дневного отделения)
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом к профессиональной подготовленности...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconТемы рефератов по разделу «Компьютерные телекоммуникации»
Реферат должен быть объемом 2-5 печатных листов. Ученик должен уметь рассказать содержание реферата и отвечать на вопросы по теме....
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авдеева, С. Ресурсы для будущего: что должен уметь выпускник 2020 года / С. Авдеева, беседу вела Е. Муравьева // Учительская газета....
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconМ еждународный банковский институт
Выпускник вуза должен уметь не только читать литературу по специальности на иностранном языке, но и передавать полученную информацию...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПамятка студенту-заочнику по организации учебного процесса
«Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconИнформация по оснащенности учебного процесса и оборудования учебных...
Лицензионное программное обеспечение, необходимое для организации учебного процесса
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПоложением о модульной системе организации учебного процесса
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПоложение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида...
Настоящее Положение определяет порядок организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья мбоу «Тогурская...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образовательного процесса произошел...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconГребёнкиной Лидии Андреевны пояснительная записка в 2011 году в силу...
В 2011 году в силу вступили фгос. Изменился подход к организации учебного процесса, роль учителя в организации урока и подходы к...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать состав чисел первого десятка, уметь решать простые и составные задачи. Уметь читать и записывать числа от 0 до 100, сравнивать...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconВ настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для...
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития,...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ьность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных...
Владимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск